Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме «Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши»
Урок музыки в 2 «Б» классе (УМК «Школа России») |
|
Тема |
|
Педагогическая цель |
Выявить взаимосвязь между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений и окружающего мира, воспринимая музыку, как интонационно – образную речь. |
Тип урока |
Повторение изученного. |
Планируемые результаты (предметные) |
Научиться выделять чувства и эмоции человека, выраженные в музыке; осмысленно владеть способами певческой деятельности; проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление; понятно, точно, корректно излагать свои мысли; осознанно отличать звучания различных инструментов; оперировать терминами. |
Личностные результаты |
Проявлять стремление к красоте и гармонии; приобретают эстетический взгляд на мир; оценивать и сознательно выстраивать эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
регулятивные – развивать голос, слух, слушательскую культуру; выполнять действия в качестве слушателя, исполнителя; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; познавательные: научиться слушать музыку, исполнять музыкальное произведение, характеризовать музыку; ставить вопросы, формулировать проблемы; осуществлять сбор информации; применять и представляют информацию; коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; уметь вести диалог, слушать собеседника; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
Методы и формы обучения |
Словесная, фронтальная, индивидуальная, практическая. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Народные, инструменты, плясовые наигрыши. |
Образовательные ресурсы |
Конспект, м/м презентация, учебник, музыкальный материал: «Калинка», «Светит месяц», «Камаринская». |
Технологическая карта урока.
Этапы урока |
Виды работы |
Содержание взаимодействия с учащимися |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I.Организация начала урока. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. |
1.Приветствие учащихся, эмоциональный настрой учащихся, проверка готовности к уроку. |
-Здравствуйте ребята, сегодняшний урок музыки проведу у вас я, зовут меня Марина Ивановна! Прозвенел звонок. Начался урок. Стали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели. -Проверим готовность к уроку. На партах у вас должны лежать пенал, учебник и рабочая тетрадь. -Покажите мне, как должны сидеть настоящие ученики? Спинку мы держим ровно, ручки сложены на парте, ножки стоят на полу или на подставке. -Не забываем соблюдать дисциплину в течении урока, те, кто будет поднимать руку, соблюдать тишину на уроке и активно отвечать-будут получать жетончики. Чем больше жетончиков, тем лучше будет ваша оценка в конце урока. |
Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание
|
Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность. |
II.Актуализация знаний. Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления. |
1.Беседа по теме прошлого урока. |
На прошлом уроке вы познакомились с новыми песнями. Вспомните их названия. («Песня о России», "Здравствуй, Родина моя"). Эти песни композиторские или народные? (композиторские). О чем поется в этих песнях? (О Родине). Что объединяет эти песни? (передают радостное настроение). Как вы думаете, что их отличает? (разный характер исполнения, в "Песни о России" есть запев и припев, а в песне "Здравствуй, Родина моя" только запев.) Песни очень отличаются по характеру исполнения. Назовите одним словом резкое отличие друг от друга? (контраст). |
Задает вопросы по ранее изученному материалу; закрепляет знания учащихся. |
Отвечают на вопросы учителя. |
III. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
|
1.Проблемная ситуация.
2. Формулирование теме урока
|
На столе у учителя представлены инструменты: баян, балалайка, шумовые инструменты. На доске вывешены иллюстрации народных инструментов. Ребята, посмотрите внимательно и попробуйте вспомнить названия этих инструментов.
Как вы думаете, с чем вы сегодня познакомитесь? (с народными музыкальными инструментами). Тема сегодняшнего урока посвящена оркестру русских народных инструментов, разыгрыванию и разучиванию русских народных песен. Да, вы верно определили тему, но мы еще будем слушать звучание этих инструментов, услышим как звучит гармонь, балалайка, ложки, рожок , береста и многие другие. Но самое главное вы сами будете сегодня творить музыку, играть на этих инструментах. |
Сообщает уч-ся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала; создает проблемную ситуацию; актуализирует опыт уч-ся. |
Принимают учебную задачу; используют имеющиеся знания; Слушают учителя; Отвечают на вопросы. |
IV. Изучение нового материала. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению) Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. |
1.Работа с учебником с. 55
2. Слушание песни «Калинка»
3. Игра «Дельфин»
4. Работа с русскими народными инструментами
5. Просмотр отрывка из выступления оркестра русских народных инструментов. «Светит месяц», «Камаринская», плясовые наигрыши.
6. Работа с учебником с. 55 – 56
7. Игра «Дирижёр»
|
Откройте учебники на странице 55 и посмотрите на стихотворение Серебрякова. С интонацией прочитает. Как вы понимаете выражение «С песней на Руси родилась?»
На Руси всегда очень любили петь и песней сопровождали все свои дела. Давайте вспомним русские народные песни, которые вы знаете, с которыми познакомились в I классе, а также вспомнить, какие народные песни и каких исполнителей знают и любят в их семьях. «Во поле береза стояла», «Калинка», «Блины», «Ах вы сени», «А мы просо сеяли». Называют исполнителей Н. Кадышеву, Н. Рюмину, Кубанский казачий хор, М. Журавлеву. Правильно ребята, эти люди исполняют русские народные песни.
Сейчас вы прослушаете русскую народную песню. В ходе прослушивания вспомните, как она называется и попытайтесь определить, какие музыкальные инструменты вы услышали. И так ребята, как называется песня, которую вы сейчас прослушали? («Калинка»). А какие инструменты вы услышали? (ложки, бубен, валдайские колокольчики). Есть ли в этой музыке, помимо жанра песни еще другой жанра? (да, есть жанр танец, или точнее пляска.) Песня "Калинка" состоит из куплетов и припева. Контрастны ли они, аргументируйте? (Да, контрастны. Куплеты поются неторопливо, певуче, распевно, а припев передает удалой, веселый плясовой характер.) Меняется ли темп в припеве, если меняется, то, как и зачем? (темп в припеве изменяется от медленного до быстрого, наверно, чтобы показать русскую удаль, задор.)
