12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Николаева Светлана Ивановна1927
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Новый Уренгой
7

Урок-игра «Право в обществе»



«ПРАВО В ОБЩЕСТВЕ»

( 9 класс, предмет «Обществознание»)


Здесь будет файл: /data/edu/files/x1460732809.ppt (урок)

Цели урока:

образовательная - повторить, обобщить и углубить, полученные в курсе 9 класса правовые знания учащихся об основных отраслях права; правонарушениях и правовой ответственности; правах и свободах граждан РФ.

развивающая - совершенствовать умения применить полученные знания на практике, оформлять отобранный материал по заданной теме в виде электронных проектов в программе Power Point, работать в команде;

воспитательная - продолжить работу по воспитанию нравственной и правовой культуры учащихся, воспитание политически грамотного и активного гражданина.

Тип урока: урок-повторение с использованием игровой технологии

Материалы и оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран, сигнальные карточки (презентация-сопровождение урока; презентации, подготовленные командами на тему «Право. Изучай и действуй!».

Как работать с мультимедийной презентацией: Всего 7 туров с различными заданиями. На экране появляются темы каждого тура и соответственно максимально возможные баллы за задания. Смена слайдов осуществляется кликом мыши по номеру вопроса (появляется вопрос). После ответа, данного детьми, кликаем на этом же слайде - появится правильный ответ. Для возврата к начатому туру кликаем на российский флаг в нижнем правом углу. Для перехода в следующий тур – нажать на картинку, находящуюся на слайде соответстующего тура.

План урока:

Представление команд. (2 мин)

Ознакомление с правилами игры. (1 мин)

Соревнования капитанов команд в блиц-туре. (3 мин)

Основные соревнования групп в 7 турах (21 мин)

Защита проекта (по домашнему заданию) (10мин)

Подведение итогов урока. Рефлексия.(3 мин)

Ход урока

Организация и подготовка к основному этапу занятия.

Вводное слово учителя. Сообщение темы и целей урока. Представление команд (I команда «Адвокаты», II команда «Фемида», III команда «Граждане»). Приветствие команд (жюри оценивает содержание приветствия).

Ознакомление с правилами игры.

Школьники (3 команды по 7 человек) соревнуются в правовых знаниях, полученных в 9 классе. В блиц - туре участвуют капитаны команд, за право первыми разыграть I тур. Всего 7 туров. На экране появляются названия туров и номера заданий. Команда выбирает номер вопроса-задания. Выслушав вопрос, любая команда может, первой поднять сигнальную карточку и дать ответ. Первой отвечает команда выбравшая вопрос. Если дан неверный ответ, право ответа имеют другие две команды. Задания оцениваются баллами. Выигранные баллы прибавляются к общему счету команды. После каждого тура определяется победитель, сообщаются итоги. В седьмом финальном туре команды представляют домашнее задание – защита проекта на тему «Право. Изучай и действуй!». Цена финальной работы 10 баллов.

Соревнования капитанов команд в блиц-туре.

Учители приглашает по одному представителю от группы. Блиц-тур называется «Я – лидер!». (Учитель задает вопросы. Право ответа имеет первый поднявший сигнальную карточку. Ответ дается сразу. Каждый вопрос оценивается в 1 балл).

Блиц-тур «Я – лидер!»

Какой орган осуществляет правосудие? суд

Как в уголовном праве именуются лица, не достигшие 14 лет? Малолетние

Какие виды правонарушений могут быть совершены только физическими лицами? уголовные

У юридического лица правоспособность и дееспособность возникают одновременно. Да,

Какое слово часто используют как синоним слова "право":- закон

Основной источник (форма) права в РФ: нормативно-правовой акт

Виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. – Преступление

Какой день во всем мире отмечается как Международный день прав человека: 10 декабря

Права человека и гражданина - это одно и тоже? – нет

Какая глава Конституции РФ 1993 г. посвящена правам и свободам человека и гражданина: 2

Эмансипация может наступить с: 16 лет;

Что означает слова "конституция" (constitutio) "устройство";

Кто занимается расследованием преступлений: Прокуратура РФ;

В каком правовом акте отражены основные нормы трудового права? (В Трудовом кодексе РФ).

