Урок по литературному чтению в 4 классе.  Тема : Оценка настроения и чувств, вызываемых лирическим произведением А.С. Пушкина. На примере стихотворения «Няне» 

5
0
Материал опубликован 29 June в группе

Пояснительная записка   

Урок по литературному чтению в 4 классе.  

Тема : Оценка настроения и чувств, вызываемых лирическим произведением А.С. Пушкина. На примере стихотворения «Няне»  

Составила : Мартынникова Елена Александровна  

учитель начальных классов  

МБОУ “СОШ № 8 “  

Забайкальский край  

г. Чита  

Учебная литература: Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 - 1ч. 

Конспект урока.  

Тема: Оценка настроения и чувств, вызываемых лирическим произведением А.С. Пушкина. На примере стихотворения «Няне»  

Цель: продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, познакомиться со стихотворением “Няне “; способствовать развитию умения выразительно читать поэтическое произведение, формированию читательских интересов и предпочтений; развивать память, воображение, устную речь, дикцию учащихся, умение работать с поэтическим текстом; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь  к русской литературе через творчество А. С. Пушкина; любовь к близкому человеку; расширять кругозор учащихся.  

Планируемые результаты:  

Предметные умения :   

продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина, познакомить со стихотворением “Няне” и со средствами художественной выразительности  данного стихотворения.  

Формируемые УУД:  

Личностные: приобщаться к русской культуре; развивать эстетические чувства и эстетический вкус;иразвивать эмпатию, рефлексия.  

Познавательные: ориентироваться в тексте произведения; выделять главное; сжимать информацию; анализировать текст с точки зрения его языковой выразительности, эмоционального характера.  

Регулятивные : ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задач�; осуществлять самоконтроль; вносить корективы в свою деятельность; оценивать .  

Коммуникативные : вступать в общение , выражать свою точку зрения,слушать другого, соблюдать правила общения; аргементировать высказывания.  

Оборудование : иллюстрации .  

Ход урока  

I.Организационный момент.   

Вот звонок нам дал сигнал:  

  

Поработать час настал.  

  

Так что время не теряем  

  

И работать начинаем.  

II. Проверка домашнего задания  

Слушаем выступления 1-2 ребенка ( устный рассказ "Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина")  

III. Самоопределение  

Послушайте высказывание замечательного писателя И. С. Аксакова об одном из стихотворений А.С.Пушкина “Няне”  

«От отрочества до самой могилы этот блистательный прославленный поэт не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать нежную привязанность не к матери, а к няне. Так вот кто первая вдохновительница, первая муза великого художника — это няня, это простая деревенская баба! Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!».   

- Кто такая няня ? (ответы учащихся.)  

IV. Определение темы и целей урока.  

-Сформулируйте тему и цели нашего сегодняшнего урока. Попробуйте предположить название стихотворения, которое Пушкин посвятил своей горяче любимой няне.  

( учащиеся формулируют тему и цели урока,предполагают  название произведения)  

  

V.Работа по теме урока  

1.Выступления учащихся.  

ученик.  

В 1792 году Арину Родионовну взяла к себе бабушка Александра Пушкина Мария Ганнибал для воспитания племянника Алексея. Работа новой няни так понравилась Марии Алексеевне, что она подарила Арине Родионовне отдельную избу. В 1797 году зарекомендовавшая себя с лучшей стороны няня перешла в семью Пушкиных, где в тот момент родилась Ольга, старшая сестра поэта. Арина Родионовна была няней всех троих детей Пушкиных — Ольги, Александра и Льва. 
Когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин, Арина Родионовна стала и его няней.  

Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.  

Сблизили их годы Михайловской ссылки (ссылка - вид наказания за создание вольнолюбивых стихов, то есть свободолюбивых, проникнутых духом стремления к свободе, доблести и чести. Часто подобные стихи запрещались цензурой.) поэта. В Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике. В этой “ветхой лачужке” Пушкин создавал свои гениальные произведения, отсюда он писал друзьям.  

Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”.   

2 ученик.  

После отъезда из Михайловского в 1827 году Пушкин получает письма няни, написанные под ее диктовку неизвестным малограмотным обитателем Михайловского.  

