Урок-открытия новых знаний по биологии для обучающихся 7 класса «Экологические группы млекопитающих»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 57 Кировского района Волгограда»
Урок – открытия новых знаний для обучающихся 7 класса
«Экологические группы млекопитающих»
Исполнитель:
Тимофеева Марина Викторовна, учитель биологии и химии
Волгоград 2021
Пояснительная записка
Актуальность: Экологическая подготовка учащихся, использование современных технологий, твердое разграничение экологических понятий составляют основу фундаментальных, общебиологических знаний. Которые, в свою очередь, формируют в голове каждого человека базу для осознания экологических проблем, бережного отношения ко всему живому, как понимания важности сохранения биосферного равновесия, основы выживания человека и успешного, устойчивого развития цивилизации. Уроки зоологии из цикла «экологические группы» помогают обучающимся в формировании причинно – следственных связей, развитии прогностического мышления. Только понимание зависимости строение живых организмов от их образа жизни, среды обитания, экологической группы, способно сформировать у ребенка правильную естественнонаучную картину мира.
Цель: Рассмотреть основные экологические группы млекопитающих животных, сформировать коммуникативные умения, закрепить методику составления кластера по изучаемой теме, продолжить формирование эколого - биологического мировоззрения обучающихся.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Знать основные экологические группы млекопитающих животных, основные понятия темы: «наземные животные», «почвенные животные», «водные животные», «летающие животные», «экология», «приспособление организмов»; уметь выделять приспособления различных экологических групп, находить причинно-следственные связи, раскрывающие зависимость строения млекопитающего от его образа жизни.
Метапредметные:
Умение переводить один вид информации в другой, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; использовать речевые средства для выражения личного мнения.
Личностные:
Формирование эколого – биологической культуры обучающихся
Тип урока: получение новых знаний
Средства обучения: мульмедийный проектор, компьютер, магнитная доска, мультимедийная презентация «экологические группы млекопитающих», видео – фрагмент «экологические группы».
План урока:
1.Организационный момент (1-2 минуты)
2.Мотивация к изучению нового материала (1-2 минуты)
3.Актуализация знаний (3 минуты)
4.Изучение нового материала (15 минут)
5.Первичное закрепление (10 минут)
6. Рефлексия (1-2 минуты)
7. Домашнее задание (2 минуты)
Конспект урока
1.Организационный момент:
Здравствуйте ребята, я рада вас видеть. Предлагаю прослушать вас отрывок из музыкального произведения.
2.Мотивация к изучению нового материала:
Звучит музыкальный фрагмент «В мире животных»
Скажите пожалуйста, знакома ли вам эта музыка? Когда и где вы её слышали?
Ученики: передача «В мире животных»
Верно. Сегодня и мы с вами посетим мир животных. А вспомните, какой видеоряд мы всегда наблюдали на заставке телепередачи? (Слайд 2)
Ученики: силуэты животных
Верно, но кого из всего многообразия животных мы изучили на прошлом уроке?
Ученики: млекопитающих
3.Актуализация знаний:
Скажите, а какие ассоциации, связанные с млекопитающими у вас возникают?
Ученики: питание молоком, звери, люди, шерсть, когти, теплокровные, поведение и т.д.
Все верно. Вы назвали приспособления млекопитающих. А вот к чему они приспосабливаются, мы сегодня и выясним. Обратите внимание на экран (Слайд 3). На слайде представлены фотографии млекопитающих. Вам необходимо разделить их на группы. Посовещайтесь 1 – 2 минуты с соседом по парте. Как вы разделите животных? (устный опрос)
Ученики: по месту их обитания. Одни живут на земле, другие под землей, третьи в воде, четвертые могут летать
Проверим себя (Слайд 4).
Как же называется наука, изучающая связь организма с той средой, которая его окружает? (Ученики: экология) И какие же группы мы будем изучать? Какая наша тема?
Ученики: «Экологические группы млекопитающих»
Отлично, запишите тему урока (Слайд 5)
4.Изучение нового материала
Глядя на животных на экране вам предстоит распознать, к какой экологической группе они относятся. (https://disk.yandex.ru/d/k88lfLmQ9NiDTw?w=1 )
По мере распознавания мы будем совместно с вами заполнять «Кластер». Обратите внимание на листы на ваших партах. Мы уже делали вместе с вами подобные схемы, они вам знакомы. По мере определения групп, вы можете совещаться с соседом по парте.
