Урок окружающего мира в 1 классе Где зимуют птицы?

2
0
Материал опубликован 12 March

Учитель: Токарева Т.Г.

МОУ СОШ № 12 г. Томска

Урок естествознания в 1-ом классе


Где зимуют птицы?

Задачи урока:

закрепить и расширить знания о птицах, зимующих в наших краях;

познакомить с перелётными птицами;

учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;

формировать представления о научном поиске, методах работы учёных.

Оборудование: иллюстрации с изображением перелётных и зимующих птиц, кормушки; маски-шапочки для инсценирования; аудиокассета «Голоса птиц»; раздаточный материал – разрезанные на части картинки с птицами, план описания птицы, таблица «Прилёт птиц весной».

Оргмомент. Упражнения для развития речевого дыхания и голоса.

Работа в парах: на парте разрезанная на части картинка с изображением птиц. Нужно вместе собрать её и назвать, кто на ней изображён.

- Мы назвали много птиц, а вот теперь попробуем сами превратиться в них. Сейчас мы попробуем с вами устроить небольшой птичий хор. Я показываю вам изображение птицы, называю её вам (а если она хорошо знакома, то вы мне), а затем мы вместе поём птичью песенку.

Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить». Снегирь: «Фью-фью-фью». Осоед: «Кине-е-кине-е». перепелятник: «Кик-кик-кик». Коростель: «Крэк-крэк-крэк». Камнешарка: «Тюке-тюке, тюке-тюке». Вальдшнеп: «Хорк-хорк-хорк-хорк». Поморник: «Кри-кри-кри, кр-р-р». Клуша (чайка): «Га-ак-аг-аг, гре, гри».

Сообщение темы урока.

В класс вбегает ребёнок в костюме Сороки.

Сорока. Тра-та-та-та-та! Всем привет! Как дела? Весна приближается! Красота! Красота! Все птицы радуются – тепло, хорошо! А вот я вам двоих привела, так они утверждают, что ни зимы, ни весны вообще не бывает! Послушайте, что говорят!

Заходят дети в шапочках цапли и скворца.

Скворец. Ты чего такая печальная, Цапля?

Цапля. Ах, Соловей, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишка серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, был на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

- Ребята, как же так? Почему Скворец и Цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

- Потому что это перелётные птицы. На зиму они улетают в тёплые края.

- А вот почему это бывает и со всеми ли птицами происходит, мы и узнаем на сегодняшнем уроке.

Объяснение нового материала.

- Ребята, как вы думаете, где зимуют птицы?

- Некоторые птицы остаются зимовать в наших краях, а некоторые улетают на юг, туда, где тепло.

- Давайте вспомним тех пернатых друзей, что не покидают нас даже в холодные зимние дни. Это зимующие птицы.

На доске начинается составление схемы.

t1741749538aa.gifптицы


зимующие

- Давайте вспомним, кого мы видели у наших птичьих столовых зимой.

На доске вывешивается изображение кормушки и рисунки с птицами: скворец, ласточка, снегирь, поползень, воробей, ворона, грач, цапля, синица. Дети выбирают птиц, которые могли прилетать к кормушке и прикрепляют их на ветках. О каждой птице они рассказывают то, что им про неё известно по плану:

Название птицы.

Опиши её внешний вид.

Где живёт птица?

Чем она питается?

Как птица подаёт голос?

Какую пользу приносит?

t1741749538ab.jpg

Мимические упражнения: изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»

- Скажите, ребята, почему эти птицы остаются зимовать в наших краях, ведь зимой им очень несладко приходится?

- Эти птицы могут найти себе достаточно корма: они питаются семенами различных растений, крошками, их подкармливают люди. Поэтому они могут выжить зимой и им нет необходимости улетать от нас в тёплые края.

Сорока. А теперь меня послушайте! Оказывается, не так-то уж плохо нам здесь живётся! Мы вообще здесь на курорте! Вот что со мной однажды было.

Инсценирование сказки Н.Сладкова «Курорт «Сосулька».

Сижу я как-то на заснеженной ёлке и плачусь на судьбу свою горькую:

- Все перелётные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!

И слышу вдруг голос.

Выходят Сова, Свиристель, белая Куропатка, Снегирь.

Сова. Это смотря на какой зимовке, Сорока!

Сорока. На какой, на какой – на обыкновенной!

Сова. Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие – в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные – как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать-курортничать с Севера прилетели. Я – Сова белая, и они – свиристель и Снегирь, и белая куропатка.

Сорока. Что-то я не пойму толком! Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег – и у нас снег, у вас мороз – и у нас мороз. Тоже мне курорт – одно горе.

Свиристель. Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей.

Снегирь. Но главное – это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов!

Куропатка. Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь – чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.

Сова. В тундре сейчас спряталось всё, а у вас и мыши, и зайцы. Весёлая жизнь!

Сорока. Век живи, век учись! Выходит мне не плакаться надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!

Свиристель. Так-то, Сорока! А о жарких зимовках ты не жалей!

Снегирь. Тебе на твоих куцых крыльях всё равно в такую даль не долететь.

Куропатка. Курортничай лучше с нами!

- Очень интересная история, Сорока! Ребята, какой птицей назвала себя Сорока?

- Она оседлая птица.

- Как вы понимаете это слово?

