Развернутый конспект урока по теме: «Завоевание Римом Италии»
Развернутый конспект урока по теме:
«Завоевание Римом Италии»
Выполнила
Дербина Анастасия Викторовна,
учитель истории и обществознания
Киров – 2017
I. Вводная часть
Тема урока: Завоевание Римом Италии
Главная дидактическая цель урока – изучить процесс возникновения республики в Древнем Риме ( 509 год до н.э); разобрать движение борьбы плебеев за свои права; рассмотреть нашествие галлов; изучить ход установления господства Рима над Италией; разобрать войну Рима с Пирром; познакомиться с понятиями «республика», «консул», «народный трибун», «право вето», а так же афоризмами: «горе побежденным», «пиррова победа», «гуси Рим спасли»; сравнить систему управления в Древнем Риме до принятия такой формы государственной власти, как республика и после; акцентировать внимание учащихся на том, как завоевание Римом все больших территорий меняло положение плебеев в сторону улучшения; подвести учащихся к пониманию того, что Римское государство с самого возникновения носило ярко выраженный военный характер.
Обучающие цели и задачи
специальные предметно-исторические знания:
а) исторические представления:
-
об историческом движении:
Процесс возникновения республики, появление новых должностей: консулов, народных трибунов и их полномочия; нашествие галлов в 390 году до н.э; война с Рима с Пирром в 280 году до н.э.; процесс расширения территории Римской Республики.
-
об историческом времени
представления о историческом пространстве: Италия, город Тарент (южная колония Греции),Южная Греция.
-
о конкретном времени: V до н.э.
об основных категориях исторического времени: 509 год до н.э. –установление Республики; 390 год до н.э. –нашествие галлов на Рим; 280 год до н.э. – высадка войск Пирра в Италии.
-
б) исторические понятия: при изучении темы раскрываются понятия
республика (соц.-полит., всеобщее),
консул (соц.-полит., особенное),
народный трибун (соц-полит., особенное),
патриции (соц.-полит., особенное),
плебеи (соц.-полит., особенное),
право вето (соц.-полит, особенное)
в) объективные исторические связи:
1. Причинно-следственные связи:
Захват Тарквинием Гордым власти установление в 509 году до н.э республиканской формы правления в Древнем Риме ( простейшая двухзвенная П-С)
Захват Тарквинием Установление Республики начало
Власти Появление консулов процесса
Появление народных трибунов уравнения
В правах
патрициев и плебеев
/ С (П) \
(многоуровневая, многозвенная П – С (П) – С )
\ С (П) /
Установление республики выбор 2-х консулов(из числа патрициев) недовольство плебеев уход плебеев на Священную гору уступки патрициев ( появления должности народного трибуна) . (Многозвенная П-С (П) - С)
Локальные связи:
Римское государство возникло на левом берегу р.Тибр, на Апенинском полуострове, где: теплый климат, обильные осадки, Апенинские горы богаты полезными ископаемыми, много пастбищ и земель пригодных для земледелия и скотоводства, выход к морю.
Хронологические связи:
с конкретным историческим временем: в V в. до н.э. в Древнем Риме была установлена Республика
с процессами исторического времени: синхронность (на данном уроке нет возможности провести параллели)
г) внутри –и межпредметные связи
Внутрипредметные - тема урока «Завоевание Римом Италии» имеет внутрикурсовую синхронную ретроспективную связь, установленную на уровне представлений, образов. Изучая новую республиканскую форму управления государством можно провести параллель с системой управления в Афинах, где жители так же принимали участие в управлении страной.
Межкурсовой связи нет т.к курс истории древнего мира начальный в школьной исторической программе.
Межпредметные – асинхронная перспективная связь с географией на уровне представлений и образов.
Формируемые умения
а) общеучебные познавательные практические умения
1. по организации учебного процесса:
Подготовка рабочего места – обязательное наличие у каждого ученика: учебника, тетради для поурочных записей и тетради с печатной основой, письменных принадлежностей, дневника.
Соблюдение гигиены умственного труда – проветривание помещений, качественное освещение, чистая доска и помещение класса, правильная посадка учеников, смена видов деятельности (монолог учителя, эвристическая беседа, самостоятельная работа учеников с учебником, записи в тетради и на доске, использование большой карты, карты в учебнике, использование иллюстраций в учебнике, дополнительных текстов в учебнике)
По овладению структурой учебной деятельности:
- определение целевого компонента (цели изучения темы урока ставит учитель «Сегодня мы познакомимся с понятием республики, а так же рассмотрим процесс завоевания Ромом Италии. По мере проведения урока учащимся необходимо найти ответ на главные вопросы: «как изменилось управления в Риме после изгнания последнего царя?»; «Как изменилась территория Рима с 575 года до н.э к VI веку до н.э?»
