Урок по литературе в 7 классе на тему: «У человеческого сердца…» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»).
Урок по литературе в 7 классе
«У человеческого сердца…» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
Идея урока: рассмотреть, как конкретная жизнь человека расширяется для
осмысления житейской мудрости и даёт повод для философских размышлений о нравственности.
Данный урок имеет ярко-выраженную личностно-ориентированную
направленность, так как даёт возможность учащимся выразить как в устной, так и в письменной форме ( афоризм, синквейн) своё понимание нравственных понятий.
ТИП УРОКА:
-урок формирования нравственных ценностей;
-формирование читательской, познавательной, информационной,
коммуникативной, общекультурной, социальной компетенций.
Форма урока: урок-размышление
ЦЕЛИ УРОКА:
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-совершенствовать навыки устной и письменной творческой деятельности;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-формировать нравственные качества личности учащихся, умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением;
-формировать читательскую культуру и навыки осознанного чтения художественного произведения;
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД :
- различать основные нравственно- этические понятия;
- соотносить поступок с моральной нормой;
-оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности;
-проявлять правила делового сотрудничества, работая на уроке в паре или группе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
-составлять литературный портрет героя;
-воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
-находить дополнительную информацию , используя словари и интернет-ресурсы;
-составлять кластер для получения информации и сравнения героев произведения;
-презентовать подготовленную информацию в наглядном виде;
-обсуждать проблемные вопросы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
-воспринимать и анализировать текст с учётом поставленной задачи;
- составлять небольшое устное монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования ,приводить убедительные доказательства;
- писать отзыв, используя полученную информацию.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
-формулировать целеполагающий вопрос на уроке.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-индивидуальная,
-фронтальная,
-в парах,
-групповая
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ:
-методика исследовательских заданий,
-личностно-ориентированное обучение;
-элементы технологии проблемного обучения,
-ИКТ.
ПРИЁМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ:
-эвристическая беседа,
-вызов к размышлению,
-работа со словом,
-использование презентации в качестве иллюстративного материала.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
-анализ текста,
-самостоятельная работа
-работа со словарём,
-защита проекта,
-составление афоризма,
Ход урока
1.
-Ребята, вам всем известно имя писателя Андрея Платонова. Как назывался его рассказ, который мы изучали 6 классе? («Неизвестный цветок»)
-Какое произведение этого автора вы прочитали на прошлом уроке?(«В прекрасном и яростном мире»)
Какие ещё рассказы А.Платонова вам известны?( «Корова», «Никита», «Волшебное кольцо»)
-Какие факты биографии А.Платонова вам запомнились??
1) Он проработал подручным мастера на заводе и рабочим. У Платонова была большая семья.
2) При жизни он был непризнан, его произведения не печатались.
А вот что расскажет нам о себе сам Андрей Платонович, который ненадолго заглянул к нам в гости.
Подготовленный ученик:
Я, Андрей Платонович Платонов, родился 20 августа в 1899 году в Ямской слободе на окраине Воронежа, в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Клементова. Многому я у него научился – и в детстве, и потом, когда работал у него на паровозе помощником машиниста. В семье, состоящей из десяти человек, я был старшим сыном, и в тринадцать лет, не закончив учёбы, пошёл «в люди»: выполнял разную черновую работу. Учиться мне пришлось недолго. Еще учеником городского училища я начинал сочинять стихи, которые печатались в журналах и сборниках вплоть до 1932 года. Но определяющим жанром в моем творчестве становится проза.
В годы Великой отечественной войны я был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». Не покинул армию, даже когда заболел туберкулезом. Мои корреспонденции, рассказы, очерки появлялись в фронтовых и центральных газетах, в издательствах вышли сборники военных рассказов.
Много рассказов и повестей мной написано, но большинство из них при жизни напечатаны не были.
На стенде (учителем заранее сделана подборка ) вы видите мои книги.
И всё-таки я всегда верил, что мои произведения найдут своего читателя.
2.
Учитель: Это был необыкновенный человек и писатель. Андрей Платонов умел по-своему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя. Посмотрите на его портрет, он и сейчас как будто всматривается в вас. Что вы за люди?
Читать произведения Платонова не очень просто, так как они требуют работы мысли и сердца. Платонов требует от читателя ответной работы, роста души.
Есть ещё одна особенность творчества А.П.Платонова. Для нас, читателей, он прекрасный собеседник, который обращается к отдельному человеку.
«Я каждого из вас знаю, с каждым спаяно моё сердце», - говорил он.
