12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Салюк Елена Николаевна92
Имею 30 летний педагогический стаж. Основную задачу своей педагогической деятельности вижу в создании на уроках математики образовательной среды, способствующей самореализации студентов, повышению их образовательного уровня, познавательной активности.
Украина, Донбасс, г. Краснодон, Луганская обл.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«КРАСНОДОНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


 

РЕШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ
Методическая разработка открытого занятия


 

Номинация: «Авторские разработки открытых

учебных занятий по математике»



 

г. Краснодон – 2017

Автор: Салюк Елена Николаевна – преподаватель математики, специалист высшей категории, старший преподаватель.
 

Рецензент: Каранда Ольга Николаевна–заместитель директора по учебной работе, преподаватель экономических дисциплин ГОУ СПО ЛНР «Краснодонский промышленно – экономический колледж», специалист высшей категории.



 

Методическая разработка занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Решение показательных уравнений» для специальности 13.02.07 «Электроснабжение» (по отраслям)» выполнена в соответствии с рабочей программой.

Цель данной методической разработки – изучение и систематизация материалов из школьных учебников по алгебре и началам анализа разных авторов по теме «Показательные уравнения». Разработка открытого занятия по теме «Решение показательных уравнений» содержит обширную подборку заданий, в частности для работы в группах и с дифференцированными карточками. При проведении занятия используются различные формы и методы обучения.

Акцентируется внимание на мотивацию учебной деятельности и практическое применение материала занятия.

Работа может быть использована преподавателями образовательных учреждений СПО.


 

СОДЕРЖАНИЕ


 

Введение…………………………………….……………………………..4

Ход занятия…………………………………………………………………5

Организационный момент………………………………………….6

Постановка цели и задач…………………………………………..6

Мотивация учебной деятельности…………………………………6

Актуализация опорных знаний……………………………………7

Изложение нового материала……………………………………..7

Закрепление изложенного материала……………………………...9

Подведение итогов занятия……………………………………….12

Рефлексия…………………………………………………………..12

Домашнее задание………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………..14

Литература…………..…………………………………………………….15

Приложение…..…………………………………………………………..16


 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение различных уравнений занимает значительную часть учебного времени в курсе школьной математики. Культура решения уравнений развивается так же, как и культура вычислений, на основе прочных знаний свойств операций над объектами (числами, векторами, многочленами и т. д.) и алгоритмов их выполнения.

Объектом исследования является процесс обучения алгебре и началам анализа в 10-11 классах.

Целью работы является разработка методики изучения студентамитемы «Решение показательных уравнений».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать действующие учебники алгебры и начала математического анализа для выявления представленной в них методики решения показательных уравнений;

изучить стандарты образования по данной теме;

подобрать теоретический материал, связанный с решением показательных уравнений;

рассмотреть основные методы и приемы решением показательных уравнений;

подобрать примеры решением показательных уравнений для демонстрации излагаемой теории.

Актуальность указанной темы обусловлена важностью усвоения темы «Решением показательных уравнений», так как является одним из сложных разделов алгебры, изучаемых в школьной программе.

Практическая направленность работы заключается в том, что изложенные в ней материалы могут быть полезны в педагогической практике преподавателями образовательных учреждений СПО.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛИ:

образовательные:

актуализация опорных знаний при решение показательных уравнений;

обобщение знаний и способов решения;

контроль и самоконтроль знаний.

развивающие:

развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации;

развитие навыков реализации теоретических навыков в практической деятельности;

развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли;

развитие интереса к предмету через содержание учебного материала.

воспитательные:

воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи;

воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.

Технологии, используемые на уроке:

технология дифференцированного и разно-уровневого обучения;

технология обучения в сотрудничестве, индивидуально-групповая технология.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, ПК, мультимедийная установка, портреты математиков, оценочные листы, раздаточный материал.

ТИП ЗАНЯТИЯ: лекция с практическим закреплением.


 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Занятие начать притчей: “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», - ответил юноша. «Произнеси это 5 раз.». «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз.. «Вот видишь», -сказал мудрец, «повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…» Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку. Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДЧИ ЗАНЯТИЯ

Тема занятия «Решение показательных уравнений».А эпиграфом к нашему занятию станут слова С. Коваля:

«Уравнения – это золотой ключ,

открывающий все математические сезамы».

Т.е. другими словами можно сказать, что если вы будите уметь решать уравнения, то экзамена по математике вам не стоит бояться.

