Урок математики в 11 классе на тему «Решение показательных уравнений»
Тема: Решение показательных уравнений
Цель урока: Освоение методов решения показательных уравнений.
Задачи:
- Образовательные: формировать умение решать задачи методами характерными для решения показательных уравнений;
- Развивающие: формировать умения классифицировать показательные уравнения и определять методы их решения.
- Воспитательные:воспитывать умение работать в группе
Форма урока: урок-практикум.
Используемые технологии: дифференцированного обучения, ИКТ.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: персональный компьютер у каждого ученика (или на 1-2 человека), компьютер у учителя, экран, мультимедийный проектор, на столах: листы с заданиями, листы самооценки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие.
– Здравствуйте ребята!
II. Вводно-мотивационный этап
– Эпиграфом нашего урока послужат слова Лейбница: «Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и далее подтвердить это, – что, следуя этому методу, мы достигнем цели».
Сегодня на уроке мы будем заниматься методами решения показательных уравнений.
Сейчас я вам предлагаю выполнить тест, для того чтобы определить ход дальнейшей нашей работы.
Выполнение тестовых заданий (задания составлены на основе заданий Части В из ЕГЭ)
После выполнения теста, образуются группы для дальнейшей работы. Те, кто получил оценку «2», продолжают работу над заданиями базового уровня (они получают карточку с заданием и ответами, а также инструкции по выполнению задания):
№ |
Решить уравнение |
Ответ |
1 |
|
6 |
2 |
|
– 2,5 |
3 |
|
12 |
4 |
|
3 |
5 |
|
13 |
6 |
|
21 |
7 |
|
– 1 |
8 |
|
– 2 |
9 |
|
– 1 |
10 |
|
– 5 |
Замечание: если затрудняешься при выполнении данных уравнений, воспользуйся учебником стр. 94. Пример 1.
Итоги тестирования заносятся в таблицу оценивания:
Лист самооценки
Фамилия, имя |
|
Этапы урока |
Количество баллов |
1. Тестирование |
|
2. Практическая работа в группе |
|
3. Индивидуальная работа по карточке |
|
Итого: |
|
Оценка |
|
После выполнения данных заданий, выполняют повторное тестирование, если его проходят успешно, включаются в работу какой-то группы. Остальные учащиеся делятся на группы и выполняют практическую работу.
III. Практическая работа
Задание: из списка уравнений выбрать уравнения указанного типа (уравнения записать в таблицу) и решить их (ответ занести в таблицу, указав метод решения):
Уравнение, не относящееся ни к одному из ниже указанных типов
Простейшее показательное уравнение
Произведение степеней в левой части уравнения, а в правой число
Три разных основания степеней и произведения в левой и правой частях уравнения
Одинаковые основания – разные показатели степеней
Разные основания – одинаковые показатели степеней
Разные основания – разные показатели
Основания степеней – иррациональные числа
Список уравнений:
Таблица для записи ответов:
Типы уравнений |
Уравнение |
Ответ |
Методы решения уравнений |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
Типы уравнений |
Уравнение |
Ответ |
Методы решения уравнений |
1 |
|
0 |
Графический |
2 |
|
– 4 |
Метод уравнивания показателей |
3 |
|
2 |
Метод уравнивания показателей |
4 |
|
0 |
Метод уравнивания показателей |
5 |
|
– 1 |
Метод введения новой переменной, метод уравнивания показателей |
6 |
|
1 |
Метод введения новой переменной, метод уравнивания показателей |
7 |
|
– 1 |
Метод введения новой переменной, метод уравнивания показателей |
8 |
|
– 1,1 |
Метод введения новой переменной, метод уравнивания показателей |
Выполняется групповая взаимопроверка, с ответами предложенными учителем. За верное соответствие уравнения указанному типу – 1 балл, за верное решение – 2 балла.
Нормы оценок:
«5» – 20-24 балла;
«4» – 13-19 баллов;
«3» – 6-12 баллов;
«2» – менее 2.
Если какая-то группа не справилась с решением данного уравнения, то группа, успешно решившая его, объясняет его решение. Если какое – то уравнение не решила ни одна из групп, ход решения показывает учитель.
– Какими методами решаются данные уравнения? (первое, второе, и т.д.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Работа по карточкам:
1 вариант
Установите соответствие между уравнением и методом его решения.
Уравнение |
Методы решения |
|
Метод уравнивания показателей |
|
Метод уравнивания показателей |
|
Метод уравнивания показателей |
|
Метод уравнивания показателей |
|
Метод уравнивания показателей |
|
Метод уравнивания показателей |
2 вариант
Установите соответствие между уравнением и методом его решения.
Уравнение |
Методы решения |
|
Метод уравнивания показателей |
|
Метод уравнивания показателей |
|
Метод уравнивания показателей |
|
Метод уравнивания показателей |
|
Метод уравнивания показателей |
|
Метод уравнивания показателей |
Учащиеся одной группы меняются своими решениями и осуществляется взаимопроверка по решению учителя (Слайд)
Ответы:
1 вариант |
2 вариант |
Метод введения новой переменной |
Метод уравнивания показателей |
Функционально-графический метод |
Метод введения новой переменной |
Метод уравнивания показателей |
Метод уравнивания показателей |
Функционально-графический метод |
Функционально-графический метод |
Метод введения новой переменной |
Метод введения новой переменной |
Метод уравнивания показателей |
Функционально-графический метод |
V. Итоги урока:
– Подведем итоги. Заполнение листка самооценки. (Находят среднее арифметическое своих оценок и получают соответствующую оценку за урок).
– Какие методы решения показательных уравнений были рассмотрены на уроке?
– Для чего, по вашему мнению, нужен этот материал?
– Я думаю, что материал, полученный на этом уроке пригодится вам при подготовке к ЕГЭ.
– Те, кто набрал немного баллов за урок, не огорчайтесь. Но, а те, кто набрал хорошие баллы не забывайте слов Н.Д.Зелинского «Никогда не считай, что ты знаешь всё, что тебе уже больше нечему учиться». И, следуя, словам Лейбница: «Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и далее подтвердить это, – что следуя этому методу, мы достигнем цели». (Г.Лейбниц)