Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Страницы истории XIX века»

Измайлова Юлия Юрьевна
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Урок окружающего мира в 4б классе
по теме «Страницы истории XIX века»
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретение новых навыков и умений
Технология: «Перевернутый класс»
Виды деятельности: коллективная, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа, работа в парах, практическая работа, творческая.
Цель урока: создать условия для формирования представления о жизни в XIX веке.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с понятиями «декабристы», «крепостное право», реформой Александра II; формировать представление о развитии экономики России в XIX веке.
Развивающие: развивать устную речь, развивать умение делать выводы, обобщать.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории, воспитывать нравственные качества личности.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран для мультимедийного проектора, компьютер учителя, ноутбуки компьютерного класса по количеству учеников, подключение к сети Интернет всех компьютерных устройств, гаджеты учеников с наличием установленных программ для считывания QR кодов, Kahoot, Learningapps, Padlet.com.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Пр.1. иметь представление о восстании декабристов: причины, итоги; Пр.2 знать о реформе Александра II, как о манифесте вольных крестьян; Пр. 3 иметь представление об облике Москвы и Петербурга 19 века, развитии экономики России (изобретениях); Пр. 4 объяснять понятия декабристы, крепостное право | Регулятивные Р.1 определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); Р.2 выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; Р.4 работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ; Р.5 оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. Познавательные П.1 находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную нформацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; П.4 анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне; П.5 классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; П.6 сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ) ; П.7 устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне; П.9 представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ. Коммуникативные К.1 излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; К.5 создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно; К.9 использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей; К.7 организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). | Л.1 аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые образовательные результаты | Учебные материалы (ссылки на цифровые ресурсы) |
Введение | Учитель готовит рабочий лист и размещает его на доступном для всех обучающихся ресурсе. Показывает учащимся рабочий лист, знакомит с особенностями выполнения заданий. Раздаёт учащимся QR-коды с ссылкой на рабочий лист (см. Приложение 1) | Знакомятся с рабочим листом, с особенностями выполнения заданий. | Л2 | |
Дома Индивидуально для каждого ученика | Контролирует процесс подготовки обучающихся к уроку, организуя обратную связь с ними посредством блога класса, социальных сетей либо мессенджеров. | Знакомятся с предложенным видео и другими учебными материалами на канале «Учебник вслух». Знакомятся с заданиями и выполняют их в индивидуальном темпе | П1 К9 | 1. Видео с канала «Учебник вслух» https://youtu.be/DdK2e8WQv8A 2. Тест на основе Google form https://forms.gle/Pgzv1BpYgg5HGujt8 |
Этап 1. Организационный | Создает психологический настрой на урок: - Приветствую вас, ребята. У меня сегодня прекрасное настроение. А с каким настроением вы пришли на урок? | Приветствуют учителя. Отвечают на вопрос. Организуют свое рабочее место. | Л1 | |
Этап 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Сообщает тему урока. - Тема урока нам уже известна. Но я хочу обратить ваше внимание на «Волшебный сундучок». Учитель демонстрирует предметы из сундучка и создает проблемную ситуацию (лампочка, ручка, игрушечная железная дорога, фигурка лошади, телефон, фотография с изображением крестьян) - Какие ассоциации у вас возникают при виде этих предметов? - Ребята, как вы думаете, как наша тема может быть связана с этими предметами? Предлагает сформулировать цель и задачи урока. - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Каковы цель и задачи урока? Обращает внимание учащихся на оценочные листы (см. Приложение 2) - На уроке вы сегодня будете проводить самооценивание. На каждом этапе урока необходимо набрать определённые баллы и внести в оценочный лист. В конце урока баллы суммируете и переводите в отметку. Желаю Вам успехов. Всё в ваших руках. Есть ли вопросы? При наличии вопросов поясняет ученикам. | Работают фронтально. Высказывают предположения. Вовлекаются в активную познавательную деятельность. Формулируют цель и задачи урока. Изучают оценочный лист. | Р1 Р2 | |
Этап 3. Актуализация знаний | Проводит экспресс-тест с помощью Plickers с целью выявления степени готовности каждого ученика к уроку (см. Приложение 3. Пликерстест) В зависимости от ошибок, допущенных ребятами в тесте, формирует 3 групп. - Как вы могли заметить, тест я скомпоновала особым образом. Сейчас дети, допустившие ошибку в первом вопросе, образуют первую группу, во втором вопросе - вторую и т.д. (по желанию детей, в случае неравномерного их распределения, можно выровнять группы по количеству учащихся) | Проходят предварительное тестирование с использованием Plickers. Включаются в группы. | Р5 | 1.Сервис Plickers https://get.plickerscom |
