Занятие на тему «Решение показательных уравнений»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КРАСНОДОНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РЕШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ
Методическая разработка открытого занятия
Номинация: «Авторские разработки открытых
учебных занятий по математике»
г. Краснодон – 2017
Автор: Салюк Елена Николаевна – преподаватель математики, специалист высшей категории, старший преподаватель.
Рецензент: Каранда Ольга Николаевна–заместитель директора по учебной работе, преподаватель экономических дисциплин ГОУ СПО ЛНР «Краснодонский промышленно – экономический колледж», специалист высшей категории.
Методическая разработка занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Решение показательных уравнений» для специальности 13.02.07 «Электроснабжение» (по отраслям)» выполнена в соответствии с рабочей программой.
Цель данной методической разработки – изучение и систематизация материалов из школьных учебников по алгебре и началам анализа разных авторов по теме «Показательные уравнения». Разработка открытого занятия по теме «Решение показательных уравнений» содержит обширную подборку заданий, в частности для работы в группах и с дифференцированными карточками. При проведении занятия используются различные формы и методы обучения.
Акцентируется внимание на мотивацию учебной деятельности и практическое применение материала занятия.
Работа может быть использована преподавателями образовательных учреждений СПО.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………….……………………………..4
Ход занятия…………………………………………………………………5
Организационный момент………………………………………….6
Постановка цели и задач…………………………………………..6
Мотивация учебной деятельности…………………………………6
Актуализация опорных знаний……………………………………7
Изложение нового материала……………………………………..7
Закрепление изложенного материала……………………………...9
Подведение итогов занятия……………………………………….12
Рефлексия…………………………………………………………..12
Домашнее задание………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………..14
Литература…………..…………………………………………………….15
Приложение…..…………………………………………………………..16
ВВЕДЕНИЕ
Изучение различных уравнений занимает значительную часть учебного времени в курсе школьной математики. Культура решения уравнений развивается так же, как и культура вычислений, на основе прочных знаний свойств операций над объектами (числами, векторами, многочленами и т. д.) и алгоритмов их выполнения.
Объектом исследования является процесс обучения алгебре и началам анализа в 10-11 классах.
Целью работы является разработка методики изучения студентамитемы «Решение показательных уравнений».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать действующие учебники алгебры и начала математического анализа для выявления представленной в них методики решения показательных уравнений;
изучить стандарты образования по данной теме;
подобрать теоретический материал, связанный с решением показательных уравнений;
рассмотреть основные методы и приемы решением показательных уравнений;
подобрать примеры решением показательных уравнений для демонстрации излагаемой теории.
Актуальность указанной темы обусловлена важностью усвоения темы «Решением показательных уравнений», так как является одним из сложных разделов алгебры, изучаемых в школьной программе.
Практическая направленность работы заключается в том, что изложенные в ней материалы могут быть полезны в педагогической практике преподавателями образовательных учреждений СПО.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ЦЕЛИ:
образовательные:
актуализация опорных знаний при решение показательных уравнений;
обобщение знаний и способов решения;
контроль и самоконтроль знаний.
развивающие:
развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации;
развитие навыков реализации теоретических навыков в практической деятельности;
развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли;
развитие интереса к предмету через содержание учебного материала.
воспитательные:
воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи;
воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
технология дифференцированного и разно-уровневого обучения;
технология обучения в сотрудничестве, индивидуально-групповая технология.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, ПК, мультимедийная установка, портреты математиков, оценочные листы, раздаточный материал.
ТИП ЗАНЯТИЯ: лекция с практическим закреплением.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Занятие начать притчей: “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», - ответил юноша. «Произнеси это 5 раз.». «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз.. «Вот видишь», -сказал мудрец, «повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…» Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку. Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДЧИ ЗАНЯТИЯ
Тема занятия «Решение показательных уравнений».А эпиграфом к нашему занятию станут слова С. Коваля:
«Уравнения – это золотой ключ,
открывающий все математические сезамы».
Т.е. другими словами можно сказать, что если вы будите уметь решать уравнения, то экзамена по математике вам не стоит бояться.
А какие вообще виды уравнений вы знаете? Рациональные, дробно – рациональные, тригонометрические, иррациональные, показательные).
И так как тема нашего занятия «Решение показательных уравнений».
