Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Кто такие птицы?»
Пояснительная записка к презентации
Урок окружающего мира в 1 классе
Подготовила: учитель начальных классов Рогожа Е.П.
Тема: Кто такие птицы?
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.
Задачи:
1.Образовательные: учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов.
2.Развивающие: создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения, внимания, мышления
3.Воспитательные: Воспитывать доброту, ответственность, чувство заботы и любви к природе.
Методы и приемы: коммуникативный, деятельностный подход
Используемые технологии: игровые, элементы личностно-ориентированной технологии, информационно - коммуникационные технологии.
Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Основные понятия, термины: птица, перо, стержень, бородки.
Оборудование: компьютер, телевизор, электронное приложение к учебнику (раздел «Кто? Что? тема «Кто такие птицы?»), презентация, учебник «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков), карточки с заданием;
у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные:
регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные-овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Ход урока:
1 . Организационный момент
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Ни минуты не теряем
Вместе всё запоминаем.
-Ребята! Мы продолжаем наше путешествие в мир живой природы и сегодня будем открывать для себя удивительные вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.
2. Актуализация знаний.
-Вспомните, какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые)
Слушайте внимательно вопросы, отвечайте только «Да или нет» поднимая руку.
а) Муравей, пчела, стрекоза – насекомые. (Да)
б) У насекомых три пары ног. (Да)
в) Акула – речная рыба. (Нет)
г) Рыбы живут в воде. (Да)
д) Паук – это насекомое. (Нет)
е) Тело у всех рыб покрыто чешуёй. (Нет)
– А у каких рыб тело не покрыто чешуёй? (сом, налим, акула…) Молодцы!
2) Индивидуальная работа. У вас на партах( в учебнике) карточки с заданием (Приложение1)
Рассмотрите рисунки и закрасьте кружок красным цветом, если это рыба, и зеленым, если это – насекомое.
- А вы все кружочки закрасили? (нет)
- Почему ? Под каким изображением кружок остался не закрашенным? (птичка -голубь)
- Ребята, а почему вы птичку не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам? (нет чешуи, нет 6 ног).
III. Самоопределение к деятельности.
- Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? (птицам).
Сегодня мы узнаем: Кто такие птицы? Чем они отличаются от других животных?
ΙΙΙ. Сообщение темы и цели урока.
Слайд К нам на урок пришел муравей Вопросик.
Слайд
Он приглашает нас в лес на прогулку. Представьте себе, что мы очутились в лесу. Здесь так много интересного. Каких животных можно встретить в лесу? (зверей, насекомых, птиц).
ΙV. Мотивация учебной деятельности.
- Послушайте рассказ муравья Вопросика и постарайтесь запомнить животных, которых увидел он в лесу. Слайд
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку.
- Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы - подумал Муравей.
-Чтобы увидеть животных, о которых говорил Муравей, нам необходимо открыть учебник на стр. 36. Рассмотрите животных. Действительно ли все они птицы?
- А вы как думаете, ребята? (Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое).
- Учитель спрашивает: «Знает ли кто-нибудь из вас животное похожее на белку, о котором сказал Муравей?»
Слайд
( Если дети не знают, учитель сообщает: Это белка-летяга.) Птица ли она? А летучая мышь — птица?
V. Работа по теме урока.
1. Выявление существенного признака птиц. Работа по учебнику.
Давайте поможем муравью Вопросику найти основное отличие птиц от других животных?
- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо.
(электронное приложение к учебнику (раздел «Кто? Что? тема «Кто такие птицы?»)
- Посмотрите на птиц, которые изображены на доске. Найдите их общий признак. (перья).
- Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, кто такие птицы? (Это животные, …..)
Слайд (Животные, тело которых покрыто перьями).
- Давайте посмотрим, такой ли вывод подсказывает нам Мудрая Черепаха. (в учебнике на стр. 37).
Значит, курица – птица, у неё тело покрыто перьями и есть крылья, а у остальных животных перьев нет.)
Каких птиц вы знаете?
Физминутка « Лебеди»
2. Знакомство со строением тела птицы.
- Мудрая Черепаха предлагает нам познакомиться со строением птицы. (учебник, стр. 36).
- Рассмотрите строение птицы на примере голубя. Назовите основные части тела. Давайте познакомимся со строением птицы. Рассмотрите рисунок. Слайд.
-Какую птицу вы узнали?
Давайте рассмотрим части тела птицы.
Голова
Тело (туловище)
Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.
-А форма тела вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.
Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.
Ноги.
У птицы 2 ноги. Нужны они не только для того, чтобы ходить. Ногами птицы хватают, гребут,защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка (см. муляж утки - модель предмета в натуральную величину) между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.
Хвост.
Клюв.
Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Самый большой нос- у пеликана, а самый маленький – у ласточки. Без клюва птица – как мы без рук.
А вы когда – нибудь задумывались, почему у птиц разные клювы?
Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые.
Шея
- А сейчас я проверю как вы запомнили все части тела птицы. Я буду показывать, а вы хором называть (голова, тело, крылья, хвост, ноги, клюв, шея) (Муляж утки )
- Посмотрите на доску. Кто это? Ласточка и сова- это птицы? (Да.) Докажите свой ответ. (Тело ласточки и совы покрыто перьями, значит, они птицы.)