- планирование достижения цели ставит учитель ( изучение процесса возникновения республики, знакомство с основными категориями населения и органами власти; изучение процесса завоевание Римом Италии, а конкретно в рамках данной темы: нашествия галлов в 390 году до н.э и войн Рима с Пирром).
- выбор рационального способа достижения поставленной цели (вводная беседа о последнем царе Рима Тарквинии Гордом и почему именно после его правления была принята новая форма государственного устройства– республика. Монолог учителя о появлении консулов, народных трибунов их полномочиях, обязанностях. Попросить вспомнить учеников с прошлого урока 2 категории римского населения: патрициев и плебеев, попросить объяснить отличия в их положении. Монолог учителя о начале борьбы патрициев и плебеев за гражданские права. Работа учащихся с учебником под руководством учителя –объяснительное чтение – о праве вето народного трибуна. Ответы учеников на вопрос, что же из себя представляло право вето. Работа учащихся с текстом учебника под руководством учителя –чтение раздела о вторжении галлов в Италию в 390 году до н.э. Ответы учеников на вопросы о том, что значат выражения «гуси Рим спасли», «горе побежденным». Монолог учителя о начале завоевания Римом южных греческих колоний, о начале войны с царем Пирром и трех битвах между ними. Ответы учеников на вопросы: почему на начальном этапе Пирр побеждал и ,что значит выражение «пиррова победа». Монолог учителя о расширении влияния Рима на всю Италию, о наделении земельными наделами плебеях на вновь присоединенных областях. Попросить учащихся ответить на вопрос для чего это делалось. Попросить учащихся на карте показать как изменилась территория Рима с момента основания и до VI до н.э. Работа учащихся с кроссвордом. Запись учащимися под диктовку основных понятий урока и дат: республика, консул, народный трибун, плебеи, патриции, право вето, 509 г. до н.э, 280 г. до н.э, 390 г.до н.э.; зарисовка схемы управления римской республикой.
ВЕТО
1-10
ВЕТО
Консулы
СЕНАТ
Народные трибуны
Народное собрание
плебеи
патриции
Подведение итогов урока, ответы учеников самостоятельно на главные вопросы урока (что такое республика? Чем она отличалась от предыдущей формы правления? Умение объяснить выражения: «право вето», «гуси Рим спасли», «горе побежденным», «пиррова победа»).
- контроль и оценка: фронтальный опрос по изученной на прошлом уроке теме «Древний Рим»; в течение самого урока оценивается активность учащихся, ответы на задаваемые учителем вопросы; в конце урока разгадывание учащимися кроссворда, ответы на вопросы к параграфу и задания на карточках даются в качестве домашнего задания.
2. Умение работать с книгой и другими источниками информации
1)умение по овладению процессом чтения
а) виды чтения и техника чтения разных по характеру текстов: на данном уроке использовался только текст учебного характера (параграф учебника «Завоевание Римом Италии»);
б)установленный темп чтения (чтение отрывков параграфа несколькими учениками вслух по цепочке, чтение всеми учениками отрывка параграфа про себя и воспроизведение прочитанного);
в)постановка целей чтения учителем посредством вопросов и задания (Прочтите второй абзац первого раздела учебника и объясните, что означает выражение «право вето»?
Прочтите второй раздел параграфа о нашествии галлов и ответьте на вопросы: как так вышло, что гуси спасли Рим? Как вы думайте для чего держались гуси при храме богини Весты? Почему римляне были вынуждены выполнять все условия галлов?);
2) умение работать с учебником
- работа с понятиями:
Республика –это форма государственного правления, при которой все органы государственной власти избираются на определенный срок;
Консул- высшая выборная должность в эпоху республики в Древнем Риме;
Народный трибун – избранник плебеев для защиты своих прав.
- анализ и систематизация учебного текста (подготовка ответов на вопросы учителя)
3) умение воспринимать информацию на слух и из аудиовизуальных источников: монолог учителя о республиканской форме правления, о должностных обязанностях консулов и народных трибунов, монолог учителя о основных категориях римского населения и их участии в управлении республикой.
3. Умения устной и письменной речи
1) отвечать на вопросы различного характера
Репродуктивные:
Кто такие патриции/ плебеи?
На какой срок избирались консулы?
Проблемные:
Почему римляне перестали избирать царей и перешли к новой форме управления государством –республике?
Почему избиралось 2 консула, а не 1?
Творческие:
К какой категории населения вы бы хотели принадлежать патрициям или плебеям? Почему?
От имени римлянина участника войны с галлами опишите сражение на Капитолийском холме и расскажите роль гусей в победе римлян?
Эмпирические:
Опишите каким вы себе представляете галльского воина?
Опишите каким вы себе представляете царя Эпира Пирра?
Теоритические:
Что было верным в республиканской форме правления на начальном этапе, а что нет?
Основные: Какими особенностями характеризовалась республика?
Наводящие: Есть ли схожести между управлением в Афинах и римской республикой?