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Мы будем учиться решать показательные уравнения и, у вас возникает вопрос, зачем они нужны. Можно привести много примеров задач по физике, биологии, экономики, которые сводятся к показательных уравнений. Одна из таких задач, которая имеет непосредственное отношение ко всем нам, я хочу вам предложить. 26 апреля исполнилось 30 лет аварии на Чернобыльской атомной электростанции (в это время на экране демонстрируются документальные видеоматериалы об аварии), в результате которой территория Украины была загрязнена радиоактивным веществом. Из физики известно, что отношение начальной до конечной количества радиоактивного вещества рассчитывается по формуле (на экране демонстрируется формула):
где время после аварии;
период полураспада радиоактивного вещества.
Одним из самых опасных является атомы радона. Для него 4 суток. На экране появляются условия задачи.
Задача: Через какое время после аварии количество радиоактивных атомов радона уменьшится в 1024 раза, то есть ?
Решение задачи сводится к решению показательного уравнения. Студенты решают задачу в тетрадях, затем решение демонстрируется на экране.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Устныйопрос.
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Сегодня на занятии мы рассмотрим 4 основных типа показательных уравнений:
Исходя из заданий, которые выполняла 3 группа видно, что
, таким образом
, таким образом
, таким образом
Первый тип, к которому приводятся все остальные
, где , где x – неизвестное число
Это уравнение решается с помощью свойства степени, состоящего в том, что степени с одинаковым основанием равны тогда и только тогда, когда равны их показатели. Таким образом, .
Второй тип:, где
Это уравнение решается вынесением в левой части общего множителя за скобки (наименьшей степени).
Третий тип:
Это уравнение решается с помощью замены , при этом данное уравнение сводится к квадратному
Четвертый тип:
Это уравнение решается делением обеих частей уравнений на, после чего исходное уравнение приводится к первому виду.
Итак,
Тип |
1 тип |
2 тип |
3 тип |
4 тип |
Уравнения |
||||
Метод решения |
вынесением в левой части общего множителя за скобки (наименьшей степени). |
с помощью замены , при этом данное уравнение сводится к квадратному |
делением обеих частей уравнений на, после чего исходное уравнение приводится к первому виду. |
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗЛОЖЕННОГО МАТЕРИАЛА
М.В.Ломоносов говорил «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения».
И вот теперь вы должны проявить свои умения при решении различных показательных уравнений. Посмотрите, пожалуйста, на доску, и скажите: каким способом были решены уравнения.
Работа в группах. Из каждой группы по одному человеку выходят к доске, выбирают уравнения, комментируют решения и указывают, каким способом решается уравнение.
Оценки в оценочный лист.
Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что «математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Поэтому будем сейчас работать самостоятельно.
Самостоятельная работа (дифференцируемая)
Самостоятельная работа (дифференцируемая)
Уровень 1. Вариант – 2 |
Уровень 2. Вариант – 2 |
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
Уровень 1. Вариант – 1 |
Уровень 2. Вариант – 1 |
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
Уровень 0. |
|||
|
|
||
|
|
||
Уровень 0 на «3» |
Уровень 1 на «4» |
Уровень 2 на «5» |
Самостоятельно проверить правильность решения уравнений по ключу с ответами на доске, и поставить себе оценку в оценочный лист.
А. Эйнштейн говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по–моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно. И решать их нужно правильно». (Портрет ученого вывешивается на доску). Преподаватель предлагается решить уравнения на карточках.
КАРТОЧКИ. (Приложение 1)
Работа в группах.
Самостоятельно в группах решить уравнения.
Итак, корнями последних уравнений стали числа 11 и 19, 15 и 21. Об этих числах можно сказать следующее:
11 часов - время наивысшей трудоспособности;
15 часов - время наибольшего утомления;
19 часов - вечерний подъем трудоспособности;
21 час - время прекращения всякой трудоспособности.
Использование полученных знаний о биологических ритмах при составлении режима позволит достичь максимальной трудоспособности и повысить сопротивляемость организма к утомлению, так что «будьте здоровы и не утомляйтесь!».
Решение показательных уравнений из ГИАНесколько учеников решают с обратной стороны доски, остальные выборочно по 3 уравнения. Взаимопроверка. Оценки в оценочный лист.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.
В заключение урока хочется процитировать слова великого математика Г. Лейбниц: «Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и далее подтвердить это, - что следуя этому методу, мы достигнем цели».
