Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Природа и ее сезонные изменения»

16
4
Материал опубликован 16 August 2020 в группе

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Природа и ее сезонные изменения»

Цель

Развивать умения наблюдать за окружающим миром; обсудить понятие «изменчивость природы»

Тип, вид урока

Решение частных задач. Комбинированный.

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся научатся: выделять и описывать характерные признаки времен года; получат возможность научиться: использовать на практике основные правила познания окружающего мира.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные. У учащихся будут сформированы: положительное отношение к школе, учебной и познавательной деятельности, интерес к учебному материалу; учащиеся получат возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира.

Регулятивные. Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: учащиеся научатся: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; получат возможность научиться: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

Коммуникативные. Учащиеся научатся: использовать в общении правила вежливости; получат возможность научиться формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, принимать иное мнение и позицию.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы: словесный, наглядный, практический.

Основное содержание темы, понятия и термины

Природа, ее объекты. Наблюдение за окружающим миром. Сезонные изменения в живой и неживой природе.  Понятие: изменчивость природы.


Технологическая карта урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

  1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

Фронтальная беседа

-Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Самоконтроль готовности рабочего места.

2.Подготовка к основному этапу урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний учащихся.

Наблюдение

-Сегодняшний урок мы начнем с просмотра видео

https://www.youtube.com/watch?v=ZoS52S79M38

 Будьте внимательны, это поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

-О чем данное видео?

-Тема сегодняшнего урока: «Природа и ее изменчивость»

Смотрят видео, отвечают на вопросы.

Анализируют, определяют тему урока

  1. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения .

Работа по материалам учебника.

Рассмотрите рисунки на развороте учебника.

-Что общего между рисунками? (на всех рисунках изображена 1 и та же местность).

-Чем различаются рисунки?

-Что повлияло на различие данных рисунков? (время года, погода, время суток).

- В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов), поэтому они и называются сезонными.

Работают с учебником, отвечают на вопросы.

Сравнивают рисунки и изображения на них; аргументируют свое мнение; устанавливают причинно-следственные связи; делают вывод.

Прослушивание стихотворений

Сколько вы знаете времен года?

-Сейчас вы разделитесь на 4 группы, в соответствии с количеством времен года. Но сначала я предлагаю вам послушать стихотворения, в каждом из которых говорится об определенном времени года.

-У вас на партах лежит по 1 фишке определенного цвета: красного, желтого, белого и зеленого. Если в стихотворении речь будет идти о весне, ко мне подойдут дети с карточкой зеленого цвета, если о лете – красного цвета. Если стихотворение посвящено осени, подходят ученики с карточкой желтого цвета, если о зиме- белого цвета.

-Послушайте стихотворения.  

Борис Заходер

На полянке, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит.
А под ёлкой снег лежит.

Зинаида Александрова

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух.
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Иван Суриков

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни глянешь,
Всё кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Тёмные листы.
Дремлет лес: ни звука, —
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.

Георгий Ладонщиков

Серый день короче ночи.
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю мочит.
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи.
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.

Слушают стихотворения

Анализируют, выделяют признаки времен года

Соотношения понятий

- Итак, вы все разделились на 4 группы, названиями которых будут времена года.

-Следующую учебную задачу вам предстоит выполнить в новых группах.

-В каждом времени года, или сезона, нас встречают 3 месяца. Сейчас каждая группа должна будет соотнести название месяцев с временем года. Напоминаю еще раз, что в каждом времени года 3 месяца.

-Давайте проверим, что у вас получилось. Группа под названием «Осень» проверит, как справилась с заданием группа «Весна»; «Весна» проверяет выполнение задания «Зимой»;  «Зима» проверяет «Лето», а «Лето» проверяет «Осень».

-  Расскажите, как справились с заданием.

Взаимодействие в группах для решения общей задачи

Осуществляют контроль и самооценку деятельности

Работа с иллюстрациями, наблюдение

-На парте каждой группы лежит иллюстрация своего времени года. Каждая группа должна выявить и затем назвать признаки своего времени года. Постарайтесь выявить не менее 5 сезонных признака.

-Послушаем каждую из групп: «Зима», «Осень», «Весна», «Лето». Какие же приметы своего времени года вы определили? Назовите приметы живой и неживой природы.

-У кого есть дополнения?

Учебное сотрудничество, направленное на выявление признаков времен года

Представление результатов совместной работы

  1. Закрепление изученного материала.

Викторина «Узнай время года по описанию»

-Предлагаю закрепить все то, что сегодня узнали.

- Сейчас я буду зачитывать вам описание какого-либо времени года. Ваша задача определить, о каком времени года идет речь и подойти к группе с этим названием.


-Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче. Листья на деревьях меняют свою окраску. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Птицы ведут себя беспокойно, они часто собираются в стаи.

-Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом. Дуют холодные ветры, часто бывают снегопады и метели.

-Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые легкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первые цветы.

-Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта зеленым ковром. Весело щебечут птички, порхают бабочки, летают пчелы. Все вокруг движется, радует яркими красками.

-Сегодня мы с вами говорили о разных признаках времен года. А какое время года вам нравится больше всего?


Выделяют существенные признаки времен года

Анализируют, сравнивают описания времен года

Творческая работа, прослушивание аудиозаписи

- Посмотрите на небольшое видео, на котором вы увидите фото природы, картины известных художников, посвятивших свои работы разным временам года.

https://www.youtube.com/watch?v=7RQMlUG6a_s

--Какие признаки времен года вы заметили?

-Я предлагаю вам тоже выступить в роли художников и изобразить свое любимое время года. Выполнять работу вы будете под сопровождение произведения  Петра Ильича Чайковского «Времена года».

https://mamontenok-online.ru/detskie-pesni/klassicheskaya-muzyka/chajkovskij-vremena-goda/

-Кто хочет показать свою картину?

Выполняют творческую работу, слушаю музыкальное произведение

Применяют полученные знания в творческой деятельности

  1. Подведение итогов. Выявление качества овладения знаниями.

Фронтальная беседа.


- Ребята, поделитесь впечатлениями об уроке.

-Сегодня на уроке речь шла о сезонных изменениях в природе. Что же нового вы сегодня узнали?

- А каким образом мы узнаем, что природа изменяется? (Видим, наблюдаем, ощущаем…)

-Закончить урок мне хочется стихотворением:

Всё в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки...
Здесь медленны реки,
Туманны озёра,
И всё ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы...

Н.И. Рыленков 

-Будьте внимательны, наблюдательны, любознательны, и природа откроет перед вами огромное количество тайн.


Отвечают на вопросы, слушают стихотворение

Размышляют, делают выводы, объясняют значение понятия, осознанно строят речевое высказывание.


Комментарии

Спасибо за работу!

16 August 2020

Спасибо, Галина Владимировна!

16 August 2020

Спасибо, Светлана Валерьевна, за интересную разработку урока!

16 August 2020

Благодарю, Елена Владимировна!

16 August 2020