А какие вообще виды уравнений вы знаете? Рациональные, дробно – рациональные, тригонометрические, иррациональные, показательные).
И так как тема нашего занятия «Решение показательных уравнений».

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Мы будем учиться решать показательные уравнения и, у вас возникает вопрос, зачем они нужны. Можно привести много примеров задач по физике, биологии, экономики, которые сводятся к показательных уравнений. Одна из таких задач, которая имеет непосредственное отношение ко всем нам, я хочу вам предложить. 26 апреля исполнилось 30 лет аварии на Чернобыльской атомной электростанции (в это время на экране демонстрируются документальные видеоматериалы об аварии), в результате которой территория Украины была загрязнена радиоактивным веществом. Из физики известно, что отношение начальной до конечной количества радиоактивного вещества рассчитывается по формуле (на экране демонстрируется формула):

где время после аварии;

период полураспада радиоактивного вещества.

      Одним из самых опасных является атомы радона. Для него 4 суток. На экране появляются условия задачи.

Задача: Через какое время после аварии количество радиоактивных атомов радона уменьшится в 1024 раза, то есть ?
      Решение задачи сводится к решению показательного уравнения. Студенты решают задачу в тетрадях, затем решение демонстрируется на экране.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Устныйопрос.

ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Сегодня на занятии мы рассмотрим 4 основных типа показательных уравнений:

Исходя из заданий, которые выполняла 3 группа видно, что

, таким образом

, таким образом

, таким образом

Первый тип, к которому приводятся все остальные

, где , где x – неизвестное число

Это уравнение решается с помощью свойства степени, состоящего в том, что степени с одинаковым основанием равны тогда и только тогда, когда равны их показатели. Таким образом, .

Второй тип:, где

Это уравнение решается вынесением в левой части общего множителя за скобки (наименьшей степени).

Третий тип:

Это уравнение решается с помощью замены , при этом данное уравнение сводится к квадратному

Четвертый тип:

Это уравнение решается делением обеих частей уравнений на, после чего исходное уравнение приводится к первому виду.

Итак,

Тип

1 тип

2 тип

3 тип

4 тип

Уравнения

Метод решения

вынесением в левой части общего множителя за скобки (наименьшей степени).

с помощью замены , при этом данное уравнение сводится к квадратному

делением обеих частей уравнений на, после чего исходное уравнение приводится к первому виду.


 

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗЛОЖЕННОГО МАТЕРИАЛА

М.В.Ломоносов говорил «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения».

И вот теперь вы должны проявить свои умения при решении различных показательных уравнений. Посмотрите, пожалуйста, на доску, и скажите: каким способом были решены уравнения.

Работа в группах. Из каждой группы по одному человеку выходят к доске, выбирают уравнения, комментируют решения и указывают, каким способом решается уравнение.

Оценки в оценочный лист.

Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что «математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Поэтому будем сейчас работать самостоятельно.

Самостоятельная работа (дифференцируемая)

Самостоятельная работа (дифференцируемая)

Уровень 1. Вариант – 2

Уровень 2. Вариант – 2

Уровень 1. Вариант – 1

Уровень 2. Вариант – 1

Уровень 0.

 

Уровень 0 на «3»

Уровень 1 на «4»

Уровень 2 на «5»


 

Самостоятельно проверить правильность решения уравнений по ключу с ответами на доске, и поставить себе оценку в оценочный лист.

А. Эйнштейн говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по–моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно. И решать их нужно правильно». (Портрет ученого вывешивается на доску). Преподаватель предлагается решить уравнения на карточках.

КАРТОЧКИ. (Приложение 1)

Работа в группах.

Самостоятельно в группах решить уравнения.

Итак, корнями последних уравнений стали числа 11 и 19, 15 и 21. Об этих числах можно сказать следующее:

11 часов - время наивысшей трудоспособности;

15 часов - время наибольшего утомления;

19 часов - вечерний подъем трудоспособности;

21 час - время прекращения всякой трудоспособности.

Использование полученных знаний о биологических ритмах при составлении режима позволит достичь максимальной трудоспособности и повысить сопротивляемость организма к утомлению, так что «будьте здоровы и не утомляйтесь!».

Решение показательных уравнений из ГИА

Несколько учеников решают с обратной стороны доски, остальные выборочно по 3 уравнения. Взаимопроверка. Оценки в оценочный лист.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

В заключение урока хочется процитировать слова великого математика Г. Лейбниц: «Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и далее подтвердить это, - что следуя этому методу, мы достигнем цели».

