Урок по математике в 1 классе «Задача»
3
Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку «Урок в начальной школе по ФГОС»
Проект (конспект) урока:
предмет – математика;
класс – 1
тип урока – ОНЗ
особенности данного урока:
на данном уроке уточняются термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, выражение,
решение, ответ. У учащихся формируются способности к правильному оформлению условия задач в виде схем, к решению простых задач на нахождение части и целого, к записи их решения.
На данном уроке используются активные формы организации деятельности учащихся на уроке.
Главной целью данного этапа обучения, как и раньше, остаётся тренировка мышления, речи, творческих способностей детей, воспитание у них познавательного интереса. Особое внимание следует уделить созданию
для каждого учащегося ситуации успеха. Интерес и успешность – вот те условия, которые не только определяют формирование мотивационной сферы, но и самым непосредственным образом влияют на физиологическое здоровье детей.
В ходе урока развиваются общеучебные умения ребёнка, такие, как умения анализировать, сравнивать, выделять существенное, схематически фиксировать новые знания, творчески подходить к проблемной ситуации.
тема урока: «Задача»
основные цели урока:
уточнить термины, связанные с понятием «задача»:
условие, вопрос, выражение, решение, ответ;
формировать способность детей к правильному оформлению условия задачи в виде схемы;
познакомить учащихся с записью решения задачи в тетради;
повторить взаимосвязь между частями и целым;
закрепить навыки счёта в пределах 9;
планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):
- сформировать представление о задаче и её логических частях;
- формировать умения графически составлять схемы простых задач;
- тренировать навыки счёта;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать навык самостоятельной работы;
Ход урока:
Самоопределение к учебной деятельности.
Форма работы – фронтальная.
Цель:
включение учащихся в учебную деятельность;
определение содержательных рамок урока;
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Ребята, давайте оглянемся вокруг, нас окружают различные предметы, которые состоят из частей. Например, возьмём яблоко и разрежем его пополам (показывает). Мы видим из чего оно состоит? (Да)
- А человек состоит из частей? Каких? (Голова, руки, ноги и т. д.)
Но из частей состоят не только предметы, но и математические понятия. И сегодня на уроке мы превратимся в маленьких исследователей и попробуем разобраться, из каких частей состоит задача. Итак, готовы к новым открытиям? Тогда в путь.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Форма работы – индивидуальная.
Цель:
актуализировать взаимосвязь между частью и целым;
зафиксировать затруднение – принцип выбора текста задачи;
Организация учебного процесса на этапе 2:
Актуализация взаимосвязи между частью и целым.
- Ребята, у Незнайки – проблемы, он потерял карточку с выражением,
давайте ему поможем. (На доске карточки)
4+3 | 7 - 3 | 7 - 4 |
- Найдите значение выражений и покажите ответ цифровой картой.
- Какое выражение потерялось?
3+4 |
- Как найти целое? Как найти часть?
2) Сопоставление частей отрезка и равенства.
- А теперь давайте поможем Незнайке разбить на части фигуры и составить все возможные равенства.(В черновиках)
На доске:
3 + 2 = 5
* + * = *
* - * = *
* - * = *
Проверка по образцу.
- На какие части разбит отрезок?
- Надо ли составлять новые равенства?(Нет)
- Незнайка по нашему рисунку составил 4 задачи, давайте их прочитаем.
(презентация)
Дети читают задачи
На уроке труда Оля вырезала 3 звёздочки.
На уроке труда Оля вырезала 3 звёздочки и 2 круга.
На уроке труда Оля вырезала 3 звёздочки и 2 круга. Сколько всего фигур вырезала Оля?
На сколько квадратов больше, чем овалов?
Постановка проблемы.
Форма работы – фронтальная.
Цель:
выявить и зафиксировать отличительное свойство задачи;
согласовать тему и цель урока;
Организация учебного процесса на 3 этапе:
- Как вы думаете, все ли эти тексты являются задачами? ( Кто-то говорит, что все, кто – то говорит, что один)
- Вот сегодня на уроке нам и нужно выяснить, что же такое задача и из чего она состоит.
Проектирование и фиксация нового знания.
Форма работы – фронтальная.
Цель:
выявить отличие текста задачи от других текстов;
формировать представление о задачи и её логических частях;
зафиксировать оформление задачи на эталоне;
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Давайте прочитаем первый текст.
- Соответствует ли этот текст нашему рисунку? (Нет, здесь сказано
только про звёздочки)
- Что ещё отсутствует в этом тексте? (Вопрос)
- Может этот текст называться задачей? (Нет)
- Прочитайте второй текст.