-
связно излагать материал устно и письменно (ответы на вопросы учителя)
правильно вести записи в тетради: дата, название темы урока, главный вопрос, запись новых терминов, основных дат и персоналий.
б) специальные познавательные практические умения
Картографические –умение работать с исторической картой
Умение читать историческую карту (использую карту на странице 203, показать как изменилась территория Рима с момента основания до VI века до.н э.)
Умение пользоваться картой как источником новых исторических знаний (Найти на карте еще не завоеванные римлянами области)
Умение локализовать исторические факты в историческом пространстве (Показать как изменилась территория Рима с момента основания до VI века до. н .э )
Хронологические –умение соотносить исторические факты с историческим временем.
Умение соотносить исторический факт с конкретным отрезком исторического времени: V век до н.э. установление республиканской формы правления в Древнем Риме.
Умение соотносить факты с определенными эпохами, цивилизациями (появление Римской республики V век до н.э.)
3.Умение работы с историческим текстом
а) умение извлекать информацию из текста учебника (основного, дополнительного, пояснительного) – подготовка ответов на вопросы учителя
б) умение высказывать свое мнение. (Ответы на вопросы: как вы думайте почему в первых двух битвах Пирру удавалось разгромить рисское войско? Что было такого особенного в войске Пирра? ; кем бы вы хотели быть консулом или народным трибуном? Почему?)
4.Умение исторического мышления
а) умение воссоздавать и описывать образы исторического прошлого: как описывали современники царя Пирра?
б) умение анализировать исторические факты: что привело к военному столкновению Рима и Пирра?
в) умение находить связи: с чем было связано решение граждан Рима выбирать 2 консулов, а не одного и почему скором на 1 год?
г) умение сравнивать: сравнение природных условий, форм государственного правления, категорий населения Афин и Республиканского Рима.
д) умение высказывать и обосновывать свое мнение. (Ответы на вопросы: почему патриции пошли на уступки плебеям и дали им право избирать народного трибуна? Было ли важным для плебеев право избирать 1 (а потом и 10) народных трибунов? Мог ли народный трибун влиять на решения сената и консулов?)
е) умение применять исторические знания и предметно-исторические умения для самостоятельного усвоения исторических знаний.
2. Развивающие цели и задачи
а) мотивационная сфера
Сформировать у учеников познавательный интерес к истории в целом при решении вопросов проблемного характера(почему плебеи начали бороться за свои права?) а также при ответах на творческие вопросы (например, где бы вы хотели жить в республиканском Риме или же в то время, когда царей избирали? Почему?). Использование учителем интересных фактов (рассказ учителя о том, как закончил по легенде свою жизнь знаменитый полководец царь Пирр). Применение наглядных средств обучения (иллюстраций учебника и иллюстраций, приготовленных учителем, использование карты, схемы) для поддержания познавательного интереса к изучению данной темы. Дать учащимся возможность подумать и порассуждать – в чем было различие республиканского Рима и Рима при царях? Сформировать практический мотив: объяснить учащимся, что Россия так же является республикой и поэтому изучение республиканской формы правления очень важно.
б) чувственно-эмоциональная сфера
Подкрепление познавательного интереса положительными чувствами и эмоциями, похвала за хорошо выполненные задания, за качественные ответы (и словом, и оценкой), отметить ребят, которые хорошо отвечают на проблемные и творческие вопросы, умеют подать пример остальным. Сформировать высшие чувства (такие как патриотизм, гуманизм) за счет эмоционального изложения материала учителем с объективной точки зрения. Развить различные органы чувств и вызвать разнообразные ощущения – активизация зрения и слуха за счет использования словесных, наглядных, печатно-словесных методов и приемов. Стремление вызвать эмоциональный отклик у учеников.
г) интеллектуальная сфера
Восприятие - развитие целостности и активности восприятия при изучении исторических фактов на эмпирическом и теоретическом уровнях; развитие наблюдательности – за счет использования словесных, наглядных, печатно-словесных методов и приемов (Какие воинские атрибуты вы видите на иллюстрации гальского воина? Сравните обмундирование галльского воина и вождя)
Мышление:
а) развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения, систематизации за счет выполнения заданий и ответов на вопросы (Чем отличалось управления Римом при царях и при консулах?)
б) развитие качеств ума: формирование самостоятельности мышления и собственной точки зрения, собственной позиции (Где плебеям жилось лучше при царях или в эпоху республики? Обоснуйте свой ответ)
в) развитие словесно-логического мышления, рассуждения учащегося (Вопрос учителя; в VI в. до. н.э римляне стали давать плебеям земли в завоеванных областях. Для чего это делалось? Ответ ученика: освоение новых территорий, смешивание римского населения с местным, охрана границ, ассимиляция местно населения)
г) развитие творческого мышления при решении проблемных задач (Кому было жить легче патрициям или плебеям?)
д) развитие образного мышления – использование на уроках иллюстраций в учебнике, карт, подготовленных учителем иллюстраций. Подкрепление слов учителя наглядностью и печатно-словесными методами.
