Урок по русскому языку и культуре речи
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Культура речи»
Выполнила: Салманова М.М.
2024 г.
Тема: «Культура речи»
Эпиграф:
«Заговори, чтоб я тебя увидел...»
(Сократ)
Цели урока: формирование личности, полностью открытой для общения, формирование умения решать коммуникативные задачи, владеть грамматическими нормами современного русского литературного языка.
Задачи:
Образовательные:
- развивать навыки поиска информации, отбора и систематизации найденного материала, умения обобщать данные;
- знать языковые нормы современного русского языка;
- выявить нарушения языковых норм и отточить навыки правильного образования и употребления различных слов.
Развивающие:
- формировать у обучающихся понимание необходимости соблюдения норм литературного языка;
- развить навыки саморазвития и самоорганизации обучающихся.
Воспитательные:
- повышать уровень языковой культуры школьников;
- воспитывать бережное отношение к родной речи.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Вид: Комбинированный
Образовательные технологии, используемые на уроке:
Технология проблемного обучения, технология АМО.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: словесный, проблемно-поисковый, репродуктивный.
Оборудование к уроку: презентация, раздаточный материал, работа со словарями.
Ход урока
Организационный момент:
Предметом нашего разговора сегодня станет речь. Речь - это лакмусовая бумажка культурного воспитания человека, его образованности и интеллегентности. Я надеюсь, сегодняшний урок поможет понять, как важно бережное отношение к русскому языку.
Проверка домашнего задания.
(Слайд №2)
Задание: Найдите и исправьте все ошибки, вызванные нарушением норм языка:
«1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 5. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций.» [Видеотьютер по русскому языку]
Актуализация знаний.
- Обратите внимание на экран. Перед вами высказывание Сократа, которое является эпиграфом к нашему уроку. Запишите его в тетрадь.
(Слайд №1)
«Заговори, чтоб я тебя увидел...»
(Сократ)
- Как вы понимаете эти слова? (Мнения учеников).
- Как вы думаете, почему мы начали урок с цитаты Сократа? О чем конкретно сегодня будем говорить? ( О культуре речи )
Постановка целей урока (Слайд №3).
- Обратимся к стихотворению Б.Ю.Нормана. (Слайд №4)
Найдите ошибки в употреблении слов.
«Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живёт
Тот, кто любую овощ,
И всю картофель съест,
Баранок без разбору
Умнёт в один присест.
Прожорлив, как собака,
Тот, кто живёт в шкафу:
Пропала тюль и тапок
И туфель на меху.
Он съел жилету кунью
И дедовский папах,
Персолем и шампунью,
Который весь пропах.
Так кто ж ту путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мышь ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?
Вы скажете: не верим!
Чтоб всё пустить в труху?
...Но есть обжора — Время -
Вот кто живёт в шкафу.» [Б.Ю.Норман]
(Обсуждение стихотворения)
Мотивация изучения темы.
Метод «Следопыты». На доске записана тема урока, учащимся предлагается определить, какие разделы языка необходимо знать, чтобы правильно произносить слова и строить предложения. (Учащиеся по очереди записывают разделы языка на доске)
- Итак, из чего же состоит культура речи? (Лексикология, орфоэпия, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)
Культура речи:
Морфология
Орфоэпия
Пунктуация
Синтаксис
Лексикология
Словообразование
Орфография
Слово учителя с элементами беседы.
- Вы определили важнейшие качества красивой речи и разделы языка, которые помогают нам говорить, не допуская ошибок. Рассмотрим наиболее типичные ошибки.
Ошибки в структуре слова.
При словообразовании. (Слайд №5)
КУвет - кЮвет, афЕра - афЁра, компеНтентный - копетентный, инцидент - иНцидент, двуличный - двуХличный, с питИстами – с пятьЮстами, наДсмехаться- насмехаться, поскользнуться – поДскользнуться.
При формообразовании. (Слайд №6)
ИнженерА – инженЕры, без погон – без погонОВ, пять килограммов – пять килограмм, нет носок – нет носкОВ, красиВШЕ – красивЕЕ, ложить – класть, слазь – слезай, ляГ - ляЖ.
Ошибки в структуре словосочетания.
При согласовании. (слайд №7)
Шел дорогой, окруженный(ой) лесами, модное(ый) кафе-бар, с обеих (оих) сторон, областная(ое) ГИБДД.
При управлении. (Слайд №8)
Поражаться его силой (силе), жажда славы – жажда к славе, согласно приказу(а), с днем рождения(ем), указал о недостатках – указал на недостатки, по возвращинии(ю).
Ошибки в структуре предложения.
При согласовании сказуемого с подлежащим. (Слайд №9)
Я с другом были вчера в музее. Песня-романс заворожил своей мелодией. Детвора резвились во дворе. Прошли сто лет.
При построении предложений с однородными членами. (Слайд №10)
Девочка была аккуратной и усидчива. Он любил волейбол и плавать. Он махнул рукой и громко свистел. В то время как директор выходил из здания и сел в машину.
