12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Антонова Ольга Александровна19
0

Урок по русскому языку 9 класс тема: "Сложноподчинённые предложения"

Открытый урок русского языка по теме

«СПП с придаточными обстоятельственными» (9 класс).

Учитель: Антонова Ольга Александровна



Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (урок-практикум)

Цели урока: обучающие: систематизация сведений о придаточных предложениях;

закрепление умений определять виды придаточных предложений;

определять структуру СПП с разными видами придаточных; составлять их схемы; анализировать текст;

развивающие: развитие связной логической речи, развитие творческих способностей; развитие умения схематически представлять предложение;

воспитательные: пробуждение у учащихся интереса к изучаемой теме; воспитание доброты. гостеприимства.



Оформление доски: Если у тебя есть чувство юмора, значит праздник всегда будет с тобой.

Ишхан Геворгян





















Ход урока

Организационный момент


Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас гости. А когда в доме гости - всегда праздник.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание Ишана Геворгяна: « Если у тебя есть чувство юмора, значит праздник всегда будет с тобой».

- Ребята, как вы понимаете значение слова ПРАЗДНИК?

(пра́здник)

Мужской род

День торжества, установленный в честь или в память какого-н. выдающегося события.

"Праздник Первого мая"

Выходной, нерабочий день.

"Гулять в праздник"


- Ребята, скажите, какой смысл заключается в этих словах?

(Если человек имеет чувство юмора. Он добрый и всегда может найти что-то хорошее во всем)

- Какое это предложение

(Это сложное предложение. союзное, СП с придаточным обстоятельственным условия)


- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа.


-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.



Цель нашего урока: систематизировать сведения о СПП, видах придаточных предложений, закрепить их на практике.












III. Основная часть урока


1. Теоретическая разминка.

- Чем различаются ССП и СПП?

Части СПП не равноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточное


- Сколько придаточных предложений может быть в СПП?

В СПП может быть одно или несколько придаточных предложений.


- Какие способы прикрепления придаточных предложений вы знаете?

Придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов.


- Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

Союзное слово является членом предложения, к нему можно поставить вопрос, его можно заменить значимым словом, оно выделяется логически. Как различить союз и союзное слово?

(Союз – это служебная часть речи, поэтому он не является членом предложения, его можно опустить, заменить другим подчинительным союзом; в роли союзного слова всегда выступает самостоятельная часть речи (местоимение или наречие), поэтому оно является членом предложения, его нельзя опустить без ущерба для предложения, можно заменить другим значимым словом, иногда на союзное слово падает логическое ударение)



- От чего зависит вид придаточного предложения?

От вопроса.


- На какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное?

Придаточное изъяснительное отвечает на вопросы косвенных падежей.


- На какие вопросы отвечает придаточное определительное?

Придаточное определительное отвечает на вопрос какой?


- Назовите виды придаточных обстоятельственных.


- На какие вопросы отвечает придаточное времени? (Когда? Как долго? С каких пор? На сколько времени?)


- На какие вопросы отвечает придаточное места? (Где? Куда? Откуда?)


- На какие вопросы отвечает придаточное сравнения? (Как? Насколько?)


- На какие вопросы отвечает придаточное образа действия? (Как? Каким образом? В какой мере? До какой степени?)

- На какие вопросы отвечает придаточное цели? (Зачем? С какой целью? Для чего?)

- На какие вопросы отвечает придаточное условия? (При каком условии?)


- На какие вопросы отвечает придаточное причины?

(Почему? Отчего? По какой причине?)


- На какие вопросы отвечает придаточное следствиия? (Что из этого следует?)

- На какие вопросы отвечает придаточное уступки? (Несмотря на что? Вопреки чему?)



































2. Работа с текстом. /Розовые листы



- Продолжаем тему праздника.

-У вас на столах розовые листы.

-Прочитайте текст выразительно.


