12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарко Ирина Анатольевна1898
Мне бы хотелось, чтобы мои дети обладали изящным, пытливым умом, были востребованы временем, чтобы каждый из них нашел себя и свое место в жизни, был ответственен и самостоятелен. Мне бы хотелось, чтобы дети выросли милосердными и сострадательными.
Россия, Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Дивное
Материал размещён в группе «Технологическая карта урока.»

Предмет. Литературное чтение.

Класс:4

Тема. «И вспомнил Олег коня своего».

Цели: познакомить детей с отрывками из летописей, помочь понять необходимость знания истории; развивать интерес к истории, историческим произведениям; развивать внимание и наблюдательность, умение находить в тексте устаревшие слова, познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», сопоставив её с летописными источниками.

Задачи:

Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.

Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой,

Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.

Личностные УУД:

- формировать мотивацию к обучению;

- давать оценку своим действиям;

Познавательные:

- формировать умение ориентироваться в учебнике;

- создавать самостоятельные способы решения проблем возникающих на уроке, доказывать и аргументировать свою точку зрения;

- формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации, анализировать, сравнивать,;

- выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения;

Регулятивные:

-  учиться ставить учебную задачу;

- планировать свою деятельность.

Коммуникативные:

- сотрудничать с учителем и одноклассниками;

- оценивать действия партнёров по работе, работать в группе;

- умение правильно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь сверстников и учителя, отстаивать своё решение.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Этапы урока

Материал для ведения урока.

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1.Орг. момент.

Рады слышать мы звонок,

Начинается урок!

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

Что вы любите читать больше всего? Почему?

Дети произносят слова приветствия.

Ответы детей.

Личностные: формировать мотивацию к обучению.

II. Актуализация знаний учащихся

1.Повторение знаний о летописях.

- Какой раздел мы с вами начали изучать?слайд

- Что такое летопись?

 - Зачем люди записывали свое прошлое?

 - Чем отличается летоисчисление в Древней Руси от принятого сейчас? слайд

2.Повторение сведений о летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

 - Кто главный герой прочитанной летописи? Что вы о нём узнали? слайд

- Какие важные события описаны в этом фрагменте летописи?

 - Что получил Олег в результате победы над врагами?

- Какой веры придерживались греки, а какой – русичи?

- Что вы можете сказать о князе Олеге?

3. Тест по летописи «И повесил Олег щит свой..»

Дети отвечают на вопросы, используя текст летописи.

Киев стал столицей Древней Руси.

Описывается поход Олега в Царьград.

Олега прозвали Вещим. Встреча Олега с кудесником, предсказание о смерти. Предсказание кудесника сбылось.

Игорь становится русским князем. Славяне язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. 

Личностные: проявлять интерес к предстоящей работе, умение высказывать своё мнение.

Познавательные: способы выполнения заданий поискового характера, умение рассуждать и делать выводы, сравнивать, противопоставлять. Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя.


III. Формирование учебной задачи урока

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над летописями. Но прежде чем сформулировать учебную задачу урока, предлагаю вам прослушать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и понять, что ещё нам неизвестно о великом князе?
II. Прослушивание небольшого отрывка из стихотворения А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" (от начала стихотворения и до слов "Но примешь ты смерть от коня своего")

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

……………………………………….
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».


- Какое событие произошло в жизни Олега? 
- Посмотрите на название летописи, которую мы сегодня будем читать, соотнесите заголовок с содержанием отрывка из стихотворения А.С. Пушкина и определите учебную задачу урока.


- Как вы думаете, что нам нужно будет для того, чтобы понять, как Олег принял смерть от своего коня?


Сегодня мы продолжим чтение летописи, рассказывающей о необычной судьбе новгородского и киевского князя Олега.

Дети слушают






Ответы детей


















прочитать, проанализировать, сделать выводы


Регулятивные: умение ставить учебные задачи.



Коммуникативные: умение правильно строить речевое высказывание;


IV. Знакомство с фрагментом летописи "И вспомнил Олег коня своего..."


 III.Чтение второго отрывка летописи "И вспомнил Олег коня своего..."

Чтение вслух "Цепочкой"

Посмотрите на слайд 5. Перед вами отрывок летописи, написанный летописцем Нестором. Перевод этой летописи на современный русский язык помещён в учебнике на стр.10-11. Откройте учебники.

Проверка восприятия.

IV. Беседа по содержанию
- Понравилась ли вам летопись? Что именно?
- О чём узнали из сюжета летописи? Что для себя открыли?
- Рассмотрите иллюстрации слайд-шоу, соотносятся ли они с содержанием летописи? Какие события на них изображены?
– Что нового вы можете добавить к характеристике князя Олега, прослушав этот отрывок?

