Урок по чтению на тему «Звук и буква Ч» (1 класс)
Урок по чтению
Тема : « Звук и буква ч».
Цели урока: формирование умения выделять в словах звук [ч`], правильно произносить его; знакомство с буквой Чч, формирование умения читать слова с этой буквой; повышение самостоятельности учащихся в чтении.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, формирование необходимого уровня читательской компетентности; логические – совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, построение рассуждений в форме простых суждений, установление причинно- следственных связей
Коммуникативные: уметь координировать действия по выполнению задания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формирование нравственных качеств личности.
1.Орг. момент
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
Заниматься начинаем.
2. артикуляционные упр.( включить артикуляц, упр. с котиком).
2. Актуализация знаний.
1) Работа с лентой букв.
- Чтение букв по ленте.
- На какие две группы делят буквы? Назовите гласные, согласные.
3. Введение в тему.
Прослушивание песенки Чебурашки.( открыть рисунок Чебурашки на доске.) Составьте предложение про Чебурашку (выложить схему из счетных палочек, 1 человек пишет у доски)
- Чебурашка приглашает нас в гости на праздник (Слайд 1)
- прочитайте какой «День рождения буквы». (Читает 1 ученик)
- определите, у какой буквы сегодня день рождения? Для этого мы вспомним, как нужно вести себя в гостях (Слайд2)
И накроем праздничный стол (Слайд3)
-Кто на картинке? Что они делают?
- Произнесите ещё раз слова чай, чайник, печенье в форме мальчика и девочки. Какой звук в этих словах мы слышим чаще? (слайд4)
4. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1) Знакомство со звуком [ ч,]
- Сегодня вы узнаете секрет нового звука.
Чебурашка хочет познакомить вас со своей подружкой. ( Прослушивание песенки Черепахи ,открыть рисунок черепахи. )Узнайте, кто это?
Давайте выучим любимую скороговорку черепахи.
« Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая».
- Вместе с Черепахой определим какой это звук.
- Давайте хором произнесем этот звук.[ ч,]
- Воздух проходит свободно или встречается преграда?
- Звук получается длинный или короткий?
- Значит, что можем сказать об этом звуке. Он какой? ( согласный)
На доску под слово звук – прикрепляем слово «согласный».
- А теперь определим звонкий онзвонкий или глухой?
Положите ладонь на горло и произнесите этот звук.
- Чувствуете дрожание? Значит какой звук? (глухой )
На доску прикрепляем слово «глухой».
3) Определение места звука в словах (слайд5)
4) Знакомство с буквами Ч,ч.
- Посмотрите, какой буквой обозначается звук [ ч,]. (Прикрепить букву ч на доску рядом со звуком.)
- На что похожа буква Ч?
На четверку Ч похожа
Если стул перевернем
Сразу букву Ч найдем. Выучить (слайд6)
5. Чтение с буквой ч.
1) чтение слогов
Чебурашка не умеет читать, и он просит нас научить его
6. Физкультминутка.
Включить физминутку.
7. Продолжение работы по теме.
1.Чтение слов с буквой ч. (открыть слайд8)
- чтение хором,
- чтение цепочкой,
- прочитать слова, обозначающие предметы, которые могут быть подарком.
2.работа по учебнику( с.74).
- включить видео чайки над морем.
- Каких птиц вы увидели на видео? Какие это птицы дикие или домашние? Как нужно относиться к птицам? Чайки тоже прилетели к букве ч в гости. (слайд9) и предлагают нам поработать с учебником. Чайкам понравилось ,как вы читаете,и они остаются у нас в классе (открыть рисунок чаек на доске)
- Чтобы букве ч было приятно, давайте и мы с вами сделаем ей подарок. Для этого на рисунках раскрасьте только те рисунки, в словах которых есть буква ч.( слайд 10)
9. Итог урока
- Давайте ещё раз поздравим букву ч с днём рождения вместе с нашими друзьями (включить Барбарики , дети танцуют под музыку.)
- Чебурашке тоже понравился урок. И они вместе с буквой Ч говорят вам: «Спасибо за урок!».