Наблюдательность (описать снаряжение галльского воина)
Воображение – способность сознания создавать образы, представления:
Воссоздающее развивается при использовании наглядных и печатно-словесных методов и приемов (описать обмундирование галльского рядового воина и командира)
Творческое – использование словесных методов и приемов (представьте, что вы галльский воин и расскажите о осаде крепости на Капитолийском холме)
Память- это одна из психологических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранить, накопить и воспроизвести информацию.
Развитие видов памяти:
Зрительная (развивается за счет использования на уроке схем, карт, иллюстраций учебника, записей на доске)
Словесно-логичекая
(усвоение новых понятий таких как: республика, народный трибун, консул, сенат и т.д.)
(повторение ранее изученных понятий: патриции, плебеи)
закрепление в памяти объективных исторических связей. Применение рациональных приемов запоминания (начертить на доске схему управления римской республикой)
Эмоциональная – эмоциональное изложение материала учителем, отвечающими (монолог учителяи кончине царя Пирра)
Произвольная – учащиеся должны прилагать волевые усилия при ответах на вопросы учителя: Что схожего было в управлении римской республики и Афин? Чем положение патрициев отличалось от положения плебеев? Почему именно после принятия республики как формы государственного управления плебеи начали бороться за свои права?
Долговременная записи в тетради основных понятий и дат, подведение кратких итогов в конце урока, выполнение учащимися по теме урока домашнего задания, на новом уроке повторить с учащимися основные понятия с прошлого урока.
Развитие типов памяти:
Зрительная – развивается за счет работы учащихся с картой, иллюстрациями в учебнике, доской;
Моторная – развивается за счет ведения учащимися поурочных записей в тетради;
Слуховая –монолог учителя, учеников;
Комбинированная – работа с картой, иллюстрациями в учебнике, монолог учителя и ответы учеников на заранее подготовленные учителем вопросы.
Внимание. Виды:
Произвольное –сравнение системы управления в Афинах и Римской республике
Непроизвольное –рассказ учителем о том, как окончил свою жизнь по легенде царь Пирр
Послепроизвольное – подготовка учениками домашнего задания по изученной теме урока.
Свойства:
Переключение выслушав рассказ учителя/ прочитав текст учебника, учащимся задается задание по которому необходимо объяснить различия в положении патрициев и плебеев.
Распределение –слушая рассказа о нашествии галлов, учащиеся параллельно знакомятся с иллюстрациями в учебники и подготовленными заранее учителем (о том как выглядели рядовые галльские воины и вожди)
Устойчивость – учащиеся внимательно слушают рассказ учителя о новой республиканской системе управления Римом.
г) волевая сфера – развитие воли учащихся путем прослушивания монолога учащихся и ответов одноклассников. Волевые усилия прилагаются при выполнении домашнего задания при вспоминании в начале урока основных понятий прошлого урока.
Для того, чтобы заинтересовать учащихся можно привести пример волевых качеств римских легионеров, железной дисциплины царившей в армии и т.д.
3. Воспитательные цели и задачи
Нравственное воспитание
Гуманизм – объяснить учащимся, что необходимо уважать право других на жизнь и достоинство. (В качестве не гуманного отношения можно привести существование долгового рабства в Риме или же отношения патрициев к плебеям. Так же при изучении 2х войн, можно показать на их примере учащимся, ужасы войны.)
Демократизм – понимание свобод, прав гражданина и их реализация. (Начало борьбы патрициев и плебеев за уравнение в гражданских правах, за право принимать участие в управлении Римской республикой.)
Патриотизм – любовь к своей Родине. (Монолог учителя о войне Рима с Пирром и нежелание сенаторов сдаваться не смотря на 2 разгромных поражения. Итог победа Рима)
Формирование политической культуры: рассказать учащимся о том, что такое республика и объяснить, что на сегодня это основная форма государственного устройства. Рассказать, что РФ так же является республикой.
Эстетическое воспитание описание эстетического идеала римского легионера: физически развитый, крепкий, бесстрашный, подчиняющийся железной дисциплине, неприхотливый, выносливый, ловкий и сильный.
