Конспект урока чтения на тему «Страшный рассказ» (2 класс)
Урок литературного чтения 2 классе (УМК «Школа России»)
|
|
Тема |
Рассказ Е.Чарушина "Страшный рассказ". Тема и главная мысль рассказа. |
Педагогическая цель |
Формировать навыки выразительного чтения и умение давать характеристику герою. Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные)
|
Научатся определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), самостоятельного чтения книг. |
Личностные результаты |
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Универсальные учебные действия (метапредметные)
|
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
Основные понятия и термины |
Рассказ, сюжет рассказа. |
Образовательные ресурсы |
М/м презентация, учебные книги. |
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Содержание взаимодействия с учащимися. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организация начала урока. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству |
1.Приветствие
2.Эмоциональный настрой
3.Проверка готовности к уроку |
-Здравствуйте ребята! Меня зовут Марина Ивановна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
- Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
- Проверим готовность к уроку, у вас на столах должны лежать учебники литературного чтения, пеналы со школьными принадлежностями. |
Содействует установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству |
Осваивают личностный смысл учения; проявляют желание продолжать свою учебу. |
II. Речевая разминка Цель: Подготовка речевого аппарата к чтению |
1 .Дыхательно-артикуляционные упражнения |
(Сл.1) -Перед началом работы, проведем речевую разминку
Ходит ёж в саду по травке, Натыкает на булавки Грушу, сливу – всякий плод, Что под деревом найдёт, И с подарочком богатым Возвращается к ежатам. -Прочитаем этот текс хором, медленно. (Под руководством учителя). -А теперь прочитаем еще раз, чуть быстрее. -Прочитаем этот текст грустно, тихо. -А теперь еще раз – весело, громко. Молодцы ребята, теперь проверим, как вы запомнили тему прошлого урока. |
Определяет задание, следит за правильностью выполнения, своевременно исправляет недочеты в произношении звуков. |
Выполняют упражнения под руководством учителя. Готовят артикуляционный аппарат к дальнейшей работе на уроке. |
II. Проверка домашнего задания Цель: выполнить проверку усвоенных знаний предыдущего урока |
1. Беседа по теме прошлого урока |
Сл.2 -С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? (М. Пришвин «Ребята и утята»).
-Кто главные герои рассказа? -О чем рассказ? -Что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они? -А как бы ты поступил на месте рассказчика? -Смогли ли ребята понять свой проступок? -Что полезного вы взяли из этого рассказа? Молодцы ребята, вы очень хорошо работали, теперь пора узнать тему урока. |
Осуществляет проверку ранеее полученных знаний |
Получают целевую установку, отвечают на вопросы, читают сочинения |
III. Введение в тему урока Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся(личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)
IV. Постановка учебной задачи. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. |
1.Вступительное слово учителя
|
Сл. 3-4 – Скажите, как называют человека, который пишет рассказы? (писатель) – Как называют человека, который пишет картины? (художник) – А может ли один и тот же человек быть и писателем, и художником? (да) - О таком человеке и пойдет речь на сегодняшнем уроке. - Посмотрите на слайд. Перед вами портрет русского писателя Е.И.Чарушина. - Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал и часто брал сына с собой. Поэтому первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по родному краю. - С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став писателем, облекал в точные и яркие образы. Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В.В.Бианки. С равным искусством владел он карандашом, кистью, словом.
|
Обеспечивает мотивацию учения школьников. Формирует субъективный опыт учащихся, опираясь на личностный смысл и опорные знания.
|
Принимают учебную задачу. Определяют правильность выполненного задания на основе на основе различных образцов. |
1.Определение темы и задач урока
2. Прием «Отсроченный ответ» |
- Сегодня на уроке вы познакомитесь совсем не с обычным рассказом, который был написан Е. Чарушиным, а необычность его заключается в названии. - Сформулируйте цели урока. (ответы учащихся)
Ребята, а как вы думаете, о чем может быть произведение «Страшный рассказ»? Проверим ваши предположения в конце урока. |
Обеспечивает мотивацию учения школьников, осуществляет постановку целей и задач урока. |
Принимают и сохраняют цели учебной деятельности, осуществляют поиск средства ее осуществления. |
|
VI. Усвоение новых знаний Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению) |
1. Подготовка к восприятию |
– Ребята, откройте учебники на с. 136-ой – Прочитайте название рассказа.( Страшный рассказ) – Было ли вам когда-нибудь страшно? (да) – Попробуйте предположить, о чём будет рассказ? -А сейчас прочитаем это произведение, каждый читает по одному предложению. Сл. 5-6 -Ребята, какие слова в тексте встретились, значение которых вам непонятно? Чулан – помещение в доме, служащее кладовой. Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом - Вы очень хорошо трудились, пора отдохнуть. Встаньте со своих рабочих мест. |
Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. |
Воспринимают знаково- символические средства представления информации, используя ИКТ. |
4. Проверка восприятия
5. Работа с иллюстрацией
6. Чтение по ролям
|
– Ребята, понравился ли вам рассказ? (да) -Кто главные герои рассказа? ( мальчики Шурик и Петя)
– Где находилась дача? Найдите это в тексте и прочитайте. (2 предложение) – Что напугало ребят? Найдите это в тексте и прочитайте.( непонятное шуршание, топанье, темнота) – Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять в руки? Найдите это в тексте и прочитайте.( Предпоследний абзац, 1предложение) Ежи - живут в лесу, собирают грибы, впадают в спячку, при опасности сворачиваются в клубок, животные, уколовшись, раз, не подходят к ежам. Они не опасны для людей. – Рассмотрите иллюстрацию в книге. Её тоже нарисовал Чарушин. Какой момент здесь изображён? Найдите в тексте и прочитайте.
