Урок по истории Сибири «Присоединение Восточной Сибири и Дальнего Востока» (7 класс)
Урок исследование как метод формирования метапредметных результатов
( Из опыта работы)
Введение
Понятие урок-исследование, отличается от понятия исследовательская деятельность. Урок-исследование ограничено во времени(45минут).перед учащимися ставится конкретная исследовательская задача, решение которой известно (но не обучающимся).Итогом урока становятся новые знания
Цель урока-исследования- обучение универсальному способу получения новых знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции обучающегося в образовательном процессе. Урок-исследование –это совместный (учителя и ученика) процесс движения к истине.
Обучающиеся приобретают умения:
-анализировать;
-классифицировать;
-сравнивать;
-выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев;
-рассматривать проблему с разных точек зрени;
-проверять;
-доказывать;
-устанавливать последовательность;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-делать умозаключения;
-комбинировать;
-преобразовывать;
-предсказывать;
-придумывать новое;
-вести диалог и решать проблемы в малых группах;
Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения:
-ставить исследовательские вопросы;
-формулировать проблемы;
-выдвигать гипотезы;
-составлять план работы;
-вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты и эксперименты.
Следует добавить, что на протяжении всего обучения в школе дети постепенно осваивают различные способы представления результатов своей работы: рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, таблица, макет, модель, сценарий, рассказ, доклад и т.д.
Целесообразно выделять две разновидности методики: индуктивное и дедуктивное исследование.
Основными этапами индуктивного и дедуктивного исследования являются:
1.Мотивация;
2.Исследование (может быть в малых группах);
3.Обмен информацией;
4.Организация информации;
5.Связывание информации, оценка;
6.Подведение итогов, рефлексия;
7.Применение;
8.Постановка новых вопросов.
Шесть основных этапов (1-6) исследования следуют друг за другом, а два дополнительных (7-8) могут меняться местами и даже в каких-то случаях выпадать.
1.Этап мотивации. От этапа мотивации во многом зависит, состоится исследование или нет. Исследование это разрешение проблемы. Учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.
Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением».
Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели.
Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
Когда проблема будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе – этапе исследования – предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты « развития действия». Поэтому, работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов, например:
- выдвижение версий;
- проведение актуализации ранее полученных знаний путем «мозгового штурма» или выполнения ряда заданий по изученному материалу;
- составление плана с использованием элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности;
- определение возможных источников информации.
Лучше всего проводить этот этап в группах с разным исходным материалом, на основе которого учащиеся осуществляют поиск решения проблемы.
В классах с большим количеством обучающихся ,организуется работа в группах ,если класс с небольшим количеством обучающихся работа в парах или индивидуальная работа.Наличие нескольких групп, использование разного материала для решения проблемы делает целесообразным следующий этап – этап обмена информацией, когда каждая группа делится своими находками по проблеме, высказывает свое мнение о проблеме ( если на всех одна проблема).
Соотнесение своего и чужого вывода наводит на следующий этап – связывание и организация информации. На этом этапе происходит группировка, анализ, синтез, дети должны найти общий принцип, закономерность, общую идею, сделать свое маленькое открытие сами.
Следующий этап – планирование решений.
Планируя решение проблемы, необходимо, во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме, к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во-вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. В- третьих, необходимо спроектировать подводящий диалог по поиску решения проблемы. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
Следующий этап – оформление результатов работы. Результаты могут быть представлены в виде схемы, таблицы, рассказа, сценария, синквейна, модели, рисунка и т.д. Далее идет подведение итогов и рефлексия. Рефлексия предполагает использование различных приемов: «Дерево творчества», «Закончи предложение», «Оценка успешности», «Рисуем настроение», «Чудо-дерево», «Хорошо-Плохо-Интересно» и другие.
Умелое руководство исследованием учителем приводит детей к мысли, что достигнутое ими – это процесс их самостоятельного труда, то открытие, к которому учитель вел детей на протяжении всего занятия, - это их открытие. Чувство самоудовлетворения движет ими, многие хотят продолжить исследование и углубить свои знания о науке.
Учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках-исследованиях:
- выделение основной проблемы в предложенной ситуации
- определение темы и цели исследования
- формулирование и отбор полезных гипотез
- определение пригодности выбранной для проверки гипотезы
- разграничение допущений и доказанных положений
- планирование эксперимента для проверки гипотезы
- анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящих
- планирование результата
- проведение эксперимента
- конструирование нового варианта.
Формулировки заданий для анализа, исследования:
- проанализируйте,
- докажите (объясните),
- сравните,
- выразите символом,
- создайте схему или модель,
- продолжите, - обобщите (сделайте вывод),
- исследуйте,
- оцените,
- придумайте и т.д.
Урок по истории Сибири в 7классе
Тема урока «Присоединение Восточной Сибири и Дальнего Востока»
(Урок –исследование)
Деятельностная цель урока- овладение учащимися процедурой исследования;
Содержательная цель- формирование и расширение знаний о присоединении Восточной Сибири
Планируемые результаты:
Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение и делать выводы, строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.
Мотивация к совершению учебной деятельности
Комментарий.
Основной целью данного этапа является выработка внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; установить тематические рамки учебной деятельности.
Сибирь! Ты прекрасна, наша родная, самая близкая, обширная, привольная и богатая Сибирь! Нет на свете более могучих лесных просторов, обширных степей, полноводных рек и богатейших недр, чем у нас в Сибири.
“А где ещё встречается
Такая даль, такая ширь?
Земля озёрной свежести
Щедра, открыта для людей.
И столько милой нежности
Во всей суровости твоей”.
Гударев
Колонизация огромного края произошла на удивление быстро. В связи с этим фактом в исторической литературе развернулась дискуссия. Одни исследователи считают, что присоединение было добровольным (Шунков В.И.), другие придерживаются мнения, что Сибирь была завоёвана (Бахрушин С.В.).
2) Постановка проблемы
Сегодня на уроки мы попытаемся выработать свою точку зрения по этой проблеме
Организация самостоятельной работы
Комментарий.
Задача этого этапа- построение учащимися нового способа действия и формирования умения его применять при решении заданий. Для решения этих задач необходимо выдвинуть и обосновать гипотезы, принять решение, зафиксировать в обобщенном виде результат своего действия. Эта работа происходит в каждой группе в отдельности. Каждая группа выбирает свой ход исследования: некоторые распределяли задания между всеми членами группы, некоторые все делали сообща, путем обсуждения информации. И тот, и другой путь являются приемлемыми в групповой работе.
№ 1. Причины продвижения России на Восток (Работа индивидуальная)
Задание.
На основании прочитанных документов и имеющихся знаний выясните причины продвижения русских в Сибирь и запишите в таблицу № 1.
Документы
Причины продвижения на восток
1. “Внешнее положение государства ухудшалось ещё пренебрежением, с каким стали относиться к нему соседи со времён смуты. Московские бояре в 1612 г. писали в окружной грамоте по городам: “”Со всех сторон Московское государство неприятели рвут; у всех окрестных государей мы в позор и укоризну стали”. Новая династия должна была ещё более прежней напрягать народные силы, чтобы возвратить потерянное: это был её национальный долг и условие её прочности на престоле”.
2. “Международные отношения в Восточной Европе тогда складывались так, что не давали Москве перевести дух. В 1654 г. восставшая против Польши Малороссия отдалась под защиту Московского государства. Это вовлекло государство в новую борьбу с Польшей”.
В.О. Ключевский “Русская история”
3. “Скудность казны побуждало правительство искать новые статьи дохода. В 1659 году приказано было в Сибири высматривать: нет ли где серебряной и золотой руды. Тамошние жители обязаны были искать руду…”
4. “Поимка беглых и борьба с разбойниками усиливалась с каждым годом; правительство то и делало, что посылало то в тот, то в другой край сыщиков ловить посадских, черносошных, вотчинных крестьян, служилых людей, наказывать их и отправлять на места жительства, а разбойников вешать”.
Н.И. Костомаров “Русская история в жизнеописаниях её важнейших деятелей”
Результат на доске
Экономические | Политические | Социальные |
1. увеличить доход в казну за счёт обложения местных жителей налогом | Поднять авторитет царской власти в глазах иностранцев и россиян | Бегство крестьян от усиливавшегося крепостного гнёта |
№ 2. Состав переселенцев
Прочитав документы, ответьте на вопрос: какие группы населения (слои общества) двигались в Сибирь?
Документ
Г.Ф.Миллер
1. “Заселение следует приписать, главным образом, многим высланным сюда в немилости люди”.
2. “Равнину, однако, начали возделывать, большей частью беглые крестьяне, которые путём побега хотели избежать обычных налогов…”.
3. “В 1734 году в Кузнецке служилых людей было 5 дворян, 25 боярских детей и 300 конных и 200 пеших казаков, 20 абинских татар” .
Предполагаемый ответ: сосланные; крестьянство, спасающееся от крепостного гнёта; служилый люд; купцы; промышленники.
Задание № 3. Народы России(работа по группам)
Ознакомьтесь с картой и назовите народы ,проживающие на территории Сибири
Задание 4
Группа1.
На основании документов заполнить таблицу,записать даты,движение экспедиции,новые термины ,значение, способ присоединения ,проживающего на этой территории народа
Василий Поярков.
Экспедиция по Амуру.
В 30-е годы у служилых людей Восточной Сибири имелись неясные сведения, что на юге есть большая «хлебная река», имелся в виду Амур. Первые достоверные сведения об Амуре были получены в результате похода в 1643-1644 гг. под руководством Василия Пояркова. Отряд в 132 человека проделал путь вверх по Алдану. Часть отряда была оставлена на зимовку, а с остальными Василий Поярков налегке ушел вперёд и поставил зимовье. Эта зимовка оказалась неудачной: от голода и болезней гибли люди, тунгусы враждебно встречали пришельцев.
Перезимовав, поредевший отряд Пояркова на ладьях спустился вниз по Амуру. Пройдя немного вперёд, мореплаватели послали в разведку 26 человек – узнать, далеко ли до моря. На обратном пути разведчики подверглись нападению и были перебиты. Путешественники решили не зимовать на Амуре и продолжили плавание. Вторая зимовка была в устье Амура, где сумели даже взять ясак с обитавших там племён. Следующим летом плыли вдоль берегов Охотского моря на север. Весной, оставив 20 человек для сбора ясака, Василий Поярков сушей вернулся в Якутск.
Семен Иванович Дежнев.
Семён Иванович родился в городе Великий Устюг в Поморье. Он был вольным человеком и в 1631 году нанялся для службы в Сибирь. Дежнёв начал службу рядовым казаком и в Якутске выполнил первое ответственное поручение: предотвратил войну между двумя якутскими племенами, которая могла бы на многие годы затруднить сбор ясака.
В 1646 году в Нижне-Колымске узнали от промышленного человека Исая Игнатьева о драгоценном «рыбьем зубе». Редкая и дорогая находка. Семён Дежнев подал челобитную, в которой просил разрешения возглавить отряд торгового человека Федота Алексеевича Попова для похода в неизведанные земли по морю. Выплатить доход правительству от приведения в русское подданство новых народов, сбора с них ясака и заготовки «рыбьего зуба» - было целью похода Дежнёва. Но в этот год поход в море оказался неудачным, и его решено было повторить на следующий год.
20 июня 1648 года в поход по великому морю-океану в неведомые земли ушло на 7 кочах 100 человек. Семёна Ивановича добровольно избрали вожаком. Отряд вышел из устья реки Колымы Северного Ледовитого океана и плыл на восток. Затем мореплавателей настигла буря, и кочи разметало во все стороны. Выбравшихся на берег людей перебило местное население - чукчи. Три коча во главе с Дежневым продолжали путь. Он первым дошел до северо-восточного выступа Азии, который местные жители называли Большим Каменным носом (позднее мыс получил имя Дежнёва), и прошел Беринговым проливом, отделявшим Азию от Америки. В Тихом океане не стихала буря. Вскоре мореплаватели потеряли друг друга. Семёна Ивановича несло к юго-западу от Чукотского полуострова и 1 октября «выбросило на берег в передний конец на Анадырь реку» - писал в своей отписке Дежнёв. Что стало с Федотом Поповым, никто не знает. Где пристал коч Семёна Ивановича, точно неизвестно, до устья реки Анадырь по берегу моря шли они на лыжах 10 недель. Спасаясь от холода, землепроходцы ночевали в вырытых снежных ямах. С трудом добрались они до реки Анадырь, надеясь, что она выведет их к людям.
К весне 1649 года с Дежнёвым осталось 12 человек. На самодельных лодках они плыли вверх по реке Анадырь. Встретились с коренными жителями края - воинственным кочевым племенем, и, по словам Дежнёва, стычка закончилась победой казаков. Племя было вынуждено заплатить первую дань российскому царю. Совершая плавания по Анадырю, открыли отмели с большим количеством моржовой кости. Сибирь была пройдена до конца, до побережья Тихого океана.
Присоединение было добровольным
1. Наказ якутскому воеводе о ясачных людях. 1651 г.
1. “…Да и в иные в новые землицы по Великой реке Лене и по Алдану и по Чоне и по Вилюю и по иным рекам потомуж посылати для проведения и для прииску и для приводу под государеву… руку служилых людей… и ясак с них (местных жителей) сбирати… ласкою, а не жесточью… и к шерти их … привести… и ясачным людям налоги и оскорбления никакого не учинять, и от государевой высокой руки их не отгонять… (коренных жителей насильно не крестить, к себе для работы во дворы не брать, в Москву не возить), чтоб Сибирская Ленская земля пространялась, а не пустела. Крестившихся добровольно мужской пол устроивать в государственную службу и верстать их государевым денежным и хлебным жалованием, смотря по людям, кто в какую статью пригодитца, в выбылые руских служилых людей места, (жонок и девок) выдавати замуж за новокрещенов же и за русских служилых людей.
2. Якуты сразу признали власть русских, потому что нуждались в защите от набегов воинственных соседей - ламутов и юкагеров.
3. У Дежнёва была жена якутка по имени Абакаяда. Семён Иванович позаботился о том чтобы перевести жену в православную веру, иначе брак считался бы незаконным. От этого брака у него вырос сын Любим.
Концепция “завоевания” Сибири
1. Из отписки казака Алтынова:
«Тайно, воровски подбеги чинить, а паче лошадей отгонять и, в разъездах находящихся людей, внезапно подбегая красть, разделяясь на партии… \они же, имея лошадей, ретируются с великой поспешностью, но когда разбиты бывают, то по своей воле их… собрать и к военному делу обратить трудно…»
В верховьях Енисея служилые люди встретились с упорным нежеланием платить ясак и тогда брали заложников.
У ненцов и эвенков собрать ясак было не так-то просто. Они занимались кочевым оленеводством, перемещаясь по тундре и тайге. Поэтому иногда служилые казаки, чтобы ускорить сбор ясака, брали в плен заложников. Это вызывало протест у местных жителей. И происходили конфликты.
«Тунгусы – люди воисты, боем жестоки», - писали казаки, - в бой выступают с луками и копьями, в специальных защитных доспехах: «куяках и шишаках, в наручнях и со щитами»
«Воистыми» называли казаки якутов, которые в бой шли конным строем, одетые в куяки с копьями и пальмами» (пальма- тяжёлый нож на длинной рукоятке)
2. Из отписки С.И. Дежнёва
На реке Анадырь встретились с коренными жителями воинственными юкогерами. Стычка закончилась победой казаков, захватили двух пленных. Племя вынуждено было заплатить первую дань русскому царю.
Запись в таблицу
Дата | События | Имена | Понятия | Значение | Способ присоединения |
1648-1649 | Экспедиция из Колымы Северным Ледовитым океаном на восток | Семён Иванович Дежнев | Коча - большая парусная лодка “РЫБИЙ ЗУБ” - моржовый клык АБОРИГЕНЫ – коренные жители страны, местности | Сибирь была пройдена до конца, до побережья Тихого океана Открыт п-ов Чукотка | Якуты – мирное присоединение Чукчи, Юкогеры - завоевали |
1643-1646 | Продвижение по сибирским рекам на юг. | Василий Поярков |
| Достиг Амура, вышел в Охотское море | Тунгусы -завоевали |
Группа2.