Тип урока - комбинированный
Вид урока – урок-беседа с элементами рассказа
Средства обучения
нематериальные – устное слово учителя и учеников (ответы на вопросы)
материальные
а) печатно-словесные – А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.2004
б) наглядные:
изобразительная наглядность (иллюстрации в учебнике и иллюстрации)
условно-графическая наглядность (записи на доске и в тетрадях, схема, карты на доске и в учебнике (карта на доске «Древний Рим», карта в учебнике на с. 205, 209)
Методы и приёмы обучения
Методы организации УПД
Методы и приёмы обучения |
Индуктивные (И) или дедуктивные (Д) |
Репродуктивные (Р) или проблемно-поисковые (Пр-п) |
Под руководителем учителя (ПРУ) или самостоятельно (с/ст) |
Монологические методы и приемы - рассказ: *вступление *художественный - повествование *образное - характеристика *сравнительная *обобщающая - объяснение |
И И
И
И И |
Р Р
Р
Р Р |
ПРУ ПРУ
ПРУ
ПРУ ПРУ |
Диалогические методы: Беседа * вводная * аналитическая |
И И |
Пр-п Р/ Пр-п |
ПРУ ПРУ |
Наглядные методы: - работа с изобразительной наглядностью * иллюстрации учебника
- работа с условно-графической наглядностью * историческая карта *ведение записей в тетради *ведение записей на доске *работа с кроссвордом |
И
Д Д И Д |
Р
Пр-п Пр-п Р Пр-п |
ПРУ/ с/ст
ПРУ/ c/cт ПРУ/ с/ст ПРУ с/cт |
Печатно-словесные методы и приемы: Работа с учебным текстом - объяснительное чтение *выборочное объяснительное чтение |
Д |
Р/Пр-п |
ПРУ |
Методы мотивации и стимулирования УПД
методы и приёмы формирования позитивного интереса в процессе обучения истории
- прием – создание ситуации нравственного переживания (тяжелое положение долговых рабов и плебеев)
- прием – создание ситуации занимательности (рассказ о том как гуси Рим спасли или о том, как Пирр закончил свою жизнь.)
- прием – четкая, логическая, образная речь учителя ( рассказ учителя о новой республиканской системе управления Римом, о нашествии галлов и и войнах с царем Пирром – поведение итогров и выводов урока совместно с учащимися)
- прием – реализация принципа связи истории с современностью («До сих пор мы говорим «пиррова победа», «горе побежденным» и т.д.». связь республики в Риме и республики как формы правления в РФ)
- прием- создание ситуации удивления (по легенде Пирра убила старушка кинувшая в него черепицей; если легионеры проявляли трусость, то казнили каждого десятого выбранного жребием)
методы стимулирования чувств долга, ответственности
- метод поощрения – фронтальный опрос по основным понятиям прошлого урока, выставление высоких оценок за активное принятие в работе на уроке и хорошие ответы, работа учащихся с кроссвордом по изучаемой теме.
- метод предъявления требований (разъяснение значимости изучаемой темы, создание рабочей атмосферы на уроке)
Методы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля
- устный контроль – ответ одного ученика у доски, а затем фронтальный устный опрос на этапе актуализации.
- письменный контроль –работа учеников с кроссвордом,
Основная часть
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Оргмомент t = 30 сек |
Добрый день, меня зовут Анастасия Викторовна. Сегодня урок у вас проведу я. Давайте встанем и поприветствуем друг друга. Садитесь. Приготовьте рабочее место, проверьте, чтобы у каждого на столе были учебник, тетрадь и письменные принадлежности, а так же дневник. Все приготовились? Тогда начнем. |
Учащиеся встают, приветствуя учителя, садятся. Готовят рабочее место. |
I.I. Актуализация ЗУНов t=4 мин. М: мотивации и стимулирования УПД(разгадывание кроссворда), фронтальный устный опрос в сочетании с индивидуальным
Метод – вводная беседа
|
Сегодня вам необходимо быть очень внимательными на уроке. В конце урока все по новой теме получат кроссворд и его необходимо будет разгадать. Задание на оценку. Так же за активную деятельность на уроке будут ставиться оценки. Всем все понятно?
На прошлом уроке мы перешли к изучению нового раздела. Какого?
Итак, как вы помните изначально по легенде Римом управляли 7 царей, которые избирались народом. Напомните классу кто такой Тарквиний Гордый и какая история с ним связана.
|
Учащиеся выслушивают и отвечают: «да».
По истории Древнего Рима
Руки поднимает значительная часть класса. Таня отвечает на вопрос: «Тарквиний Гордый силой захватил власть. Его никто не выбирал»; Саша дополняет: «Тарквиний выгнал из Рима часть патрициев, а часть казнил»; Ефим дополняет: «После этого римляне его изгнали и решили больше царей не избирать»
.
|
III. Формирование ЗУН с элементами применения ЗУН t=30 мин.
Прием – образное повествование
Связь с современностью, создание практического мотива.
Прием: Сравнительная характеристика
Объяснение
Прием – создание ситуации нравственного переживания
Объяснение
Прием – выборочное объяснительное чтение
Объяснение
Прием – выборочное объяснительное чтение
Объяснение М: работа с изобразительной наглядностью
Объяснение М: работа с изобразительной наглядностью
Прием – образное повествование М: работа с условно-графической наглядностью
М: работа с изобразительной наглядностью Прием – создание ситуации занимательности Объяснение
Аналитическая беседа Объяснение
Прием – создание ситуации занимательности
Прием – образное повествование Прием – создание ситуации занимательности
Аналитическая беседа
Прием – образное повествование
Аналитическая беседа
Прием – создание ситуации нравственного переживания Прием – создание ситуации занимательности
IV. Закрепление ЗУНов t = 8 мин.70 сек. М: работа с кроссвордом
М:работа с географической наглядностью
М:поурочные записи в тетради
V. Объяснение домашнего задания t=2 мин..
|
Молодцы, все верно. А теперь давайте мы притупим к изучению новой темы «Завоевание Римом Италии». Откройте учебник на странице 210. Теперь давайте запишем на доске и в тетрадях новую тему урока. Итак, как вы ранее совершенно верно вспомнили после изгнания Тарквиния Гордого римляне решили больше царей не избирать. Было решено, что управления государством должно стать общественным делом. В 509 году до. н.э была принята новая форма государственного устройства – республика. Слово республика так и переводится с латинского «общественное дело». При республиканском устройстве патриции избирали 2х консулов сроком на 1 год. Как вы все знаете Российская Федерация так же республика. В чем схожи Римская республика и республика в РФ?
А Теперь давайте подумаем и ответим на вопрос чем управление в Афинах схоже с римской республикой?
Верно.Давайте вместе вспомним кто такие патриции и плебеи? С этим понятиями вы познакомились на прошлом уроке.
Все верно. А теперь скажите были ли патриции и плебеи равны в своих правах?
Правильно. Вот и при республиканской форме правления консулов могли избирать только патриции. Не существовало такой должности, которая бы защищала права плебеев. Это им очень не понравилось и они в знак протеста ушли на священную гору. Римляне были вынуждены пойти на уступки и ввели должность народного трибуна. Как вы думайте почему патриции пошли на уступки плебеям? Ответ связан с названием темы урока Все верно. Действительно в римской армии служили и плебеи. А раз часть армии ушла, то Рим оказался ослабленным и мог стать легкой добычей для своих противников.
А теперь давайте откроем страничку 211 и все про себя прочитают второй абзац. Задание: необходимо будет объяснить, что такое право вето.
Все верно. Народные трибуны выступали защитниками прав плебеев. Постепенно их число выросло с 1 до 10. Теперь давайте откроем учебник на страницах 211-212 и вы каждый про себя прочитаете о нашествии галлов. По итогам прочтения вам устно необходимо будет ответить на следующие вопросы (они записаны на доске): 1) с каком году было нашествие галлов; 2) что означают выражения: «гуси Рим спасли», «горе побежденным»?
Марина, все правильно нам рассказала. Давайте откроем странице 209 и посмотрим на изображение статуи богини Юноны- богини покровительницы женщин и брака. Как вы думайте для чего при храме богини Юноны держали гусей?
Максим, все верно нам рассказал. А теперь давайте откроем станицу 210 и посмотрим как выглядел галльский вождь. Кто нам его опишет? Все верно. А теперь давайте откроем станицу 209 и посмотрим на карту Рима. Все видят как сильно увеличились владения Рима с момента его основания до VI века до н.э? Новые границы Римской Республики выделены жирной линией. Как вы все помните территорию Аппенинского полуострова заселяли не только племена латинов. После того как римляне подчинили себе все племена и на территории Аппенинского полуострова они стали завоевывать одну за другой греческие колонии. Лакомым кусочком для них был богатый, торговый город Тарент. Как вы думайте у Тарента была своя армия? Нет, у города Тарента не было своей армии и поэтому было решено обратиться не к кому –нибудь, а к легендарному царю Эпира Пирру. Давайте откроем страницу 211 и все посмотрим на бюст царя Пирра. И так, кто же был такой царь Пирр и почему именно к нему обратились за помощью жители города Тарента? Все вы с курса древней Греции помните выдающегося полководца Александра Македонского? Так вот по воспоминаниям современников царь Пирр был вторым в мире по таланту полководцем после Александра Македонского. Почему он решил помочь Таренту? Ответ очень прост: Пирр мечтал прослыть столь же великим как и Александр, он мечтал создать такую же грандиозную и большую империю. Итак, в 280 году до.н.