Урок по истории «Восстание декабристов. 1825 год: размышления о судьбе России» (9 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: | история | ||||||||
Класс: | 9 | ||||||||
ФИО учителя: | Козлова Оксана Сергеевна | ||||||||
Тема урока: | «Восстание декабристов. 1825 год: размышления о судьбе России» | ||||||||
Тип урока: | открытие новых знаний | ||||||||
Форма урока: | урок творческого поиска | ||||||||
Технология: | проблемное обучение, личностно ориентированное, реализация компетентностного подхода | ||||||||
Методы обучения: | наглядный, частично-поисковый, практический. | ||||||||
Формы обучения: | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая | ||||||||
Образовательное пространство урока: | - Обучающая видео-лекция по теме «Восстание декабристов. 1825 год: размышления о судьбе России» мультимедиа с сайта Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина. - Учебник: А.В. Торкунова История России. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2016 г - Материалы Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина:
- Компьютер, мультипроектор, планшеты с доступом интернет, дидактический материал | ||||||||
Цели урока: | Образовательная: обеспечить создание у школьников образного представления о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; - Развивающие: развитие умения аргументировать, делать выводы (текст учебника, воспоминания, стихи); развитие умения слушать; развитие умения применять полученные знания в неординарных ситуациях; развитие абстрактного и наглядно-образного мышления; активизация познавательной деятельности; развивать умение оценивать исторические события через критерии гуманности и непредвзятости. Воспитательные: показать ценность семьи на примере подвига жён декабристов, гражданственности – на примере самих декабристов, думавших о судьбе Отечества; формирование развитой, социально активной, творческой и самостоятельной личности; воспитание на примере гражданской позиции декабристов любви к Отечеству. | ||||||||
План урока: | Тайных обществ в России в первой четверти XIX века Причины восстания декабристов Причины поражения восстания декабристов Историческое значение восстания Героический подвиг жен декабристов | ||||||||
Основные понятия: | восстание, династический кризис, декабристы, диктатор. | ||||||||
Формируемые УУД | Личностные: - обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога; - следование нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности Метапредметные: - работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую информацию, обобщать факты); - использовать современные источники информации – материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога; - логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью; - использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации Познавательные: - используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: - аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность. Предметные: Научатся определять термины: восстание, династический кризис, декабристы, диктатор. Получат возможность научиться: анализировать документы и выделять основные сведения для ответа, - поиск в источниках различного типа и вида (отрывках исторических текстов) информации об истории и событиях восстания декабристов - определение и использование исторических понятий и терминов; - высказывание суждений о значении исторического значения восстания. | ||||||||
| Ход урока | ||||||||
| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
| Организационный этап | Приветствует учащихся, проверяет готовности к уроку | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к работе на уроке | ||||||
| Мотивационно-ориентировочный этап | /под лирическую музыку учитель перечисляет фамилии/ (http://muzofon.com/search/%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%B8%D) Сергей Трубецкой Евгений Оболенский Сергей Волконский Павел Пестель Никита Муравьев Кондратий Рылеев Сергей Муравьев – Апостол Михаил Бестужев – Рюмин Петр Каховский Вильгельм Кюхельбекер Иван Пущин Михаил и Александр Бестужевы
-Ребята, а вам знакомы эти имена? Кто эти люди? Да вы правы. Все эти люди участники движения декабристов.
Учитель просить обратить внимание репродукцию «Санкт-Петербург. Сенатская площадь 14 декабря 1825 года». Рисунок Кольмана из кабинета Бенкедорфа в Фалле.) (http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=%D1%84-content%2Fuploads%2F2012%2F12%2Fdekabrists-450x242.jpg) Учитель демонстрирует фрагмент фильма из фонда материалов на сайте Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина.
