Урок по биологии в 9 классе по теме «Бесполое размножение»
Технологическая карта урока : Бесполое размножение
Лапина Оксана Викторовна | |
Место работы | МБОУ СОШ с. Елабуга |
Должность | учитель биологии |
Предмет | биология |
Класс | 9 |
Тема и номер урока в теме | урок биологии по теме «Бесполое размножение», урок №1 в теме 3.1 «Размножение организмов” |
Базовый учебник | Мамонтов С.Г., Захаров В.Б, Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, 2018 |
Цель урока: формирование у учащихся понимания понятий и явлений: «бесполое размножение», «способы бесполого размножения», «особенности и отличия от других способов размножения»
Задачи: Обучающие
- Расширить и углубить знания о роли бесполого размножения в жизни живых организмов;
- Систематизировать знания о способах бесполого размножения: деление, споруляция, почкование, вегетативное размножение.
- Познакомить с понятиями «шизогония», «фрагментация», «полиэмбриония», «клонирование». Раскрыть особенности этих способов размножения.
- Продолжить формировать познавательный интерес.
Развивающие:
- Создать условия для развития творческих способностей, дедукционное и индукционное мышление;
- Способствовать развитию умения работать в группе и с разными источниками информации;
Воспитательные:
- Продолжить формирование ценности жизни и ее проявления.
- Подвести к выводу о неразрывности связи жизни человека и живой природы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научиться выделять отличительные признаки бесполого размноженя.
Учиться понимать биологические термины: бесполое размножение, деление, споруляция, почкование, вегетативное размножение, фрагментация, полиэмбриония, клонирование.
Метапредметные: Познавательные:
научиться ориентироваться в разных источниках информации, находить и использовать нужную информацию; учиться строить кластер; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: научатся слушать и понимать речь другого человека; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; ставить вопросы, выражать свои мысли.
Регулятивные: научаться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и коррекцию своих знаний;
Личностные: научатся осознавать единство и целостность мира; выстраивать собственное целостное мировоззрение; личностное самоопределение.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
бесполое размножение, деление, споруляция, почкование, вегетативное размножение, фрагментация, полиэмбриония, клонирование.
Учащийся должен знать: основные способы бесполого размножения организмов, определения терминов: бесполое размножение, деление, споруляция, почкование, вегетативное размножение, фрагментация, полиэмбриония, клонирование.
Учащиеся должны уметь: называть признаки бесполого размножения, сравнивать различные способы бесполого размножения, анализировать и обобщать теоретический материал данной темы.
Тип урока комбинированный.
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: ИКТ, пакеты кейса.
Структура и ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | Время) | |
1 | Организационный | 1. Приветствует обучающихся. 2. Проверяет готовность к работе. 3. Проверяет наличие учебных принадлежностей | 1.Приветствуют 2.Проверяют гот-ть | Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности | 1 мин |
2 | Мотивация и стимулирование | 1.Знакомит с словами американского биолога Меллера: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем.»; И с «оборванной» цитатой: «сегодня мы будем говорить и знакомиться с процессом, с помощью которого жизнь умудряется обвести вокруг пальца время» и просит ответить на вопрос: «О каком процессе идет речь?»;« Как «размножение» может обвести или обмануть время?» Если учащиеся затрудняются, то учитель разъясняет: «Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни.» 2. Подводит к формулировке темы урока. « Этот тип размножения первым появился у живых организмов. Оно происходит без участия половых клеток и полового процесса. Какой из типов размножения мы будем сегодня изучать?» 3.Просит каждого учащийся оценить уровень своей компетентности в рамках данной темы: «нарисуйте в своей тетради «линию знаний» и отметить на ней то место, на уровне которого оцениваете свои знания по названной теме» 4. Ставит проблемный вопрос «Почему в эволюционном развитии организмов ни один тип размножения не вытеснил другой?» 5. Выслушивает и подводит к выводу о том, что для ответа на вопрос необходимо знать преимущества и недостатки бесполого размножения. 6. На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке. | 1. Участвуют в беседе, пытаются объяснить цитату; 2.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь. 3. Чертят линию знаний и определяют уровень своих знаний по данной теме. 4. Предлагают варианты ответа на проблемный вопрос. 5. Ставят перед собой цели и задачи. | . Познавательные: выделение и формирование познавательной цели; Регуляторные: анализирование условий достижений целей; Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью. | 10 мин |
