12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пузанова Наталья Владимировна50

3


Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку «Урок в начальной школе по ФГОС»

Проект (конспект) урока:

    предмет – математика;

    класс – 1

    тип урока – ОНЗ

    особенности данного урока:

на данном уроке уточняются термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, выражение,

решение, ответ. У учащихся формируются способности к правильному оформлению условия задач в виде схем, к решению простых задач на нахождение части и целого, к записи их решения.

На данном уроке используются активные формы организации деятельности учащихся на уроке.

Главной целью данного этапа обучения, как и раньше, остаётся тренировка мышления, речи, творческих способностей детей, воспитание у них познавательного интереса. Особое внимание следует уделить созданию

для каждого учащегося ситуации успеха. Интерес и успешность – вот те условия, которые не только определяют формирование мотивационной сферы, но и самым непосредственным образом влияют на физиологическое здоровье детей.

В ходе урока развиваются общеучебные умения ребёнка, такие, как умения анализировать, сравнивать, выделять существенное, схематически фиксировать новые знания, творчески подходить к проблемной ситуации.

    тема урока: «Задача»

    основные цели урока:

    уточнить термины, связанные с понятием «задача»:

условие, вопрос, выражение, решение, ответ;

    формировать способность детей к правильному оформлению условия задачи в виде схемы;

    познакомить учащихся с записью решения задачи в тетради;

    повторить взаимосвязь между частями и целым;

    закрепить навыки счёта в пределах 9;

    планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):

- сформировать представление о задаче и её логических частях;

- формировать умения графически составлять схемы простых задач;

- тренировать навыки счёта;

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать навык самостоятельной работы;

                                            Ход урока:

    Самоопределение к учебной деятельности.

Форма работы – фронтальная.

Цель:

    включение учащихся в учебную деятельность;

    определение содержательных рамок урока;

Организация учебного процесса на этапе 1:

- Ребята, давайте оглянемся вокруг, нас окружают различные предметы, которые состоят из частей. Например, возьмём яблоко и разрежем его пополам (показывает). Мы видим из чего оно состоит? (Да)

- А человек состоит из частей? Каких? (Голова, руки, ноги и т. д.)

Но из частей состоят не только предметы, но и математические понятия. И сегодня на уроке мы превратимся в маленьких исследователей и попробуем разобраться, из каких частей состоит задача. Итак, готовы к новым открытиям? Тогда в путь.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Форма работы – индивидуальная.

Цель:

    актуализировать взаимосвязь между частью и целым;

    зафиксировать затруднение – принцип выбора текста задачи;

Организация учебного процесса на этапе 2:

    Актуализация взаимосвязи между частью и целым.

- Ребята, у Незнайки – проблемы, он потерял карточку с выражением,

давайте ему поможем. (На доске карточки)

4+3

7 - 3

7 - 4

- Найдите значение выражений и покажите ответ цифровой картой.

- Какое выражение потерялось?

3+4

- Как найти целое? Как найти часть?

2) Сопоставление частей отрезка и равенства.

  - А теперь давайте поможем Незнайке разбить на части фигуры и составить все возможные равенства.(В черновиках)

На доске:

                                

         

    3 + 2 = 5

     * + * = *

     * - *  = *

      * - * = *                                                                                             

    Проверка по образцу.

- На какие части разбит отрезок?

- Надо ли составлять новые равенства?(Нет)

- Незнайка по нашему рисунку составил 4 задачи, давайте их прочитаем.

(презентация)

Дети читают задачи

    На уроке труда Оля вырезала 3 звёздочки.

    На уроке труда Оля вырезала 3 звёздочки и 2 круга.

    На уроке труда Оля вырезала 3 звёздочки и 2 круга. Сколько всего фигур вырезала Оля?

    На сколько квадратов больше, чем овалов?

    Постановка проблемы.

Форма работы – фронтальная.

Цель:

    выявить и зафиксировать отличительное свойство задачи;

    согласовать тему и цель урока;

Организация учебного процесса на 3 этапе:

- Как вы думаете, все ли эти тексты являются задачами? ( Кто-то говорит, что все, кто – то говорит, что один)

- Вот сегодня на уроке нам и нужно выяснить, что же такое задача и из чего она состоит.

    Проектирование и фиксация нового знания.

Форма работы – фронтальная.

Цель:

    выявить отличие текста задачи от других текстов;

    формировать представление о задачи и её логических частях;

    зафиксировать оформление задачи на эталоне;

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Давайте прочитаем первый текст.