э Пирр со своими войсками высадился в Италии. Всего между Пирром и римлянами состоялось три сражения. В первом из них римляне были разбиты в пух и прах. Как вы думайте, что было такого в рами у Пирра чего не было у римлян? Подсказка: это же было и в армии Александра Македонского. Все верно, Ирина. Как вы думайте, почему слоны были так важны в армии? Правильно. Римляне действительно не ожидали, что Пирр применит боевых слонов. Когда рисские легионеры увидели такую слонов, то они в ужасе стали отступать и подминать позади стоящих воинов. Так Пирр с легкостью победил в первой битве. После победы Пирр отправил послов в римский сенат с требованиями, чтобы Рим признал независимость греческих колоний и лишь тогда Пирр обещал покинуть территорию Италии. Сенаторы, отчаялись из-за такого поражения и были готовы принять условия Пирра. Но тут как гласит легенда слово взял самый старый сенатор и произнес речь, что пока Пирр в Италии с ним необходимо сражаться, а не дружить. И что лучше быть не только слепым, но и глухим, чтобы не слышать такие речи. Таким образом старец вдохновил остальных сенаторов и войну было решено продолжить. Состоялась вторая бита. И в ней Пирр победил, но понес огромные людские потери и произнес слова: «Еще одна такая победа и мы проиграем!» С тех самых пор и до наших дней существует такое выражение как «пиррова победа». Кто как думает, что оно означает? Все правильно. Вторая победа Пирру далась очень большой ценой. Третья же битва стала последней и решающей. В ней римляне уже не побоялись слонов, они закидали их копьями и обратили в бегство. Так слоны Пирра подмели собственное же войско. А Пирр с остатками армии был вынужден покинуть Италию. Так Рим устанавливал свое господство над Италией. Благодаря тому, что Рим расширял свои владения появилась возможность раздавать плебеям в завоеванных областях земли. Как вы думайте для чего это делалось? Отчасти ваши предположения верны, это делалось для ассимиляции местного населения и укрепления пограничных территорий, а так же для того, чтобы задобрить плебеев. А теперь давайте узнаем, что же случилось дальше с царем Пирром. По легенде Пирр погиб очень нелепо. В одном из сражений он бился с воином, а мать воина увидев, что ее сын сражается с самим Пирром кинула в него черепицу с крыши и пробила ему голову. Так погиб Пирр.
Сейчас все получают кроссворды и отгадывают загаданные там слова. За тем листочки подписываются и передаются с задних парт на передние. Откройте учебник на странице 203 и внимательно посмотрите на карту Рима. Сейчас один желающий выходит к доске и показывает на карте как расширилась территория Рима с момента его основания до VI в .до.н.э. Все остальные внимательно следим. А сейчас давайте с вами откроем тетрадочки и запишем основные даты, понятие с урока: республика, консул, народный трибун, галлы, Пирр, Юнона, сенаторы. 509 год до.н э; 390 год до н.э; 280 год до н.э. Зарисуем схему управления Римской республикой.
Открываем страницу 211 и смотрим на вопросы после параграфа. Устно готовим ответы на 1 и 2 вопросы. Это первая часть домашнего задания, вторую вы получите на листочках. Урок окончен. Всем спасибо за работу на уроке. Досвидания.
. |
Ребята открывают учебник и записывают новую тему урока
Часть класса поднимает руки. Оля (при помощи класса) отвечает: «консулов избирали на определенный срок и у нас президента избирают на определенный срок» Учащиеся поднимают руки. Ирина отвечает: «и там и там выборах принимал участие народ»
Учащиеся поднимают руки. Вадим отвечает: «патриции -это потомки древнейших жителей Рима»; Вероника отвечает: «плебеи –это переселенцы с завоеванных Римом территорий». Саша отвечает: «нет, у патрициев было больше прав»
Ученики поднимают руки и высказывают свои предположения. Максим (при помощи класса) отвечает: «патриции пошли на уступки плебеям потому, что в римской армии были и плебеи»
Ученики открывают учебник на указанной странице и про себя читают текст. После прочтения учащиеся поднимают руки. Ирина отвечает: «право вето означает, что народный трибун мог запретить принятие любого закона, который бы ущемлял права плебеев»; Егор дополняет: «право вето могла быть наложено на решения сената и консулов»; Настя дополняет: «Каждый плебей мог обратиться за помощью к народному трибуну и поэтому он не мог покидать город больше, чем на 1 сутки. А еще он, его семья и имущество были неприкоснвоенны»
Ребята открывают учебник и читают текст. После прочтения отвечают на вопросы. Женя: «нашествие галлов было в 390 году до н.э». Марина: «галлы напали на Рим и римляне проигрывали. Оставшиеся в живых собрались на Капитолийском холме в крепости и оборонялись. Защитники очень устали отбивать атаки галлов. Галлы однажды ночью решили напасть, а все защитники спали. В храме богини Юноны жили гуси и он услышали как кто-то лезет по стенам. Гуси подняли шум, римляне проснулись и смогли победить галлов. Так гуси спасли Рим»
Учащиеся высказывают свои предположения. Ефим (с помощью класса отвечает): « их приносили в жертву богине»
Максим поднимает руку и отвечает на третий вопрос: «у римлян больше не было сил воевать с галлами, поэтому они решили заключить мир. Римляне заранее с галлами договорились о том, сколько золота должны им выплатить. Но галлы все время наклоняли чашу весов, чтобы римлянам пришлось платить больше. А когда римляне увидели, что галлы их обманывают они стали возмущаться, на что галльский вождь им ответил, «горе побежденным» и бросил на весы еще и свой меч. Эта фраза означала, что побежденные должны выполнять все требования победителей. Так , римлянам пришлось платить больше золота». Ученики открывают учебник и по цепочке описывают вождя: «у него был большой щит, длинный меч, копье, шлем и т.д»
Учащиеся высказывают свои предположения: «да,была»
Учащиеся открывают ученик и внимательно изучают изображение.
