Урок по литературному чтению во 2 классе Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Открытый урок литературного чтения во 2 «Д» классе
Учитель Подгорнова С.Н.
Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Цель: к концу урока ученик знает главную мысль рассказа Е. Чарушина
«Страшный рассказ» - береги животных, будь к ним добрым и смелым.
Предметные результаты:Продолжить формирование типа правильной читательской деятельности; Совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух; Совершенствовать приемы выразительного чтения;
Развивать умения объяснять логические значения слов: сени, чулан, осознанно использовать их при пересказе.
Личностные результаты:Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;
Воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;
Воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»;
Метапредметные:Регулятивные:
Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;
Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;
Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;
Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения.
Коммуникативные:
Развивать умение участвовать в диалоге при раскрытии идеи произведения и подготовке ответа на проблемный вопрос; вырабатывать общую позицию по теме обсуждения;
Развивать умение работать в паре, в группе, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного;
развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.
Оборудование: Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 класс. В двух частях. Часть 1. составитель Климанова Л.Ф. и др. – М. Просвещение 2024 г., мультимедийная презентация, компьютер, проектор, красные карточки с домашним заданием, зелёные карточки с пунктами плана рассказа о Е. Чарушине, жёлтые карточки с ребусами, синие карточки с произведениями и авторами, смайлики, дерево с яблочками для рефлексии, картинка ёжика.
I. Организационн ый момент. (1мин) | Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям, поздороваемся. Я хочу сегодня пожелать вам хорошей работы на уроке, несмотря на то, что урок сегодня необычный: у нас много гостей. Садитесь. | |
Проверка домашнего задания II. Речевая разминка. (2мин) | На прошлом занятии мы прочитали рассказ М.М. Пришвина «Ребята и утята» и дома вы должны были ответить на вопрос № 9 в учебнике Как ты думаешь, осознали ли ребята свой поступок. Чтобы ты хотел сказать им. Прочитайте, свои ответы в тетради. И как всегда начнем урок с речевой разминки. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!... Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи. Ты же видишь, мы свои. С. Погореловский Прочитайте глазками. Прочитайте все вместе шепотом. Прочитайте все вместе голосом медленно. Прочитайте все вместе голосом быстро. Кто желает прочитать выразительно? | |
III. Постановка целей урока. (2 мин) | О чем идет речь в стихотворении? (о лесе) Какими предложениями насыщенно стихотворение? Как ответите на вопросы Сергея Погореловского? Кто может таиться в глуши леса? Да, вы много назвали животных, но лишь один является героем произведения с которым мы будем знакомиться на уроке. А узнаете вы героя,если найдете по партой буквы и сможете сложить слово. | |
| Кто является героем? (ёжик) Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – ёж. | |
(1.5 мин) | 2. Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живёт наш герой. -Для этого возьмите карточку синего цвета простой карандаш. Соедините произведения и авторов, ранее нами изученных. И попробуйте сами определить название произведения, которое мы будем читать и автора. Обоснуйте свой ответ. Значит, тема нашего урока будет…(Е. Чарушин «Страшный рассказ») | |
(1 мин) | 3. Зная тему урока, пользуясь опорными словами, определите цели урока. Желаю вам достигнуть этих целей сегодня на уроке. | |
IV. Работа по теме урока. 1.Знакомство со сведениями из биографии Е. | – Итак начнем. Кто такой писатель? Кто такой художник? А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником? Сейчас мы об этом узнаем. | |
И. Чарушина. (2,5 мин) | … подготовила для нас рассказ о жизни и творчестве Евгения Чарушина. Чарушин Евгений Иванович вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал. Часто брал с собой сына. Там маленький Женя наблюдал за природой, а дома рисовал увиденное. Матери он помогал собирать семена цветов и сажать их в саду около дома. В доме всегда были животные (кошки, собаки, рыбки, птицы). Женя Чарушин не просто любил животных, он ещё их рисовал, изучал. Став взрослым, Чарушин стал иллюстратором книг В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака. Но хотелось Чарушину не только рисовать зверей и птиц, но и рассказать ребятам обо всём, «что видел, слышал и прежил… Так и появились его рассказы. У леса и его обитателей, зверей, птиц и насекомых, есть много своих тайн. И раскроет нам эти лесные секреты Евгений Иванович Чарушин. | |