Смешение прямой и косвенной речи. (Слайд №11)
Сын сказал, что завтра вынесу мусор. Чиновник ответил, что я больше не смогу за этим спокойно наблюдать. Мальчик ответил учителю, что я усвоил урок.
Самостоятельная работа учащихся со статьей. (Слайд №12)
Учащимися выписываются основные положения статьи, называются качества хорошей речи. Делаются выводы: правильность речи – соблюдение норм литературного языка.
«Представление о том, что такое хорошая речь, исторически изменчиво, обусловлено социально, а иногда и территориально. Поэтому встает вопрос о допустимости или недопустимости каких-то профессиональных нарушений норм. Оценки речи зависят от функционально-стилевой принадлежности, формы (устная / письменная) и условий ее осуществления. Е. Н. Ширяев дал очень емкое определение культуры речи: «Культура речи – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач». Таким образом, хорошая речь – это прежде всего речь целесообразная (касающаяся не только формы выражения мысли, но и самого содержания сказанного или написанного). Безусловные качества хорошей речи – ее соответствие этике общения, ее понятность адресату, отсутствие стереотипности, проявляющая большой словарный запас. Речь носителей среднелитературного типа речевой культуры вполне может быть хорошей не только в дружеском общении, но и в профессиональной деятельности, однако за пределами указанных ситуаций их речь может быть беспомощна. По-настоящему хорошая речь в любой ситуации встречается только у носителей элитарного типа речевой культуры, хотя какие-то погрешности могут быть и у них. Еще один параметр хорошей речи – допустимость и недопустимость тех или иных отклонений от норм.» [федеральный портал "Российское образование"]
Языковая разминка.
Учащимся предлагается встать. Учитель читает слова и словосочетания. Задача учеников – хлопнуть в ладоши, если слово употреблено учителем верно, подпрыгнуть – если учитель употребил слово неправильно.
Материал для для разминки: ихние книги, с пятьюстами рублями, день рождения прошло, горячий кофе, белый тюль, по приезду в город, ложить руки на стол, стала красивше, лучший номер, махая крыльями, указал о проблемах, он пошел и взял, важные договора, он сказал, что не знаю.
Закрепление изученного.
Найдите ошибки в употреблении слов. Запишите предложения в исправленном виде.
Лица ребят, описывающих о поездке, раскраснелись от оживления.
Олег надел дождливый плащ и вышел на улицу.
Плакат, нарисуемый художником, повесили в классе.
Мимо нас промчался гончий автомобиль.
Плющ,который вьющийся по стене,украшает комнату,радует глаз.
Хорошая книга – это подарок, завещавший автором человеческому роду.
Деревья,которые растут в аллее и украшающие парк,были совсем молодые.
Групповая работа.
Учащиеся делятся на 7 групп, по числу разделов языка, отвечающих за нормы употребления слов и предложений. Каждая группа получает карточки, с записанными на них предложениями, в которых допущены ошибки, относящиеся к соответствующему разделу языка. Задача учеников найти все ошибки, прокомментировать и исправить их.
Лексикология:
Её внешность очень эффективная.
Брошенные животные вызывают жалкое отношение у добрых людей.
В заключение слово для доклада представили директору заводу.
Орфоэпия:
ПрАздник нАчался с неприЯтностей.
Куда-то пропАла ее туфлЯ.
Паша позвОнит и договорИтся насчет билЕтов.
Орфография:
Друг не стал меня компроментировать.
Сегодня надену тот черный пинджак.
Ни при каких обстоятельствах не доверяйте двухличным людям.
Словообразование:
Я молча подал полотенец.
Тем самым он проявил благородность.
Это фантастическое трудоспособие было передано ученикам.
Морфология:
Лягте на кровать и не разговаривайте.
Я стал выбирать более лучший маршрут.
Я приставал с расспросами к обоим соседкам.
Синтаксис:
Не вечно ни юность, ни лето.
Выйдя на окраину, перед ними открылась поляна.
Петров не сомневаясь ответил, что я никогда бы так не поступил.
Пунктуация:
Улетали птицы и небо грустило.
Не увидев никого в доме я отправился прочь и, ничего не замечая вылетел за дверь.
И одноклассники, и моя друзья и родители, поющие в хоре, не заметили, что я ушел, хлопнув дверью.
Рефлексия.
«Продолжи фразу». У каждого ученика на столе карточка с четырьмя незаконченными фразами:
«Мне было интересно узнать…»
«Меня удивило, что…»
«Я научился …»
« Я проявил себя …»
Выборочное чтение законченных предложений.
Итог урока. Выставление оценок.
Что это такое «нормы языка»? (Мнения учащихся)
Нормы литературного языка – это общепринятые в речевой практике правила употребления и написания слов, словосочетаний и предложений.
Нормы закреплены в словарях и справочниках, они охватывают все уровни русского языка. Языковые нормы характерны для устной и для письменной речи и обязательны для всех.
Чтобы наш язык не потерял красок, не огрубел и не исчез, приходится бороться за его чистоту. И начать должен каждый с себя.
Домашнее задание.
Источники: Учебник –Русский язык и культура речи, автор Е.С. Антонова.