12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гацоева Анжела Юрьевна26
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

УРОК-ИГРА ПО ТЕМЕ: (7 класс)




Цели урока:

- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Африка»

- обобщить материал как систему знаний; развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи;

- развивать коммуникативные навыки при работе в группах; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.

Тип урока: обобщение, систематизация и проверка знаний по теме: «Африка»

Оборудование: физическая карта мира, географическое лото, конверты с заданиями для групп,

Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока.





Учитель: Многие из вас, как и я, любят путешествовать.



Взяла я старый календарь. И на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из материков спрятал клад.

А отыскать его смогут только ребята любознательные, отважные и хорошо знающие географию и я решила пригласить вас в путешествие.

Изучать географию мы привыкли по строгим школьным учебникам, атласам, энциклопедиям!. Всегда ли о географии можно говорить только на уроках географии? Конечно же нет!

- Вот это и будет нашей сегодняшней целью – доказать себе и всем, что география – это наука, ну и конечно же, проверим – насколько обширны ваши знания по географии!


Командиром плавания будет Борис , а вы отправитесь в плавание под его руководством.

И так -в путь!





За каждый правильный ответ команда награждается алмазом


1 конкурс. Угадай великого человека

- Перед вами портреты великих путешественников.

-Прослушаем краткую характеристику каждого из них и угадаем. о ком идет речь. Каждой команде по очереди



t1578989207aa.jpg t1578989207ab.jpg t1578989207ac.jpg t1578989207ad.jpg


1. Он родился в Португалии и принадлежал к старинному беднейшему дворянскому роду. Был пажом у королевы Леоноры. 5 кораблей под его командованием отправились в путешествие. Плавание было необычайно трудным. Все было: сильный шторм, тропическая жара, голод, болезни. Обратно в Испанию возвратился только 1 корабль. А из экипажа в 265 человек на родину вернулись 18 моряков. Сам мореплаватель погиб на одном из островов в схватке с аборигенами. Они совершили великое географическое открытие. Кто был этот отважный мореплаватель?

(Ф.Магеллан)

2. Биография его жизни во многом загадочна и трагична.

До конца своих дней он не знал о значении слова подвига и был убеждён , что открыл морской путь в Азию за который ему дал звание ,,Адмирал моря- океана!

Ни он сам , ни его современники так и не могли оценить значение и величину его подвига.

Он умер страдая от одиночества , несчастья

О ком идёт речь?

( Х. Колумб )


3. Это известный русский путешественник , которого всегда отличало человеческое обращение ,,С чернокожими дикарями» , в которых он прежде всего видел людей.

Долг цивилизованного человека по его мнению , заключался в том , чтобы не допуская насилия, помочь отсталым народам на более высокую ступень культуры. Наиболее

известно его путешествия на один крупнейших островов мира, на берегу которого он

провёл в общей сложности около 20 лет, ведя антропологические и этнографические наблюдения. Память о человеке жива среди их потомков до сих пор !КТО ОН?

( Н.Н Миклуха - Маклай )


4.Хотя он был иностранцем по происхождению, но по праву считался одним из крупнейших русских деятелей , он проработал в России 37 лет .Он был мореплавателем, адмиралом русского флота, участвовал во многих петровских морских походах. Его исследования имели огромное значение для России. Наиболее важное путешествие – это Первая Камчатская экспедиция и Великая Северная экспедиция. Его имя неоднократно запечатлено на карте. Некоторые из них – это море и пролив, название в его честь.

КТО ОН? ( В.Берииг)

За каждый правильный ответ, получаем по 1 баллу.



Если встали на дороге

Перед вами носороги,

Обезьяны корчат рожи,

А все люди чернокожи,

Жарче нет материка.

Точно это….(Африка)


Правильно, это материк Африка и клад спрятан именно там.




Наш корабль отчалил от острова Школьный. И вот мы уже плывем через пролив Названий, но здесь очень сильное течение, встречаем на пути препятствие.


- По данным определениям нужно отгадать географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим.

