Вводный урок по истории Древнего мира (5 класс)
Вводный урок по истории Древнего мира
Цели: 1. Создать условия для формирования представлений об исторической науке, путях и способах изучения прошлого человечества, осознания, что без знания карты и дат нет полноценного знания истории
2. Продолжать развивать навыки самостоятельной работы и развивать познавательный интерес к предмету
План урока:
1. Вступительное слово учителя
2. Что такое история?
3. Исторические источники
4. Вспомогательные исторические дисциплины.
5. Закрепление
Ход урока.
1. Оргмомент (знакомство учителя с детьми, правила ведения тетради)
2. Введение. Что такое истории?
- Что изучает история? Нужна ли эта наука? (История — наука о прошлом (о жизни людей).
Историк В. Б. Кобрин пишет: «Мы прекрасно знаем, что без физики, химии и математики мы ездили бы на лошадях и волах, не имели бы холодильников, не смотрели бы кино и телевидение, переписывали бы от руки книги. Без астрономии и географии невозможны ни мореплавание, ни сухопутные путешествия, а без биологии - медицина и сельское хозяйство. А история зачем?».
-Как бы вы ответили на этот вопрос?
-Зачем?: интересно, опыт, независимость.
Полибий (древний историк): «...уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами...»
Диодор Сицилийский (древний историк): «Накопленные на основе исторических трудов знания и понимание причин как успехов, так и неудач других людей приводят к познанию опыта жизни безопасным путем. Ведь это очень хорошо, что мы можем использовать чужие ошибки в качестве поучительных примеров для различных случаев в течение всей нашей жизни и что нам не придется самим задумываться над тем, как нам следует поступить, а можно будет только подражать тому, что было правильно сделано».
Гегель (немецкий философ): «единственное, чему мы можем научиться у истории, — это тому, что она никого и ничему не учит».
Есть и еще один ответ на вопрос «Зачем изучать прошлое?» Человека, не имеющего знаний, своего мнения очень легко обмануть.
- Посмотрите на доску и предположите, какое из этих изображений связано с темой нашего урока, а какое нет и почему? (изображение первобытного человека и динозавра)
- Если мы представим время в виде бесконечной ленты, то время, когда Землю населяли динозавры не будет считаться историей и, его называют доисторическим временем, т.к в то время не было человека. Всемирная история начинается со времён появления человека – 2,5 млн. лет назад и делится на несколько периодов. В этом году вы познакомитесь с самым первым и как вы видите самым продолжительным периодом истории – история древнего мира, который и начался 2,5 млн. лет назад и закончился 1500 лет назад с падением огромной Римской империи.
Знакомство с учебником
Помогать нам с вами в этом будет учебник, контурные карты и атлас.
(Учитель знакомит со структурой учебника (приложение, форзац, задания к параграфам).)
Знакомство с атласами
Без карт нельзя изучать историю. Поэтому нам необходимы атласы и контурные карты.
(Учитель знакомит учащихся с картами, атласами, контурными картами.)
3. Исторические источники
- Каким образом мы можно узнать, что происходило много сотен и тысяч лет назад? И что может служить доказательством событий прошлого? (ответы детей)
В этом учёным помогают исторические источники. Исторические источники- памятники прошлого, содержащие сведения об этом прошлом. Они делятся на несколько групп, сейчас вы разделитесь на несколько групп по 4-6 человек и по итогом своей работы заполните пропуски в схеме.
Групповая работа
1 группа
1. Изучение вещественных источников
Используются иллюстрации учебника, фрагменты археологических находок, фотографии и т.д., демонстрирующие предметы эпохи древнего мира. Например:
-древнегреческий папирус
-ювелирное украшение
-глиняная статуэтка
-глиняный сосуд
-кинжал из царской гробницы
Вопросы для учащихся
1. Из какого материала сделана данная вещь? Можно ли сделать какие-либо выводы о природе места, где она была изготовлена?
2. О какой сфере жизни людей может рассказать нам эта вещь (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)
2 группа
2. Изучение письменных источников
Из летописи египетского фараона Тутмоса III:
«Воссиял царь утром. когда было уведомлено все войско…, его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием…
И его величество отдал приказ своему войску в следующих выражениях: «Вы хватайте хорошенько-хорошенько, мое победоносное войско!.. Все владетели всех северных чужеземных стран заперты в нем, и овладеть Мегиддо – это значит взять тысячу городов…»
И вот владетели этой страны приползли на своих животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона (бог солнца египтян) над всеми чужеземными странами…»
Вопросы и задания для учащихся:
1. О какой сфере жизни людей может рассказать нам этот текст (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)?