- Что мы узнали из этого текста? (Оля вырезала 3 звёздочки и 2 круга)
- Это условие. Можем ли мы сказать, что это задача? ( Нет, отсутствует вопрос)
- Прочитайте третий текст.
- Есть ли здесь условие? (Да) Прочитайте.
- Есть ли здесь вопрос? (Да) Прочитайте.
- Что можем сказать по поводу этого текста? (Это задача)
- Прочитайте четвёртый текст.
- Из чего он состоит? ( Из вопроса)
- Соответствует ли вопрос нашему рисунку? (Нет, нарисованы другие фигуры)
- Можем ли этот текст назвать задачей? ( Нет)
- Почему? (Нет условия)
- Какой же из этих текстов является задачей? (3)
- Почему? (Есть условие и вопрос)
Итак, перед нами задача, из чего же она состоит:
1. Условие (что известно в задаче)
(дети читают условие)
Вопрос (то, что надо найти)
Схема (краткая запись, наглядность)
Решение 3 + 2 = 5 ( ф.)
Ответ: 5 фигур.
- Теперь давайте ещё раз повторим, из чего состоит задача.
(Дети повторяют)
- Молодцы!
- А сейчас посмотрите образец оформления задачи.
- Запишите к себе в тетрадь.
3 + 2 = 5 (ф.)
Ответ: 5 фигур.
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Ручки в сторону развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать!
5.Первичное закрепление.
Форма работы – парная.
Цель: проверить умение соотносить записи в рамках с соответствующими терминами, составлять задачи по картинке.
Организация учебного процесса на этапе5:
- Откройте учебники на стр. 44, №2
- Играем в школу, 1 вариант – ученики, 2 вариант – учителя. Ученики объясняют учителям из каких частей состоит задача и соединяют эту часть с рамкой, затем меняемся ролями.
- А сейчас посмотрите на картинку в задании №3 и помогите Незнайке составить задачу. (На одной тарелке лежало 5 яблок, а на другой – 2 яблока. Сколько всего яблок на двух тарелках?)
- Назовите условие, вопрос, выражение, решение, ответ.
- Что означает на схеме отрезок? ( Все яблоки)
- Что означают части отрезка? (Яблоки на тарелках)
- Почему задача решается действием сложения? (Находим целое)
Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Форма работы – индивидуальная.
Цель:
тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
проверить умение составлять по схеме задачи и записывать решение;
Организация учебного процесса на этапе 6:
- А теперь проверим ваши силы. Посмотрите на схему и составьте задачу. ( На клумбе росло 9 цветов, 3 завяли. Сколько осталось?)
- Составьте и запишите выражение, решение и ответ.
- Проверьте правильность выполнения задания по образцу.
- Кто выполнил задание правильно поставьте себе +, неправильно -
Включение в систему знаний и повторение.
Форма работы – индивидуальная.
Цель:
Повторить состав числа 7;
Закрепить навык сложения и вычитания в пределах 9
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Незнайка очень доволен вашей работой и предлагает вам следующее задание (№5 стр. 45) Как получить число 7.
- Сколько синих кружков? (3)
- Сколько ещё нужно добавить, чтобы получилось 7? (4)
- Дорисуйте кружки и составьте выражения.
Проверка по образцу.
4 + 3 3 + 4 5 + 2 0 + 7
9 – 2 6 + 1 7 – 0 8 – 1
- Незнайка загадал слово, а кто его расшифрует – получит звёздочку.
№6, стр. 45
Проверка по образцу.
Творческое задание.
3 – 2 + 6 = 7 (И) 9 – 3 – 3 = 3 (Ц) 4 + 3 – 2 = 5 (А)
5 + 1 + 2 = 8 (М) 8 – 5 + 1 = 4 (Н) 6 + 2 – 7 = 1 (У)
1 | 8 | 4 | 7 | 3 | 5 |
у | м | н | и | ц | а |
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Форма работы – фронтальная.
Цель:
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
оценить свою работу на уроке;
обсудить домашнее задание
Организация учебного процесса на этапе 8.
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какую цель ставили на уроке?
- Достигли мы эту цель?
- Давайте ещё раз вспомним, из каких частей состоит задача.
- Какие знания вам понадобились на уроке?
- Поднимите руки, у кого сегодня не всё получилось?
- А кто доволен своей работой?
Домашнее задание: составить задачу, нарисовать на альбомном листе схему, записать выражение, решение и ответ.