Как вы думаете, мог ли летописец слышать разговор кудесника и Олега? Значит, он домыслил эти слова, предположил, какой разговор мог состояться между ними. Значит, мы можем говорить о наличии вымысла в тексте летописи.

Читают летопись хорошо читающие ученики. Остальные дети слушают.








Ответы детей: Олег очень любил своего коня, вместе с которым он одерживал победы в сражениях. Олег был очень самоуверенным человеком, не верил в судьбу, с насмешкой отнесся к словам кудесника.  

Познавательные:

умение целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключённую в тексте информацию.

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;









Познавательные:

формировать умение ориентироваться в учебнике, умения целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключённую в тексте информацию.

Регулятивные: планировать свою деятельность, корректировать работу.












Познавательные:

формировать умение ориентироваться в учебнике, умения целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключённую в тексте информацию.

Регулятивные: планировать свою деятельность, корректировать работу.

























Прослеживается ли отношение автора летописи к описываемым событиям?

Заметили ли вы в этом отрывке особенность построения предложений?  Приведите примеры.

5.Физминутка

Конь копытом застучал,

Головою покачал

Низко голову склонил

И воды в реке попил.

Снова голову поднял

И по полю поскакал.


V.РАБОТА В ГРУППАХ

Самостоятельная работа с текстом.


1 группа.

Задание: Перечитайте еще раз отрывок. Отметить непонятные слова. Найти в словарике, что они обозначают.

ВОЛХВЫ— у древних славян: жрецы, прорицатели будущего.

КУДЕСНИК – чародей, колдун.

СЛЫТЬ — быть известным в качестве кого-нибудь.

ИБО - потому что.

КНЯЖЕ– вежливое обращение к князю.

УКОРЯТЬ – обвинять.

СЕЙ– этот.

СЛЫВЕТ – известна.

2 группа.

Задание: Прочитать диалог Олега и конюха по ролям.

3 группа.

Задание: Подготовить рассказ о том, как а. С. Пушкин написал балладу «Песнь о вещем Олеге».

В 1820 году Пушкин, сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называли могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать. Так появилась «Песнь…» ( слайд 7) Перед вами могила князя Олега.

4 группа

Задание: Сделать сравнительный анализ летописи и произведения А. С. Пушкина.


VII. Перечитывание летописи с предварительным заданием
- Ребята, перечитайте самостоятельно летопись ещё раз и попробуйте найти ответ на вопрос «Слабость или сила характера Олега проявилась в случившемся событии жизни Олега?»


Автор осуждает Олега за вызов богам, насмешку над судьбой.

Многие предложения начинаются с союза и. Дети приводят примеры из текста.











Дети читают текст про себя.



Находят слова, ищут значение слов в словаре учебника.

Выступают с мини- проектами ученики.





















Отвечают на вопросы: Наверное, он хотел поклониться им, еще раз поблагодарить коня, который был ему верным другом во время походов против врага.


VIII. Анализ текста летописи
- Ребята, можно ли однозначно ответить на вопрос, поставленный перед перечитыванием летописи?
- Попробуем разобраться. Прочитайте диалог Олега с кудесником. Что значат строки «и запали слова эти в душу Олегу»? 
- Как Олег отреагировал на предсказание кудесника?
- Как вы думаете, почему Олег принял такое решение: испугался или проявил силу духа?
- Перечитайте диалог Олега с конюхом. Что сообщил ему конюх? Как Олег отреагировал на сообщение конюха о смерти коня?
- Почему Олег так отреагировал, почему он засмеялся и сказал, что волхвы ему соврали?
- Перечитайте эпизод, в котором Олег едет попрощаться с конём, увидеть его кости. Чем заканчивается этот эпизод? От чего умер Олег?
- Как вы думаете, какие качества характера Олега проявляются в этом эпизоде: сила и слабость его характера? 
- Когда человек о чём-то очень сильно переживает – это сила или слабость? Имеет ли право человек переживать, сочувствовать? А имеет ли на это право воин, предводитель войска? (Главное, чтобы дети поняли, что переживать, сочувствовать и заботиться о ком-то – это нормальное человеческое состояние, на то он и человек, чтобы чувствовать. Князь Олег тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Он любит своего коня, и, конечно, очень переживает его смерть, поэтому даже если это и можно назвать слабостью, за это нельзя осуждать).
- Прочитайте эпизод о том, как народ горевал после смерти Олега.
- Какие слова и выражения подбирает летописец, чтобы показать, как тяжело народ перенёс известие о смерти князя Олега?
- Что чувствуете вы, когда читаете эти строки?
- Как вы думаете – переживает ли летописец вместе со своим народом великое горе? Как вы об этом узнали? Докажите. (Слова особые подбирает, предложения по-особому строит, чтобы передать интонацию плача и горевания. Особенно нужно обратить внимание детей на ритм «и оплакивали, и понесли.., и похоронили…», что создаёт образ причитающей на похоронах женщины).

