Урок истории Древнего мира в 5 классе на тему «Завоевание Римом Италии»
Урок по истории 5а класс. 12.04.2019
Тема: Завоевание Римом Италии
Цели: представление о переменах в государственном устройстве Рима, об организации и о вооружении римского войска, раскрыть причины победы Рима над Италией, формирование умения сравнить и делать выводы, работать с картой, дополнительной литературой, воспитывать интерес и уважительное отношение к мировой истории
Планируемые результаты:
Предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные.
Метапредметные: самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему и т. д.
Личностные: обрести мотивацию к изучению к изучению нового материала: осмысливать последствия римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян.
Оборудование: карта: «Завоевания Рима» проектор, картины.
Основные даты:
509г до н э: установление республики в Риме
390г до н э нашествие галлов
280г до н э Высадка царя Пирра на территории Апенинского полуострова
План:
Возникновение республики
Нашествие галлов
Военные победы римлян.
Этап урока | Действие учителя | Действие учащегося | УУД |
Организационный момент 2 минуты | Приветствие и выявление отсутствующих и настроя к уроку и систему оценивания на уроке. | Приветствие |
|
Проверка домашнего задания 9 минут | Темы рассказа: 1.легенда об основании Рима 2 город на семи холмах и его обитатели. Фронтальный опрос: Кто такая Весталка? Почему на гербе Рима изображена волчица Кто такие Ромул и Рем На скольких холмах построен город Рим Кто такие патриции и плебеи. Покажите на карте Апенинский полуостров и г Рим. | Рассказы учащихся у доски Краткие ответы на вопросы (при наличии времени) | С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Слушать и слышать друг друга |
Изучение новой темы: Мотивационно – целевой этап | В древнейшие времена Апенинский полуостров населяли 12 разных народностей, среди которых были лигуры, умбры, венеты, латины – это нижнее течение реки Тибр. Рядом с ними жили и другие народы, находящиеся в культурном отношении на более высоком уровне развития. Ведя с ними непрерывные войны в течении 200 лет, римляне постепенно захватили одну область за другой, пока не установили свое господство над всей Италией. Они следовали пророчеству Ромула, в котором говорится: «Иди и возвести римлянам: так хотят небожители, чтобы мой Рим был главой вселенной; поэтому пусть они усердно занимаются военным делом и пусть сами знают и так передадут потомкам, что никакие человеческие силы не в состоянии противится римскому оружию» Учитель: тема урока: Завоевание Римом Италии и после выявления учениками проблемного вопроса пишет его на доске. Почему Рим проводил активную внешнюю политику? | Ответы учеников и выявление проблемного вопроса, который пишет на доске учитель | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему |
Физ минута 1 минута | Упражнения для осанки и зрения | Выполнение учащимися и учителем |
|
Изучение новой темы: Работа с текстом, схемой. | Вводное слово учителя по изменению общественного строя в древнейшем Риме в 509 году до н э. и вопросы: Вспомните, на какие категории или слои делилось население Рима? Кто такие патриции? Кто такие плебеи? Чем были недовольны плебеи? За что они боролись? Предлагаю одному из учащегося заполнить таблицу: категории(слои) населения Древнейшего Рима, а другому изменения в управлении городом | Ответы учащихся и работа у доски над схемой. Основные слои населнеия
Плебеи Патриции
Переселенцы в г. Рим Основатели г. Рима и их потомки.
Консулы Народные трибуны
| Работа с таблицами, презентовать свои знания у доски, выражать свои мнения, работа с текстом |
Изучение новой темы: Работа с текстом, мозговой штурм, фронтальный опрос | В конце 5 века до н э римляне создали сильную, боеспособную армию, но в этот момент над Римом нависла угроза. Показывая физическую карту Апенинского полуострова, учитель предлагает еще прочитать главу №2 и ответить на следующие вопросы: ответить на вопросы Какие горы расположены на севере Апенинского полуострова? Кто такие галлы? Когда галлы осадили Рим? Сколько месяцев длилась осада Капитолия? Кто предупредил Римлян о приближении галлов? В храме какой богини жили гуси? В обмен на что галлы согласились покинуть город? Кто произнес фразу: «Горе побежденным»? Что оно означает? | республика Ответы на вопросы со стороны учащихся
| Презентовать свои знания у доски, выражать свои мнения, работа с текстом |
Военные победы римлян. Предлагаю далее работать с текстом учебника: гл №3 п 45 и картой. Как вы думаете, почему Пирр не смог окончательно разгромить римлян? Что означает выражение: Пиррова победа? Для Пирра кумиром был Александр Македонский. Подумайте, мог ли он прийти на помощь Пирру в борьбе с Римлянами(ответ обосновать) | Ответы учащихся с места | Презентовать свои знания у доски, выражать свои мнения, работа с текстом | |
Закрепление нового материала: | Вопросы учителя: Как изменилось управление в Риме после изгнания царя? Сколько лет Римом правили цари и сколько их было? Как возникли крылатые выражения «гуси Рим спасли» и «горе побежденным», «пиррова победа» | Ответы учащихся | Презентовать свои знания у доски, выражать свои мнения, работа с текстом |
Выставление отметок , рефлексия | Учитель предлагает учащимся дать оценку работе одноклассников и в целом класса по работе с домашним заданием и с новым материалом. Свои мнения аргументировать | Выступление экспертов | С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями оценивания одноклассников. |
Д/З | П 45. Выучить наизусть термины и понятия, даты и события, которые находятся в тексте. | При наличии дневников(бумажных) записать Д/З | Умение слушать и слышать учителя |