Урок по столярному делу для обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам
Предложенный урок является одним из заключительных уроков столярного дела по изготовлению макета автомобиля из древесины для обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Занятие проводится с опорой на уже имеющиеся знания и навыки детей, с учётом уровня возрастных и познавательных возможностей каждого ученика и несёт практическую направленность.
ПЛАН - КОНСПЕКТ
урока по трудовому обучению
по профилю столярное дело
Класс 6
Тема: Изготовление колёс для игрушечного автомобиля.
Цель: Формирование навыков криволинейного пиление на примере изготовления колёс для макета машины.
Задачи урока:
Обучающая: закрепить теоретические и практические умения и навыки безопасной работы столярными инструментами.
Коррекционно-развивающая: коррекция памяти, геометрического восприятия, логического мышления, мелкой моторики, связной речи.
Воспитательная: формирование интереса к труду, самостоятельности в работе, ответственность за выполняемую работу, умению работать в коллективе.
Тип урока: Урок-закрепление.
Дидактическое обеспечение: образец изделия, памятки "Последовательность работы",Анализ изделия».
Методы: словесные, наглядные, практические.
Материалы, инструменты и приспособления: образец изделия, технический рисунок изделия, ножовки, выпиловочные столики, напильники, шаблоны, шлифовальная шкурка, столярный клей.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания.
1. Взаимное приветствие.
2. Проверка готовности к уроку.
3.Коррекционное упражнение: " столяр - плотник". Коррекция слухового произвольного внимания.
Учитель: О ком говорится в загадках?
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (столяр)
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник —
Делает нам стулья... (плотник)
- Ребята, с каким материалом имеет дело столяр? плотник? (С древесиной)
- Ребята, мы тоже с вами на уроках столярного дела изготовляем различные поделки из древесины.
II. Актуализация опорных знаний.
Цель: закрепление теоретических знаний о ручном столярном инструменте;
- развитие логического мышления и монологической речи.
1. Объявление темы и цели урока.
Тема нашего урока: Сборка игрушечного автомобиля
Цель: изготовление игрушечного пожарного автомобиля из древесины.
2. Коррекционное упражнение" Загадка".
Цель: развитие познавательных интересов; коррекция памяти (правила безопасной работы с ручным столярным инструментом)
- Ребята, отгадайте, с какими инструментами мы имеем дело на уроках по обработке древесины?
2.1. Отгадайте загадку:
Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска, —
Знать, невкусная доска. (Пила.)
- Какие правила безопасной работы надо соблюдать при работе с пилой?
2.2. Есть и круглый и квадратный.
Бархатистый и как ёрш.
Вот как черепаха.
Для работы и задачи
Всегда нужный подберёшь.
И у слесаря он нужен.
И у плотника найдёшь.
Можно заусенцы править.
Можно что-то подравнять.
Всё получится как надо
Если умно применять. (Напильник.)
- Какие правила безопасной работы надо соблюдать при работе с напильником?
2.3.Отгадайте ребус!
(киянка)
- Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать при работе с киянкой?
Учитель. Молодцы! Вот мы и вспомнили инструменты и правила безопасной работы с ним.
3. Анализ готового изделия.
Учитель. Посмотрите на образец нашего изделия, из каких основных деталей он состоит? (основание (рама), колеса, кузов, прожектор, лестница)
А какие детали вы изготовили? (перечисляют детали)
А каких деталей не хватает? (колес)
Учитель. Посмотрите на плакат, сейчас мы с вами уточним последовательность работы:
1. выпиливание колёс по шаблону
2. обработка шлифовальной шкуркой
3. крепление кузова к основанию (Какое соединение? (на гвоздях - разборное).
Какие еще вы знаете соединения? (на клею не разборное, шурупах-разборное)
Крепление колес к осям-на гвоздях, к основанию автомобиля собранной пары с осью - на клею.
Учитель:- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, какие правила безопасности надо соблюдать при работе пилении?
Ответы обучающихся.
III. Практическая работа.
Цель: закрепление навыков работы с ручным столярным инструментом- пилой.
-Коррекция мелкой моторики, волевой регуляции.
Коррекционное упражнение: пальчиковая гимнастика;
Ребята, прежде чем начать работать, давайте разогреем руки.
Массаж пальцев от основания к кончикам.
Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди руки вперед, вверх или в стороны.
Самостоятельная работа детей по плану:
1. Самостоятельное изготовление колес.
2. Обработка шлифовальной шкуркой.
3. Крепление колёсной пары к раме машины.
IV. Итог урока
Цель: составление связного рассказа детьми о ходе выполнения практического задания.
1. Самоанализ готового изделия.
2. Анализ и оценка работ детей.
3. Уборка рабочих мест.