- Исходя из вопросов и фрагмента, предположите, о чём пойдёт речь на уроке. Правильно. На уроке мы с вами должны познакомиться с восстанием 1825 года и выяснить историческое значение декабристского движения. | Учащие внимательно слушают учителя. Ответы учащихся: Фамилии и имена декабристов, участников восстания 1825года. Учащиеся анализируют рисунок и смотрят фильм «Восстание декабристов 1825 год» Учащиеся называют тему урока – «Выступление декабристов». Делают предположения, с чем познакомятся на уроке, о каких событиях российской истории пойдет речь. | ||||||
| Практический этап. Закрепление материала на основе выполнения разных видов учебных задач | Организует работу в паре для выполнения задания в тетради (Приложение 1). Проговаривает условия, алгоритм и регламент заполнения таблицы Проверяет, корректирует выполнение заполнение таблицы, регламентирует процесс выполнения Осуществляет исследовательскую работу с разными видами источников , даёт чёткую инструкцию по выполнению творческого задания, определяет регламент выполнения (данный вид деятельности носит дифференцированный характер через содержательную основу заданий). Организует работу в индивидуальном порядке для выполнения задания в тетради (Приложение 3). Проводит выполнение индивидуального тестирования на сайте Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина. | Принимают учебную задачу, осуществляют поиск решения, открывают файл с заданием (Приложение 1), знакомятся с алгоритмом, совершают поиск исторического источника на сайте Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина, оформляют и заполняют таблицу в тетради Проверяют и корректируют в паре заполнение таблицы в каждый в своей тетради Знакомятся с условиями выполнения работы в группах (по рядам), изучают источники, анализируют, совещаются, делают выводы, демонстрируют результат, формулируют вопросы для других учащихся. (Приложение 2) Работают индивидуально с текстом статьи и выполняют задание согласно плану(Приложение 3) 4.Выполняют тест на сайте Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина, проверяют каждый свой уровень усвоения учебного материала, комментируют допущенные ошибки. Демонстрируют уровень усвоения теоретического материала, в ходе ответов на практико-ориентированные вопросы. | ||||||
| Рефлексивно-оценочный этап | Создание условий для выявления учащимися фактов и путей достижения поставленной цели; создание условий для самооценки учащихся усвоения знаний и развития умений. Организует фронтальный опрос: - Что явилось для вас новым знание на уроке? - Чему вы сегодня учились? - Сегодня на уроке вам удалось …………………………… - Самым интересным для вас на уроке было………….. - Для России декабристы…………………………………… | | ||||||
| Домашнее задание | Озвучивает домашнее задание П. 9 ,вопросы Эссе «Могло ли движение декабристов победить?» | Записывают домашнее задание |
Приложение 1
Задание учащимся для работы в паре: Используя ресурсы Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина, текст статьи «Тайные общества и общественно-политические воззрения декабристов» из книги « 100 – летие восстание декабристов », заполнить таблицу, проанализировав материал на стр. 46,47 .
Выполнить задание: Заполнить таблицу, сравнить деятельность тайных обществ в России в первой четверти XIX века и на основании заполненной таблицы сделать вывод о результатах деятельности тайных обществ.
Название тайного общества | «Союз спасения» | «Союз Благоденствия» |
Хронологические рамки | | |
Члены организации | | |
Характер организации | | |
Программы и методы | | |
Результаты | | |
Приложение 2
Задание учащимся для групповой работы: Используя ресурсы Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина, текст статьи «14 декабря 1825г.» из книги « 100 – летие восстание декабристов », заполнить таблицу, проанализировав материал на стр. 77,78.
И все – таки, что-то же побудило этих блестящих офицеров – героев войны 1812г., представителей лучших дворянских дворов России выйти 14 декабря на Сенатскую площадь и выступить против власти.
Давайте с вами немножко вернемся к началу декабристского движения и вспомним причины.
(Работа со схемой)
1 ряд.
Выполнить задание: Заполнить схему, используя материал на стр. 77,78 , выписать основные причины начало восстания в декабре 1825 на Сенатской площади.
Причины восстания декабристов
Задание учащимся для групповой работы: И все – таки, что-то же побудило этих блестящих офицеров – героев войны 1812г., представителей лучших дворянских дворов России выйти 14 декабря на Сенатскую площадь и выступить против власти.
Давайте с вами немножко вернемся к началу декабристского движения и вспомним план декабристов.
(Работа с таблицей)
2 ряд.
Выполнить задание: Заполнить таблицу, используя материал книги «100 – летие восстание декабристов » стр. 77, 78
А накануне 13 декабря члены Северного общества, собравшись на квартире Рылеева, обсуждали предложенный им план и распределяли обязанности. Каков же был план восставших?
Планировалось | Реализовано |
Начать выступление 14 декабря 1825 года в Петербурге. | |
Не допустить переприсяги Николаю I и принудить Сенат объявить о введении конституционного правления. | |
Якубович А.И. должен был захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью. | |
Каховский вызвался убить Николая, а Булатов - захватить Петропавловскую крепость | |
Диктатором восстания был избран С.Трубецкой | |
Силой оружия, если не захотят добром, надо не допустить сенаторов до присяги, заставить их объявить правительство низложенным и издать революционный Манифест к русскому народу. | |
Задание учащимся для групповой работы: Прошу вас проанализировать материал статьи «Декабристы на каторге и в ссылке» на стр. 131,132 и выявить причины, которые привели к поражению восстания , а также назвать в чем заключалось историческое значение выступления декабристов в 1825 году.
3 ряд.
Выполнить задание: Заполнить таблицу, используя материал книги «100 – летие восстание декабристов » стр. 131,132.
| Причины поражения | | Историческое значение |
1 | | 1 | |
2 | | 2 | |
3 | | 3 | |
4 | | 4 | |
Приложение 3.
Задание учащимся для индивидуальной работы: Еще больше возвысили славу декабристов их жены и любимые, последовавшие за ними в ссылку. Прошу вас проанализировать материал статьи «Жены декабристов» на стр. 137 и назвать фамилии жен декабристов.
Выполнить задание: Выполнить задание, используя материал книги «100 – летие восстание декабристов » стр. 137.
| Ф.И. жен декабристов |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |