Урок окружающего мира в 1 классе Где зимуют птицы?
Учитель: Токарева Т.Г.
МОУ СОШ № 12 г. Томска
Урок естествознания в 1-ом классе
Где зимуют птицы?
Задачи урока:
закрепить и расширить знания о птицах, зимующих в наших краях;
познакомить с перелётными птицами;
учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;
формировать представления о научном поиске, методах работы учёных.
Оборудование: иллюстрации с изображением перелётных и зимующих птиц, кормушки; маски-шапочки для инсценирования; аудиокассета «Голоса птиц»; раздаточный материал – разрезанные на части картинки с птицами, план описания птицы, таблица «Прилёт птиц весной».
Оргмомент. Упражнения для развития речевого дыхания и голоса.
Работа в парах: на парте разрезанная на части картинка с изображением птиц. Нужно вместе собрать её и назвать, кто на ней изображён.
- Мы назвали много птиц, а вот теперь попробуем сами превратиться в них. Сейчас мы попробуем с вами устроить небольшой птичий хор. Я показываю вам изображение птицы, называю её вам (а если она хорошо знакома, то вы мне), а затем мы вместе поём птичью песенку.
Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить». Снегирь: «Фью-фью-фью». Осоед: «Кине-е-кине-е». перепелятник: «Кик-кик-кик». Коростель: «Крэк-крэк-крэк». Камнешарка: «Тюке-тюке, тюке-тюке». Вальдшнеп: «Хорк-хорк-хорк-хорк». Поморник: «Кри-кри-кри, кр-р-р». Клуша (чайка): «Га-ак-аг-аг, гре, гри».
Сообщение темы урока.
В класс вбегает ребёнок в костюме Сороки.
Сорока. Тра-та-та-та-та! Всем привет! Как дела? Весна приближается! Красота! Красота! Все птицы радуются – тепло, хорошо! А вот я вам двоих привела, так они утверждают, что ни зимы, ни весны вообще не бывает! Послушайте, что говорят!
Заходят дети в шапочках цапли и скворца.
Скворец. Ты чего такая печальная, Цапля?
Цапля. Ах, Соловей, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишка серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, был на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
- Ребята, как же так? Почему Скворец и Цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
- Потому что это перелётные птицы. На зиму они улетают в тёплые края.
- А вот почему это бывает и со всеми ли птицами происходит, мы и узнаем на сегодняшнем уроке.
Объяснение нового материала.
- Ребята, как вы думаете, где зимуют птицы?
- Некоторые птицы остаются зимовать в наших краях, а некоторые улетают на юг, туда, где тепло.
- Давайте вспомним тех пернатых друзей, что не покидают нас даже в холодные зимние дни. Это зимующие птицы.
На доске начинается составление схемы.
птицы
зимующие
- Давайте вспомним, кого мы видели у наших птичьих столовых зимой.
На доске вывешивается изображение кормушки и рисунки с птицами: скворец, ласточка, снегирь, поползень, воробей, ворона, грач, цапля, синица. Дети выбирают птиц, которые могли прилетать к кормушке и прикрепляют их на ветках. О каждой птице они рассказывают то, что им про неё известно по плану:
Название птицы.
Опиши её внешний вид.
Где живёт птица?
Чем она питается?
Как птица подаёт голос?
Какую пользу приносит?
Мимические упражнения: изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»
- Скажите, ребята, почему эти птицы остаются зимовать в наших краях, ведь зимой им очень несладко приходится?
- Эти птицы могут найти себе достаточно корма: они питаются семенами различных растений, крошками, их подкармливают люди. Поэтому они могут выжить зимой и им нет необходимости улетать от нас в тёплые края.
Сорока. А теперь меня послушайте! Оказывается, не так-то уж плохо нам здесь живётся! Мы вообще здесь на курорте! Вот что со мной однажды было.
Инсценирование сказки Н.Сладкова «Курорт «Сосулька».
Сижу я как-то на заснеженной ёлке и плачусь на судьбу свою горькую:
- Все перелётные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!
И слышу вдруг голос.
Выходят Сова, Свиристель, белая Куропатка, Снегирь.
Сова. Это смотря на какой зимовке, Сорока!
Сорока. На какой, на какой – на обыкновенной!
Сова. Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие – в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные – как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать-курортничать с Севера прилетели. Я – Сова белая, и они – свиристель и Снегирь, и белая куропатка.
Сорока. Что-то я не пойму толком! Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег – и у нас снег, у вас мороз – и у нас мороз. Тоже мне курорт – одно горе.
Свиристель. Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей.
Снегирь. Но главное – это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов!
Куропатка. Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь – чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.
Сова. В тундре сейчас спряталось всё, а у вас и мыши, и зайцы. Весёлая жизнь!
Сорока. Век живи, век учись! Выходит мне не плакаться надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!
Свиристель. Так-то, Сорока! А о жарких зимовках ты не жалей!
Снегирь. Тебе на твоих куцых крыльях всё равно в такую даль не долететь.
Куропатка. Курортничай лучше с нами!
- Очень интересная история, Сорока! Ребята, какой птицей назвала себя Сорока?
- Она оседлая птица.