- Давайте посмотрим, передаёт ли летописец чувства и эмоции своего героя – князя Олега? Найдите строчки в тексте, которые подтверждают ваши предположения («И запали слова эти в душу Олегу», «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» (переживание и забота о коне, любовь к своему другу), «Олег засмеялся и укорил того кудесника (разочарование): «Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив» (некоторое раздражение от разочарования).
- Посмотрите ещё раз внимательно на текст летописи и попробуйте догадаться, что ещё есть в этом тексте, чего никогда не бывает в научных текстах?
- Можем ли мы, наконец, сказать, что благодаря летописям мы смогли представить образ князя Олега?
- Теперь сделайте вывод о том, какие элементы художественности присутствуют в данной летописи.
- И последний вопрос, на который мы должны ответить – за что же так любил Олега русский народ?  

(нет, так как над этим нужно подумать).







«Олег засмеялся и укорил того кудесника…»



он разочаровался в их предсказаниях



Все любили Олега, уважали его за смелость, мужество, были благодарны за покровительство и защиту, поэтому, когда он умер, "оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица".













Диалоги



Да, мы уже можем сказать о том, каким он был

Он был великим полководцем того времени, верно служил своему государству, заботился о своём народе, при этом был человеком, которому были не чужды человеческие слабости – верил кудесникам, любил своего коня, пировал с дружиной после военных походов и пр. 

Физминутка.

https://youtu.be/SAWr-KZhD0E?list=PLb_v9wkxsViXInlcN6bo833yZMRGN-Y-M

Выполняют упражнения.


Знакомство с произведением А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

1.Посмотрите мультипликационный фильм.

https://ok.ru/video/1923846902029

3. Словарная работа (слайд 8)

4.Сравнительный анализ летописи и произведения А. С. Пушкина.

- Какое произведение вам понравилось больше? Почему?

- Чем отличаются фрагмент летописи и баллада? 



Дети слушают учителя, смотрят мультфильм



Рассматривают иллюстрации, находят в тексте «Песнь о вещем Олеге» отрывки к иллюстрациям.

Познавательные: выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения;

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других.

Обобщение изученного.

1.Тест по теме урока.

Выполните тест по теме

https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-dlja-detej-po-letopisi-i-vspomnil-oleg-konja-svoego

2.Выводы урока.

Мы с вами закончили работать над летописями.

Что такое летопись?

Фрагменты, какой летописи мы читали?

Кто автор этой летописи?

С произведением, какого автора мы сегодня ещё познакомились?

Почему А.С. Пушкин решил написать это произведение?

«Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.

Именно это делает Олега лицом поэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
Дружина пирует у брега.
Бойцы вспоминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

Выполняют интерактивный тест, называют свою оценку.


Отвечают на вопросы, делают выводы.






Познавательные:

доказывать и аргументировать свою точку зрения;

Коммуникативные:умение высказывать свое мнение.


Рефлексия

Оцените свою работу на уроке по шкале

Ребята оценивают


Домашнее задание.

На выбор:

Выразительное чтение летописи.

Выучить отрывок «Песнь о вещем Олеге».

Выбирают д/з.

Регулятивные: формировать умение самостоятельно выбирать задание, решать проблемы. 

1 группа.

Задание: Перечитайте еще раз отрывок. Отметить непонятные слова. Найти в словарике, что они обозначают.

ВОЛХВЫ— у древних славян: жрецы, прорицатели будущего.

КУДЕСНИК – чародей, колдун.

СЛЫТЬ — быть известным в качестве кого-нибудь.

ИБО - потому что.

КНЯЖЕ– вежливое обращение к князю.

УКОРЯТЬ – обвинять.

СЕЙ– этот.

СЛЫВЕТ – известна.

2 группа.

Задание: Прочитать диалог Олега и конюха по ролям.

3 группа.

Задание: Подготовить рассказ о том, как а. С. Пушкин написал балладу «Песнь о вещем Олеге».

В 1820году Пушкин, сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называли могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать. Так появилась «Песнь…» ( слайд 7) Перед вами могила князя Олега.

4 группа

Задание: Сделать сравнительный анализ летописи и произведения А. С. Пушкина.

Текст.

Приложение 1.