«У человеческого сердца…» - так хотел назвать писатель свою лучшую книгу и сказать всем и каждому в отдельности - чужого горя не бывает; человек –это первое и ,вероятно, главное имя.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока называется «У человеческого сердца»
Эпиграфом к уроку я выбрала небольшую притчу о Диогене, древнегреческом философе
-Что ты ищешь, Диоген, днем с
фонарем? – спрашивали его афиняне.
-Я ищу человека, - отвечал он.
-Кого именно? Меня? Его?
-Ищу человека, - повторял мудрец,
вглядываясь в лица своих сограждан,
и продолжал свой путь по городской
площади.
И.Кузмичев.
- В чем смысл этого высказывания? (не каждого живущего среди нас можно назвать Человеком с большой буквы)
- Попробуйте теперь сами сформулировать цель нашего урока. На какой основополагающий вопрос мы должны будем найти ответ? ( Что значит быть человеком? В чём сущность человека, его назначение?)
Любимые герои Андрея Платонова – это чаще всего мастеровые, деревенские правдоискатели, машинисты, «сироты» по своему душевному состоянию, пребывающие в своеобразном странствии, скитальчестве. Таков и его рассказ «Юшка», который вы прочитали дома к сегодняшнему уроку.
3.Беседа:
1. Кто такой был Юшка?
Юшка был «старый на вид человек. Работал подручным помощником у главного кузнеца. Он носил кузнецу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн, … делал всякую другую работу, которую надо было делать».
2 . Какая внешность была у Юшки? Зачитайте его портрет.
«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».
3.Есть ли что-то необычное в его внешности?
Глаза, а глаза – это зеркало души .Ему больно, в глазах слёзы. Наверно, плачет душа.
3. В какой одежде он ходил?
«Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой; зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару».
4.Где Юшка жил и чем питался?
«Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар... У Юшки были свои: он их должен покупать на свое жалованье - 7 рублей и 60 копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, а пил воду...»
5. Как Юшка работал?
Он работал с утра до ночи. «Утром он шел в кузницу. А вечером шел обратно на ночлег. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон Юшка уж спать пошел».
Молодцы! У нас получился литературный портрет героя.
Какое впечатление производит на вас Юшка? Какие чувства вызывает?
4.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В группах
В композиции рассказа отчетливо выделяются эпизоды, когда герой сталкивается с миром человеческим.
Каждой группе ребят были заранее предложены вопросы по теме «Окружающие и Юшка».
Вам нужно было только выписать ключевые слова, которые помогают увидеть действия и поступки героев. Слова какой части речи вы выписывали?( глаголы)
1 группа
Посмотрим, что же у вас получилось? Зачитайте из своей работы, как к Юшке относились дети? Как вёл себя Юшка по отношению к детям?
После ответов детей Слайд
Чем объяснить такое поведение детей? Какое ключевое слово в тексте?
( Хотели, чтоб он рассердился, развеселил их, им скучно, а ещё они подражали взрослым. Дети ждали «нормальной» (по их понятию) реакции – зла в ответ на зло. Зло для них – это норма жизни и источник веселья . Они не могут его понять, он не такой, как все, и это возбуждает их любопытство).
- Почему дети такие жестокие?
Их никто не учил любить. И с Юшкой они обращались так потому, что взрослые относились к нему жестоко.
2 группа
Как к Юшке относились взрослые?
А как Юшка вёл себя? Зачитайте, что вы выписали? (Он молча сносит удары и верит, что народ его любит.)
После ответов детей Слайд
Почему взрослые терзали Юшку?(своё горе и обиду переносили на беззащитного человека, его кротость вызывала ещё большее ожесточени
- Юшка говорит, люди забыли, что такое любовь. Как вы думаете, почему это произошло?
(У них совсем другие ценности, для них главное в жизни – не любовь, а сытая жизнь.)
-Скажите, осуждает ли автор Юшку за такое молчание терпение? (Нет, чувствуется симпатия автора к нему.)
- Но почему Юшка всех прощал, всегда кротко переносил побои и никогда не возражал своим мучителям?
-Он живёт по законам божьим, следует христианской заповеди в ответ на удар подставит свою щёку.
- Он был уверен, что народ его любит. Платонов пишет: «Он не отвечает ударом на удар: он знает, что бить злых - это бить детей. Важно и истинно – видеть во взрослых лишь их действительно детские черты. Взрослый - это лишь изуродованный ребенок".
Согласны ли вы с этим суждением?
Вспомним слова Юшки, обращённые к девочке Даше.