На основании документов заполнить таблицу,записать даты,движение экспедиции,новые термины ,значение, способ присоединения ,проживающего на этой территории народа
Ерофей Павлович Хабаров очень много занимался изучением края: собирал и записывал сведения о каждой новой реке, расспрашивал, где ее истоки, какие народы живут в этих местах. Хабаров первым открыл знаменитые соляные источники в устье реки Кут, сам построил первую соляную варницу.
Братья Хабаровы создали в устье реки Кут хорошее хозяйство, но воевода Петр Головин узнал об этом и захотел отнять у них землю, но получил отказ. За это Ерофея Хабарова посадили в тюрьму и подвергли жестоким пыткам. Освободившись из тюрьмы, он опять взялся за дело. Рядом с Хабаровым поселилось несколько семей, пришедших из России. Так возникла деревня Хабаровка. Но, услышав о походах Василия Пояркова и Атласова, Хабаров больше не мог спокойно жить.
Первый поход на Амур был разведывательным. У Хабарова был отряд в 70 человек. В путь отправились осенью 1649 года по речке Олекше, притоку Лены. Среди дауров распространились слухи о приходе большого отряда русских, и первые дауровские крепости были покинуты жителями. Жизнь на Амуре была неспокойной. Часто совершали набеги местные жители. После выяснения обстановки Ерофей Хабаров понял, что присоединить Амур силами своего отряда не сможет, нужна помощь. Он съездил в Якутск и объявил новый набор в свой отряд. Еще 177 человек прибыли на Амур вместе с Хабаровым. Хабаровцы заняли город-крепость Албазин на Амуре и сделали его центром своих владений. Когда занят был еще один город, дауровцы приняли русское подданство и обязались тянуть тягло, т.е. платить ясак, но вскоре они нарушили присягу на верность и ушли в неизвестном направлении. Оставаться в этих землях не было смысла. Отряд Хабарова отправился вниз по Амуру и стал собирать ясак мягкой рухлядью, действуя по грабительским законам.
В 1653 году казакам и Хабарову были розданы денежные награды от имени царя. Была решена основная задача - Приамурье присоединено к России.
Владимир Васильевич Атласов, назначенный приказчиком в Анадырский острог, возглавил первый поход на Камчатку. Зимой 1697 года отряд из 60 русских казаков и 60 юкагиров выступил в поход, который продолжался три года. На Камчатке отряд, разделенный на две части, прошел по западному и восточному побережьям. Атласов первым из русских людей составил описание Камчатки.
Малообразованный, но любознательный, с пытливым природным умом, он собрал много интересных и ценных для науки сведений, описал жизнь и быт камчадалов. «Ростом они невелики, с бородами средними, одежду носят из соболей, лис, оленьих шкур и украшают собачьим мехом», - писал Атласов. Это описание характеризует и его самого: перед нами встает образ человека не только любознательного, но и способного этнографа. За два года Атласов тщательно обследовал полуостров. В Якутск поступили первые сведения о Курильских островах, об острове Сахалин, о Японии и Американском континенте.
Присоединение было добровольным
1. Кузнецов Ф.С. история Сибири
«и русские и телеуты имели общих, более опасных, противников на юге: Джунгарию, государство Алтынханов в Монголии и енисейских киргизов».
2. Кацюба Д.В.
«Когда в середине 18 века над шорцами и телеутами, нависла угроза порабощения кыргызами, князьки коренных жителей стали искать защиту у Русского государства. В 1755 году они направили своего посланника в Кузнецк с просьбой защитить их от иноземного насилия и «принять всех до единого в русскую протекцию». Послание было направлено сибирскому генерал-губернатору, а затем и в Сенат.
Летом 1756 года был издан специальный указ, удовлетворивший просьбу всего алтайского народа, в том числе и шорцев и телеутов»
3. Кузнецов «История Сибири»
Коренные жители края ненцы и эвенки к приходу русских отнеслись спокойно.
