Урок открытия новых знаний по географии "Гидрография Южной Америки"
Технологическая карта урока географии
Учитель: Михайлова Анастасия Викторовна
Класс: 7а
Тема урока: «Гидрография Южной Америки»
Тип урока – урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Методы обучения: исследовательский, эвристический, картографический.
Организация учебной деятельности – групповая.
Приемы:
- игровой момент – экспедиция
- интеграция с литературой
Вид деятельности: учебно-познавательная, частично-поисковая.
Целевая установка урока: формирование представлений о гидрографии Южной Америки
Технологии: системно-деятельностного подхода, здоровьесбережения.
УМК: География. Материки и океаны. Е.М. Домогацких. Н.И. Алексеевский.
Средства обучения: компьютер, проектор, экран, контурная карта, атлас.
Планируемы результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные
Давать определение терминов, понятий по тематике урока; читать и анализировать тематические карты; выявлять и объяснять особенности внутренних вод региона; составлять описание внутренних вод региона на основе текстовых, картографических и графических объектов; формулировать вывод об особенностях внутренних вод региона; показывать и обозначать на карте объекты по тематике урока; использовать знания о внутренних водах для описания особенностей региона; называть объекты по тематике урока.
Метапредметные
Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе или самостоятельно; планировать деятельность; оценивать степень и способы достижения цели; самостоятельно исправлять ошибки; формировать алгоритм деятельности.
Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения, доказательства, факты; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов создавать текстовые, графические и картографические объекты для решения разных задач общения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; разрешать конфликты.
Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать и обобщать тематический материал, представленный в символьной и графической форме; формулировать выводы; определять термины и понятия; строить логически обоснованные рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; составлять описания на основе достоверных источников информации; трансформировать тематическую информацию из одного вида в другой.
Личностные УУД
Осознание целостности мира и многообразие взглядов на него; сфорсированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание особенностей внутренних вод региона; использование знаний о специфике внутренних вод региона в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил поведения на уроке.
Ход урока:
№ | Этап | Деятельность | Время | |
учителя | учащихся | |||
1. | Организационный | Разбивка на группы. Учащиеся при входе в класс выбирают карточки 4-х цветов, затем проходят и занимают места за столами | 1 мин | |
Приветствует учащихся, проверяет наличие принадлежностей | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок | |||
2. | Мотивационный | На полярных морях и на южных, Быстрокрылых ведут капитаны - Эти строки написаны замечательным русским поэтом и путешественником – Николаем Гумилевым. Муза Гумилева – это Муза дальних странствий. Не один год он провел вдали от дома, путешествуя и открывая новые для себя горизонты. И мы сегодня с вами отправляемся в экспедицию. | Просматривают видеоролик | 2 мин |
3. | Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | Учитель задает вопросы: Как вы думаете, ребята, на каком материке мы сейчас побывали? Правильно в Южной Америке Определите, какие объекты вы видели на экране (реки, озера, водопады) Какое общее понятие определяет все эти термины? (внутренние воды - гидрография). Сегодня мы с вами познакомимся с водами Южной Америки. | Отвечают на вопросы | 2 мин |
4. | Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия | Сравнительный анализ с другими материками. - Вы уже изучили Африку, Австралию, Антарктиду - что вы можете сказать о водах этих материков? - Изучая Африку, мы говорили, что это самый жаркий материк; изучая Австралию, что это самый сухой материк, а вот Южная Америка – самый влажный материк. - Какие характеристики водных объектов мы должны знать, чтобы доказать данное утверждение? - Как вы думаете, внутренние воды Южной Америки будут каким-то образом отличаться от других материков? Сегодня об этом мы и узнаем | Проводят сравнительный анализ. Высказывают свое мнение | 3 мин |
5. | Целеполагание | - Давайте определим цели нашего занятия, исходя из темы урока. - Что мы должны сегодня узнать? (познакомиться с внутренними водами Южной Америки; составить характеристику рек, озер, водопадов). | Самостоятельно формулируют цель урока | 2 мин |
6. | Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения | - Давайте составим алгоритм описания гидрографии материка | Составляют план, алгоритм описания гидрографии материка: 1. Название 2. Расположение на карте 3. Общие сведения 4. Флора и фауна 5. Уникальность | 3 мин |
7. | Реализация выбранного плана по разрешению затруднения | Каждая проектная группа получает свое задание (учитель раздает карточки с названием объекта). - Вам нужно заполнить аналитическую карту исследования. - Прежде, чем мы начнем работу, распределите обязанности в своей группе и выберите руководителя экспедиции. Правила работы в группе лежат у вас на столе. - Итак, все, что нужно для работы у Вас есть, приступайте к выполнению задания. Вы возвращаетесь домой с экспедиции, в пути вы устали, давайте немного отдохнем. | 1 группа - описание реки Амазонка 2 группа - описание рек Парана и Ориноко 3 группа - описание озер Маракайбо и Титикака 4 группа - описание водопадов Анхель и Игуасу Физминутка Выступление групп по итогам работы | 8 мин 1 мин 6 мин |
8. | Первичное закрепление нового знания | Заполните пропуски в тексте | Выполняют задание 1.Самый высокий водопад планеты называется________________ и находится на притоке реки__________________. 2. Самое большое высокогорное озеро планеты называется________________. 3. Самый широкий водопад планеты называется______________ и и находится на притоке реки__________________.4. Самое большое озеро Южной Америки –это___________________________. 5 Самая полноводная река в мире называется_____________________. | 3 мин |
9. | Самостоятельная работа и проверка по эталону | А сейчас проверим, запомнили вы, где находятся объекты на карте. Вы рассмотрели особенности рек, озер и водопадов Южной Америки. А сейчас я предлагаю Вам задания на закрепление знаний. Определите водные объекты на контурной карте, давайте проверим правильно ли вы выполнили задание. | Записывают название географических объектов на контурной карте | 4 мин |
10. | Включение в систему знаний и умений | Сейчас я предлагаю написать небольшое послание для тех, кто также как и вы захочет познакомиться с этим удивительным материком. У меня есть заготовка послания, но в нем не хватает прилагательных. Вы по очереди назовет мне 9 прилагательных, имеющих отношение к теме нашего урока, я впишу их в места пропусков и зачитаю текст послания | Подбирают и называют прилагательные для заполнения пропусков в тексте послания | 2 мин |
11. | Рефлексия | - Подведем итог нашей экспедиции. Каковы же особенности внутренних вод Южной Америки? Чем отличается от других материков? - Вернемся к целям нашего урока, как вы считаете, достигли мы целей, которые поставили. - Продолжи фразу… - Ребята, возьмите оценочные листы, поставьте оценку своей работы в группе. | Отвечают на вопросы. Оценивают работу на уроке | 2 мин |
12. | Домашнее задание | А на дом вам творческое задание – составить кроссворд по внутренним водам Южной Америки или приготовить презентацию «Обитатели Амазонки» | Записывают домашнее задание в тетрадь | 1 мин |