Урок по русскому языку на тему «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: формирование умений находить и проверять безударное окончание имен существительных во всех падежах.
Задачи урока:
Дидактические:
-формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных во всех падежах;
-познакомить учащихся с особенностями правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, умение делать выводы;
- развивать речь учащихся
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению предмета «Русский язык»
Этап урока | Образовательная задача урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации урока (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные) | Личностные | |||||||
1.Мотивационно – целевой | Мотивирова | Словесный метод | Подготовка к уроку обучающихся. - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок проведу у вас я. Присаживайтесь и приготовьте свое рабочее место. Пожалуйста, откройте свои тетради и запишите число, классная работа - Молодцы! Вижу, что все настроились на качественную, плодотворную работу. - Перед вами слова. Запишите их в 1 столбик, вставьте пропущенную букву, поставьте ударение. Из рек. По вод. На кон. В степ. -Проверьте себя Молодцы! Все справились. - В какой части слова была пропущена буква? Прочитайте слова 2 столбика. Покажите пропущенную букву карточками-сигналами - Проверьте и оцените себя. - Молодцы! С заданием справились, но были допущены ошибки. - В какой части слова была пропущена буква? - Почему при записи слов 1 столбика у вас не возникло затруднения, а при работе над словами 2 столбика были допущены ошибки? - Исходя из этого, скажите, над какой темой мы будем работать сегодня? - Какую цель себе поставим? | Приветствуют учителя.
Рабочее место. Записывают число и классная работа
работу на уроке. Записывают слова, ставят ударение. Проверяют по эталону. Оценивают свою работу сигналами. -В окончании. - В 1 столбике окончания ударные, а во втором безударные. - Правописание безударных окончаний имён существительных. - Научится правописанию безударных окончаний имён существительных во всех падежах. |
| Презентация | Учатся определять | Р. К | Проявляют интерес к учебному предмету «Русский язык» |
2.Проектировочный | Развивать умение обучающихся планировать свои действия для достижения цели | Словесный метод (беседа) | Составляет план урока совместно с детьми. - Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? -Что нам нужно узнать? 1. Узнать …. - А чему мы научимся? 2.Научится … | . 1.Узнать алгоритм способа проверки безударных окончаний имён существительных во всех падежа 2.Научится применять способ проверки безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | Ф | План урока на магнитной доске | Р | Самостоятельно определяют мотивы учебной деятельности и смысла учения | |
3.Процессуальный | Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся | Активный (частично-поисковой, наглядный) | Давайте проведём с вами словарную работу Словарная работа – выборочный диктант с комментированием. -Послушайте пословицы и скажите, чему они нас учат: «Тот достоин наград, кто трудиться рад». «Кто в труде впереди, у того орден на груди». - Прослушайте пословицы ещё раз и назовите слова с непроверяемым написанием. -Назовите лишнее слово. Почему это слово лишнее? - Назовите синоним к словам награда, орден. Молодцы, хорошо справились. Приступаем к 1 пункту нашего плана Вернемся к проблемной ситуации. Посмотрите внимательно на слова 1 и 2 столбика. Могут ли слова 1 столбика помочь при проверке написания слов 2 столбика? Почему? - Сделайте вывод как можно проверить безударное окончание имени существительного. - В каждом склонении есть слова с ударным окончанием. Назовём их опорными словами. для первого склонения - страна, земля для второго склонения - конь, окно для третьего склонения - степь - Попробуем построить алгоритм использования опорных слов для проверки безударных окончаний. Для начала нужно определить начальную форму. Затем склонение. После этого проверить опорным словом в зависимости от склонения. Я раздаю вам памятки алгоритма и опорных слов для каждого склонения, чтобы вы никогда не забывали способ проверки. Молодцы, вы отлично справились. Какой пункт плана мы выполнили? Узнать алгоритм способа проверки безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Перед вами лежат листы самооценки. Если на данном этапе у вас не возникло затруднений поставьте +, если возникли галочку. Переходим ко 2 пункту нашего плана. Научится применять способ проверки безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число, классная работа. Откройте учебник на странице 126. Упражнение 238. Читаем задание. Прочитайте пословицы. Определите главную мысль одной из них Спишите, вставляя окончания имен существительных Докажите, что вы правильно выполнили задание. Давайте перечислим слова, в которые требовалось вставить окончание В тесноте В обиде При солнышке При матери Кошки Мышки Математике В опасности В гневе По капельке По былинке Определяем начальную форму. В тесносте-теснота Определяем склонение 1 скл Какие опорные слова для 1 склонения? Посмотрите памятку. Земля, страна Проверяем В земле (Аналогично с остальными словами) Перед вами лежат карточки с заданием. Слева написаны слова, у которых нужно определить начальную форму, род, склонение, падеж и написать окончание. Вам нужно заполнить эту таблицу. На выполнение задания дается 7 минут. Молодцы, вы отлично справились. Теперь предлагаю вам выполнить проверить знания и выполнить небольшую тестовую работу. На это вам дается 10 минут. Какой пункт плана мы выполнили? Научится использовать способ проверки безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Перед вами лежат листы самооценки. Если на данном этапе у вас не возникло затруднений поставьте +, если возникли галочку. | Слушают пословицы, высказывают своё мнение. (Чтобы получить награду, надо хорошо трудиться) -Награда, впереди, орден. Впереди, так как остальные слова – имена существительные. - Медаль, поощрение, заслуга. Сравнивают слова. - Слова 1 столбика могут помочь при написании слов 2 столбика, так как имеют одинаковое склонение и падеж. - Безударное окончание имени существительного можно проверить ударным в том же склонении и падеже. Знакомятся с опорными словами. Высказывают свои предположения Наблюдают за пошаговым построением алгоритма по эталону. Получают памятки Заполняют листы самооценки. Записывают число, классную работу Выполняют задание из учебника Выполняют задание Делают тест Заполняют листы самооценки | Ф И Ф И | Раздаточный материал, Учебник Русский язык 4 класс 1 часть УМК Школа России Листы самооценки Учебник Русский язык 4 класс 1 часть УМК Школа России Раздаточный материал Листы самооценки | Знать отличительные особенности именительного, родительного и винительного падежей существительных, развивать умение сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода. Самоконтроль, контроль учителя Самоконтроль | Р: умение реализовать план занятия. К: умение слушать и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении. | Положите- |
4.Рефлексивно-оценочный | Оценка деятельности на уроке; Сопоставить результаты учебной деятельности с поставленными целями и задачами, провести самооценку и взаимооценку обучающихся | Словесный метод, наглядный | -С чем мы сегодня познакомились? -А какая была цель урока? -Какие задачи ставили в начале урока? -Оцените свою работу на уроке продолжив фразы. - Теперь я могу… - Было трудно… - У меня получилось…. | - С алгоритмом проверки безударных окончаний имен существительных во всех падежах. 1.Узнать алгоритм способа проверки безударных окончаний имён существительных во всех падежа 2.Научится применять способ проверки безударных окончаний имён существительных во всех падежах | Ф | Р Возвращаются к пунктам плана; | Понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. Проводят самоанализ и самоконтроль результатов. |