Физкультминутка: Утка раненько проснулась,
Утка раненько проснулась,
потянулась, улыбнулась,
нагнулась,
нагнулась
Повернулась влево, вправо,
К речке быстро побежала,
присела,
привстала,
Крылышками помахала,
разбежалась, полетела
и на воду с шумом села.
Практическая работа
- Мы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?
Слайд
- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в ученых. Мы будем исследовать, наблюдать, размышлять, делают выводы). Этим мы сейчас и займемся.
- Давайте сравним перья. одинаковые по размеру, по форме, окраска. (Нет) Но у есть что-то общее- это одинаковое строение)
У вас на столах ( в обложке учебника ) лежат разные перья.
- Каждое перо имеет стержень. Найдите его. Почему эту часть пера так называют? (Похожа на стержень ручки, которой мы сейчас пользуемся.)
Для чего птицам нужны большие перья? И называют их полётными.
Маленькие пёрышки - они мягкие, пуховые перья. Для чего птицам нужны пуховые перья? (они помогают птицам сохранять тепло).
- Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (Они очень легкие).
- Почему перья легкие? Что у них внутри? (пустота). Посмотрим и убедимся. Да, перо полое, внутри пусто.
- Обмакните перо в стакан с водой. Что с ним случилось? Намокло ли оно? (Перо осталось сухим, вода скатилась капелькой). Водоплавающие птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Значит, перья защищают птицу от воды и сырости. - Обратите внимание на изображение пера и чернильницы. Слайд.
Почему они нарисованы рядом? Раньше перья использовали вместо ручек, писали чернилами.
Вывод по практической работе:
- Итак, мы выяснили, что тело птицы – покрыто перья. Перья имеют одинаковое строение, потому, что у них есть стержень. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.
- С наступлением зимы, когда выпадает снег, птицам не так холодно , греют перья, а голодно. Как мы можем им помочь? ( Сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм.)
VI. Расширение представлений детей о многообразии мира птиц.
Посмотрите на картинку в учебнике и назовите птиц (с.37). Опишите одну из птиц по плану (в учебнике).
Всего более 8 тыс. видов птиц.
Назовите самую маленькую птицу ?( Колибри) Слайд
-Мы много говорили о голубе. Каждый день мы видим эту птицу.
-Что интересного знаете о голубях? ( В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и Англии. Белый голубь считается символом любви, добра, мира.)
Есть птицы, которые не умеют летать? Где живут?
Слайд
Пингвины - самые холодостойкие птицы. Живут в Антарктиде, на Южном полюсе, там также холодно, как на Северном полюсе. Эти птицы не умеют летать и не строят гнёзда. Их крылья больше похожи на ласты, а перья на чешую. Ходят неуклюже, а вот плавают и ныряют изумительно (со скоростью до 40 км/ч) Питаются рыбой, рачками, моллюсками.
Загадка: Без рук, без топорёнка построена избёнка. ( Гнездо) .
В какое время года птицы строят себе гнёзда и выводят птенцов?( Весной, в начале лета).
А клёст выводит птенцов зимой. Он питается семенами шишек хвойных деревьев, они созревают зимой.
А где птицы могут соорудить себе гнездо ? ( на дереве, в кустах, в расщелинах скал, в углублениях в земле, на земле)
Показ гнезда птицы.
Гнездо у многих птиц напоминает собой сплетённую корзинку.
Кукушка не строит гнезда, она подбрасывает яйца в чужие гнёзда.
/data/files/c1514820468.pptx (Презентация к уроку окр.мира в 1 классе "Кто такие птицы?")
Рефлексия
-Наше путешествие подходит к концу.
С какой группой животных вы сегодня познакомились? ( С птицами)
Как отличить птиц от других животных? ( Их тело покрыто перьями).
Прочитайте вывод в учебнике.Совпадает ли он с вашими наблюдениями?
Расскажите о строении птиц.
Посмотрите на нижний рисунок на странице 37. На чём летит Муравьишка?
Может ли он летать без дельтоплана? Почему?
- Что нового вы для себя открыли?
- Продолжи предложение … Я сегодня узнал…
День окончен трудовой,
Нам пора идти домой.
Дружно на прощание
Скажем: “До свидания!”
Резерв
Венценосный журавль
Старинная африканская легенда гласит, что однажды великий вождь, заблудившись во время охоты, обратился за помощью к различным животным, встречавшимся на его пути. Он просил зебру, антилопу и слона вывести его туда, где находилось его племя.
Однако все они отказали вождю, напомнив ему, как он безжалостно охотился на них и их детенышей. И когда старый вождь уже потерял всякую надежду, он увидел стаю журавлей, которые и показали ему дорогу в деревню.
В знак благодарности вождь приказал кузнецу выковать каждой птице по золотой короне. Спустя несколько дней журавли вернулись и рассказали, что другие звери из зависти сорвали и растоптали их короны. Тогда мудрый вождь призвал колдуна, который прикоснулся к голове каждой птицы, и на голове у нее выросла корона из золотых перьев. Так появился венценосный журавль ( лат. Balearica pavonina) – самый миниатюрный из пятнадцати видов журавлей и единственный, кто проводит ночь на ветвях деревьев.