Карточка 1.

t1675930265aa.png

Волхвы - это древне-русское слово. Так в Древней Руси называли кудесников, прорицателей и магов, предсказывавших будущее и совершавших языческие обряды, а также умевших исцелять от недугов с помощью различных снадобий и заклинаний.


Карточка 2.

t1675930265ab.jpg

Славянские волхвы – это люди, которые получили особые знания от богов, хранящие их, использующие на благо общества. Они совершают обряды подношений Родным Богам, треб (бескровных жертв), следят за чистотой кумиров (изображений богов), алтарей и капищ (места поклонения богам) на материальном и тонком плане.

Кроме этого:

проведение общественных кологодных праздников;

изготовление амулетов, оберегов, идолов, кумиров, алтарные и иные сакральные украшения;

составление календарей;

имянаречение;

участие в свадьбах, освещении построенного дома, похоронах;

исцеление людей и животных;

проведение гаданий о судьбоносных вопросах людей;

пророчества;

защита деревни, либо людей от нападок злых сил;

участие в войнах силами магии, заклинании.


Карточка 3.

t1675930265ac.jpg

Знания волхвов поражают своей глубиной и многогранностью. Славянские волхвы ведали:

ход проведения обрядов;

символику богов, стихий, духов разного уровня (домашних, природных, ратных, местных и прочее);

ритуальные тексты – песни, славления, заговоры, молы (ударение на «о»);

свойства лекарственных и магических трав;

способы и методы волшбы;

технику оборотничества (превращения в разных животных, птиц), создания иллюзий и прочих искусств;

астрологию, вычисления по календарям событийных дат;

магию стихий – например, вызывание дождя во время засухи.


Карточка 4.

t1675930265ad.jpg

На практике волхвы должны уметь общаться с силами Природы, духами и, конечно же, с Богами славян. Некоторые считают, что были также и женщины-волхвы, которых называли:

ведуньями («ведать» — значит «знать»);

знающая,

чаровница,

волшбица,

волхитка,

волхида,

волхва,

и даже «старая женщина».

Мужчины-волхвы решали задачи общины, женщины-волхвы (женщина-волхва) брали на себя заботы о вопросах семей, домашнего, хозяйственного обихода, лекарства, знахарства, гаданий. Славяне шли к ним, запросить охрану домашнего скота от злобных духов и в других случаях.

Приложение 2.

Таблица. Сравнительный анализ летописи и произведения А. С. Пушкина.

Название произведения.

Летопись « И вспомнил Олег коня своего…»

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Жанр произведения

Проза («Повесть временных лет»)

Лирика ( стихотворение, песнь)

Содержание

1.Летописное предание о вещем (мудром, прозорливом) Олеге Пушкин положил в основу баллады "Песнь о вещем Олеге".

2.В летописи говорится, что Олег жил тихо-мирно "Мир имея" ко многим странам».

3. В летописи говорится о предсказании волхва: о том, что "смерть Олег примет от коня".

4. По летописи, прошло 4 года после того, как Олег отказался от любимого коня.

5. По его приказу, коня "блюли", то есть, заботились о нем, хорошо кормили, ухаживали.

6. В летописи говорится о всенародном горе, оплакивали народом князя, который правил 33 года!

1.Пушкина эта история описана более подробно.

2. У Пушкина Олег собирается «мстить неразумным хазарам», причем жестоко, и не первый раз, как видно из текста.  За то что кочевой народ хазары регулярны совершали набеги на русичей, Олег решил их серьезно наказать.

3.  У Пушкина волхв, прорицатель, ясновидящий предсказывает сначала то, как Олег будет прославлен, как сложится его жизнь.

4. У Пушкина в "Песне" ничего не говорится, о том, сколько времени прошло с момента отказа князя от коня. Понятно, что довольно много времени утекло. Князь и его дружина уже стали седыми, они пируют, вспоминая ".

В "Песне" Олег вспоминает о коне во время пира, и ему кто-то,(но не конюх!) сообщает о смерти верного друга. Князь считает, что старец его обманул: ведь коня уже нет, а он все еще жив-здоров.

5. Понравилась сцена прощания князя Олега со своим любимым конем, как он приказал укрыть его ковром, выгуливать, купать, кормить отборным зерном, поить ключевой водой. 

6.У Пушкина справляют "тризну",поминки по Олегу дружина и новые правители государства: Игорь и Ольга.

Цель

Сообщить о событии.

Создать определённый образ, чтобы можно было повлиять на читательское отношение к герою 

Мораль

Судьбу не изменить, не надо искушать ее, нужно беречь себя.



Опубликовано в группе «Технологическая карта урока.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.