А теперь ребята не много поиграем. Сейчас вы еще раз прослушаете песню и изобразите ритм при помощи рук. Ваша рука, словно дельфин по волнам должна скользить, а ритм будет волной, чем он быстрее, тем быстрее движется дельфин. Какую особенность ритма вы заметили? (он ускоряется постепенно). Молодцы ребята, вы отлично справились. Посмотрите внимательно на слайд. Что на нем изображено? (русские народные инструменты). В начале урока вы уже называли их. Вспомним еще раз. (гармонь, гусли, жалейки, рожки, свирели).
Сейчас я вам расскажу об особенностях жанра плясовых песен. В русской плясовой песне, каждый участник сам старается придумать новое движение и перещеголять других в ловкости и умении. Участники при помощи движений показывают свою удаль. Ребята сейчас вы прослушаете отрывок из выступления оркестра народных инструментов (восприятие и слушание музыки). Звучит плясовая русская народная песня «Светит месяц». Как вы думаете, какой оркестр звучит симфонический или народный. (Оркестр народных инструментов.) Почему вы так решили? (Мы услышали голоса балалаек, баяна, трещоток.) В каком характере звучит музыка? (В радостном, весёлом.) Какие народные инструменты вы ещё знаете? Гармонь, свирель, рожок, ложки.
Откройте учебник на странице 54 и посмотрите на разворот учебника. На развороте учебника стр. 54-55 вы видите изображения музыкальных инструментов, назовите их? (Бубен, балалайка, гармонь, рожок, жалейка, гусли.)
А сейчас вы будете играть в народном оркестре. Работа в группах: 1-я группа - балалайки, 2-я группа -бас балалайки, 3-я группа- ксилофоны, 4-я группа - домры, 5-я - гусли, 6-я бубны, 7 - трещотки, 8-я - баяны. Тему исполняет первая группа, она имитирует балалайки, первую вариацию ведет вторая группа, это басы балалайки, третью вариацию исполняют ксилофоны и балалайки четвертую вариацию исполняют балалайки и домры, пятую вариацию - балалайки басы и балалайки, шестую - домры, седьмую - гусли и бубны, восьмую весь оркестр. Чтоб слаженно играл оркестр, кого надо пригласить? (Руководителя, дирижера.) Проводится игра в дирижера. Учащиеся выбирают дирижера. Вы выбрали руководителя оркестра, что он должен делать, просто махать руками или? (Он должен показывать, когда надо вступить тому или иному инструменту, группе инструментов, громче или тише сыграть, показать темп, характер музыки и т.д.) Итак, звучит запись "Светит месяц" и дети под руководством дирижера "исполняют" это произведение. Учащиеся имитируют исполнение народных инструментов. Молодцы ребята, какие чувства у вас рождает прослушивание этой песни? |
Рассказывает о происхождении музыкального жанра «кант» Задает вопросы |
Слушают и воспринимают новую информацию. |
V. Закрепление изученного материала. Цель: Систематизировать и закрепить учебный материал, изученный в течение урока. |
1. Игра «Кольца»
2. Особенности
3. Игра «Найди ошибку» |
Сейчас вы услышите песню, которая называется «Камаринская», вам нужно при помощи хлопков повторить ритм в след за оркестром.
Вспомните самую главную отличительную особенность русской народной танцевальной песни? (В русской плясовой песне, каждый участник сам старается придумать новое движение и перещеголять других в ловкости и умении. Участники при помощи движений показывают свою удаль.) Наш урок мы завершаем игрой « Найди ошибку». Найди ошибку. Слова заранее выписаны на экране. а) Русские народные инструменты -это ложки, бубен, скрипка., домра, балалайка, флейта, труба, свирель? Это верно? (Скрипка, флейта и труба инструменты симфонического оркестра.) : б) «Свети месяц» - украинская песня – пляска, русская народная песня – пляска, французская народная песня – пляска? (Русская народная песня – пляска.) в) Шумовые инструменты – это ложки, бубен, трещотки, домра, балалайка, свирель? (шумовые инструменты это: бубен, трещотки.) С какими русскими народными песнями познакомились на уроке? («Светит месяц», «Калинка», «Камаринская».) |
Задает вопросы, своевременно исправляет ошибки и неточности. |
Отвечают на вопросы учителя. |
VI. Подведение итогов урока. Цель: 1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. 2.Обеспечить усвоение учащимися внутри предметных и меж предметных знаний. 3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий. |
1.Обобщающая беседа.
2.Выставление оценок
3.Д/з |
Вспомним, с чем мы сегодня познакомились, что нового узнали? Что сегодня на уроке было для вас важным? Какие чувства вы испытали на занятии? -с новыми русскими народными инструментами; -узнали, какое значение в жизни человека играет фольклор; -научились определять на слух голоса русских народных инструментов; -сделали свой оркестр -чувство радости, что смогли поиграть на инструментах, что сами творили музыку.
За работу на уроке получает оценку… Спасибо за урок. Вы все сегодня молодцы. Очень активно работали, с хорошим настроением трудились. Мы с вами узнали много нового о русских народных инструментах. В вашем классе есть ребята, которые учатся играть на домре – русском народном инструменте, на баяне, гитаре. Дома вам будет нужно нарисовать один из русских народных инструментов в своей тетради. |
Организует деятельность учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений
|
Осуществляют активную и продуктивную деятельность, отвечают на вопросы учителя, усваивают необходимые условия для выполнения домашнего задания
|