Учащиеся отвечают хором: «да»
Ученики высказывают свои предположения. Ирина отвечает верно: «в армии Пирра были слоны»
Ученики поднимаю руки и высказывают свои предположения. Никита отвечает: «их очень боялись»; Максим дополняет: «появление боевых слонов было неожиданно для римлян»
Учащиеся высказывают свои предположения. Вадим отвечает: «это победа давшаяся слишком большой ценой»; Ирина дополняет: «это победа, которая почти равна поражению»
Учащиеся высказывают свои предположения. Вероника: «Чтобы плебеи садили зерно и платили Риму большие налоги»; Максим: «чтобы заселить границы своим народом»
Учащиеся внимательно слушают.
Учащимся дается время, они разгадывают кроссворд, а за тем его сдают учителю.
Один ученик выходит к доске и работает с картой, остальные следят за ним и помогают товарищу.
Учащиеся заносят поурочные записи в тетрадь.
Домашнее задание записывается в дневник.
|
Работа в тетради
Дата Тема урока : Завоевание Римом Италии
Термины:
Республика –это форма государственного правления, при которой все органы государственной власти избираются на определенный срок;
Консул – высшая выборная должность в эпоху республики в Древнем Риме;
Народный трибун – избранник плебеев для защиты своих прав;
Юнона – богиня, покровительница женщин и брака;
Галлы – племя, жившее в Галлии.
Пирр- выдающийся полководец, царь Эпира и Македонии;
Сенатор –член сената.
Даты:
509 год до.н.н. – установление республики в Древнем Риме;
390 год до.н.э. – нашествие галлов;
280 год до.н.э. – Пирр высадился в Италии.
Афоризмы:
Гуси Рим спасли
Право вето
Пиррова победа
Горе побежденным
Схема управления Римской Республикой
Работа на доске
Домашнее задание:
§ 45, стр 211, вопросы 1-2 после § (устно) + задание на карточке
Термины/ даты/
Афаризмы:
Республика,
Консул,
Народный трибун,
Юнона,
Галлы,
Пирр,
Сенатор.
509 г.до.н.э
390 г.до.н.э
280 г.до н.э
Гуси Рим спасли
Право вето
Пиррова победа
Горе побежденным
Дата
Тема: завоевание Римом Ит
Схема управления Римской Республикой
Приложение № 1
Кроссворд
2. С Е Н А Т О
Р
Е
С
П
У
Б
Л
И
К
А
Т О
3. В
У Л
4. К О Н
Н
5. Т Р И Б
Л Ы
6. Г А
7. П
Р Р
8 . Ю Н О Н
Вопросы:
Форма государственного правления, при которой все органы государственной власти избираются на определенный срок?
Член сената?
Запрет, наложенный народным трибуном?
Высшая выборная должность в эпоху республики в Древнем Риме?
Защитник прав плебеев?
Племена, жившие в Галлии?
Царь Эпира?
Богиня покровительница женщин и брака?
Приложение № 2
Домашнее задание на карточках
Распутай крылатое выражение. Умей его объяснить
а) спасли, гуси, Рим;
б) победа, Пиррова;
Выбери верный вариант ответа в тесте
Дата установления республики в Древнем Риме:
а) 508 год до н.э б) 509 год н.э в) 690 год до н.э г)509 год до н.э
2.В каком году состоялось вторжение галлов в Италию?
а) 490 год н.э б)567 год до н.э в) 390 год до н.э; г)280 год до н.э
3.В каком году царь Пирр высадился в Италии?
а) 690 год до н.э б) 490 год н.э в)280 год до н.э г) 281 год до н.
Соедини стрелочкой термин и его определение (один термин лишний)
Юнона |
Высшая выборная должность в эпоху республики в Древнем Риме |
консул |
Избранник плебеев для защиты их интересов, прав |
Пирр |
Форма государственного правления, при которой органы государственной власти избираются на определенный срок |
Народный трибун |
царь Эпира и Македонии |
республика |
Покровительница домашнего очага и женщин |
сенатор |
Найди верное изображение
Царь Пирр
а) б) в) г) д)
Рекомендации: для успешного выполнения домашнего задания обращаемся к параграфу 45 (стр 208-211) и записям в тетради
Источники информации при подготовке к уроку:
Для учителя:
-
Основной учебник - А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.2004
Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.
Электронный ресурс: http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/5-klass/drevniy-rim/zavoevanie-rimom-italii (уроки online)
Практикум по методике преподавания истории в школе – М. В. Короткова, М.Т. Студеникин. М. 2000.
Методика преподавания истории в школе. М. Т. Студеникин. М. 2002.
Для учеников:
-
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.2004