Вот что написала Арина Родионовна А.С.Пушкину : «Милостивый государь Александр Сергеевич, имею честь поздравить вас с прошедшим новым годом и с новым счастьем… Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За Ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я слава богу здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».  

Воспоминания поэта о няне:  

Мастерица ведь была  

И откуда что брала!  

А куды разумны шутки,  

Приговорки, прибаутки.  

Небылицы, былины  

Православной старины…  

Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет стихотворение «Няне», посвященное Арине Родионовне.   

2.Выразительное чтение учителем стихотворения “Няне”.  

3.Анализ стихотворения.   

Каким чувством пронизано это стихотворение?  

(Стихотворение пронизано чувством любви, ласки, нежности, заботы, а также грустью и тоской.)  

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?  

(В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.)  

Не удивительно ли, что барин так пишет о своей крепостной? Почему?  

( Ребята высказывают предположения.Он относился к няне не как к репостной, а как к самому близкому и родному человеку...)  

С такой нежностью и любовью поэт ни к кому не относился,какими словами он называет няню? (“Подругой”, его суровых дней, голубкой "моей дряхлой")  

В чём он уверен, думая о ней? Почему вы так думаете?   

(Он говорит о том, что она всегда переживала за него, с раннего детства и не раз доказывала ему это...)  

Это лирическое произведение. Стихотворение написано от лица лирического героя, а место действия его переживания.  

Лирический герой - личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении.  

Как вы думаете, на что похоже это стихотворение?  

(На письмо. Пушкин не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием. Послание – это письмо в стихах.)  

А теперь давайте определим композицию стихотворения, то есть, как построено произведение. Оно не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины.  

Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне.  

«Подруга дней моих суровых,  

Голубка дряхлая моя!»  

Почему дни, проведённые с нею, он называет суровыми?  

(В самые трудные времена няня была рядом с маленьким Сашей, утешала его, давала ему силы. Для лирического героя няня - друг, который рядом – и в радости, и в горе.)  

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.  

Читая следующие строки: «Ты под окном своей светлицы  

Горюешь, будто на часах,  

И медлят поминутно спицы  

В твоих наморщенных руках»,  

представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.  

Как можно понять выражение “горюешь, будто на часах?  

(Очень долго тоскует.)  

«Глядишь в забытые вороты  

На чёрный отдаленный путь».  

(Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль. Словно ждёт, что её любимый воспитанник вот-вот приедет...)  

«Тоска, предчувствия, заботы  

(Теснят твою всечасно грудь». Переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.)  

Сделаем выводы : Двойным обращением к няне вводится мотив взаимного доверия, понимания и поддержки близких друг другу людей. Эта близость подчеркивается повторением слов МОИХ, МОЯ. А.С.Пушкин назвал свое стихотворение “Няне”, подчеркнув тем самым свое бережно-детское отношение к дорогому человеку. По жанру это послание - то есть стихотворение, которое адресовано или посвящено какому-либо определенному лицу. В данном случае мы с вами тоже наблюдаем прямое обращение поэта к адресату - няне. Он не может быть рядом с ней и обращается к ней мысленно.  

Как вы думаете Что хочет донести автор до читателя своим произведением ?   

( ответы , предположения учащихся. Учитель подводит ребят к главной мысли произведения...)  

4.  Работа в группах .  

Какие средства выразительности применил автор в стихотворении «Няне»?  

1 группа.находят эпитеты. 

( «днях суровых», «голубка дряхлая», «наморщенных руках», «забытые вороты», «чёрный отдалённый путь».) 

2 группа находят метафоры 

( «подруга дней моих суровых», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь». ) 

3 группа находят сравнение 

(«горюешь, будто на часах».) 

4 группа находят олицетворение. 

(«И медлят поминутно спицы…») 

Проверяем выполнение задания, дополняем. 

5.Упражнение в выразительном чтении стихотворения.  

IV.Итог урока. Рефлексия.  

- Над каким стихотворением А.С.Пушкина работали?  

- Почему А.С.Пушкин посвятил стихотворение своей няне?  

- Каким настроением пронизано это стихотворение?  

-  Какова главная мысль произведения, что пытается донести автор до читателя?  

- Что сегодня мне понравилось на уроке ?  

V.Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.  

  

  


 ​​​​​​​

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.