Главная цель аборигенов – олени – не интересовали русских пришельцев. Охота на соболя, ради которой прибыли русские, не представляла интереса для местных жителей. У всех племён Сибири, живших изолированно, до прихода русских наблюдалось пренебрежительное отношение к пушнине, так как её хозяйственное значение было невелико: для изготовления одежды гораздо практичнее олений мех, тёплый и прочный.
Концепция «завоевания» Сибири
2.Из ст. Оружие А.Ю. Огурцов
«В острогах концентрировались войска, хранилось оружие и боеприпасы, здесь спасалось окрестное население от разорительных набегов аборигенов»
Основной формой борьбы кочевников с Россией по всей Сибири являлись набеги конных летучих отрядов
3. Из отписки казака Алтынова:
«Тайно, воровски подбеги чинить, а паче лошадей отгонять и, в разъездах находящихся людей, внезапно подбегая красть, разделяясь на партии… \они же, имея лошадей, ретируются с великой поспешностью, но когда разбиты бывают, то по своей воле их… собрать и к военному делу обратить трудно…»
В верховьях Енисея служилые люди встретились с упорным нежеланием платить ясак и тогда брали заложников.
У ненцов и эвенков собрать ясак было не так-то просто. Они занимались кочевым оленеводством, перемещаясь по тундре и тайге. Поэтому иногда служилые казаки, чтобы ускорить сбор ясака, брали в плен заложников. Это вызывало протест у местных жителей. И происходили конфликты.
«Тунгусы – люди воисты, боем жестоки», - писали казаки, - в бой выступают с луками и копьями, в специальных защитных доспехах: «куяках и шишаках, в наручнях и со щитами»
«Воистыми» называли казаки якутов, которые в бой шли конным строем, одетые в куяки с копьями и пальмами» (пальма- тяжёлый нож на длинной рукоятке)
Дата | Событие | Имена | Понятия | Значение | Способ присоединения |
1649-1653 | Экспедиция на р.Амур. | Ерофей Хабаров | “МЯГКАЯ РУХЛЯДЬ” - мех “ТЯНУТЬ ТЯГЛО” - нести определённые повинности | Освоение Амурского края. Построил укреплённый острог | Тунгусы – завоевали Эвенки – мирное присоединение |
1697-1699 | Экспедиция на Камчатку | В.В. Атласов |
| Присоединил Камчатку. Первые сведения о Курильских островах, об о. Сахалин, о Японии и Америке |
|
Включение в систему знаний.
Комментарий.
Спустя 20 минут, отведенных на групповую исследовательской работу, начинаем защиту работ. Учащиеся сами определили форму ответа: они самостоятельно распределили задания между всеми членами группы, выдвинули гипотезы, обсудили варианты решения заданий, согласовали ответы, выстроили последовательность защиты.
Подведение итогов
Комментарий.
Возвращаемся к проблемному вопросу:
Вывод. Присоединение Сибири к России представляет собой чрезвычайно пёструю мозаику, в которой мирный и насильственный элементы создают разнообразную цветовую гамму со множеством оттенков.
Победа русских войск в Сибири была обеспечена эффективной военно-инженерной стратегией, гибкой тактикой и отчасти техническим превосходством. Русское правительство умело использовало эти преимущества и не оставило никаких шансов местному населению. Это позволило в кротчайшие сроки занять огромные земельные пространства на Востоке. Земельные приобретения России в XVII веке вывели её в разряд великих держав.
Этап рефлексии
Комментарий.
Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, определение сильных и слабых сторон в работе. Для этого учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.
Хороший прием рефлексии «Плюс-Минус-Интересно». В графу ПЛЮС дети записывают то. Что понравилось на уроке, в графу МИНУС- то, что показалось скучным, в графу ИНТЕРЕСНО- записали любопытные факты, о которых узнали на уроке или хотели узнать, задать вопросы учителю.
Плюс | Минус | Интересно |
| | |
Оценивание
Выставление баллов каждому участнику группы, подсчет баллов, перевод в оценку.