Теплый, холодный, звездный, кислотный, частый, затяжной, проливной……(дождь)

Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся…..(вулкан)

Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной…..(песок.)

Живая, мертвая, огненная, жесткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, соленая……(вода.)


Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, грозовые… (облака.)

Звездный, веселый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный, северо – западный….(ветер)


Корабли раскачивает из стороны в сторону, юнги, учтите, вас ждут подводные рифы




РифШуточный - Каждая команда отвечает на вопросы не думая, ответ сразу же. Не знаем – следующий вопрос.


1 команда:

*Зеленый платок уронили в Желтое море? Каким его вытащили из воды?

*Самый тонкий и острый мыс?

*Каким озером любуются в театре?

*Как называется остров в океане, в котором не растет кокос не ловится крокодил?

*В какой стране все животные постоянно с сумками бегают?

*Какой полуостров заявляет о своей величине?

*Какой остров, если теряет одну букву, становится геометрической фигурой?

Мокрым

Мыс Игольный

«Лебединое озеро»

Остров Невезения

Австралия

Ямал

Куба


2 команда

*На каком фронте не воюют?

*Какую цепь нельзя порвать?

*Какое государство можно носить на голове?

*Какая из двух гор выше - Эверест или Джомолунгма?

*Самая сладкая и любимая всеми детьми пустыня?

*Город, парящий в воздухе?

*Какой остров называет себя спортивной одеждой?

Атмосферный фронт

Горная цепь

Панама

Одна и та же гора

Каракумы

Орел

Ямайка





Конкурс со зрителями «Вкусная география»


1. По названию германского города именуется говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку. ( Гамбург – Гамбургер )

2. Какая страна подарила миру свои открытия пиры – пищу? ( Италия )

3.Что по мнению французов подают на стол, когда с него убирают кушанья (Десерт )

4.Переведите на немецкий язык фразу «Хлеб с маслом»

(Бутерброд)

5. Какой город подают к чаю ? («Прага» Торт)

6. Что называют итальянскими трубками (Макароны)



Физминутка

на кораблях возникла проблема, кончились запасы пресной воды. Придется причалить к берегу


- Встаньте у своих парт и выполняйте за мной все движения.

Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф
 (руки вверх).
У меня над головой (наклоны в стороны с согнутыми на поясе руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать
 (приседания),
Чтобы фиников набрать.

Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места).



Вот мы и достигли берегов Африки



Плохо жить на свете им - Рог растет всего один. На носу, никак у всех. Если ваш услышит смех, То посмотрит очень строго. Не дразните ….. (Носорога)



Чур, ребята, не смеяться! Эту муху все боятся Её страшные укусы Вряд ли будут вам по вкусу. Муха на твоем лице! Прогони скорей - …. (Це-це)


Чтобы с местностью сливаться Стали все маскироваться Кто зеленый, кто пятнистый Полосатый, золотистый. Но не прячется лишь он Потому что это …. ( Слон)


Травоядным так желанна Травянистая …… ( Саванна)


Чтобы пройти на материк, нам надо преодолеть еще одно препятствие


(Раздаются карточки с заданиями для каждой команды)



Вопросы для 1 команды

Вопросы для 2 команды

1. Океан, омывающий Африку с востока? (Индийский.)

2. Пролив, отделяющий Африку от Европы? (Гибралтарский.)

3. Английский путешественник, проживший половину своей жизни на материке, предпринявший путешествие по реке Замбези и открывший водопад Виктория?(Ливингстон)

4. Этот русский исследователь, горный инженер, писатель был приглашен правителем Египта для геологических исследований месторождений золота. Он нанес на карту Африки русские географические названия рек : Невка, Безымянная, Георгиевская? 
(Е.П. Ковалевский)

5. Горы, находящиеся на северо-западе материка, образовавшиеся на стыке двух литосферных плит?(Атлас.)

6. На долю Африки приходится большая часть добычи этого полезного ископаемого в мире?(Алмазы.)

 

7. Высочайшая точка континента? 
(Влк. Килиманджаро.)