-«Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое», - говорил Юшка. Прокомментируйте эти слова .
(Юшка считал, если люди нуждаются в нем, т.е. тянутся к нему, значит, он им нужен, и они так, не понимая того сами, проявляют любовь.
«Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.
- Но действительно ли любил его народ? Найдите объяснение по тексту.
(Нет. Юшка был незлобный, терпеливый, кроткий. Людей раздражало, что он не был похож на них. «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное? Ты живи просто и ясно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь жить, как надо?
. Беседа по тексту рассказа “Юшка”
- Чем помешал Юшка веселому прохожему? (“Чего ты землю топчешь, божье чучело?”)
- Как назвал прохожий Юшку? (“Юродом”, “юродивым”).
5.Словарная работа:
Выясним лексическое значение последних слов. Зачитайте из домашней работы толкование этих слов.
Юрод – блаженный человек – аскет, обладавший, по мнению верующих, даром прорицания.
Юродивые на Руси в народе почитались святыми. Целью аскетизма в христианстве может быть соучастие в «страданиях» Христа.
Блаженный – 1) в высшей степени счастливый; 2) юродивый - помешанный или безумец, обладающий даром прорицания
Ученики подготовили сообщения с презентацией по теме «Блаженные в искусстве»
Давайте послушаем их и подумаем, был ли прав весёлый человек, называя Юшку юродом?
6. Знакомство с презентацией, приготовленной учениками, по теме «Блаженные» в искусстве».
Ученик (защита домашнего задания):
Издавна на Руси было много блаженных. Люди, желавшие принять на себя подвиг юродства, раздавали свое имущество бедным и нищим и уходили из дома. Им негде было приклонить голову, и они обычно ночевали в открытом поле. Ходили босые, полураздетые летом и зимой.
На репродукции картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова» на переднем плане справа вы видите юродивого. На нем рваная рубаха, через ее распахнутый ворот видны рубцы, натертые железной цепью вериг. Поджав босые ноги, юродивый сидит прямо на снегу, не замечая ни холода, ни тяжести вериг. Он добровольно обрек себя на физические страдания ради духовного подвижничества, ради Христа.
Так же выглядел Василий блаженный, живший во времена Ивана Грозного. Василий блаженный родился в крестьянской семье около 1564 года. Когда ему исполнилось 16 лет, он ушел из родного дома и от мастера, у которого обучался сапожному делу. Стал жить на московских площадях и улицах, среди шума и крика толпы, стараясь быть ближе к обездоленным людям. Зимой и летом ходил он нагим и притворялся лишенным дара речи. «Если зима люта, то сладок рай», - говорил он. Сам царь любил и почитал Василия блаженного, а когда блаженный умер, то нес его гроб до могилы. Подвиг юродства Василия блаженного продолжался 72 года. В народе его звали чудотворцем. Мощи блаженного были положены в Васильевском приделе Московского Покровского собора. Но собор этот более известен как собор Василия Блаженного. Великую память заслужил Василий блаженный.
В романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери» есть герой - блаженный Квазимодо. Он тоже внешне неприятный, но добрый, Никто не знает, какую боль и душевные терзания пришлось ему пережить ради любви к Эсмеральде.
В опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» тоже есть юродивый. Его обидели дети, отняли у него копеечку. Давайте послушаем его арию.
Таким образом, и художник, и архитектор, и писатель, и композитор в своих произведениях выразили своё чувство сострадания и уважения к блаженным.
7. Эвристическая беседа
Вернёмся к вопросу: Был ли прав взрослый человек, называя Юшку юродом? Чем похож Юшка на блаженных, о которых рассказали ребята?
Ученики: Да, прав. У Юшки, как и у юродивых, была некрасивая внешность, старая одежда и изношенная обувь. Он с кротостью сносил издевательства над собой и так же любил тех, кто над ним издевался.
Он так же отказывал себе в еде и одежде для того, чтобы его приемная дочь могла учиться и пить чай с сахаром.
- Почему в первый раз осерчал Юшка? (Он такой же, как и все. В нем заговорило чувство собственного достоинства.)
- Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь? (Потому что тот впервые высказался в защиту себя.)
- Переживает ли прохожий за содеянное? (Нет, он со спокойной душой ушел домой пить чай.)
- “Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся...” Почему Юшка повернулся вниз лицом?(Связать с любовью к земле, к природе.)
- Все ли бездушны в деревне? (Нет, потому что столяр, живший в деревне, вытер уста Юшки ладонью.)