3 | Актуализация знаний | 1. Предлагает учащимся с помощью набора карточек с понятиями (Приложение 1.)составить схему под названием «Размножение», опираясь на знания полученные в 6, 7, 8 классах. 2. Задает вопрос: «Какие новые понятия вы встретили, при составлении схемы?» | 1. Ознакомляются с набором карточек и составляю схему (Размножение). 2. Выделяют известные и неизвестные понятия по теме размножения. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий | |
4 | Физкультминутка | При названии терминов бесполого размножения: поднимают руки и тянутся вверх; При названии терминов полого размножения: соединяют локоть с коленом поочередно. | Выполняют физические упражнения | | |
5 | Усвоение новых знаний. | 1.Предлает решить задачи урока, решив жизненную ситуацию: «Вы селекционер, и ваша задача размножить бесполым способом новый сорт папоротника с причудливой формой листьев и новую породу кошечки, при этом их потомки должны иметь идентичные признаки исходных особей. Ответ представить в виде кластера: типы бесполого размножения и выделить из них которые применимы для размножения папоротника и кошки.» 2. Предлагает ознакомиться с кейсом (приложение 2.), который содержит источники информации, видео материал, 3. Предлагает, работая в парах создать кластер. (Приложение 1) 4. Предлагает просмотр видео о клонировании. | 1. Слушают задание учителя. 2. Зарисовывают в тетради схему и слушают инструкцию по ее заполнению. 3. Знакомятся с кейсом, содержащий источники информации и составляют кластер. | Познавательные: : поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; презентовать подготовленную информацию; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос аргументировать; формирование умения работать в парах. | 15 мин |
6 | Физкультминутка | Под космическую музыку делают физкультминутку для глаз | Воспроизводят мышцами глаз движение небесных тел | | |
7 | Закрепление новых знаний. | 1.Предлагает каждой группе выступить, презентовать свои результаты групповой работы. -Какие вы выберите способы для решение задачи селекционера? 2.Предлагает, оставаясь в группах, перейти по ссылке и выполнить задание на определение уровня знаний http://fcior.edu.ru/card/4694/formy-razmnozheniya-organizmov-bespoloe-razmnozhenie.html 2. Контролирует ход выполнения заданий и результаты работы в группе, фиксируя результаты. | 1. каждая группа представляет свой кластер и способы размножения для задачи. 2. Работая в парах, переходят по ссылке на ЭОР и выполняют самостоятельную работу, обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе. 2. Фиксируют результаты выполнения в тетради. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание. Коммуникативная: владение монологической и диалогической формами речи; умение полно и точно выражать свои мысли. Познавательные: анализ компонентов с целью выделения особенностей. | 10 мин |
8 | Подведение итогов урока, рефлексия. | 1.Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока задачи и цели. Задает вопросы: 1.Каковы особенности бесполого размножения? 2.Каковы недостатки и преимущества бесполого размножения? (Как будут реагировать генетически одинаковые потомки на неблагоприятные изменения в окружающей среде?) 3. Каково биологическое и практическое значения бесполого размножения: Существует несколько форм «клонирования» живых организмов: митотическое деление, спорообразование, почкование, регенерация, вегетативное размножение. Различные формы «клонирования» можно использовать в кондитерской промышленности, хлебопечении, медицине, сельском хозяйстве, и т.д. При бесполом размножении новый организм формируется из соматических клеток, в размножении участвует одна родительская особь, потомство и родительская особь одинаковые по наследственным признакам. 2. Выслушав ответы учащихся, подводит к выводу, что в полной мере ответить на проблемный вопрос нельзя, так как мы не знаем преимущества и недостатки полового типа размножения. Об этом и пойдет разговор на следующем уроке. 3. Составляем заключительный синквейн - к термину: Бесполое размножение: 1. Размножение бесполое. 2. Делиться, воспроизводить. 3.Вегетативное, идентичное, соматическое. 4. Размножение есть жизнь. 5. Жизнь. 4. Предлагает вернутся к линии «Уровня знаний» и отметить у кого увеличилась длина и глубина знаний по данной теме. Какие остались вопросы, где в жизни могут пригодиться новые знания? | 1. Отвечают на наводящие вопросы учителя. 2. Записывают в тетради особенности бесполого размножения. 3. Предлагают варианты ответа на проблемный вопрос. 3. Составляют синквейн 4.Отмечают и оценивают уровень своих знаний на линии. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество. | 3 мин |
9 | Информация о домашнем задании. | 1.Дает информацию о задании на дом. - прочитать параграф учебника - составить по 2 вопроса «Толстых и тонких» (С развернутым ответом и с кратким ответом). | 1.Запи-ют дом. зад. 2.Слушают инструкцию по состав-ю «толстых и тонких» вопросов. | Познавательные: смысловое чтение, поиск информации; моделирование; анализ компонентов с целью выделения особенностей. Регулятивные: коррекция полученных знаний. | 1 мин |