Может ли больной человек (например, без рук) быть объявлен недееспособным? (Нет)

После блиц-тура оцениваются ответы лидеров и подсчитываются баллы. Та команда, чей лидер набрал наибольшее количество баллов, начинает I тур.

Групповые соревнования с защитой проектов.

I тур

«Соотнеси понятие».

Настоящим юристам  не обойтись без прочных теоретических знаний. В течение 3 минут командам необходимо соотнести понятия, изучаемые в курсе обществознания 9 класса, с их содержанием. (Команды работают  с письменным заданием).

Соотнесите понятие и содержание:

 1.

Конституция

А

Совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми

2.

Договор

Б

Общественно опасное, противоправное, наказуемое даяние

3.

Кодекс

В

Основной закон государства.

4.

Гражданин

Г

Устойчивая связь гражданина с государством

5.

Бипатрид

Д

Единый закон, в котором собраны нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений

6.

Преступление

Е

Лицо, обладающее всеми правами и обязанностями по отношению к собственному государству

7.

Гражданство

Ж

Форма принятия законов или решений наиболее важных вопросов государственной жизни путем народного голосования.

8.

Конвенция

З

Лицо, имеющее гражданство двух и более государств

9.

Право

И

Документ, направленный на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей

10.

Референдум

К

Международное соглашение по важному социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

И

Д

Е

З

Б

Г

К

А

Ж

2 тур

«Мы выбираем, нас выбирают»

Это право избирать (активное)

Это право вступает в силу с 21 года при выборах в местные органы власти и Государственную Думу (пассивное)

Этот источник избирательного права закрепил права избирателей в РФ («Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)

Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да)

Как гражданин сможет воспользоваться своим избирательным правом, если в день голосования он будет отсутствовать по месту постоянного проживания? (проголосовать досрочно или по открепительному документу в другом населенном пункте в день голосования)

Такой строки нет в избирательных бюллетенях («Против всех»)

Эта избирательная система распространена в современном мире более широко (пропорциональная)

Политическая партия, занявшая большинство мест в Государственной Думе РФ на выборах в декабре 2011 г. («Единая Россия»)

Лозунгом программы этой партии явились слова: «Родина. Пенсионеры. Жизнь» («Справедливая Россия»)

В этот день прошел референдум по принятию ныне действующей Конституции РФ (12 декабря 1993 г.)

3тур

«Шифровка»

Ваша за­дача – Расшифровать высказывания и объяснить их смысл. За каждое правильное выполненное задание команды получают по 2 балла.

Расшифруйте слова французского философа Ф. Вольтера и объясните их смысл:

ТЕЕОЕЕЛЕЕЬЕЕКЕЕОЕЕ СЕЕЛЕЕАЕЕБЕЕЫЕЕЕЕЕ СЕЕОЕЕВЕЕЕЕЕРЕЕШЕЕАЕЕЮЕЕТЕЕ ПЕЕРЕЕЕЕЕСЕЕТЕЕУЕЕПЕЕЛЕЕЕЕЕНЕЕИЕЕЯЕЕ: СЕЕИЕЕЛЕЕЬЕЕНЕЕОЕЕМЕЕУЕЕ ИЕЕ СЕЕЧЕЕАЕЕСЕЕТЕЕЛЕЕИЕЕВЕЕОЕЕМЕЕУЕЕ ОЕЕНЕЕИЕЕ НЕЕЕЕЕ НЕЕУЕЕЖЕЕНЕЕЫЕЕ.

Ответ: Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны.

Расшифруйте слова римского философа Сенеки и прокомментируйте их:

АОБДТНМИ ЕПТРСЕВСКТЫУАПДЛЫЕШНБИЛЯ ЛОМТВКЖРЧЫМВЩАЬЮПТС АПФУСТЯЬ ВДСРЙУШГСИЯМЮ.

Ответ: Одни преступления открывают путь другим

Расшифруйте русскую пословицу АВБИВНГОДВЕИЖНЗУИТКВЛОМРНИОТ. Как вы её понимаете?

Ответ: Вино вину творит

4 тур

«Юридическая консультация».

