Урок по истории «Восстание декабристов. 1825 год: размышления о судьбе России» (9 класс)

2
0
Материал опубликован 5 December 2022

Технологическая карта урока

Предмет:

история

Класс:

9

ФИО учителя:

Козлова Оксана Сергеевна

Тема урока:

«Восстание декабристов. 1825 год: размышления о судьбе России»


Тип урока:

открытие новых знаний

Форма урока:

урок творческого поиска

Технология:

проблемное обучение, личностно ориентированное, реализация компетентностного подхода

Методы обучения:

наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы обучения:

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Образовательное пространство урока:


- Обучающая видео-лекция по теме «Восстание декабристов. 1825 год: размышления о судьбе России» мультимедиа с сайта Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина.

- Учебник: А.В. Торкунова История России. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2016 г

- Материалы Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина:

- Сборник статей и документов «100-летие восстания декабристов», М,1928г.


t1670249419aa.gif - набор картин и иллюстраций (http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=%D1%84-content%2Fuploads%2F2012%2F12%2Fdekabrists-450x242.jpg)

- лирическая музыка (http://muzofon.com/search/%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%B8%D)




- Компьютер, мультипроектор, планшеты с доступом интернет, дидактический материал




Цели урока:


Образовательная:

обеспечить создание у школьников образного представления о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества;

- Развивающие:

развитие умения аргументировать, делать выводы (текст учебника, воспоминания, стихи);

развитие умения слушать;

развитие умения применять полученные знания в неординарных ситуациях;

развитие абстрактного и наглядно-образного мышления;

активизация познавательной деятельности;

развивать умение оценивать исторические события через критерии гуманности и непредвзятости.


Воспитательные:

показать ценность семьи на примере подвига жён декабристов, гражданственности – на примере самих декабристов, думавших о судьбе Отечества;

формирование развитой, социально активной, творческой и самостоятельной личности;

воспитание на примере гражданской позиции декабристов любви к Отечеству.

План урока:

Тайных обществ в России в первой четверти XIX века

Причины восстания декабристов

Причины поражения восстания декабристов

Историческое значение восстания

Героический подвиг жен декабристов


Основные понятия:

восстание, династический кризис, декабристы, диктатор.

Формируемые УУД


Личностные:

- обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

- следование нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности

Метапредметные:

- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую информацию, обобщать факты);

- использовать современные источники информации – материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью;

- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации

Познавательные:

- используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные:

- аргументиру­ют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотруд­ничестве при выработке общего ре­шения в совместной деятельности

Регулятивные:

- принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане;

- собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность.

Предметные:

Научатся определять термины: восстание, династический кризис, декабристы, диктатор.

Получат возможность научиться: анализировать документы и выделять основные сведения для ответа,

- поиск в источниках различного типа и вида (отрывках исторических текстов) информации об истории и событиях восстания декабристов

- определение и использование исторических понятий и терминов;

- высказывание суждений о значении исторического значения восстания.


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Организационный этап

Приветствует учащихся, проверяет готовности к уроку

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к работе на уроке


Мотивационно-ориентировочный этап

/под лирическую музыку учитель перечисляет фамилии/

(http://muzofon.com/search/%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%B8%D)

Сергей Трубецкой

Евгений Оболенский

Сергей Волконский

Павел Пестель

Никита Муравьев

Кондратий Рылеев

Сергей Муравьев – Апостол

Михаил Бестужев – Рюмин

Петр Каховский

Вильгельм Кюхельбекер

Иван Пущин

Михаил и Александр Бестужевы

-Ребята, а вам знакомы эти имена? Кто эти люди?

Да вы правы. Все эти люди участники движения декабристов.

Учитель просить обратить внимание репродукцию «Санкт-Петербург. Сенатская площадь 14 декабря 1825 года». Рисунок Кольмана из кабинета Бенкедорфа в Фалле.) (http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=%D1%84-content%2Fuploads%2F2012%2F12%2Fdekabrists-450x242.jpg)

Учитель демонстрирует фрагмент фильма из фонда материалов на сайте Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина.


t1670249419ab.png

- Исходя из вопросов и фрагмента, предположите, о чём пойдёт речь на уроке.

Правильно. На уроке мы с вами должны познакомиться с восстанием 1825 года и выяснить историческое значение декабристского движения.



Учащие внимательно слушают учителя.



















Ответы учащихся: Фамилии и имена декабристов, участников восстания 1825года.




Учащиеся анализируют рисунок и смотрят фильм «Восстание декабристов 1825 год»










Учащиеся называют тему урока – «Выступление декабристов».

Делают предположения, с чем познакомятся на уроке, о каких событиях российской истории пойдет речь.


Практический этап. Закрепление материала на основе выполнения разных видов учебных задач

Организует работу в паре для выполнения задания в тетради (Приложение 1).

Проговаривает условия, алгоритм и регламент заполнения таблицы

Проверяет, корректирует выполнение заполнение таблицы, регламентирует процесс выполнения





Осуществляет исследовательскую работу с разными видами источников , даёт чёткую инструкцию по выполнению творческого задания, определяет регламент выполнения (данный вид деятельности носит дифференцированный характер через содержательную основу заданий).

Организует работу в индивидуальном порядке для выполнения задания в тетради (Приложение 3).