Мне хотелось бы вам пожелать , чтобы каждый из вас нашел в жизни свой «золотой ключик», с помощью которого перед вами открывались любые двери.

Достигнуты ли цели урока? Оценка работы класса и каждого ученика в отдельности, проверка оценочных листов и выставление оценок.

  1. Рефлексия

Учителю необходимо знать, насколько самостоятельно и с какой уверенностью решал ученик задания. Для этого ученики ответят на вопросы теста (опросный лист), а затем учитель обработает результаты.

Опросный лист

Вопрос

Варианты ответа (поставьте галочку)

1

На уроке я работал

активно

пассивно

2

Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

3

Урок для меня показался

коротким

длинным

4

За урок я

не устал

устал

5

Моё настроение

стало лучше

стало хуже

6

Материал урока мне был

понятен

не понятен

полезен

бесполезен

интересен

скучен

7

Домашнее задание мне кажется

легким

трудным

интересным

не интересным


 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§2 , главы VI, № 21(2,4), 22(2,4), 23(2,4), 24(2,4), 26(2,4).

Для интересующихся математикой:


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


 

В работе на основе анализа литературных источников рассмотрены характерные особенности и основные виды решение показательных уравнений.

Тема «Решение показательных уравнений», является одной из часто используемых в вычислениях и решении различных задач. В работе были приведены задания, разные по сложности и по содержанию, с использованием решения показательных уравнений. Данные задания могут быть использованы для проведения контрольных или самостоятельных работ проверки знаний студентов.

Работа имеет практическое значение, поскольку ее материал может быть использован в педагогической практике преподавателями образовательных учреждений СПО для формирования у студентов навыков решения показательных уравнений, так же по моему мнению, работа выполнена в рамках методики преподавания математики и может быть использована как наглядное пособие дляпреподавателей образовательных учреждений СПО.


 


 

ЛИТЕРАТУРА:

Основные источники:

Бугров Я.С., Никольский С.М. Высшая математика. (В 3-х томах)Т.2. Дифференциальное и интегральное исчисление. М., Дрофа, 2004. – 512 с. 

Бугров Я.С., Никольский С.М. Высшая математика. (В 3-х томах)    Т.3. Дифференциальные уравнения. Кратные интегралы. Ряды. Функции комплексного пер еменного. М., Дрофа, 2004. - 512 с. 

 Грибанов В.М., Крамарь Н.М., Швед О.П. Высшая математика. Курс лекций (часть I, II, III).-Луганск: Изд-во ВНУ им. В.Даля, 2003.

Н.Д. Владыкина, А.И. Ермаков, С.С. Курчанова, Г.И. Хмеленко. – Луганск: изд. Восточноукр. Нац. ун-та им. В. Даля, 2002. - 100 стр. Методические указания по курсу высшей математики. Часть 1.

Дополнительные источники:

Роева Т.Г., Хроленко Н.Ф. Алгебра в таблицах, 10-11 класс: Учеб.пособие.- Х.: Издательская группа «Академия».


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАРТОЧКИ «Показательные уравнения»

 

Решение показательных уравнений

Вариант 1 (1 уровень)

Вариант 1* (2 уровень)

Решить уравнение:

1)

2)

3)

4)

5) ;

6)

7)

Решить уравнение:

 

 

Решение показательных уравнений

Вариант 2 (1 уровень)

Вариант 2* (2 уровень)

Решить уравнение:

1)

2)

3)

4)

5) ;

6)

7)

Решить уравнение:


 

Решение показательных уравнений

Вариант 3 (1 уровень)

Вариант 3* ( 2 уровень)

Решить уравнение:

1)

2)

3)

4)

5) ;

6)

7)

Решить уравнение:


 

Решение показательных уравнений

Вариант 4 (1 уровень)

Вариант 4* (2 уровень)

Решить уравнение:

1)

2)

3)

4)

5) ;

6)

7)

Решить уравнение:


 

Решение показательных уравнений

Вариант 5 (1 уровень)

Вариант 5* (2 уровень)

Решить уравнение:

1)

2)

3)

4)

5) ;

6)

7)

Решить уравнение:


 

Решение показательных уравнений

Вариант 6 (1 уровень)

Вариант 6* (2 уровень)

Решить уравнение:

1)

2)

3)

4)

5) ;

6)

7)

Решить уравнение:

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.