8. Чтобы сохранять воду круглый год, жители этого государства создали целую систему каналов длиною в несколько тысяч миль, а чтобы предотвратить наводнения, воздвигли мощные плотины и строили водохранилища. Жители какого государства? (Египет)

9. Большая часть этой страны расположена на Эфиопском нагорье. Здесь выращивают кофе. (Эфиопия)

 

 

 

10. Климатический пояс, находящийся между экваториальным и тропическим?(Субэкваториальный.)

11. Образование этой природной зоны обусловлено большим количеством тепла и влаги в течение всего года? (Экваториальный лес.)

12. Самый большой по площади бассейн у реки? (Конго.)

13. Самое глубокое озеро?(Танганьика.)

14. Самая длинная река? (Нил.)

15. Высокогорное озеро на Эфиопском нагорье откуда берет свое начало Голубой Нил? (оз. Тана.)

16. Одна из крупнейших рек Африки, впадающая в Гвинейский залив?(Нигер.)

17. Об этом дереве говорят: “Королева пустыни, она всегда держит голову в огне, а ноги в воде”?(финиковая пальма)

 

1. Океан, омывающий Африку с запада? (Атлантический.)

2. Самый крупный остров, прилежащий к Африке?(Мадагаскар.)

3. Русский путешественник, исследователь, занимавшийся изучением центральной Африки, а также изучением водораздела между бассейнами рек Нила и Конго в Восточном Судане и издавший труд в трех томах “Путешествие по Африке”? (В.В. Юнкер)

4. Этот русский академик занимался изучением почв и техники земледелия в Африке. Собрал около 6000 образцов культурных растений? (Н.И. Вавилов)

 

 

 

5. Горы, имеющие плоские вершины, находящиеся на самом юге Африки? (Капские)

6. Месторождения этого полезного ископаемого находятся на севере материка. Используются для выработки удобрений? (Фосфориты.)

7. Страшнейший ураган пустыни? (Самум.)

 

8. Большая часть этой страны занята каменистыми и песчаными пустынями Сахары. Коренное население составляют арабы и берберы? (Алжир)

 

 

9. Это горное государство находится на северо-западе Африки. Здесь каждый клочок земли, иногда даже на отвесной скале, используется под сады и огороды, где выращивают в основном цитрусовые и оливки, а также виноград. В горах этого государства иногда бывает даже снег, вещь редкая в пейзаже Сев. Африки, чтобы взглянуть на снег, люди спешат сюда, преодолевая большие пространства? (Марокко.)

 

10. Климатический пояс, в котором расположена самая жаркая и сухая пустыня Земли? (Тропический.)

11. Эта природная зона занимает около 40% площади материка. Отличается большим разнообразием животного мира? (Саванны.)

12. Самое большое озеро? (Виктория.)

13. Самое мелкое озеро, из которого не вытекает ни одна река? (Чад.)

14. Водопад, название которого в переводе на русский язык “Дымящаяся вода”? (Тис-Аббай.)

15. Название реки, где находится водопад Виктория?(Замбези.)

16. Название этой реки, находящейся в Южной Африке, можно встретить у К.И. Чуковского в “Айболите”?(Лимпопо.)

17. Это дерево характерно для африканской саванны. Оно может жить до 5 тыс. лет. Древесина для строительства не пригодна, но зато в дуплах этого дерева устраивают гараж для легкового автомобиля? (Баобаб.)




сейчас мы с вами немного помечтаем и постараемся мысленно перенестись на африканский континент. В качестве домашнего задания зрителям каждой команды было предложено составить небольшой рассказ на тему: “интересные факты о тматерике”


Конкурс капитанов “В мире животных”


Вопросы для капитана 1 команды

Вопросы для капитана 2 команды

1. Об этом животном говорят, как о “корабле пустыни”. (Верблюд.)

 

2. Изображение этого зверя можно увидеть на многих королевских знаках отличия и гербах, он олицетворяет величие и власть; его грозный рев вызывает трепет и страх у всех, кто его слышит. (Лев.)