Проводит выполнение индивидуального тестирования на сайте Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина.

Принимают учебную задачу, осуществляют поиск решения, открывают файл с заданием (Приложение 1), знакомятся с алгоритмом, совершают поиск исторического источника на сайте Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина, оформляют и заполняют таблицу в тетради

Проверяют и корректируют в паре заполнение таблицы в каждый в своей тетради


Знакомятся с условиями выполнения работы в группах (по рядам), изучают источники, анализируют, совещаются, делают выводы, демонстрируют результат, формулируют вопросы для других учащихся. (Приложение 2)

Работают индивидуально с текстом статьи и выполняют задание согласно плану(Приложение 3)



4.Выполняют тест на сайте Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина, проверяют каждый свой уровень усвоения учебного материала, комментируют допущенные ошибки.

Демонстрируют уровень усвоения теоретического материала, в ходе ответов на практико-ориентированные вопросы.


t1670249419ac.png



Рефлексивно-оценочный этап

Создание условий для выявления учащимися фактов и путей достижения поставленной цели; создание условий для самооценки учащихся усвоения знаний и развития умений. Организует фронтальный опрос:

- Что явилось для вас новым знание на уроке?

- Чему вы сегодня учились?

- Сегодня на уроке вам удалось ……………………………

- Самым интересным для вас на уроке было…………..

- Для России декабристы……………………………………




Домашнее задание

Озвучивает домашнее задание

П. 9 ,вопросы

Эссе «Могло ли движение декабристов победить?»


Записывают домашнее задание



































Приложение 1



Задание учащимся для работы в паре: Используя ресурсы Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина, текст статьи «Тайные общества и общественно-политические воззрения декабристов» из книги « 100 – летие восстание декабристов », заполнить таблицу, проанализировав материал на стр. 46,47 .


Выполнить задание: Заполнить таблицу, сравнить деятельность тайных обществ в России в первой четверти XIX века и на основании заполненной таблицы сделать вывод о результатах деятельности тайных обществ.


Название тайного общества

«Союз спасения»

«Союз Благоденствия»

Хронологические рамки



Члены организации



Характер организации



Программы и методы



Результаты







t1670249419ad.gift1670249419ae.gif

Приложение 2



Задание учащимся для групповой работы: Используя ресурсы Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина, текст статьи «14 декабря 1825г.» из книги « 100 – летие восстание декабристов », заполнить таблицу, проанализировав материал на стр. 77,78.


И все – таки, что-то же побудило этих блестящих офицеров – героев войны 1812г., представителей лучших дворянских дворов России выйти 14 декабря на Сенатскую площадь и выступить против власти.

Давайте с вами немножко вернемся к началу декабристского движения и вспомним причины.

(Работа со схемой)


1 ряд.



Выполнить задание: Заполнить схему, используя материал на стр. 77,78 , выписать основные причины начало восстания в декабре 1825 на Сенатской площади.





t1670249419af.gif



t1670249419ag.gif




t1670249419ah.gift1670249419ai.gift1670249419aj.gif

Причины восстания декабристов




t1670249419ag.gift1670249419ag.gif










t1670249419ak.gift1670249419al.gif




Задание учащимся для групповой работы: И все – таки, что-то же побудило этих блестящих офицеров – героев войны 1812г., представителей лучших дворянских дворов России выйти 14 декабря на Сенатскую площадь и выступить против власти.

Давайте с вами немножко вернемся к началу декабристского движения и вспомним план декабристов.

(Работа с таблицей)


2 ряд.



Выполнить задание: Заполнить таблицу, используя материал книги «100 – летие восстание декабристов » стр. 77, 78


А накануне 13 декабря члены Северного общества, собравшись на квартире Рылеева, обсуждали предложенный им план и распределяли обязанности. Каков же был план восставших?

Планировалось

Реализовано

Начать выступление 14 декабря 1825 года в Петербурге.


Не допустить переприсяги Николаю I  и принудить Сенат объявить о введении конституционного правления.


Якубович А.И. должен был захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью.     


Каховский вызвался убить Николая, а Булатов - захватить Петропавловскую крепость


Диктатором восстания был избран С.Трубецкой


Силой оружия, если не захотят добром, надо не допустить сенаторов до присяги, заставить их объявить правительство низложенным и издать революционный Манифест к русскому народу.








Задание учащимся для групповой работы: Прошу вас проанализировать материал статьи «Декабристы на каторге и в ссылке» на стр. 131,132 и выявить причины, которые привели к поражению восстания , а также назвать в чем заключалось историческое значение выступления декабристов в 1825 году.


3 ряд.


Выполнить задание: Заполнить таблицу, используя материал книги «100 – летие восстание декабристов » стр. 131,132.



Причины поражения


Историческое значение

1


1


2


2


3


3


4


4
























t1670249419am.gift1670249419an.gif


Приложение 3.


Задание учащимся для индивидуальной работы: Еще больше возвысили славу декабристов их  жены и любимые, последовавшие за ними в ссылку. Прошу вас проанализировать материал статьи «Жены декабристов» на стр. 137 и назвать фамилии жен декабристов.



Выполнить задание: Выполнить задание, используя материал книги «100 – летие восстание декабристов » стр. 137.



Ф.И. жен декабристов

1


2


3


4








t1670249419ao.jpg



















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.