Урок по биологии в 9 классе по теме «Бесполое размножение»

3
0
Материал опубликован 26 October 2019



Технологическая карта урока : Бесполое размножение

ФИО

Лапина Оксана Викторовна

Место работы 

МБОУ СОШ с. Елабуга

Должность

 учитель биологии

Предмет

 биология 

Класс

 9

Тема и номер урока в теме 

урок биологии по теме «Бесполое размножение», урок №1 в теме 3.1 «Размножение организмов”

Базовый учебник 

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б, Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, 2018

Цель  урока: формирование у учащихся   понимания понятий и явлений: «бесполое размножение», «способы бесполого размножения», «особенности и отличия от других способов размножения»

Задачи: Обучающие

- Расширить и углубить знания о роли бесполого размножения в жизни живых организмов;

- Систематизировать знания о способах бесполого размножения: деление, споруляция, почкование, вегетативное размножение.

- Познакомить с понятиями «шизогония», «фрагментация», «полиэмбриония», «клонирование». Раскрыть особенности этих способов размножения.
- Продолжить формировать познавательный интерес.

Развивающие:

- Создать условия для развития творческих способностей, дедукционное и индукционное мышление;

- Способствовать развитию умения работать в группе и с разными источниками информации;

Воспитательные:

- Продолжить формирование ценности жизни и ее проявления.

- Подвести к выводу о неразрывности связи жизни человека и живой природы.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

Научиться выделять отличительные признаки бесполого размноженя.

Учиться понимать биологические термины: бесполое размножение, деление, споруляция, почкование, вегетативное размножение, фрагментация, полиэмбриония, клонирование.

Метапредметные: Познавательные:

научиться ориентироваться в разных источниках информации, находить и использовать нужную информацию; учиться строить кластер; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: научатся слушать и понимать речь другого человека; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные: научаться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и коррекцию своих знаний;

Личностные: научатся осознавать единство и целостность мира; выстраивать собственное целостное мировоззрение; личностное самоопределение.

  Основные понятия, изучаемые на уроке:

бесполое размножение, деление, споруляция, почкование, вегетативное размножение, фрагментация, полиэмбриония, клонирование.

Учащийся  должен знать: основные способы бесполого размножения организмов,  определения терминов: бесполое размножение, деление, споруляция, почкование, вегетативное размножение, фрагментация, полиэмбриония, клонирование.

Учащиеся должны уметь: называть признаки бесполого размножения, сравнивать различные способы бесполого размножения, анализировать и  обобщать теоретический материал данной темы.

Тип урока  комбинированный.

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: ИКТ, пакеты кейса.

Структура и ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Время)

1

Организационный

1. Приветствует обучающихся.

2. Проверяет готовность к работе.

3. Проверяет наличие учебных принадлежностей

1.Приветствуют

2.Проверяют гот-ть

Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности

1 мин

2

Мотивация и стимулирование

1.Знакомит с словами американского биолога Меллера:

«Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем.»;

И с «оборванной» цитатой: «сегодня мы будем говорить и знакомиться с процессом, с помощью которого жизнь умудряется обвести вокруг пальца время» и просит ответить на вопрос: «О каком процессе идет речь?»;« Как «размножение» может обвести или обмануть время?» Если учащиеся затрудняются, то учитель разъясняет: «Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни.»

2. Подводит к формулировке   темы урока.

« Этот тип размножения первым появился у живых организмов. Оно происходит без участия половых клеток и полового процесса. Какой из типов размножения мы будем сегодня изучать?» 

3.Просит каждого учащийся оценить уровень своей компетентности в рамках данной темы: «нарисуйте в своей тетради «линию знаний» и отметить на ней то место, на уровне которого оцениваете свои знания по названной теме»

4. Ставит проблемный вопрос «Почему в эволюционном развитии организмов ни один тип размножения не вытеснил другой?»

5. Выслушивает и подводит к выводу о том, что для ответа на вопрос необходимо знать преимущества и недостатки бесполого размножения.

6. На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке.

1. Участвуют в беседе, пытаются объяснить цитату;

2.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

3. Чертят линию знаний и определяют уровень своих знаний по данной теме.

t1572092484aa.gif

4. Предлагают варианты ответа на проблемный вопрос.

5. Ставят перед собой цели и задачи.



. Познавательные: выделение и формирование познавательной цели;

Регуляторные: анализирование условий достижений целей;

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.


10 мин

3

Актуализация знаний

1.  Предлагает учащимся

с помощью набора карточек с понятиями (Приложение 1.)составить схему под названием «Размножение», опираясь на знания полученные в 6, 7, 8 классах.

2. Задает вопрос: «Какие новые понятия вы встретили, при составлении схемы?»