- “Помер, - вздохнул столяр. – Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..”
-Как вы думаете, стали бы когда-нибудь уважать Юшку, если бы он не умер от удара «веселого» человека? (Наверное, стали бы, потому что он вырастил хорошую дочь. Она и внешне была похожа на Юшку: «Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно. Словно они готовы были вот-вот наполниться слезами»)
- Когда люди узнали имя Юшки?
Значение имени, ребята, не случайно.
Над этим вопросом работала____________________________ Давайте послушаем её.
8. Из словаря имён я узнала значение имени Юшка- это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей.
Имя Ефим означает благочестивый, благожелательный, священный.
Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
Учитель:
Когда Юшка уходил из города, люди думали, что «в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как и отец». Со временем оказалось, что она стала самым необходимым человеком в городе. Почему?
Платонов пишет:
«Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь облегчать страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».
Она лечила людей и любила их, так же, как Юшка. С ней в городе стало лучше. Юшкино бескорыстие проявилось в том, что девушка, ставшая врачом, «ни с кого не брала платы за труд». И с Юшкой в городе тоже было лучше, потому что когда он умер, «.. вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними...» Только Юшка безответно терпел всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство. Люди не понимали, что надо жить любя друг друга, как любили друг друга Юшка и его приемная дочь - «больше всего на свете и всем теплом и светом своего сердца...»
9. Кто же такой Юшка?
Значит, в имени главного героя раскрывается тайна его души, его сердца.
Жизнь Юшки –это пример служения людям. Юшка – это вечный образ добра и любви.
«У Юшки, несмотря на неказистую внешность, добрая, отзывчивая, настоящая душа»
Можем ли мы Юшку назвать красивым человеком?
Чтение фрагментов из сочинений учащихся на тему «Какого человека я считаю красивым?»
10 .Работа в группах – составление афоризма.
Ребята, этот рассказ – последний рассказ Платонова, который он писал, уже будучи тяжело больным. Он подарил его девочке Маше Платоновой. Получилось своеобразное завещание. Обычно люди завещают своим детям материальные ценности.
Что же хотел сказать своим рассказом А.Платонов?
( Попробуйте сейчас выполнить задание, работая в парах:
продолжите предложение так, чтобы оно представляло нравственную заповедь писателя и звучало как афоризм. Выберите один из них и объясните , как вы его понимаете).
Итоги урока
Что же хотел сказать своим рассказом А.Платонов?
(каждая пара зачитывает свой афоризм, поясняет один из них)
- Побеждай зло добром.
-Нужно любить человека вовремя, чтобы не пришлось потом просить прощение.
-Добро не уходит со смертью человека.
-Счастлив человек не только получающий, но и дающий.
- Жизнь каждого человека ценна
-Ты « тоже всему свету нужен»
-Сердце человека не должно быть слепым.
-Любить друг друга «больше всего на свете и всем теплом и светом своего сердца...»
-Без доброты и сострадания нет человека
-Все имеют право на жизнь
-Нам жизнь дана, чтобы любить
-Силу подлости и злобы одолеет дух добра.
11. Обратимся к эпиграфу урока:
-Что ты ищешь, Диоген, днем с фонарем? - спрашивали его афиняне.
-Ищу человека, - повторял мудрец, вглядываясь в лица своих сограждан, и продолжал свой путь по городской площади.
12.Составление кластера.
Можем ли мы теперь ответить на вопрос, который поставили в начале урока? Без чего не может состояться человек?
13. Проблемный вопрос: Всегда ли добро побеждает в жизни?
Объясните пословицу: «Не делай добра – не получишь зла»
К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает и дает свои плоды.
А. П . Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
14. Слайд . Клип на песню «Дорогою добра» из кинофильма «Маленький Мук».
Муз. М.Минкова, слова Ю.Энтина
15.Домашнее задание:
Выполните одно из заданий (письменно):
1. Напишите отзыв о рассказе «Юшка
2. Составьте викторину по произведениям А.П.Платонова.
Благодарить?
Благодарить...
За боль?
За боль еще важнее!
Простить обидчика?
Простить...
Он слаб и в страхе. Ты сильнее.
Принять скорбящего?
Принять его все скорби и тревоги...
Поднять упавшего?
Поднять...
Он твой собрат. Один из многих.
Благословить?
Благословить...
И проклинающих?
Их тоже...
Любить жестокий мир?
Любить...
Его спасти ЛЮБОВЬ лишь может...
Мне хотелось бы, чтобы эта формула жизни писателя стала и вашей!
10