12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильгамова Лидия Расиховна38

МБУ ДО ДШИ с.Миндяк МР Учалинский районРБ










Разработка открытого урока по слушанию музыки


в 3 классе отделения народных инструментов

преподавателя музыкально-теоретических дисциплин

МБУ ДО ДШИ с.Уральск Ильгамовой Л.Р.

























План-конспект урока по слушанию музыки в 3 классе ОНИ


Цель урока: расширение знаний о музыке русского народа посредством знакомства с русскими народными инструментами. Повторить и закрепить знания, полученные на предыдущем уроке по теме «Русские народные инструменты»

Задачи:

формировать представления учащихся о многообразии музыкальных инструментов;

воспитывать у учащихся интерес к музыкальному искусству;

развивать у учащихся тембровый слух;

активизировать творческую активность учащихся.

Тип урока: повторение и закрепление пройденного материала

Вид урока: открытый урок


Ход урока


Организационный момент. Приветствие.

Проверка домашнего задания

Перед проведением урока учащимся было дано домашнее задание – повторить пройденный на предыдущем уроке материал, подготовиться по теме «Русские народные инструменты».

На уроке домашнее задание проверяется необычным игровым способом. Каждый из учащихся выбирает себе инструмент, и от имени этого инструмента дает интервью (Учителю).

Вопросы для каждого учащегося, представляющего один из народных инструментов:

«Интервью с балалайкой».

Расскажите о происхождении вашего имени.

Мне известно, что к середине 19 века балалайку вытеснила гармонь. Знаете ли вы имя того музыканта, что возродил род балалаечный? Разве он не был скрипачом?

Можете ли вы назвать имена знаменитых балалаечников?

«Интервью с баяном»

Когда вы родились, уважаемый баян?

Вы еще очень молоды. Расскажите историю вашего возникновения. Правда ли, что ваш предок – китайский инструмент шэн?

Когда же впервые и где встречается название баян?

У вас много родственников. Представьте их нам, пожалуйста.

«Гусли»

Ваше имя – исконно русское слово. Что оно означает?

Первое упоминание о вас содержится в летописи VI века. Не так ли? Где же можно было услышать ваше звучание в старину?

Во многих былинах гусли называют яровчатыми. Что это значит?

Есть ли среди гуслей разновидности?

Расскажите подробнее о своей самой современной родственнице?

«Рожок»

Рожок – духовой, струнный или ударный инструмент?

Расскажите о себе подробнее.

Я знаю, что на рожке играют наигрыши. Песенные наигрыши сопровождают народные песни, танцевальные наигрыши – пляски. А для чего же нужны сигнальные наигрыши?

В конце 19 века успех имел хор рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева. Расскажите нам об этом подробнее.

«Домра»

Домра – древнерусский старинный инструмент. Считается, что слово домра тюркского происхождения. Как вы считаете, так ли это?

Домра была любимицей скоморохов. Поведайте нам, кто же они такие? И за что они так любили домру?

Знаете ли вы, почему домру запретили с 1648 года?

Когда была возрождена домра? Кто увековечил свое имя, возродив ее?



Викторина.


Следующим этапом закрепления пройденного материала является викторина. Детям раздаются карточки с названиями русских народных инструментов. Прослушав музыкальный фрагмент, нужно поднять карточку с названием солирующего инструмента.

А.Цыганков «Вдоль да по речке». Домра.

Сигнальный пастуший рожок.

Е.Стрельников «Посею лебеду на берегу». Гусли.

Русская народная песня «Как у наших у ворот». Баян.

Русская народная песня «Полянка». Свирель.

Н.Осипов «Липа вековая». Балалайка.

А.Байкалец. Жалейка.



Кроссворд.

Завершающим заданием на уроке становится кроссворд, вопросы которого составлены из загадок про музыкальные инструменты.


По вертикали:

1.Он - старинный инструмент.
Как же нравится он всем!
Издревле* на нём играли:
Нам былины рассказали.
Он тоску разгонит, грусть ли.
Заиграйте звонче,(Гусли.)

2.В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная. (Гармонь)

6.Слева он – фортепиано,

Справа – кнопки от баяна.

А меха – как на гармошке.

Это ясно даже кошке,

Ну, конечно, это – он. Инструмент … (Аккордеон)

8.Знает каждый с малых лет
Старорусский инструмент.
Три струны и пальцы рук
Извлекают чудный звук.
Как начнёт играть, тот час
Хочется пуститься в пляс.
Так попробуй, отгадай-ка,
Что же это? ...(Балалайка)


По горизонтали:

3.Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется...(Свирель)

4.У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет — Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян

Голосистый мой… (Баян)


5.За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких… (Ложках)


7.Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка. (Домра)





















а

я

н











р










у




м









с



о

ж

к

и







л




н


к





в

и

р

е

л

ь


о




а










р




л










о

м

р

а










е




л










о




а










н




й














к














а





Подведение итогов, выставление оценок.



Загадки с сайтов: 

https://po-ymy.ru/detskie-zagadki-pro-akkordeon-bayan-i-pro-garmoshku.html

https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-muzyku/

https://infourok.ru/zagadki-pro-narodnie-muzikalnie-instrumenti-2072037.html

http://lad-lad.ru/zagadki/1016-zagadki-pro-muzykalnye-instrumenty.html


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.