1. Ознакомляются с набором карточек и составляю схему

(Размножение). 2. Выделяют известные и неизвестные понятия по теме размножения.

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации;

установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;    

 Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий


4

Физкультминутка

При названии терминов бесполого размножения: поднимают руки и тянутся вверх;

При названии терминов полого размножения: соединяют локоть с коленом поочередно.

Выполняют физические упражнения



5

Усвоение новых знаний.

1.Предлает решить задачи урока, решив жизненную ситуацию: «Вы селекционер, и ваша задача размножить бесполым способом новый сорт папоротника с причудливой формой листьев и новую породу кошечки, при этом их потомки должны иметь идентичные признаки исходных особей. Ответ представить в виде кластера: типы бесполого размножения и выделить из них которые применимы для размножения папоротника и кошки.»

2. Предлагает ознакомиться с кейсом (приложение 2.), который содержит источники информации, видео материал,

3. Предлагает, работая в парах создать кластер. (Приложение 1)

4. Предлагает просмотр видео о клонировании.


1. Слушают задание учителя.

2. Зарисовывают в тетради схему и слушают инструкцию по ее заполнению.

3. Знакомятся с кейсом, содержащий источники информации и составляют кластер.


Познавательные: :  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

презентовать подготовленную информацию;

выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  постановка вопросов;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос аргументировать;   формирование умения работать в парах.

15 мин

6

Физкультминутка

Под космическую музыку делают физкультминутку для глаз

Воспроизводят мышцами глаз движение небесных тел



7

Закрепление новых знаний.

1.Предлагает каждой группе выступить, презентовать свои результаты групповой работы.

-Какие вы выберите способы для решение задачи селекционера?

2.Предлагает, оставаясь в группах, перейти по ссылке и выполнить задание на определение уровня знаний http://fcior.edu.ru/card/4694/formy-razmnozheniya-organizmov-bespoloe-razmnozhenie.html 

2. Контролирует ход выполнения заданий и результаты работы в группе, фиксируя результаты.

1. каждая группа представляет свой кластер и способы размножения для задачи.

2. Работая в парах, переходят по ссылке на ЭОР и выполняют самостоятельную работу, обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе.

2. Фиксируют результаты выполнения в тетради.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности;  коррекция полученных знаний; целеполагание.

Коммуникативная: владение монологической и диалогической формами речи; умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные: анализ компонентов  с целью выделения особенностей.

10 мин

8

Подведение итогов урока, рефлексия.

1.Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока задачи и цели.

Задает вопросы:

1.Каковы особенности бесполого размножения?

2.Каковы недостатки и преимущества бесполого размножения? (Как будут реагировать генетически одинаковые потомки на неблагоприятные изменения в окружающей среде?)

3. Каково биологическое и практическое значения бесполого размножения:

Существует несколько форм «клонирования» живых организмов: митотическое деление, спорообразование, почкование, регенерация, вегетативное размножение.

Различные формы «клонирования» можно использовать в кондитерской промышленности, хлебопечении, медицине, сельском хозяйстве, и т.д.

При бесполом размножении новый организм формируется из соматических клеток, в размножении участвует одна родительская особь, потомство и родительская особь одинаковые по наследственным признакам.

2. Выслушав ответы учащихся,  подводит к выводу, что в полной мере ответить на проблемный вопрос нельзя, так как мы не знаем преимущества и недостатки полового типа размножения. Об этом и пойдет разговор на следующем уроке.

3. Составляем заключительный синквейн - к термину: Бесполое размножение:

1. Размножение бесполое.

2. Делиться, воспроизводить.

3.Вегетативное, идентичное, соматическое.

4. Размножение есть жизнь.

5. Жизнь.

4. Предлагает вернутся к линии «Уровня знаний» и отметить у кого увеличилась длина и глубина знаний по данной теме. Какие остались вопросы, где в жизни могут пригодиться новые знания?

1. Отвечают на наводящие вопросы учителя.

2. Записывают в тетради особенности бесполого размножения.

3. Предлагают варианты ответа на проблемный вопрос.

3. Составляют синквейн

t1572092484ab.gif4.Отмечают и оценивают уровень своих знаний на линии.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

3  мин

9

Информация о домашнем задании.

1.Дает информацию о задании на дом.

- прочитать параграф учебника

- составить по 2 вопроса «Толстых и тонких» (С развернутым ответом и с кратким ответом).

1.Запи-ют дом. зад.

2.Слушают инструкцию по состав-ю «толстых и тонких» вопросов.

Познавательные:  смысловое чтение, поиск информации; моделирование;

анализ компонентов  с целью выделения особенностей.

Регулятивные: коррекция полученных знаний.

1 мин





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.