1. Корнями история празднования Нового Года уходит в Месопотамию, именно там зародилась традиция отмечать весеннее пробуждение природы. 2. ( Ни, Не) кто в эти дни не работал, люди ходили на гуляния и веселые маскарады. 3. Праздничная атмосфера царила повсюду: в домах, магазинах, ресторанах. 4. Если у кого не было новогодн…го настроения, они освобождали вечер от дел и отправлялись по магазинам.

5. Сегодня выбор новогодних укр..шений очень велик. 6. Вы подб…рете именно то, что сдела…т ваш дом (не)повторимым и сказочным. 7. Многие в укр…шениях придерживают(?)ся определенной цветовой гаммы, которая соответствует наступающему году.

8. Во многих странах за (не)сколько минут до наступления нового года  главы государств обращаются к своим народам с речью, чтобы подвести итоги прошедшего года.

9. В каждой стране свои новогодние традиции. 10. Во Вьетнаме принято считать, что домашний бог в новогоднюю ночь отправляется на небеса на спине карпа. 11. Люди заранее покупают живую рыбу к празднику, чтобы ночью выпустить ее в какой (либо) водоем.12. Жители острова Кипр на некоторое время тушат свет в своих домах в полночь. 13. Они верят в то, что темнота принесет им удачу в новом году. 14. Китайцы не пользуются ножницами, ножами и другими острыми предметами в новогоднюю ночь, чтобы случайно не «отрезать» благополучие и удачу.

15. Уже много лет у детей существует традиция писать письма Деду Морозу, который живет вместе со своей внучкой. 16. Старик с дли(н,нн)ой седой бородой, пр…езжающий на тройке лошадей поздно ночью, когда все уже спят, тихо заходит в дома и оставляет под елкой подарки.

17. Как хорошо собраться всей семьей и окунут(?)ся в сказочный мир?





А) - Прочитайте текст выразительно. Вы согласны с утверждением, что это текст?

- Как бы вы определили тему текста. Основную мысль?

- К какому стилю относится текст?



Б) - Выпишите слова с пропусками, объясните написание (устно).





В) -Выпишите 3 предложение. Графически объясните знаки препинания.

Выпишите словосочетание со связью примыкание. Разберите его.



Г) - Согласитесь ли вы с тем, что все предложения в этом тексте сложноподчиненные? (№6.10.13 – изъяснительные, №7.15 –определительные, есть простые предложения и бессоюзные)



Д) - Найдите и выпишите из текста СПП с придаточными обстоятельственными, выделите грамматическую основу, определите вид придаточного. (4,11,8,14)



- Ребята. Скажите, а для чего нужны сложные предложения. Может лучше использовать всегда простые?

(Они делают рассказ более полным и детальным. Таковые помогают углубиться в суть. Они часто придают тексту красочность и помогают раскрыть смысл. Придаточное предложение призвано пояснять сказанное в главном.)







Практическое задание.


(устная работа)


Голубые листы


-Прочитайте предложения и определите вид придаточного, запишите свои варианты:


1. Было слышно, как Варвара Гавриловна бормотала за вязанием.

2. Когда вернулся Вермель, Пахомов рассказал ему о телеграмме.

3. Тут кругом так мрачно и дико, что отдых не радует.

4. Потом там, где бежали ручьи, потекут золотые потоки лютиков.

5. Петя отправился в каюту для того, чтобы первым известить тетю о виденном зрелище.

6. Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось.

7. Если душу вылюбить до дна, сердце станет глыбой золотой.

Графический диктант

8. Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

9. А. Пушкин пишет, что Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой».



1 ряд вид придаточного


Изъяснительное

Обстоятельственное времени

Обстоятельственное образа действия

Обстоятельственные места

Обстоятельственное цели

Обстоятельственное степени

Обстоятельственное условия

Обстоятельственное времени

изъяснительное

Оранжевые листы



- Самостоятельная работа по выбору варианта:

-на «5»

-на «4»

-на «3»




IV. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя.

- Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок, урок – практикум по видам придаточных предложений. Большое спасибо за работу.



V. Домашнее задание

Напишите сочинение-рассуждение



VI. Выставление оценок.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.