Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Природа и ее сезонные изменения»
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Природа и ее сезонные изменения»
Цель | Развивать умения наблюдать за окружающим миром; обсудить понятие «изменчивость природы» |
Тип, вид урока | Решение частных задач. Комбинированный. |
Планируемые результаты (предметные) | Учащиеся научатся: выделять и описывать характерные признаки времен года; получат возможность научиться: использовать на практике основные правила познания окружающего мира. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Личностные. У учащихся будут сформированы: положительное отношение к школе, учебной и познавательной деятельности, интерес к учебному материалу; учащиеся получат возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира. Регулятивные. Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: учащиеся научатся: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; получат возможность научиться: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Коммуникативные. Учащиеся научатся: использовать в общении правила вежливости; получат возможность научиться формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, принимать иное мнение и позицию. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая Методы: словесный, наглядный, практический. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Природа, ее объекты. Наблюдение за окружающим миром. Сезонные изменения в живой и неживой природе. Понятие: изменчивость природы. |
Технологическая карта урока
Этап урока, цель | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |||
| Фронтальная беседа | -Проверим готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Самоконтроль готовности рабочего места. |
2.Подготовка к основному этапу урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний учащихся. | Наблюдение | -Сегодняшний урок мы начнем с просмотра видео https://www.youtube.com/watch?v=ZoS52S79M38 Будьте внимательны, это поможет вам определить тему сегодняшнего урока. -О чем данное видео? -Тема сегодняшнего урока: «Природа и ее изменчивость» | Смотрят видео, отвечают на вопросы. | Анализируют, определяют тему урока |
| Работа по материалам учебника. | Рассмотрите рисунки на развороте учебника. -Что общего между рисунками? (на всех рисунках изображена 1 и та же местность). -Чем различаются рисунки? -Что повлияло на различие данных рисунков? (время года, погода, время суток). - В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов), поэтому они и называются сезонными. | Работают с учебником, отвечают на вопросы. | Сравнивают рисунки и изображения на них; аргументируют свое мнение; устанавливают причинно-следственные связи; делают вывод. |
Прослушивание стихотворений | Сколько вы знаете времен года? -Сейчас вы разделитесь на 4 группы, в соответствии с количеством времен года. Но сначала я предлагаю вам послушать стихотворения, в каждом из которых говорится об определенном времени года. -У вас на партах лежит по 1 фишке определенного цвета: красного, желтого, белого и зеленого. Если в стихотворении речь будет идти о весне, ко мне подойдут дети с карточкой зеленого цвета, если о лете – красного цвета. Если стихотворение посвящено осени, подходят ученики с карточкой желтого цвета, если о зиме- белого цвета. -Послушайте стихотворения. Борис Заходер На полянке, у тропинки Зинаида Александрова Снежок порхает, кружится, Где летом пели зяблики, Снежок изрезан лыжами, Иван Суриков Ярко солнце светит, Георгий Ладонщиков Серый день короче ночи. | Слушают стихотворения | Анализируют, выделяют признаки времен года | |
Соотношения понятий | - Итак, вы все разделились на 4 группы, названиями которых будут времена года. -Следующую учебную задачу вам предстоит выполнить в новых группах. -В каждом времени года, или сезона, нас встречают 3 месяца. Сейчас каждая группа должна будет соотнести название месяцев с временем года. Напоминаю еще раз, что в каждом времени года 3 месяца. -Давайте проверим, что у вас получилось. Группа под названием «Осень» проверит, как справилась с заданием группа «Весна»; «Весна» проверяет выполнение задания «Зимой»; «Зима» проверяет «Лето», а «Лето» проверяет «Осень». - Расскажите, как справились с заданием. | Взаимодействие в группах для решения общей задачи | Осуществляют контроль и самооценку деятельности | |
Работа с иллюстрациями, наблюдение | -На парте каждой группы лежит иллюстрация своего времени года. Каждая группа должна выявить и затем назвать признаки своего времени года. Постарайтесь выявить не менее 5 сезонных признака. -Послушаем каждую из групп: «Зима», «Осень», «Весна», «Лето». Какие же приметы своего времени года вы определили? Назовите приметы живой и неживой природы. -У кого есть дополнения? | Учебное сотрудничество, направленное на выявление признаков времен года | Представление результатов совместной работы | |
| Викторина «Узнай время года по описанию» | -Предлагаю закрепить все то, что сегодня узнали. - Сейчас я буду зачитывать вам описание какого-либо времени года. Ваша задача определить, о каком времени года идет речь и подойти к группе с этим названием. -Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче. Листья на деревьях меняют свою окраску. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Птицы ведут себя беспокойно, они часто собираются в стаи. -Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом. Дуют холодные ветры, часто бывают снегопады и метели. -Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые легкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первые цветы. -Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта зеленым ковром. Весело щебечут птички, порхают бабочки, летают пчелы. Все вокруг движется, радует яркими красками. -Сегодня мы с вами говорили о разных признаках времен года. А какое время года вам нравится больше всего? | Выделяют существенные признаки времен года | Анализируют, сравнивают описания времен года |
Творческая работа, прослушивание аудиозаписи | - Посмотрите на небольшое видео, на котором вы увидите фото природы, картины известных художников, посвятивших свои работы разным временам года. https://www.youtube.com/watch?v=7RQMlUG6a_s --Какие признаки времен года вы заметили? -Я предлагаю вам тоже выступить в роли художников и изобразить свое любимое время года. Выполнять работу вы будете под сопровождение произведения Петра Ильича Чайковского «Времена года». https://mamontenok-online.ru/detskie-pesni/klassicheskaya-muzyka/chajkovskij-vremena-goda/ -Кто хочет показать свою картину? | Выполняют творческую работу, слушаю музыкальное произведение | Применяют полученные знания в творческой деятельности | |
| Фронтальная беседа. | - Ребята, поделитесь впечатлениями об уроке. -Сегодня на уроке речь шла о сезонных изменениях в природе. Что же нового вы сегодня узнали? - А каким образом мы узнаем, что природа изменяется? (Видим, наблюдаем, ощущаем…) -Закончить урок мне хочется стихотворением: Всё в тающей дымке: -Будьте внимательны, наблюдательны, любознательны, и природа откроет перед вами огромное количество тайн. | Отвечают на вопросы, слушают стихотворение | Размышляют, делают выводы, объясняют значение понятия, осознанно строят речевое высказывание. |
Галина Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Елена Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна