Урок по математике на тему «Показательные уравнения» (11 класс)
Дисциплина – « Математика»
Тема: « Показательные уравнения »
Цели урока:
Образовательные: познакомить студентов с определением показательного уравнения и основными методами решения простейших показательных уравнений; формировать умения и навыки правильно определять и применять эти методы при решении конкретных показательных уравнений.
Развивающие: применять сформированные знания, умения и навыки в конкретных ситуациях; развивать логическое мышление, математическую речь, самостоятельную деятельность студентов, умения анализировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.
Воспитательные: формировать познавательный интерес к дисциплине; воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе, взаимопомощи, воспитывать навыки самостоятельности и саморазвития, взаимоконтроля.
Методическая цель открытого урока: показать методику проведения урока математики с помощью мультимедийных технологий.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения.
показательно - иллюстративные с применением мультимедийных технологий: словесный, практический, контролирующий.
Формы организации деятельности студентов: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Междисциплинарные связи: физика, биология, химия, экономика, геодезия.
Оборудование и технические средства обучения:
ноутбук, мультимедийный проектор, экран, планшеты, электронная версия сборника задач по математике Н.В. Богомолова, презентации к уроку
«Показательные уравнения», «Применение показательной функции в других науках», листы с высказываниями ученых, раздаточный материал: карточки для лото, тестовые задания, карточки с домашним заданием.
Продолжительность урока: 90 мин.
План урока:
Организационный момент (2 мин.)
Актуализация знаний (20 мин.)
Формирование новых знаний ( 30 мин.)
Первичное закрепление (35 мин.)
Итог урока, выставление оценок ( 2 мин.)
Домашнее задание ( 1 мин.)
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Проверка присутствующих и готовности группы к занятию. Информация об особенностях урока.
Актуализация опорных знаний.
Игра «Математическое лото», в ходе которой повторяются свойства степени. Решив задания, студенты зачеркивают те клетки в карточках, числа в которых являются, по их мнению, ответами на задания. В карточке для игры останутся три не зачеркнутых числа. Группа, первая выполнившая верно задания, объявляется победителем игры. Устно объясняют ход решения и какие свойства применяли.
Задания для математического лото:
Найти значение выражений
1. (30 - )- 1 ( ответ: 1,25)
2. ( 7 + 2-3)0 (ответ: 8)
3. (ответ: 1/3)
4. (ответ: 9)
5. (ответ: 1)
Карточка для лото
8 |
|
- 3 |
9 |
1,25 |
2 |
1 |
|
Не зачеркнутые числа: 2,-3,1/9.
Устный фронтальный опрос по теме: «Показательная функция и ее свойства».
Дайте определение показательной функции?( Ответ: функция вида у = ах, где а называется показательной)
2.Какие из перечисленных ниже функций являются показательными?
1) у = 2х 2) y = x2 3) у = ()x 4) у = x 5) у = (x - 2)3 6) у = 7) у = 3-x (ответ: 1,3,6,7) |
|
|
|
3.Назовите основные свойства показательной функции?
(ответ: Область определения- множество действительных чисе; область значений- множество положительных чисел; при а функция возрастает, при 0 функция убывает.)
4.Выберите возрастающие функции:
1)у=4х 6) у=(2) -Х
2)у=()Х 7)у=(Х
3)у=3Х 8)у= 0,9Х
4)у=(0,1)Х 9) у=(Х
5)у=() - Х 10) у=()Х
(Ответ: 1,3,5,9)
5. Укажите область значений функции у= (ответ: (-1; )
6. Из предложенных функций выберите ту, график которой изображён на рисунке.
(Ответ: )
Укажите вид графика для функции у = и у =
(Ответ: у= – график в, у=- график а.)
8. Какая из функций будет ближе располагаться к оси ОУ?
1) у=3х 2) у=4х 3) у=5х 4) у=10х
(Ответ: у=10х)
Сообщение студентки: «Применение показательной функции в других науках» (презентация).
3. Формирование новых знаний.
Постановка проблемной ситуации.
Обратить внимание студентов на высказывания об уравнениях.
“Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы”. С.Коваль.
«Уравнения будут существовать вечно» А.Эйнштейн.
Уравнения для меня важнее, потому что политика - для настоящего, а уравнения - для вечности. А.Эйнштейн.
Вопросы студентам.
1) Что называется уравнением?
Равенство, содержащее неизвестную переменную, называют уравнением.
2) Что значит решить уравнение?
Решить уравнение - означает найти все его корни или установить, что их нет.
3) Какие из данных уравнений вы знаете? Назовите виды данных уравнений.
1) 2х+1=3х – 1
2) х2 = 9
3) 2х+2 = 64
4) х3 + х + 1 = 0
5) 3х +1 - 2 3х = 9
6) 2х4 + х2 – 1 = 0
7) 9х - 43х – 45 = 0
-Уравнение 1) – линейное
- Уравнение 2) – квадратное
- Уравнение 4) – кубическое
- Уравнение 6) - биквадратное
4) Где стоит неизвестная переменная в уравнениях 2),4), 6), а в уравнениях 3), 5), 7)?
Неизвестная переменная в уравнениях 2),4), 6) стоит в основании степени, а 3), 5), 7) – в показателе степени.
Отсюда, сделаем вывод, что 3), 5), 7) относятся к группе... - показательных уравнений.
Откройте тетради. Запишите число и тему урока.
Вместе со студентами сформулировать цели урока.
Мотивация изучаемой темы.
Тема «Показательные уравнения» является важной темой в математике. Научившись решать такие уравнения, вы смело будете решать показательные неравенства.
Показательные уравнения встречаются в заданиях ЕГЭ по математике.
Показательные уравнения широко используются при решении химических и физических задач. В химии показательные уравнения используются при решении задач по кинетической химии на применение правила Вант - Гоффа.
Основная часть.
Определение: уравнение, которое содержит неизвестное в показателе степени, называют показательным уравнением.
Простейшее показательное уравнение имеет вид
Если b < 0, то уравнение не имеет решения.
Рассмотрим основные методы решения показательных уравнений
На конкретных примерах рассмотрим суть каждого метода.
Решение показательных уравнений основывается на свойствах показательной функции.
1. Приведение обеих частей уравнений к одному и тому же основанию.
Этот метод основан на следующей теореме:
Если a>0 и a ≠ 1, то уравнения af(x)=ag(x) и f(x)=g(x) равносильны.
Равенство показателей степени при равных основаниях обусловлено свойством показательной функции, а именно ее монотонностью. Это означает, что каждое свое значение функция приобретает при единственном значении аргумента.
3х = 27
каждую часть уравнения представим в виде степени с основанием 3
3х =33 31/2
3х = 33,5
Т.к. основания равны, то приравниваем и показатели
х=
Ответ: х=3,5
2. Замена переменной.
9х - 4
Т.к 9х =(32)х, тогда получим уравнение вида:
(32)х - 4- 45=0
Замена: 3х=у, у
у2 – 4у – 45 =0
D=196
у1 = -5(не удовл. условию у
у2 = 9
3х = 9
3х = 32
х=2
Ответ: х=2
3. Вынесение общего множителя за скобки.
3х+1 - 2
3х - 2
Вынесем за скобки общий множитель с наименьшим показателем 3х
3х( 3-2)=9
3х
3х = 9
3х = 32
х=2
Ответ: х=2.
Далее каждая группа выбирает один из методов, и составляет для него алгоритм решения.
Первичное закрепление изученного материала.
М. В. Ломоносов говорил «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения».
И вот теперь вы должны проявить свои умения при решении различных показательных уравнений.
1) Определить метод решения показательных уравнений и решить их на доске. К доске выходят студенты решать эти уравнения.
2.3х-1 -3х + 3х+1 = 63
3.7 2х – 67х –7 = 0
Решения:
Так как 31, то
х2 – 9х +20=0
х1 = 4, х2=5.
Ответ: х1 = 4, х2 = 5.
2. 3х-1 - 3х + 3х+1 = 72
Выносим общий множитель за скобки:
3х-1(
3х
3х = 9
3х = 32
х = 3
Ответ: х = 3.
3. 7 2х – 67х –7 = 0
Введем новую переменную у=7х
Получаем: у2 –6 у – 7=0
D=64
у1 = - 1 у2 = 7
Переходим к замене:
7х = -1 – не имеет решения
7х = 7
х=1
Ответ: х=1
2) Внимательно проанализируйте ход решения уравнения и найдите ошибки. (устно)
1. 64х – 8х – 56 = 0
(82)х– 8х – 56 = 0;
8х = у;
у2 – у – 56 = 0;
D = 1 - 4·(-56) = 1 + 224 = 225 = 152.
у1,2 = ;
у1 = -7; у2 = 8
= -7; = 81;
х = х= 1
Ответ: х = , х= 1.
5х-3 = - 5
х-3 = -1
х=3-1
х=2
Ответ: х=2
3) Заполните пропуски при решении данного уравнения.(на доске)
5
Решение:
2х+6
3 – 4х =
-6х =
х = 3:
х =
Ответ: - 0,5.
Решение:
;
;
=0;
х = 0 или ;
х = - 2;
Ответ: 0 и -2.
4) Выполнение теста по вариантам с взаимопроверкой.
1 вариант
Найдите корень уравнения: 27х = -27
а) нет корней б) – 1 в) 0
Найдите корень уравнения: 9 -9+х=729
а) -6 б) 12 в) -12
3. Найдите корень уравнения: = 64
а) 6 б) 9 в) 0
4. Найти сумму корней уравнения
а) 1 б) -1 в) 9
5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
а) б) (5; 7) в)
2 вариант
Найдите корень уравнения: 125х = -125
а) нет корней б) 3 в) 5
Найдите корень уравнения: 5 3 - х=125
а) -3 б) 0 в) -1
3. Найдите корень уравнения: = 49
а) - 3 б) 5 в) 1
4. Найдите сумму корней уравнения
а) – 2 б) 3 в) - 3
5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
а) б) (0; 1) в)
ответы к тесту:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
В-1 |
а |
б |
в |
б |
а |
В-2 |
а |
б |
в |
б |
а |
На обратной стороне имеется картинка, на которой вы отмечаете верные ответы. По горизонтали - номера вопросов, а по вертикали - ответы. Отметьте верные ответы и соедините все точки, начиная с 1 и до последней.
Получается улыбка, как показано на рисунке.
Самостоятельная работа обучающего характера:
Решить показательные уравнения из сборника Н.В. Богомолова (стр.20-21). Решения проверяются учителем дома.
Вариант 1: № 90(3), № 91(2), № 93(4)
Вариант 2: № 90( 2), № 93( 1),№ 93(2)
Рефлексия. Выставление оценок.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал….
Теперь я могу….
Было интересно….
Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся….
Домашнее задание.
Студентам предлагаются задания трех уровней сложности. Каждый определяет свой уровень самостоятельно.
Решить уравнения, выбрав один из трех уровней.
1 уровень – «3» |
2 уровень – «4» |
уровень – «5» |
82x-3 = 1 |
102x = 0,1· |
· = 4-1,25 |
2x+2 + 2x = 5 |
5x+1 – 3 · 5x-2 = 122 |
3x+1 – 4 · 3x-2 = 69 |
9x – 6 · 3x – 27 = 0 |
4x – 14· 2x – 32 =0 |
9x - 2 · 3x = 63 |
22х = 42√3 |
5х+4·51-2х = 0,2 |
3x – = 24 |
25х=0 |
2*3х+1−6*3х-1−3х =9 |
|
Литература:
1. Математика: Учебник / А.А. Дадаян. - 3-e изд. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 544 с.
2. Математика: Учебное пособие / Н.А. Березина, Е.Л. Максина. - М.:
ИЦРИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 175 с.
3. Алгебра и начала математического анализа. А.Г. Мордкович. В 2-х ч.-М. Мнемозина, 2013.-400 с.
4. Богомолов Н.В. Сборник задач по математике.- М.: Дрофа, 2003
Интернет - ресурсы:
1. решу егэ.ру
2. www.urokimatematiki.ru
3. interneturok.ru
Богуславская Светлана Владимировна
Иванова Светлана Александровна