- Соответствует ли этот текст нашему рисунку? (Нет, здесь сказано

только про звёздочки)

- Что ещё отсутствует в этом тексте? (Вопрос)

- Может этот текст называться задачей? (Нет)

- Прочитайте второй текст.

- Что мы узнали из этого текста? (Оля вырезала 3 звёздочки и 2 круга)

- Это условие. Можем ли мы сказать, что это задача? ( Нет, отсутствует вопрос)

- Прочитайте третий текст.

- Есть ли здесь условие? (Да) Прочитайте.

- Есть ли здесь вопрос? (Да) Прочитайте.

- Что можем сказать по поводу этого текста? (Это задача)

- Прочитайте четвёртый текст.

- Из чего он состоит? ( Из вопроса)

- Соответствует ли вопрос нашему рисунку? (Нет, нарисованы другие фигуры)

- Можем ли этот текст назвать задачей? ( Нет)

- Почему? (Нет условия)

- Какой же из этих текстов является задачей? (3)

- Почему? (Есть условие и вопрос)

Итак, перед нами задача, из чего же она состоит:

1. Условие (что известно в задаче)

(дети читают условие)

    Вопрос (то, что надо найти)

    Схема (краткая запись, наглядность)

    Решение 3 + 2 = 5 ( ф.)

    Ответ: 5 фигур.

- Теперь давайте ещё раз повторим, из чего состоит задача.

(Дети повторяют)

- Молодцы!

- А сейчас посмотрите образец оформления задачи.

- Запишите к себе в тетрадь.

3 + 2 = 5 (ф.)

Ответ: 5 фигур.

Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Ручки в сторону развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать!

5.Первичное закрепление.

Форма работы – парная.

Цель: проверить умение соотносить записи в рамках с соответствующими терминами, составлять задачи по картинке.

Организация учебного процесса на этапе5:

- Откройте учебники на стр. 44, №2

- Играем в школу, 1 вариант – ученики, 2 вариант – учителя. Ученики объясняют учителям из каких частей состоит задача и соединяют эту часть с рамкой, затем меняемся ролями.

- А сейчас посмотрите на картинку в задании №3 и помогите Незнайке составить задачу. (На одной тарелке лежало 5 яблок, а на другой – 2 яблока. Сколько всего яблок на двух тарелках?)

- Назовите условие, вопрос, выражение, решение, ответ.

- Что означает на схеме отрезок? ( Все яблоки)

- Что означают части отрезка? (Яблоки на тарелках)

- Почему задача решается действием сложения? (Находим целое)

    Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Форма работы – индивидуальная.

Цель:

    тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

    проверить умение составлять по схеме задачи и записывать решение;

Организация учебного процесса на этапе 6:

- А теперь проверим ваши силы. Посмотрите на схему и составьте задачу. ( На клумбе росло 9 цветов, 3 завяли. Сколько осталось?)

- Составьте и запишите выражение, решение и ответ.

- Проверьте правильность выполнения задания по образцу.

- Кто выполнил задание правильно поставьте себе +, неправильно -

    Включение в систему знаний и повторение.

Форма работы – индивидуальная.

Цель:

    Повторить состав числа 7;

    Закрепить навык сложения и вычитания в пределах 9

Организация учебного процесса на этапе 7:

- Незнайка очень доволен вашей работой и предлагает вам следующее задание (№5 стр. 45) Как получить число 7.

- Сколько синих кружков? (3)

- Сколько ещё нужно добавить, чтобы получилось 7? (4)

- Дорисуйте кружки и составьте выражения.

Проверка по образцу.

4 + 3      3 + 4       5 + 2        0 + 7

9 – 2         6 + 1     7 – 0         8 – 1

- Незнайка загадал слово, а кто его расшифрует – получит звёздочку.

№6, стр. 45

Проверка по образцу.

Творческое задание.

3 – 2 + 6 = 7 (И) 9 – 3 – 3 = 3 (Ц) 4 + 3 – 2 = 5 (А)

5 + 1 + 2 = 8 (М) 8 – 5 + 1 = 4 (Н) 6 + 2 – 7 = 1 (У)

1

8

4

7

3

5

у

м

н

и

ц

а

    Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Форма работы – фронтальная.

Цель:

    зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

    оценить свою работу на уроке;

    обсудить домашнее задание

Организация учебного процесса на этапе 8.

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли мы эту цель?

- Давайте ещё раз вспомним, из каких частей состоит задача.

- Какие знания вам понадобились на уроке?

- Поднимите руки, у кого сегодня не всё получилось?

- А кто доволен своей работой?

Домашнее задание: составить задачу, нарисовать на альбомном листе схему, записать выражение, решение и ответ.












Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.