Ваша за­дача - дать юридически обоснованный совет, как разрешить ситуацию. За каждую правильную разрешенную си­туацию команды получат по 2 балла.

16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

 (Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст.173 КЗОТ.)

3 ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому им все равно ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?    

  (Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо тяжкие преступления – с 14 лет. Ст.105 УПК. Если правонарушитель не достиг возраста 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних.)

На улице 16-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как  вы оцениваете данные действия и можно ли их наказать?

(Это расценивается как мелкое хулиганство, ст.158 АК., за которое предусмотрен штраф в размере до одного МРОТ; при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН)

Петров срезал на участке своего соседа несколько цветов. Сосед сказал, что Петров совершил уголовное преступление. Прав ли сосед?

(Нет, так как это мелкое хищение, (не представляет особой опасности для общества).

В 2005 г. гражданка А. приватизировала свою однокомнатную квартиру. В 2006 г. она вступила с гражданином В. в законный брак. В 2007 г. супруги решили расторгнуть брак. Кто имеет право собственности на эту квартиру после растор­жения брака? (Гражданка А.)

Не желая посещать уроки, ученик 9 класса Иванов позвонил по телефону «02» в полицию и сообщил, что в здании школы установлено взрывное устройство. В связи с поступившим сигналом из здания школы были эвакуированы люди. А занятия в тот день были отменены, однако взрывное устройство найдено не было. На следующий день Иванов вновь сделал аналогичный звонок, но был задержан. Что ему грозит?

(Иванову грозит уголовная ответственность по статье УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма»)

5 тур

«Отрасли права»

Более весомым и крупным по объему элементом структуры российского права является отрасль права. Сейчас вам необходимо определить, нормы какого права действуют в каждом приведенном случае. За каждое правильное выполненное задание команды получают по 1 баллу.

Молодой человек устроился на работу (трудовое право)

Милиционер избил задержанного, заставил его подписать протокол не читая (административное)

Супруги Петровы развелись и решают, с кем будет проживать их сын (семейное)

Двое мужчин избили футболиста по заказу конкурирующей футбольной команды (уголовное)

Перед новогодним праздником, Гражданин М, срубил в лесу ель. За это заплатил штраф (административное)

Зоя перешла дорогу в неположенном месте (административное)

Соседи залили квартиру водой (гражданское)

Школьник случайно попал в глаз ребенку из рогатки (уголовное)

Гражданин Д. заключил с гражданином С договор купли продажи (гражданское)

Гражданин Белоруссии получил российское гражданство (конституционное)

6 тур

«В шутку о серьезном».

За каждый правильный ответ — 1 балл.

У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета)

Этот угонщик автомобилей был страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. (Юрий Деточкин в фильме «Берегись автомобиля»)

Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. (Сорока)

Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. (Буратино.)

В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница».)

Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. (Шапка.)

7 тур

Финальный. Защита проекта «Право. Изучай и действуй!»

(Работа должна содержать информацию о получении учащимися правовых знаний в школе и приобщении их к правовой культуре)

Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель анализирует деятельность учащихся в ходе урока, выясняет, какие задания вызвали наибольшие затруднения.

Жюри сообщает итоги турнира знатоков. Учитель оценивает работу учеников, награждает победителей.

Учащиеся проводят рефлексию: «Каков мой вклад в успех команды?».

Список литературы:

Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию» 5 – 9 классы, - М.: «Вако», 2006 г.

Гордеева В.В. «Правовое воспитание, 9 – 11 классы. Разработки организационно-деятельностных игр» - Волгоград: «Учитель», 2007 г.

Конституция Российской Федерации

Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. В 2 книгах /С.И.Володина, В.В.Спасская, А.М.Полиевктова, Е.М.Ашмарина и другик – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2006 г.

ФЗ РФ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

Опубликовано


Комментарии (3)

Татьяна Горбунова, 17.05.16 в 16:00 0Ответить Пожаловаться
Интересная игра, беру к себе, спасибо!
Гильманова Ольга Павловна, 24.03.17 в 20:22 0Ответить Пожаловаться
Очень интересные вопросы! Идея пригодится и по другим предметам!!! Благодарю
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.