- Она остаётся зимовать на месте, никуда не улетает.

- А что за гости появились в наших лесах? Откуда они?

- Это птицы, прилетевшие из более холодных мест. Им стало труднее добывать у себя пищу, там морозы сильнее, вот они и перебрались к нам.

- Таких птиц называют кочующими.

Продолжается составление схемы на доске:

t1741749538aa.gifптицы


зимующие

t1741749538ac.gift1741749538aa.gif

оседлые кочующие

- Вернёмся к той группе птиц, которых мы с вами никогда не встретим у зимней птичьей столовой.

Ребята называют птиц, чьи изображения остались на доске. О каждой птице они рассказывают то, что им про неё известно по плану (см. выше).

- Почему же зимой мы никогда не встречаемся с ними?

- Эти птицы не остаются зимовать в наших краях, они улетают на зиму в жаркие страны.

- Почему так происходит?

- С наступлением зимы исчезают насекомые, лягушки – то, чем питаются эти птицы. Если они останутся зимовать в наших краях, то погибнут от голода.

- Эту группу птиц называют перелётными. Как вы понимаете это слово?

- Это птицы, которые совершают перелёты, перелетают из одного района Земли в другой.

На доске заканчивается работа со схемой:

птицы

t1741749538ad.gift1741749538ae.gif

перелётные зимующие

t1741749538ac.gift1741749538aa.gif

оседлые кочующие

- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

Выслушиваются ответы детей.

- Птицы собираются стаями и летят: строем и россыпью, вереницами, клиньями, цепочками. Днём и ночью летят, над самой землёй и над облаками, молча или крича особыми «дорожными» голосами. Одни летят не спеша, другие торопятся изо всех сил.

Мимические упражнения. Выразить состояние грусти и печали. Показать: вы прощаетесь с улетающими птицами.

- Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Каждый вид птиц имеет свои излюбленные места для перелётов. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию.

- Раньше люди не знали, куда с наступлением зимы исчезают птицы. Но, конечно же, они задумывались над этим вопросом.

Сорока. Я знаю! Я знаю! Мне моя бабушка рассказывала, что в старину люди думали, что птицы вообще никуда не улетают, а… прячутся. Кто в щели, кто в дупла, а кто даже под воду, в ил. Прячутся или «оборачиваются» - кукушка ястребом, соловей синицей, скворец дятлом. А некоторые уверяли, что осенью птицы прямиком отправляются… на Луну. Люди не верили, что маленьким пичужкам по силам перелететь через море и горы. Они думали, что маленькие птички летали не сами, а верхом на больших: орлах, журавлях и гусях.

- Со временем учёные узнали, куда улетают перелётные птицы. Как же им это удалось?

Дети высказывают свои предположения.

- Оказывается, учёным помогли маленькие кольца, которые они стали надевать на лапки птиц. Давайте их внимательно рассмотрим и подумаем, как же они могли помочь учёным.

Дети рассматривают рисунок с кольцами и высказывают свои предположения.

- На каждом кольце свой номер и адрес, где птица была окольцована. Когда в других странах кто-то встречал окольцованную птицу, он обязательно сообщал об этом. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы.

- Весной птицы спешат вернуться в родные края. Гуси так спешат, что, бывает, мозоли под крыльями набивают. Торопятся в родные края, где вылупились из яйца, где впервые увидели небо и землю, где первый раз взлетели в воздух. Длинен, опасен и труден их перелётный путь. Но тем радостнее момент встречи с родными местами.

Мимические упражнения. Изобразить радость перелётных птиц, увидевших родные края после возвращения из дальних странствий.

- Ребята, а как вы думаете, из своих дальних перелётов весной все птицы возвращаются одновременно?

Выслушиваются предположения детей. Ребятам раздаётся таблица «Прилёт птиц весной».

Прилёт птиц

Сроки прилёта

Волна

Состояние природы

Доступные корма

Какие птицы вернулись


1

волна

Сход снега и вскрытие рек

Семена и насекомые в почве

Грачи, утки, скворцы, жаворонки


2 волна

Разлив рек

Семена, насекомые, грызуны

Зяблики, трясогузки, зарянки, пустельга, скопа


3

волна

Поля и луга полностью освобождены от снега

Ранние травы, насекомые

Пеночки, лесные коньки


4

волна


Много насекомых

Горихвостки, ласточки, кукушки


5

волна



Иволга, соловей, стриж


6

волна



Славки


Разбившись на пары, птицы строят гнёзда, откладывают яйца, выращивают птенцов

- К себе на родину птицы возвращаются своеобразными волнами. Рассмотрите внимательно таблицу.

- Какие птицы прилетают раньше других? Кто позже всех возвращается на родину?

- Попробуйте сделать вывод, от чего зависят сроки прилёта птиц.

- То, когда птицы возвращаются к себе на родину, зависит от изменений, происходящих в природе и от того, стало ли достаточно корма, который им нужен.

Домашнее задание.

- В нашей таблице вы видите одну пустую графу. В ней не указано время возвращения птиц в наши края. Вы понаблюдаете за прилётом птиц и попробуете сами заполнить эту таблицу до конца.

Итог урока.

- Где зимуют птицы? С чем это связано?

- Что нового, интересного вы сегодня узнали? О чём бы вам хотелось рассказать другим?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.