2. как автор текста относится к египетскому фараону?
3. Какие сложности могут возникнуть у историков при прочтении документа? Продолжите перечень: плохая сохранность текста, понимание языка, необъективность автора, …
3 группа
3. Изучение этнографических источников
Из жизни племени кубу на о. Суматра:
«Он отламывает длинный прямой сук и, подняв с берега ручья камень, бьет им по концу сука, пока тот не расщепится на острые части. Затем он сдирает с дерева кору и, разделив ее на тонкие волокна, обматывает ими расщепленный конец палки-копье для ловли рыбы готово.»
Вопросы для учащихся:
1. О какой сфере жизни людей может рассказать нам этот отрывок (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)?
Из жизни папуасов Новой Гвинеи:
«Приходил Туй с двумя другими туземцами. Все были вооружены копьями, луками со стрелами, и у каждого было по топору на плече…
Я осматривал содержимое одной из сумок… носимых мужчинами на перевязи через левое плечо и болтающихся у них под мышкой. Я нашел в ней много интересного. Кроме двух больших ножей, тут были кости, отточенные на одном конце, служащие как рычаг или нож; в небольшом бамбуковом футляре нашлись четыре заостренные кости, очевидно инструменты, способные заменить ланцет, иглу или шило, затем … раковину… имеющую зубчатый нижний край и служащую у туземцев для выскребывания кокосов. Был также удлиненный кусок скорлупы молодого кокосового ореха, заменяющий ложку…»
Вопросы для учащихся:
1. О какой сфере жизни людей может рассказать нам этот отрывок (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)?
2. Можем ли мы узнать что-нибудь о природных условиях, в которых жили папуасы?
4 группа
Изучение УНТ
Миф североамериканских индейцев
Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.
Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор пока не превратилась в человека – предка рода Черепахи.
Миф древних индийцев
Прародителем мира был Брахма. Люди появились из тела Пуруши - первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчлененной на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедра его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока – солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания – ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землею. Так извеликой жертвы вечные боги сотворили мир.
Вопросы для учащихся:
1. О какой сфере жизни людей может рассказать нам этот отрывок (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)?
4. Вспомогательные исторические дисциплины.
Некоторые следы искать не надо - они у всех на виду. Это, например, знаменитые египетские пирамиды или Великая китайская стена. Но много следов со временем затерялось. Их поиском занимаются ученые археологи. Иногда весть о новом археологическом открытии облетает весь мир. Обычно так происходит, когда ученые находят прекрасные изделия древних мастеров из золота и драгоценных камней. Но опытному историку даже обычный глиняный черепок может помочь восстановить картину прошлого.
Археология – наука, изучающая прошлое человечества на основании материалов раскопок.
Любят раскапывать древние города, могильники, мусорные ямы.
-Как вы думаете, почему?
Обычаи народов изучают ученые - этнографы.
Этнография — наука, изучающая жизнь и обычаи отдельных народов.
Особенно пристально они исследуют жизнь отсталых народов. Многие древние обычаи у них сохранились в неприкосновенности, потому что эти народы живут в далеких, труднодоступных местах, ни с кем не сообщаясь.
Хронология – наука о времени.
При наличии времени: генеалогия (родословные), геральдика (гербы), метрология (меры длины, веса и т.д.), нумизматика (монеты) и другие ВИД.
5. Закрепление нового материала
1) Почему о такой длительной эпохе в истории человечества, как древний мир, мы знаем гораздо меньше, чем о последующих эпохах?
2) Почему историю более близких к нам эпох мы можем восстановить с точностью до года или даже дня, а историю древнего мира – иногда с точностью до тысячелетия?
Домашнее задание:
1)Нарисуйте в тетради иллюстрации к каждой группе исторических источников, используя не только учебник, но и дополнительную литературу.
2) Запишите название источника, время и место его создания, а также ту информацию, которую можно из него извлечь.
3) Запишите в тетрадь исторические дисциплины, о которых мы сегодня не сказали.