Урок по теме «Байкал - бесценный дар природы» (География, 8 класс)
Нетесова Лариса Васильевна,
учитель географии
МКОУ СОШ №2 п.Жигалово Иркутской области
Урок географии Иркутской области
Тема: Байкал - бесценный дар природы
Класс: 8
Цели деятельности учителя:
- создать условия для систематизации и расширения знаний учащихся об озере Байкал;
- определение границ знания-незнания по данной теме;
- способствовать формированию и развитию экологической культуры школьников.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся получают возможность научиться работать с картой, различными источниками информации, оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах зоны озера Байкал.
Метапредметные:
- овладеть способностью понимать учебную задачу;
- отвечать на вопросы;
- обобщать собственные представления;
- слушать собеседника и вести диалог;
- оценивать свои достижения на уроке;
- работать в группе, вступать в речевое общение.
Личностные: имеют собственное отношение к учению, проявляют готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.
Оборудование: кластер «Байкал», оценочные листы, информация по теме «Экологические проблемы Байкала».
Мотивационный этап – конкурс «Ученик одного урока» (результат по деятельности на уроке: способность аргументировать свой ответ, делать выводы по теме, высказывать свою точку зрения и отстаивать её, анализировать социальные процессы). Независимые эксперты – гости урока.
Целеполагание – проверочная работа (записать краткий ответ)
А) Послушайте отрывок из легенды и предположите, о чем может идти в нем речь:
Посмотрел Господь: неласковая вышла земля… Как бы ни стала она на него обижаться! И чтоб не держала обиды, взял и вымахнул ей ни какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему и сколько быть от него…
Б) Этот обитатель очень древнего происхождения. Встречается в пределах Иркутской области только здесь. А вопрос, как он сюда попал, до сих пор остается спорным. Вес его 50-100кг. Окраска спины буровато-серая с легким оливково-сизоватым оттенком. Брюхо более светлое, чуть желтоватое. Беспомощное на суше и ловкое и стремительное в воде? (нерпа)
В) Это эндемик. Нежно-розовое, почти прозрачное тело ее не имеет чешуи. Отсутствуют и брюшные плавники и плавательный пузырь. В воде ее поддерживает большое количество жира, составляющего почти треть веса ее тела? (голомянка)
Г) Он здесь самый большой. Безлесен, что объясняется постоянными сильными ветрами, мешающим деревьям заселить его. На нем есть рыболовецкий поселок? (остров Ольхон)
Проанализируйте свои ответы, о чем мы будем говорить сегодня? Выход на тему урока «Озеро Байкал».
Цели нашего урока? Каким должен быть результат нашего урока?
Актуализация знаний – составление кластера по методике «Фишбоу», 2 человека работают у доски, остальные в тетради (на скелете импровизированной рыбы не менее 10 костей, на каждой из которой учащимся необходимо записать, какие сведения об озере Байкал им уже известны).
Проверка записей на доске, в тетрадях, самооценка результата (на центральной доске по уровням ГИА):
5баллов и менее – низкий уровень
6-7 баллов – достаточный уровень
8-9 баллов – средний уровень
10 баллов и более – высокий уровень
Экологические проблемы Байкала – выход на разговор от кластера, где часть учащихся указали отдых или туризм. Разговор с классом о гипотезах о начале исчезновения озера и уже известных фактах:
- понижение уровня воды в озере;
- загрязнение воды;
- сокращение поголовья рыбы;
- засорение берегов;
- рост водорослей.
Запись данных фактов на доске по мере оглашения в ходе беседы. Что может стать следствием этих проблем?
Работа в группах (по 4 чел.) – каждая группа получает пакет различных информационных материалов, общим документом является государственный доклад «О состоянии окружающей среды». В ходе ознакомления с материалами выбирает для себя одну экологическую причину озера и работает по заполнению цепочки связей или выявлению 5 причин возникновения именно этой проблемы (приложение 1).
Представление результатов работы групп.
Устная оценка работы группы по оценочному листу (приложение 2), критерии которого оглашены перед началом работы.
Домашнее задание:
На выбор: 1) рабочая тетрадь стр.7 – составить морфометрические данные об озере
2) составить страничку в энциклопедию об о.Байкал
3) написать сочинение-рассуждение «Что лично я могу сделать, чтобы сохранить это уникальное озеро?!»
Рефлексия – анализ причинно-следственных связей по группам и культура отдыхающих на берегах озера.
Приложение 1.
Сформулируйте экологическую проблему, которая сегодня характерна для озера Байкал и угрожает сохранению этого уникального природного объекта:
________________________________________________________________________
Ответьте на вопрос: Почему эта проблема возникла и существует? Коротко запишите, в чем причина проблемы?
Потому, что ____________________________________________________________
Таким образом, вы сформулировали новую проблему. По отношению к новой проблеме снова ответьте на вопрос: Почему возникла эта проблема?
Потому, что ___________________________________________________________
Появилась следующая проблема, двигаемся дальше. Снова задайте вопрос: Почему?
Потому, что ___________________________________________________________
Появилась еще одна проблема. Еще один вопрос: Почему?
Потому, что ___________________________________________________________
Еще одна проблема. И, наконец, пятый вопрос: Почему?
Потому, что ___________________________________________________________
Приложение 2.
Оценочный лист работы группы
Состав группы:
___________________________________________________________________________
Удалось ли вашей группе выполнить задание? | Да Нет |
Каждый ли принял участие в работе группы? Были пассивны: | Да Нет |
Соблюдались ли правила работы в группе? | Да Нет |
Внимательно ли слушали выступления других групп? | Да Нет |
Мы довольны качеством своей работы | Да Нет |
Потамошнева Наталья Алексеевна