Мне хотелось бы вам пожелать , чтобы каждый из вас нашел в жизни свой «золотой ключик», с помощью которого перед вами открывались любые двери.
Достигнуты ли цели урока? Оценка работы класса и каждого ученика в отдельности, проверка оценочных листов и выставление оценок.
- Рефлексия
Учителю необходимо знать, насколько самостоятельно и с какой уверенностью решал ученик задания. Для этого ученики ответят на вопросы теста (опросный лист), а затем учитель обработает результаты.
Опросный лист
№ |
Вопрос |
Варианты ответа (поставьте галочку) |
1 |
На уроке я работал |
активно пассивно |
2 |
Своей работой на уроке я |
доволен не доволен |
3 |
Урок для меня показался |
коротким длинным |
4 |
За урок я |
не устал устал |
5 |
Моё настроение |
стало лучше стало хуже |
6 |
Материал урока мне был |
понятен не понятен полезен бесполезен интересен скучен |
7 |
Домашнее задание мне кажется |
легким трудным интересным не интересным |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§2 , главы VI, № 21(2,4), 22(2,4), 23(2,4), 24(2,4), 26(2,4).
Для интересующихся математикой:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе на основе анализа литературных источников рассмотрены характерные особенности и основные виды решение показательных уравнений.
Тема «Решение показательных уравнений», является одной из часто используемых в вычислениях и решении различных задач. В работе были приведены задания, разные по сложности и по содержанию, с использованием решения показательных уравнений. Данные задания могут быть использованы для проведения контрольных или самостоятельных работ проверки знаний студентов.
Работа имеет практическое значение, поскольку ее материал может быть использован в педагогической практике преподавателями образовательных учреждений СПО для формирования у студентов навыков решения показательных уравнений, так же по моему мнению, работа выполнена в рамках методики преподавания математики и может быть использована как наглядное пособие дляпреподавателей образовательных учреждений СПО.
ЛИТЕРАТУРА:
Основные источники:
Бугров Я.С., Никольский С.М. Высшая математика. (В 3-х томах)Т.2. Дифференциальное и интегральное исчисление. М., Дрофа, 2004. – 512 с.
Бугров Я.С., Никольский С.М. Высшая математика. (В 3-х томах) Т.3. Дифференциальные уравнения. Кратные интегралы. Ряды. Функции комплексного пер еменного. М., Дрофа, 2004. - 512 с.
Грибанов В.М., Крамарь Н.М., Швед О.П. Высшая математика. Курс лекций (часть I, II, III).-Луганск: Изд-во ВНУ им. В.Даля, 2003.
Н.Д. Владыкина, А.И. Ермаков, С.С. Курчанова, Г.И. Хмеленко. – Луганск: изд. Восточноукр. Нац. ун-та им. В. Даля, 2002. - 100 стр. Методические указания по курсу высшей математики. Часть 1.
Дополнительные источники:
Роева Т.Г., Хроленко Н.Ф. Алгебра в таблицах, 10-11 класс: Учеб.пособие.- Х.: Издательская группа «Академия».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАРТОЧКИ «Показательные уравнения»
Решение показательных уравнений
Вариант 1 (1 уровень) |
Вариант 1* (2 уровень) |
Решить уравнение: 1) 2) 3) 4) 5) ; 6) 7) |
Решить уравнение: |
Решение показательных уравнений
Вариант 2 (1 уровень) |
Вариант 2* (2 уровень) |
Решить уравнение: 1) 2) 3) 4) 5) ; 6) 7) |
Решить уравнение: |
Решение показательных уравнений
Вариант 3 (1 уровень) |
Вариант 3* ( 2 уровень) |
Решить уравнение: 1) 2) 3) 4) 5) ; 6) 7) |
Решить уравнение: |
Решение показательных уравнений
Вариант 4 (1 уровень) |
Вариант 4* (2 уровень) |
Решить уравнение: 1) 2) 3) 4) 5) ; 6) 7) |
Решить уравнение: |
Решение показательных уравнений
Вариант 5 (1 уровень) |
Вариант 5* (2 уровень) |
Решить уравнение: 1) 2) 3) 4) 5) ; 6) 7) |
Решить уравнение: |
Решение показательных уравнений
Вариант 6 (1 уровень) |
Вариант 6* (2 уровень) |
Решить уравнение: 1) 2) 3) 4) 5) ; 6) 7) |
Решить уравнение: |