Урок по литературе в 5 классе на тему «Рассказ И. Тургенева "Муму"»
Презентация к уроку
PPT / 3.81 Мб
/data/files/u1639106759.ppt (Презентация к уроку)
Презентация к уроку
PPT / 3.81 Мб
/data/files/u1639106759.ppt (Презентация к уроку)
Презентация к уроку
PPT / 3.81 Мб
/data/files/u1639106759.ppt (Презентация к уроку)
Буквы
DOCX / 10.19 Кб
/data/files/f1639106818.docx (Буквы)
Значение имени
DOCX / 12.88 Кб
/data/files/e1639106838.docx (Значение имени)
Инструкция
DOCX / 14.79 Кб
/data/files/p1639106862.docx (Инструкция)
Образ литературного героя
DOCX / 10.8 Кб
/data/files/x1639106899.docx (Образ литературного героя)Класс: 5 а
Предмет: литература
Тема: И.С.Тургенев. «Муму». Образ Герасима
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Цели урока:
Ι. Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн, цзацзуань.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению,
Литература:
1.Рассказ И.С.Тургенева «Муму»
2.Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.
3. О.А.Еремина «Уроки литературы в 5 классе» книга для учителя
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
- Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость.
- Напомните мне, пожалуйста, какое произведение мы с вами анализировали? Проверим, насколько хорошо вы знаете это произведение. Работаем в парах.
Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3».
Карточка | |
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9 | |
1.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. | |
2.Жизнь Герасима в доме барыни. | |
3.Герасим находит щенка. | |
4.Любовь Герасима к Татьяне. | |
5.Расставание с Татьяной. | |
6. Барыня требует уничтожить собаку. | |
7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. | |
8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. | |
9. Встреча Муму и барыни | |
Проверка.
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Ребус
- Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.
r г l л g у d х s о n н i е w м z о й
ГЛУХОНЕМОЙ
- Что обозначает это слово? (Лишённый способности говорить вследствие врождённой или приобретённой глухоты)
- Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму)
-Итак, какова тема нашего урока? (образ Герасима)
-А мы умеем раскрывать образ литературного героя? (нет)
-Значит, наши задачи на сегодняшний урок?
-понять, что входит в понятие «образ литературного героя».
-раскрыть образ Герасима.
2. Составление кластера.
- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Имя. внешний вид, одежда…)
- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)
- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)
- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)
Выстраивается схема.
- Молодцы! Герасим – это главный герой из рассказа И.Тургенева «Муму». Чтобы раскрыть образ главного героя, на что мы будем обращать внимание? (На портрет, на поступки…)
ИМЯ ГЕРОЯ
(индивидуальное сообщение)
- И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою?
(Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный»).
-Найдите доказательство в тексте, что Герасима действительно уважали дворовые.
СТР.210 последний абзац «Со всей остальной челядью…)
«Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, — а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.»
ПОРТРЕТ
- Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: «Чем выделяется Герасим среди окружающих?»
«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.»
- Как работал Герасим? Какие черты характера мы можем отметить?
-Но вот привычный ход его жизни нарушается, его перевозят в город. Почему Герасим не отказался? (Герасим – крепостной).
- Кто такой «крепостной крестьянин» и кого называют «тягловым» исправным мужиком мы узнаем из исторической справки.
Историко-культурный контекст рассказа (историческую справку заранее готовит учащийся)
Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).
«Тягло» — крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.
-Что мы можем добавить к образу Герасима?
ОБСТАНОВКА, В КОТОРОЙ ЖИВЕТ ГЕРОЙ
-Прочитайте описание каморки Герасима. СТР. 211- в середине
«Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».
-Для чего автор так подробно описывает жилье Герасима?
(Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.)
-Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. Вы слышали слово «гипер»? Что оно обозначает?
Гипербола — сильное преувеличение.
- Найдите примеры гипербол в тексте СТР.209 –второй абзац
(- он работал за четверых;
- один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;
- сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…)
-Кого напоминает Герасим? (былинных богатырей).
-Итак, какими словами можно охарактеризовать героя?
-Понравилось ли новая жизнь Герасиму?
-Герасим не может сказать, но мы видим его внутренние переживания. Благодаря чему? (поступкам)
ПОСТУПКИ
ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР.209
«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, — скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли, поставили на вагон железной дороги — и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат — бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…»
-О чем говорит такое поведение героя? Что творится у него на душе? (ему плохо, одиноко, тоскливо)
-В данном отрывке образ главного героя помогает раскрыть такое средство образности, как сравнение.
- Что такое сравнение? (СРАВНЕНИЕ - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.)
Найдите сравнение в описании Герасима.
Физминутка.
ОТНОШЕНИЯ ДРУГИХ ЛИЦ К ГЛАВНОМУ ГЕРОЮ
- Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими.
Дворовые
- Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими?
СТР.210
«…а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики.»
- Какой человек сыграл большую роль в жизни Герасима?
ТАТЬЯНА
- Докажите, что «светлым пятном» в жизни Герасима была Татьяна. («Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений — бог его знает!»)
- Что она была за человек? СТР. 213
«С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, — вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала».
- Как барыня решила устроить судьбу Татьяны?
-Какую хитрость придумали дворовые, чтобы отвадить Герасима от Татьяны?
Выразительное чтение эпизода «Опьянение Татьяны». СТР.220
«Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу... Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза... Он схватил ее за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону Татьяна так и обмерла... Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку...»
- Как ведет себя Герасим после этого случая?
«Целые сутки не выходил он оттуда. Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча — пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошел от щели.»
- Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.
(Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь».
О его страданиях можно судить лишь по внешним признакам!!!
-Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной. СТР.202 - 203
- Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной?
(Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...».)
-Что мы можем добавить еще к характеристике героя?
МУМУ
-Какие черты характера появляются у Герасима с появлением Муму? (СТР.222)
-нежность, любовь…любил без памяти…
-Почему Герасим все-таки утопил собачку? (Ему не пришло в голову не выполнить приказания барыни)
-А как вы можете объяснить его уход в деревню? (это протест против такого жестокого отношения к нему)
- Что хотел сказать автор, изображая образ Герасима? (Крепостное право калечит людей не только физически, но и морально, губит их судьбы)
Выводы
Учащиеся в группах заполняют чистые ячейки концептуального колеса качеств, характеризующих Герасима, затем выносят их на доску.
Подведем итоги нашей работы с помощью синквейна.
Вернемся к теме урока. Решили ли мы поставленные перед нами задачи?
Закончите фразу…
Рефлексия деятельности.
- Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
- Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
- Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.
- Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
- Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим.
VIII. Информация о домашнем задании.
ПО ВЫБОРУ: написать синквейн «Образ барыни»; «Образ Татьяны» или сочинение-миниатюра.
Выставление оценок.