Урок русского языка по теме «Причастие как часть речи» для 7 класса
Урок русского языка в 7 классе учителя МБОУ «Шумаковская СОШ» Курского района Курской области Гуляевой Екатерины Витальевны
Тема |
Причастие как часть речи |
||||
Цель |
Познакомить учащихся с причастием как самостоятельной частью речи, формировать и совершенствовать умения отличать причастие от имени прилагательного и глагола; правильно согласовывать с именами существительными; развивать логическое и абстрактное мышление, умение сопоставлять и производить выбор; воспитывать интерес к родному языку развивать орфографическую зоркость, навыки самостоятельной работы, умение анализировать |
||||
Планируемый результат |
Предметные умения |
Формировать УУД |
|||
Знать, что такое причастие, уметь отличать причастия от других частей речи |
Личностные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
|
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. |
строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь |
Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках |
||
Основные понятия |
Причастие, самостоятельная часть речи, морфологические признаки причастия |
||||
Межпредметные связи |
Литература |
||||
Ресурсы: |
Методическое пособие, презентация, учебник Русский язык 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.1/ Т.А. Ладыженская и др. |
||||
Тип урока |
Урок открытия нового знания. |
||||
Методы и приемы обучения |
Комментированное чтение, задания на установления соответствий, устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, работа с текстом, тест |
||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты |
|||||
I. Орг.момент Цель: Включение в деят-ть |
Доброе утро, ребята. Садитесь. Посмотрите в окно. Что вы видите? Откройте тетрадки и запишите сегодняшнее число, классная работа. Хорошо. |
Записывают число, классная работа, наблюдают за природой |
Включение в учебный процесс |
|||||
II. Мотивация к учебной деятельности Цель: определение содержательных рамок урока |
Давайте запишем предложение: м гл Какой? П сущ прил сущ Я вижу падающий с дерева осенний лист.
Определите части речи, подчеркните. как члены предложения (работа у доски) Вызвало ли какое-нибудь слово затруднение? Падающий –какая часть речи? |
.
Записывают предложение, указывают части речи, разбирают по членам предложения
Не могут определить часть речи слова ПАДАЮЩИЙ Перед нами ПРОБЛЕМА |
Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
|||||
III. Выявление места и причины затруднения |
Ребята, давайте выпишем слово, вызвавшее сомнение и разберем по составу. На какие части речи оно похоже? От какой образовано? Давайте с вами сделаем 2 колонки, посмотрим, какими же морфологическими признаками, обладает наше слово
|
На прилагательное (по окончанию, вопросу) и глагол Вспоминают морфологические признаки глагола и прилагательного, отмечают в колонках, какие есть у слова
|
Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения; Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
|||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения . |
Итак, друзья мои, сложилась затруднительная ситуация. Как вы считаете, какова цель нашей дальнейшей работы? Правильно. А что мы должны сделать, чтобы решить эту проблему? Итак, какие же признаки у слова ПАДАЮЩИЙ (признак предмета по действию обозначает, несов.в, невозврат., м.р., ед.я, И.п, определение) Молодцы! Мы с вами познакомились с новой самостоятельной частью речи (хотя некоторые лингвисты считают, что это форма глагола) – причастием. Давайте попробуем сказать, что же такое причастие. Посмотрите еще раз на наше предложение. Скажите, а можно ли причастие ПАДАЮЩИЙ заменить другой частью речи, словосочетанием ЛИСТ, КОТОРЫЙ ПАДАЕТ Хорошо. Давайте попробуем составить алгоритм, как найти причастие в предложении. Обозначает и действие, и признак Образовано от глагола Можно заменить словосочетанием Суффиксы причастия |
Найти решение данной проблемы Познакомиться с новой частью речи, обратиться к учебнику Причастие –самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой, какая,какое, что делающий, что сделавший, обозначает признак предмета по действию, соединяет в себе признаки прилагательного (р,ч,п) и глагола (вид,возвр.,перех), в предложении является определением и сказуемым. Вырабатывают алгоритм |
Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения; Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
|||||
V. Реализация построенного проекта |
Физ.минутка А теперь давайте отдохнем. Возьмем нашу книжку. Кто называет число сегодня? (брошюра «Физ.минутки на уроках») Молодцы, немножко отдохнули. Давайте закрепим наши знания. Перед вами предложения, в которых вы должны найти причастия, обозначить суффикс, указать р,ч, п. Кто мне скажет автора и название произведения? 1.Пес не прочь был пожевать и бумагу, пропитанную таким вкусным котлетным запахом. 2.Потом он потянул Нока за ошейник и пошел к брошенным вещам. 3.Были три длинных дома среди редких сосен, посыпанная песком площадка, мачта с флагом. 4.Трава между сосен вытоптанная, только вдоль забора густо росли репейники и крапива. 5.Витька, утомленный и обиженный, замолчал. 6.Солнце зарылось в косматые облака и дрожало там, как промокший рыжий щенок. 7.Это был всадник. Сидевший на тонконогом коне. У коня была вскинутая голова и взлохмаченная грива. 8.День стал ярким, сверкающим синими лужами и теплый. Над высыхающим асфальтом поднимался пар. 9.В широкий разрыв пушечным ядром вылетело раскаленное солнце. 10.Сережа закрыл глаза и с нова, как в кино, увидел рванувшиеся кусты, вскинутые конские головы, вздыбленного гнедого жеребца на краю поляны. 11.Тот развинчивал сломанную рапиру и хмуро огрызался. «Третье лишнее» |
Личностные результаты: 1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к искусству; Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
||||||
VI. Самостоятельная работа Цель – тренировать способность к самоконтролю |
Молодцы. В остальных предложениях попробуйте найти и выписать причастия + сущ.самостоятельно 5.Витька, утомленный и обиженный, замолчал. 6.Солнце зарылось в косматые облака и дрожало там, как промокший рыжий щенок. 7.Это был всадник. Сидевший на тонконогом коне. У коня была вскинутая голова и взлохмаченная грива. 8.День стал ярким, сверкающим синими лужами и теплый. Над высыхающим асфальтом поднимался пар. 9.В широкий разрыв пушечным ядром вылетело раскаленное солнце. 10.Сережа закрыл глаза и с нова, как в кино, увидел рванувшиеся кусты, вскинутые конские головы, вздыбленного гнедого жеребца на краю поляны. 11.Тот развинчивал сломанную рапиру и хмуро огрызался \ Распределительный диктант. - А сейчас задание следующее: распределите словосочетания в 2 столбика таким образом, чтобы в первом находились словосочетания с прилагательными, а во втором – с причастиями. Помните о главном их отличии друг от друга. Маленькая игрушка, крупный лист, крутящийся глобус, поющий мальчик, тенистая аллея, желтеющая нива, жёлтый блеск, холодное утро, прочитанная книга, читательский дневник, морозный день, обмороженный палец, маринованные огурцы, завязанный шарф, зелёное яблоко, зеленеющие луга. (Работа проверяется путём самопроверки) - В каком столбике оказалось больше словосочетаний? - Что нужно сделать для того, чтобы их уравнять? Так давайте придумаем и запишем в этот столбик словосочетания с прилагательными, чтобы количество записанных словосочетаний в обоих столбиках было равным. Поставьте себе оценки |
Самопроверка, обмениваются тетрадями |
Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
|||||
VII. Итог урока. Рефлексия Цель – зафиксировать новое содержание |
Ребята, давайте вспомним, о какой части речи мы сегодня говорили на уроке? Что мы о ней узнали? Синквейн Причастие Полное,краткое Изменяется,обозначает,отвечает Имеет признаки прилагательного и глагола
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА Форма «Микрофон» Какое из выполненных заданий вызвало затруднение? Что обозначает причастие? «Продолжи фразу» Сегодня уроке я узнал… Я запомнила(а), что… |
Контрольный листок 1. (1), 2. (3,4), 3. (4), 4. (3). |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
|||||
VIII. Домашнее задание. |
Карточки с предложениями с причастиями П.12 упр.76 |