(Обсуждают варианты составления, совещаясь друг с другом. В итоге должен получиться результат, приближенный к Рис.1 «Примерный вариант кластера по теме «Экологические группы млекопитающих» Приложение1).
Итак, посмотрим на наш кластер. Мы выделили основные экологические группы млекопитающих животных, а так же, разобрались, какие же приспособления к конкретной среде обитания приобрели звери.
5. Первичное закрепление
Ребята, мы отлично поработали. Давайте теперь закрепим наши знания. У вас на столах представлен точечный рисунок. Не все так просто, Цифры расположены не по порядку, а зашифрованы. Часть шифра нам уже предоставили за нашу плодотворную работу. Но часть нам придется добыть, отвечая на тестовые вопросы. (Слайд 6-10)(Приложение 2)
(сначала дети заполняют точки из подсказок. Затем, фронтально отвечая на вопросы со слайдов, заканчивают рисунок.)
Кто же у нас получился? (Белка) Верно! А теперь скажите мне, к какой экологической группе ее можно отнести и почему?
Ученики: это наземное животное. Она живет в лесу, у нее есть шерсть, когти, конечности приспособлены для лазания, есть хвост, ушные раковины и т.д.
6. Рефлексия
Мы отлично потрудились. (Слайд 11) Найдите теперь на ваших столах небольшой листочек с надписью «фразеологизмы». Что это слово означает? Вы изучали его на уроках русского и литературы.
Ученики: это свойственное определённому языку устойчивое словосочетание
Воспользуйтесь знаменитыми фразеологизмами, чтобы описать сегодняшнюю работу. Подчеркните подходящий для вас. (Приложение 3)
7. Домашнее задание (слайд 12)
Не так давно мы отметили китайский новый год. А вот одним из настоящих героев русского, советского нового года стал Кот Матроскин (который тоже, кстати, является млекопитающим). Он говорил: «Усы, лапы и хвост – вот мои документы». Про усы мы знаем, это орган осязания, лапы – орган передвижения. А вот за что отвечает хвост? Непонятно… Подготовьте сообщение о хвостах разных экологических групп млекопитающих. Можно выбрать одну группу, а можно, по желанию, несколько, или, даже все сразу.
Спасибо вам за урок. До свидания.
Литература
Биология. Животные. 7 кл.: учебник / Латюшин В.В., Шапкин В.А. – М.: Дрофа, 2014. – 304 с.: ил.
Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Захаров В.Б., Сонин Н.И. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. – 255 с.: ил
Падина Л. Г. «Рефлексия в начальной школе» Электронный ресурс [https://demo.multiurok.ru/index.php/files/priezientatsiia-rieflieksiia-na-urokakh-v-nachal-n.html] (дата обращения: 12.02.2021)
Приложение 1
Рис.1 «Примерный вариант кластера по теме «Экологические группы млекопитающих»
Приложение 2.
(23-17-5-25), (1-15-21-7), (20-4-22-10), (7-12-28), (13-26-28);
Рис. 2 «точечный тест «Белка»
1.Кто из перечисленных животных ведёт полуводный образ жизни:
а) выхухоль (25-2-14-27); б) суслик (25-20-6-5); в) белобочка (3-17-26-7)
2. У морских млекопитающих приспособление к жизни в воде
а) развитое зрение (19-11-24-8); б) большие клыки (9-22-13-6);
в) обтекаемая форма тела (11-24-8-20)
3.Подземный роющий образ жизни ведет:
а) бурозубка обыкновенная (3–11–5–33); б) бурундук (17–4–29–33);
в) слепыш обыкновенный (10-18-6-13)
4. Шерстный покров полностью отсутствует у всех:
а) тюленей (5-25-23-2); б) китов (27-16-9-1); в) носорогов (24–20–16-9).
5.Приспособление к подземному образу жизни у кротов
а) волосяной покров на теле (22-10-18-12); б) лопатообразные конечности (23-3-19-11); в) одинаковое строение зубов (5-17-25)
Приложение 3.
Рис. 3 «Рефлексия «Фразеологизмы»
9