2. Словарная работа. (2 мин) | Произведение Е. Чарушина называется «Страшный рассказ». Попробуйте предположить о чём будет этот рассказ? (ответы детей) Верны ли ваши предположения мы узнаем, прочитав рассказ. Но сначала проведем словарную работу. В тексте встретятся незнакомые слова «сени» и «чулан» Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах. | |
| Чулан – помещение в доме, служащее кладовой. | |
3. Первичное чтение. (5 мин) | Откройте учебник с. 121. Я начну читать, кто-то из ребят продолжит, следите внимательно. (Чтение учителя и учащихся) Действительно, произведение было страшным? Как бы вы озаглавили это произведение? Почему же автор назвал его именно «Страшный рассказ»? (заинтересовать) Понравился вам рассказ? Кого испугались мальчики? А что вы знаете о ежах? | |
4. Дополнительн ые сведения. (4 мин) | Группа ребят работала над проектом «Кто такие ежи?» и сейчас представят нам результат своей работы. 1. Мы провели исследование на тему «Кто такие ежи?» Изучив литературу на эту тему, мы пришли к следующим выводам. Ёж – маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши. Ёж приносит пользу, уничтожая вредителей леса. К зиме ежи жиреют и впадают в спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей | |
| листвой. В случае опасности ежик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто, наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое. У ежихи рождается в среднем, около 4 ежат (каждая самка может выносить до 8 ежат, но это встречается редко). Детеныши появляются на свет, абсолютно «голые» (без колючек), слепые. Спустя несколько часов, начинают появляться первые, мягкие колючки. И только через 15 дней, ежата полностью покрываются колючками. Спасибо за внимание! - Оцените работу своих товарищей. | |
V.Физминутка. (2 мин) | -Предлагаю встать и немного отдохнуть. | |
VI. Закрепление изученного. 1. Работа с текстом. (10 мин) | Вернемся к произведению. Прочитаем по цепочке. Как звали мальчиков? (Шура и Петя) Где все происходило? (Дача) Как получилось, что дети остались одни? (Мама и папа ушли в гости) Что они делали, когда остались одни? (Умылись, разделись и легли спать) Что напугало детей? (Шуршание) Как мальчики уговаривали себя не бояться? Прочитайте их диалог. Рассказали они родителям, что случилось? | |
| (Да) Кого нашли родители? (Ёжика) Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять в руки? Найдите строки в тексте. (Дёргался и кололся колючками) Чем они угостили ежа? (Молоком и кусочком мяса) Боялись ли его мальчики потом? Чему нас учит этот рассказ? (бережно относиться к животным). | |
2. Работа с иллюстрацией. (1 мин) | Рассмотрите иллюстрацию на слайде. Её нарисовал Е. Чарушин. Какой момент он изобразил? Изучая природу, Е. Чарушин пытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. А то, что не мог выразить словам, ему помогали кисти и краски. Как называют художника, который рисует животных? (анималист). Вспомните, мы тоже с вами выступали в роли художников-анималистов на уроке ИЗО. ( Посмотрите, как по-разному мы изобразили нашего героя. | |
3. Составление плана. (3 мин) | Дома вы подготовите пересказ. Что нужно чтобы справиться с этим заданием? (план) Правильно, нам нужно составить план. Это вы сделаете, поработав в карточках. Возьмите карточку зелёного цвета. Пронумеруйте в правильном порядке предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения. Сравните свою работу по образцу. Исправьте ошибки и оцените работу. | |
VII Работа с вопросами и заданиями по учебнику VIII. Этап подведения итогов занятия. (1 мин) | Прочитайте задание с. 123 №11,№ 12 Вспомните сказку «У страха глаза велики». Чем похоже поведение главных героев в сказке и рассказе? Прочитай пословицу. Отражает ли она главную мысль рассказа? - Пришло время подводить итоги нашего занятия. Какое произведение мы изучали и кто его автор? Кто такой Е.И.Чарушин? О чем его рассказ? Почему рассказ так называется? Чему учит нас рассказ? Для чего мы составляли план? | |
VIII. Рефлексия. (2 мин) | И закончить наш урок я хочу словами Евгения Ивановича Чарушина. «Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину» Так как же нужно относиться к природе? (оберегать, любить…) На доске изображение ёжика, а рядом дерево с яблочками. Кому понравился урок и кто доволен своей работой на уроке, снимите с дерева яблочко и подарите его ёжику. | |
IX. Домашнее задание. | Домашнее задание: пересказ рассказа по плану, не забудьте записать в дневник. Спасибо за работу на уроке! Урок окончен. | |