3. Это травоядное животное обладает исключительным обонянием, слухом и зрением, кроме того, очень быстро передвигается, но не смотря на это часто становится добычей разных хищников. Обитает в большей части в саванне. (Газель.)

4. Это родственник ящериц, но куда ему до их проворства. Малоподвижные лапы, зато длинный язык. Очень вкусное мясо, поэтому много врагов. Родина – Мадагаскар.(Хамелеон.)

 

5. Это животное изумляет необычной окраской, которой его одарила природа, как ни странно, это прекрасная маскировка: когда животное движется, в потоках исходящего от земли горячего воздуха, оно становится невидимым. (Зебра.)

6. В субтропических и тропических районах стаи этих насекомых – подлинная катастрофа. Время от времени, снижаясь к земле, эти стаи полностью уничтожают всю растительность. (Саранча.)

7. Эта птица очень проворна при ловле рыбы, а свой улов хранит в мешочке в подклювье.(Пеликан.)

8. Это насекомое вызывает сонную болезнь и у животных, и у людей. (Муха цеце.)

1. Рост этой птицы 100 см. На голове имеется хохолок из длинных перьев, ему она и обязана своим названием. (Птица-секретарь.)

2. Вес этого животного до 3-х тонн. Оно очень дикое и раздражительное, к тому же близорукое и поэтому нападает даже на деревья, но убедившись, что нет опасности, проходит мимо. Обитает в саванне. (Носорог.)

3. С древних времен люди проявляли интерес к этой птице. Рисунки с ее изображением встречаются в пещерах доисторических охотников. Скорлупу яиц этой птицы используют как сосуды для воды. Это самая большая птица в мире. (Страус.)

4. Это млекопитающее своей внешностью обязано многим животным: телосложение от верблюда, голова от оленя, копыта как у крупного рогатого скота, хвост как у птицы, шерсть похожа на шкуру леопарда. Свое – только необычайно длинная шея. (Жираф.)

5. Из бивней этого гигантского животного в древности делали украшения, орудия и инструменты. Впервые это животное в сражении против А.Македонского использовал персидский царь Дарий. Кроме того, это животное превосходный труженик. (Слон.)

6. Эта птица удивительнейшей красоты, окраска перьев от ослепительно белого цвета до нежно-розового. (Фламинго.)

 

7. Это животное, благодаря пяточку, которым можно рыть землю и мощным конечностям, в несколько минут весь зарывается в землю, какой бы твердой она ни была. (Трубкозуб.)

8. В тропических странах неизменная деталь пейзажа – пирамидальные или куполообразные сооружения в несколько метров высотой. Обитатели этих сооружений доставляют человеку много неприятностей. Недаром их называют “всепортящие”. (Термиты.)

Учитель: – Пока капитаны команд готовят ответы на вопросы, я хочу рассказать вам об истории возникновения джаза – музыкального направления, родиной которого является африканский континент.

Джаз появился в начале XX века в Америке. В основе джаза – народная музыка негров-невольников, вывезенных из родных мест для работы на плантациях Америки. Отличительной чертой музыки является причудливое слияние барабанных ритмов и пения солистов, а также свобода исполнения, то есть – импровизация. Для джаза характерны такие инструменты как труба, саксофон, контрабас, гитара, рояль. Говоря о джазе, нельзя не вспомнить имена известных джазистов, которыми являются Луи Армстронг, Бенни Гудмен, Дюк Эллингтон. В нашей стране история джаза связана с именем Леонида Утесова. Известные направления джаза: свит-джаз, би-боп, симфоджаз. Джаз дал начало еще одному музыкальному направлению – рок-н-роллу. Предлагаю вам послушать отрывки из оперы “Порги и Бесс” Дж. Гершвина, который стал основателем нового направления в джазе – симфоджаз.(сопровождение музыки)

Я думаю, капитаны справились с заданием, давайте послушаем их ответы.

(Каждый ответ сопровождается слайдом с фотографией животного.)

Ребята,вот мы и нашли наш клад



(открываем сундук

Подсчет количества алмазов, награждение победителей.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.