Этап 4. Первичное усвоение новых знаний | Инструктирует учащихся и организует деятельность в группах через работу с маршрутными листами (см. Приложение 1) - Ребята! Каждая группа получает маршрутный лист. Внимательно изучив инструкцию, приступаете к работе. На работу у вас 12 минут. Оказывает помощь группам, консультирует по вопросам, вызвавшим у детей затруднения. | Слушают учителя. Работают в группах, выполняя задания из маршрутных листов. | П1 К5 К7 | Маршрутный лист для группы № 1 https://link.ac/5BUv110 Маршрутный лист для группы № 2 https://link.ac/5BUs1 Маршрутный лист для группы № 3 https://link.ac/5BUy09 |
Этап 5. Физкультминутка | Проводит физкультминутку Нет на свете Родины красивей. (шагают на месте) Боевой страны богатырей. (изображают «богатырей») Вот она, по имени Россия, От морей простерлась до морей. (шагают на месте и широко разводят руки) | Участвуют в физкультминутке | | |
Этап 6. Первичная проверка понимания | Организует выступление групп с результатами деятельности. - Ребята, все группы готовы. Первая группа более подробно изучила вопрос о декабристах. Кто они, за что боролись и почему проиграли. Слушаем очень внимательно. Если возникают вопросы, готовимся их задать ребятам. | Выступают перед классом с результатами деятельности группы. Выступление первой группы. Остальные слушают, задают вопросы при необходимости. | П4 П6 П7 К9 | Маршрутный лист для группы № 1 https://link.ac/5BUv110 |
| - Вторая группа подготовила выступление о создании манифеста крестьянской вольности. Слушаем и задаем вопросы, если они возникнут. | Выступление второй группы. | П4 П6 П7 К9 | Маршрутный лист для группы № 2 https://link.ac/5BUs1 |
| Третья группа приглашает вас в фотогалерею того времени. Мы пройдемся по Москве и Петербургу, рассмотрим на изобретения 19 века | Выступление третьей группы. | П4 П6 П7 К9 | Маршрутный лист для группы № 3 https://link.ac/5BUy09 |
Этап 7. Первичное закрепление | - Молодцы! Каждая группа обогатила знания темы. Организует работу в парах через выполнение заданий викторины в Kahoot. - Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в викторине по изученной нами теме. Работаем в парах. Берём в руки свои гаджеты, проходим по ссылке на сайт kahoot.it. Внизу страницы вводим номер викторины 9230603). Регистрируем никнейм (имена или фамилии). Внимательно читаем вопрос в течение 30 секунд. Отвечаем нажатием на пульте правильного ответа. Победителями станут те, кто правильнее и быстрее ответят на вопросы викторины. Вы готовы? Учитель после каждого вопроса комментирует ответ, организуя формирующее оценивание. Подбадривает отстающих, хвалит лидеров. - Ребята! Представьте себя на месте людей, которые жили тогда в XIXвеке: может вы были крепостными крестьянами или декабристами. Как бы вы поступили? Вышли бы на Сенатскую площадь? - Давайте сделаем выводы. Какую тему мы изучили? Какие цели мы с вами ставили в начале урока? Удалось ли их достичь? | Участвуют в викторине. Делают выводы. Отвечают на проблемный вопрос. | Л1 К1 К9 | Интерактивная викторина «Итог урока. 19 век» в Kahoot https://create.kahoot.it/preview/?quizId=6a81bc54-4619-428b-a58e-9dce47296db4 |
Этап 8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Отмечает детей, получающих дополнительный балл от учителя. Организовывает подсчет учащимися заработанных за урок баллов, выставление оценок в оценочные листы. - Подсчитайте, пожалуйста, количество баллов. Выставьте отметку согласно критериям. Проводит рефлексию с помощью сервиса Plickers (см. Приложение 3). Комментирует результаты | Оценивают свою деятельность на уроке. Дают эмоциональную оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов | Р5 Л1 | 1.Сервис Plickers |
Этап 9. Информация о домашнем задании, инструктаж | Информирует детей о домашнем задании. - Дома выполните задание по выбору: 1. Выполнить задания тренинга на сайте платформы "Российская электронная школа" (задания повышенного уровня); 2. Создать кроссворд по ключевым словам урока (можно онлайн, можно нарисовать в ручную) или создать облако слов и отправить ссылку на электронную почту учителя (задания творческого уровня). | Слушают учителя. | | 1.Платформа «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/3974/control/1/290042/ 2. Ресурс для создания кроссвордов http://cross.highcat.org/ru_RU/# 3. Ресурс для создания облака слов https://wordart.com/ |
Приложение1.
Рабочий лист к уроку.
Приложение 2.
Оценочный лист
Приложение 3
Экспресс – тест
1. Укажи год, когда крестьяне получили свободу.
1) 1812 г.
2) 1861 г.
3) 1851 г.
4) 1917 г.
2. Вспомни, какого царя называли освободителем.
1) Николая I
2) Александра II
3) Николая II
4) Александра III
3. Отметь, как назывался документ о крестьянской вольности.
1) Указ
2) Манифест
3) Закон
4) Постановление
5. Найди неверное высказывание.
1) Население городов стало уменьшаться.
2) Построили много новых заводов.
3) Появилось электрическое освещение.
4) В городах открылись музеи и театры.
6. Выбери города, между которыми пролегла первая железная дорога.
1) Петербург
2) Тула
3) Киев
4) Москва
Приложение 4
Антропова Мария Александровна