Конспект урока чтения на тему «Страшный рассказ» (2 класс)

3
1
Материал опубликован 10 July 2019 в группе

 

Урок литературного чтения  2 классе (УМК «Школа России»)

 

Тема

Рассказ Е.Чарушина "Страшный рассказ". Тема и главная мысль рассказа.

Педагогическая цель

Формировать навыки выразительного чтения и умение давать характеристику герою. Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

 

Научатся определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), самостоятельного чтения книг.

Личностные результаты

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

 

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Основные понятия и термины

Рассказ, сюжет рассказа.

Образовательные ресурсы

М/м презентация, учебные книги.

 

 

 

                                             Технологическая карта урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

1.Приветствие

 

 

2.Эмоциональный настрой

 

3.Проверка готовности к уроку

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Марина Ивановна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

 

- Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

 

- Проверим готовность к уроку, у вас на столах должны лежать учебники литературного чтения, пеналы со школьными принадлежностями.

Содействует установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

Осваивают личностный смысл учения; проявляют желание продолжать свою учебу.

II. Речевая разминка

Цель: Подготовка речевого аппарата к чтению

1 .Дыхательно-артикуляционные упражнения

(Сл.1)

-Перед началом работы, проведем речевую разминку

                                                                                                     

Ходит ёж в саду по травке,

Натыкает на булавки

Грушу, сливу – всякий плод,

Что под деревом найдёт,

И с подарочком богатым

Возвращается к ежатам.

-Прочитаем этот текс хором, медленно. (Под руководством учителя).

-А теперь прочитаем еще раз, чуть быстрее.

-Прочитаем этот текст грустно, тихо.

-А теперь еще раз – весело, громко.

Молодцы ребята, теперь проверим, как вы запомнили тему прошлого урока.

Определяет задание, следит за правильностью выполнения, своевременно исправляет недочеты в произношении звуков.

Выполняют упражнения под руководством учителя. Готовят артикуляционный аппарат к дальнейшей работе на уроке.

II. Проверка домашнего задания

Цель: выполнить проверку усвоенных знаний предыдущего урока

1. Беседа по теме прошлого урока

Сл.2

-С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? (М. Пришвин «Ребята и утята»).

                                                        

-Кто главные герои рассказа?

-О чем рассказ?

-Что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они?

-А как бы ты поступил на месте рассказчика?

-Смогли ли ребята понять свой проступок?

-Что полезного вы взяли из этого рассказа?

Молодцы ребята, вы очень хорошо работали, теперь пора узнать тему урока.

Осуществляет проверку ранеее полученных знаний

Получают целевую установку, отвечают на вопросы, читают сочинения

III. Введение в тему урока

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся(личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Постановка учебной задачи.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1.Вступительное слово учителя

 

Сл. 3-4

– Скажите, как называют человека, который пишет рассказы? (писатель)

– Как называют человека, который пишет картины? (художник)

– А может ли один и тот же человек быть и писателем, и художником? (да)

- О таком человеке и пойдет речь на сегодняшнем уроке.

- Посмотрите на слайд. Перед вами портрет русского писателя Е.И.Чарушина.

- Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал и часто брал сына с собой. Поэтому первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по родному краю.

- С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став писателем, облекал в точные и яркие образы.

Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В.В.Бианки. С равным искусством владел он карандашом, кистью, словом.

 

Обеспечивает мотивацию учения школьников. Формирует субъективный опыт учащихся, опираясь на личностный смысл и опорные знания.

 

 

 

Принимают учебную задачу.

Определяют правильность выполненного задания  на основе на основе различных образцов.

1.Определение темы и задач урока

 

 

 

2. Прием «Отсроченный ответ»

- Сегодня на уроке вы познакомитесь совсем не с обычным рассказом, который был написан Е. Чарушиным, а необычность его заключается в названии.

- Сформулируйте цели урока. (ответы учащихся)

 

Ребята, а как вы думаете, о чем может быть произведение «Страшный рассказ»? Проверим ваши предположения в конце урока.

Обеспечивает мотивацию учения школьников, осуществляет постановку целей и задач урока.

Принимают и сохраняют цели учебной деятельности, осуществляют поиск средства ее осуществления.

VI. Усвоение новых знаний
и способов действий.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

1. Подготовка к восприятию

– Ребята, откройте учебники на с. 136-ой

– Прочитайте название рассказа.( Страшный рассказ)

– Было ли вам когда-нибудь страшно? (да)

– Попробуйте предположить, о чём будет рассказ?

-А сейчас прочитаем это произведение, каждый читает по одному предложению.

Сл. 5-6

-Ребята, какие слова в тексте встретились, значение которых вам непонятно?

Чуланпомещение в доме, служащее кладовой.

Сенипомещение между жилой частью дома и крыльцом

- Вы очень хорошо трудились, пора отдохнуть. Встаньте со своих рабочих мест.

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Воспринимают знаково- символические средства представления информации, используя ИКТ.

4. Проверка восприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Работа с иллюстрацией

 

 

6. Чтение по ролям

 

– Ребята, понравился ли вам рассказ? (да)

-Кто главные герои рассказа? ( мальчики Шурик и Петя)

                       

– Где находилась дача? Найдите это в  тексте и прочитайте. (2 предложение)

– Что напугало ребят? Найдите это в тексте и прочитайте.( непонятное шуршание, топанье, темнота)

– Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять  в руки? Найдите это в тексте и прочитайте.( Предпоследний абзац, 1предложение)

Ежи - живут в лесу, собирают грибы, впадают в спячку, при опасности сворачиваются в клубок, животные, уколовшись, раз, не подходят к ежам. Они не опасны для людей.
 

– Рассмотрите иллюстрацию в книге. Её тоже нарисовал Чарушин. Какой момент здесь изображён? Найдите в тексте и прочитайте.

 

Распределение  ролей. (автор,  Шура,  Петя.)

 

– Как  Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Каким голосом они это говорили?( чтение  диалога по ролям)

– Прочитайте диалог по ролям в парах.

– А теперь мы послушаем, какая пара лучше передаст ощущения ребят.

Учит анализировать прочитанный рассказ, воспринимать конкретное содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляет работу по соотнесению иллюстрации и текса

 

Задает целевую установку

Овладевают навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотносят иллюстрацию с текстом.

 

 

Читают по ролям, передовая эмоциональное состояние героев

Физминутка

-А теперь немножко отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парт и Повторяйте за мной.

Мы топаем ногами (топ топ топ)

Мы хлопаем руками (хлоп хлоп хлоп)

Киваем головой.

Мы руки поднимаем.

Мы руки опускаем

И вновь читать  начнем.

 -Присаживайтесь, ребята, продолжим работу.

Осуществляет профилактику переутомления

Выполняют упражнения для предупреждения переутомления

7.Составление  плана  текста. Повторное чтение текста по смысловым частям и

– На сколько частей можно разделить текст? Часть – это картина, которую нам пишет писатель при помощи слов.

(на 6 частей)

-Возьмите карандаш, мы вместе разделим текст на части.

-Ребята, прочитайте первую часть. (1, 2 абзац)

-А теперь прочитайте вторую часть (до конца страницы 136)

-Прочитайте третью часть (ст.137 до 3 абзаца)

Прочитайте четвертую часть. (4 абзац)

-А теперь прочитайте пятую часть.

-Прочитайте последнюю часть.

– Прочитаем каждую часть и озаглавим её. Сл. 7

1.      Мальчики остались одни.

2.      Странные звуки.

3.      Испуганные дети.

4.      Родители вернулись.

5.      Неожиданная находка.

  1. Ёжик остался на даче.

Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились.

Организует повторное восприятие рассказа  и проверяет его.

Руководит аналитическим чтением, учит анализировать.

Содействует усвоению учащимися способов, которые приведут к определенному выводу.

 

Овладевают навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Различают в рассказе изображенные события и замаскированный, скрытый смысл текста.

 

8. Выявление идеи, темы

- Скажите ребята, а как автор отнесся к мальчикам? (с жалостью, он их пожалел, не насмехался).

- Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые?

- Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться?

-Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль? (что не нужно бояться, нужно переступать через свой страх).

Правильно ребята, ведь на самом деле, страшного ничего и не было.

 

Раскрывает понятия экспозиция, развитие действия, кульминация. Проверяет полноту осознанности  сюжета. Учит понимать тему и идею рассказа.

Активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

 

VII. Закрепление изученного

Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

1.Работа с пословицами.  

-В народе очень много пословиц и поговорок на тему страха и испуга.  

-Подберем те пословицы, которые подходят к нашему рассказу. Читаем по одной, объясняя смысл пословицы.  Сл.8

У страха глаза велики.

За всякое дело берись умело.

Глазам страшно, а руки сделают.

Он сам своей тени боится

Волков бояться - в лес не ходить.

Ребята, скажите, а как можно поделить эти пословицы? (о труде и страхе). Молодцы ребята.

Проверяет полноту осознанности  сюжета. Раскрывает понятия экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка действия и концов.

Планируют алгоритм выполнения задания творческого характера, учатся корректировать свою работу по ходу его выполнения.

VIII. Итог урока

Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий

 

 

 

 

1.Обобщающая беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

3. Домашнее задание

- Наш урок подходит к концу.

– Как называется рассказ, который мы читали на уроке? Кто его автор?

– Почему автор назвал рассказ именно так?

– Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему?

– Почему ёжик не ушёл, а остался жить с ребятами всё лето?

– Чему учит рассказ? Почему надо беречь животных?

– Закончить урок я хочу словами Евгения Ивановича Чарушина: «Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину»

 

У вас на столах лежат тучки и солнышки. Тучки поднимут те ребята, кому урок показался скучным, неинтересным. Солнышко поднимут те ребята, для которых урока оказался интересным, для себя он выяснил новое.  (Оценки выставляет учитель в ходе урока)

 

-Откройте свои дневники, запишите задание на дом.

Выразительное чтение рассказа Е.И Чарушина «Страшный рассказ.», на странице 136-138, и  ответить на вопросы на стр.  138-ой.

Желаю вам успехов, урок окончен!

 

Обеспечивает повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивает свою деятельность на уроке и деятельность учащихся.

 

 

Объясняет, как выполнять задание

Оформляют свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Планируют алгоритм выполнения задания

 

 

 

 

 

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

 

 

Запоминают поэтапный инструктаж

Комментарии

Отличная разработка!

10 July 2019