- Как вы понимаете это слово?
- Она остаётся зимовать на месте, никуда не улетает.
- А что за гости появились в наших лесах? Откуда они?
- Это птицы, прилетевшие из более холодных мест. Им стало труднее добывать у себя пищу, там морозы сильнее, вот они и перебрались к нам.
- Таких птиц называют кочующими.
Продолжается составление схемы на доске:
птицы
зимующие
оседлые кочующие
- Вернёмся к той группе птиц, которых мы с вами никогда не встретим у зимней птичьей столовой.
Ребята называют птиц, чьи изображения остались на доске. О каждой птице они рассказывают то, что им про неё известно по плану (см. выше).
- Почему же зимой мы никогда не встречаемся с ними?
- Эти птицы не остаются зимовать в наших краях, они улетают на зиму в жаркие страны.
- Почему так происходит?
- С наступлением зимы исчезают насекомые, лягушки – то, чем питаются эти птицы. Если они останутся зимовать в наших краях, то погибнут от голода.
- Эту группу птиц называют перелётными. Как вы понимаете это слово?
- Это птицы, которые совершают перелёты, перелетают из одного района Земли в другой.
На доске заканчивается работа со схемой:
птицы
перелётные зимующие
оседлые кочующие
- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?
Выслушиваются ответы детей.
- Птицы собираются стаями и летят: строем и россыпью, вереницами, клиньями, цепочками. Днём и ночью летят, над самой землёй и над облаками, молча или крича особыми «дорожными» голосами. Одни летят не спеша, другие торопятся изо всех сил.
Мимические упражнения. Выразить состояние грусти и печали. Показать: вы прощаетесь с улетающими птицами.
- Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Каждый вид птиц имеет свои излюбленные места для перелётов. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию.
- Раньше люди не знали, куда с наступлением зимы исчезают птицы. Но, конечно же, они задумывались над этим вопросом.
Сорока. Я знаю! Я знаю! Мне моя бабушка рассказывала, что в старину люди думали, что птицы вообще никуда не улетают, а… прячутся. Кто в щели, кто в дупла, а кто даже под воду, в ил. Прячутся или «оборачиваются» - кукушка ястребом, соловей синицей, скворец дятлом. А некоторые уверяли, что осенью птицы прямиком отправляются… на Луну. Люди не верили, что маленьким пичужкам по силам перелететь через море и горы. Они думали, что маленькие птички летали не сами, а верхом на больших: орлах, журавлях и гусях.
- Со временем учёные узнали, куда улетают перелётные птицы. Как же им это удалось?
Дети высказывают свои предположения.
- Оказывается, учёным помогли маленькие кольца, которые они стали надевать на лапки птиц. Давайте их внимательно рассмотрим и подумаем, как же они могли помочь учёным.
Дети рассматривают рисунок с кольцами и высказывают свои предположения.
- На каждом кольце свой номер и адрес, где птица была окольцована. Когда в других странах кто-то встречал окольцованную птицу, он обязательно сообщал об этом. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы.
- Весной птицы спешат вернуться в родные края. Гуси так спешат, что, бывает, мозоли под крыльями набивают. Торопятся в родные края, где вылупились из яйца, где впервые увидели небо и землю, где первый раз взлетели в воздух. Длинен, опасен и труден их перелётный путь. Но тем радостнее момент встречи с родными местами.
Мимические упражнения. Изобразить радость перелётных птиц, увидевших родные края после возвращения из дальних странствий.
- Ребята, а как вы думаете, из своих дальних перелётов весной все птицы возвращаются одновременно?
Выслушиваются предположения детей. Ребятам раздаётся таблица «Прилёт птиц весной».
Прилёт птиц
Сроки прилёта | Волна | Состояние природы | Доступные корма | Какие птицы вернулись |
1 волна | Сход снега и вскрытие рек | Семена и насекомые в почве | Грачи, утки, скворцы, жаворонки | |
2 волна | Разлив рек | Семена, насекомые, грызуны | Зяблики, трясогузки, зарянки, пустельга, скопа | |
3 волна | Поля и луга полностью освобождены от снега | Ранние травы, насекомые | Пеночки, лесные коньки | |
4 волна | Много насекомых | Горихвостки, ласточки, кукушки | ||
5 волна | Иволга, соловей, стриж | |||
6 волна | Славки | |||
Разбившись на пары, птицы строят гнёзда, откладывают яйца, выращивают птенцов |
- К себе на родину птицы возвращаются своеобразными волнами. Рассмотрите внимательно таблицу.
- Какие птицы прилетают раньше других? Кто позже всех возвращается на родину?
- Попробуйте сделать вывод, от чего зависят сроки прилёта птиц.
- То, когда птицы возвращаются к себе на родину, зависит от изменений, происходящих в природе и от того, стало ли достаточно корма, который им нужен.
Домашнее задание.
- В нашей таблице вы видите одну пустую графу. В ней не указано время возвращения птиц в наши края. Вы понаблюдаете за прилётом птиц и попробуете сами заполнить эту таблицу до конца.
Итог урока.
- Где зимуют птицы? С чем это связано?
- Что нового, интересного вы сегодня узнали? О чём бы вам хотелось рассказать другим?