Распределение ролей. (автор, Шура, Петя.)
– Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Каким голосом они это говорили?( чтение диалога по ролям) – Прочитайте диалог по ролям в парах. – А теперь мы послушаем, какая пара лучше передаст ощущения ребят. |
Учит анализировать прочитанный рассказ, воспринимать конкретное содержание.
Осуществляет работу по соотнесению иллюстрации и текса
Задает целевую установку |
Овладевают навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.
Соотносят иллюстрацию с текстом.
Читают по ролям, передовая эмоциональное состояние героев |
|
Физминутка |
-А теперь немножко отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парт и Повторяйте за мной. Мы топаем ногами (топ топ топ) Мы хлопаем руками (хлоп хлоп хлоп) Киваем головой. Мы руки поднимаем. Мы руки опускаем И вновь читать начнем. -Присаживайтесь, ребята, продолжим работу. |
Осуществляет профилактику переутомления |
Выполняют упражнения для предупреждения переутомления |
|
7.Составление плана текста. Повторное чтение текста по смысловым частям и |
– На сколько частей можно разделить текст? Часть – это картина, которую нам пишет писатель при помощи слов. (на 6 частей) -Возьмите карандаш, мы вместе разделим текст на части. -Ребята, прочитайте первую часть. (1, 2 абзац) -А теперь прочитайте вторую часть (до конца страницы 136) -Прочитайте третью часть (ст.137 до 3 абзаца) Прочитайте четвертую часть. (4 абзац) -А теперь прочитайте пятую часть. -Прочитайте последнюю часть. – Прочитаем каждую часть и озаглавим её. Сл. 7 1. Мальчики остались одни. 2. Странные звуки. 3. Испуганные дети. 4. Родители вернулись. 5. Неожиданная находка.
Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились. |
Организует повторное восприятие рассказа и проверяет его. Руководит аналитическим чтением, учит анализировать. Содействует усвоению учащимися способов, которые приведут к определенному выводу.
|
Овладевают навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Различают в рассказе изображенные события и замаскированный, скрытый смысл текста. |
|
|
8. Выявление идеи, темы |
- Скажите ребята, а как автор отнесся к мальчикам? (с жалостью, он их пожалел, не насмехался). - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? - Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? -Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль? (что не нужно бояться, нужно переступать через свой страх). Правильно ребята, ведь на самом деле, страшного ничего и не было.
|
Раскрывает понятия экспозиция, развитие действия, кульминация. Проверяет полноту осознанности сюжета. Учит понимать тему и идею рассказа. |
Активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
|
VII. Закрепление изученного Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания |
1.Работа с пословицами. |
-В народе очень много пословиц и поговорок на тему страха и испуга. -Подберем те пословицы, которые подходят к нашему рассказу. Читаем по одной, объясняя смысл пословицы. Сл.8 У страха глаза велики. За всякое дело берись умело. Глазам страшно, а руки сделают. Он сам своей тени боится Волков бояться - в лес не ходить. Ребята, скажите, а как можно поделить эти пословицы? (о труде и страхе). Молодцы ребята. |
Проверяет полноту осознанности сюжета. Раскрывает понятия экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка действия и концов. |
Планируют алгоритм выполнения задания творческого характера, учатся корректировать свою работу по ходу его выполнения. |
VIII. Итог урока Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий
|
1.Обобщающая беседа
2. Рефлексия
3. Домашнее задание |
- Наш урок подходит к концу. – Как называется рассказ, который мы читали на уроке? Кто его автор? – Почему автор назвал рассказ именно так? – Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему? – Почему ёжик не ушёл, а остался жить с ребятами всё лето? – Чему учит рассказ? Почему надо беречь животных? – Закончить урок я хочу словами Евгения Ивановича Чарушина: «Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину»
У вас на столах лежат тучки и солнышки. Тучки поднимут те ребята, кому урок показался скучным, неинтересным. Солнышко поднимут те ребята, для которых урока оказался интересным, для себя он выяснил новое. (Оценки выставляет учитель в ходе урока)
-Откройте свои дневники, запишите задание на дом. Выразительное чтение рассказа Е.И Чарушина «Страшный рассказ.», на странице 136-138, и ответить на вопросы на стр. 138-ой. Желаю вам успехов, урок окончен!
|
Обеспечивает повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Оценивает свою деятельность на уроке и деятельность учащихся.
Объясняет, как выполнять задание |
Оформляют свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Планируют алгоритм выполнения задания
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.
Запоминают поэтапный инструктаж |
Елена Владимировна