Урок по русскому языку для 7 класса по теме: «Роль причастий в художественном тексте»

1
0
Материал опубликован 11 November 2017

Конспект урока по русскому языку для 7 класса по теме:

«Роль причастий в художественном тексте».

Цели урока:

Выявить роль причастий в художественном тексте, научить грамотно употреблять причастия в тексте (связывать их с другими частями речи, учитывая род, число, падеж, разряд), повторить изученный материал о причастии;

Развивать устную и письменную речь учащихся, их творческие способности;

Воспитывать интерес к предмету, природе, культуре родного края; учить видеть красоту в окружающем мире.

Оборудование: раздаточный материал (тексты), картина Белорецкого художника Байбордина, словарь Даля.

Ход урока:

  1. Вступительная часть.

- Здравствуйте, ребята!

- У меня в руках словарь В.И.Даля. Знакомо ли вам это имя?

В.И.Даль в этом словаре об одной части речи сказал так:

«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного» (на доске).

- О какой же части речи идет речь (о причастии)?

- А какое определение причастию дадите вы (ответы учащихся).

  1. Фронтальный опрос, актуализация знаний

- А давайте теперь повторим все, что вы знаете о причастии:

- На какие вопросы отвечает причастие?

- Назови постоянные морфологические признаки причастия: (вид, время)?

- Как изменяется причастия?

- На какие 2 группы делятся причастия?

- Что вы знаете о действительных, страдательных причастиях (что обозначают)?

- От какой части речи образованы действительные, страдательные причастия (от глагола)?

- С помощью каких суффиксов?

-От чего зависит написание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастиях настоящего времени (от спряжения)?

- Когда пишется -н-, -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных?

- Расскажите о правописании не с причастиями.

- Какова синтаксическая роль причастия в предложении?

А сегодня на уроке мы с вами будем определять роль причастий в художественном тексте.

- Запишите число, классная работа, тему урока.

  1. Работа с текстом

Обратимся к тексту, прочтем его выразительно и ответим на следующие вопросы:

- Интересен ли текст?

- Понятно ли какое время года?

- Какие облака? Горы? Листья? Земля?

- Трудно ответить на эти вопросы?

- А если бы я вам предложила написать картину, опираясь на этот текст?

- Легко ли было бы вам?

- Почему? Может быть, здесь не хватает чего-то (нет прилагательных и причастий)?

А вот посмотрите, какую картину написал наш Белорецкий художник Байбордин Н.А <Рисунок1>.

Рисунок1.

- Что вы видите на этой картине? Опишите ее.

Обратите внимание на то, какие здесь облака, птицы, деревья. Опишите их. Давайте и наш текст попытаемся сделать таким же ярким и выразительным.

А помогут нам в этом слова-помощники, они записаны у вас на листочках. Но сначала выполните задания:

1) Распределите эти слова в две группы.

2) По какому принципу их можно записать в две группы?

3) Назовите морфологические признаки имен прилагательных и морфологические признаки причастия.

4) Вставьте пропущенные буквы.

5) Объясните их (два ученика выполняют это задание у доски, остальные работают в тетради).

Проверяем. Оценки.

  1. Творческая работа

Попытаемся, используя слова-помощники, создать текст, который бы отражал содержание этой картины. Сделаем его ярким, выразительным. А для этого нужно использовать не только причастия, прилагательные, но и причастные обороты. Ведь, «чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя» (А.С.Пушкин).

- Вспомните, что такое причастный оборот?

- От какого слова нужно задать вопрос?

Итак, поработаем над первым предложением. Какое прилагательное здесь подходит по смыслу? Окончание можно изменять. А какое причастие?

Составьте предложение с причастным оборотом. Что у вас получилось (чтение предложений, запись на доске, в тетради)?

- Найдите причастия, причастные обороты, расставьте знаки препинания.

На этом мы пока закончим.

- Ребята, а теперь сравните наши предложения с предложениями в тексте. Что изменилось?

- Каким стал текст (ярким, выразительным, более точным, ясным)?

  1. Итог урока

- Какова же роль причастия в тексте (придают образность, выразительность) Для чего нужно изучать причастия (грамотно, умело составлять текст, чтобы он получился ярким, выразительным)?

- Где можно увидеть причастия (в художественном тексте (и не только), в письме другу и т.д.)?

  1. Домашнее задание.

Закончить творческую работу (сочинение – описание по картине).

Оценки за урок.

Текст.

По небу несутся облака. Туча медленно растёт, закрывая собою солнце. В воздухе носится ветер. В вышине слышится крик птиц. Вдалеке горы сливают­ся с горизонтом. Листья украшают теперь берёзку. Земля погружается в сон.

Слова-помощники:

Белый, г_нимый, серо голубой, пр_щ_льный, отч_рченный от неба, усып__ный пеплом, г_лубой, сыреющий, ж_лтый, к_ричневый, б_рдовый, в_днеющийся, ч_рный, п_х_л_девший, пр_крытый, павший, л_т_щий.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.