Урок в 8 классе по обществознанию «Бесценный дружеский союз»

1
0
Материал опубликован 2 August 2016 в группе

Урок в 8 классе

по теме: «БЕСЦЕННЫЙ ДРУЖЕСКИЙ СОЮЗ»

Зятикова С.А.,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 74 г.Воронеж

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

  • Сформировать у учащихся представление о дружбе как межличностном отношении;
  • Показать учащимся систему отношений с окружающими людьми;
  • Научить определять для себя значимые личностные ценности;
  • Показать учащимся возможность и необходимость правильного выбора друзей.
  • Воспитать у подростка стремление к чистой, нравственной, созидательной дружбе, к умению подбирать людей и компанию и осознавать ее влияние на окружающих людей.

Задачи урока:

Помочь учащимся усвоить понятия и на примерах закрепить полученные знания;

Учащиеся должны знать:

Юношескую дружбу определяет мотив взаимопомощи и верности;

Подлинной основой дружбы является равенство;

Дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга.

Учащиеся должны понимать, что такое:

Общение – взаимные отношения, деловая или дружеская связь.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих

(слова записаны на доске).

Ход урока

I. Организационный момент. Целевая установка учащихся.

II. Изучение нового материала.

План:

Дружба как межличностные отношения.

Юношеский идеал дружбы.

Несовместимость дружбы и эгоизма.

Вступительное слово учителя.

(в начале изучения нового материала учитель на доске читает цитату,

заранее написанную на доске).

«Только дружба может стать тем цементом,

который сплотит воедино весь мир».

Томас Вудро Вильсон

(28-й президент США)

Огромный яркий мир окружает человека: деревья, звезды, люди, предметы их труда. Этот мир кормит человека и украшает его жизнь. В нем люди создают себе удобства и ищут знаний. Многообразен и внутренний мир человека: его порывы, грезы, мысли, нравственные способности.

Человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что человек - существо общественное. Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Первым делом он научил говорить попугая. Разговаривал сам с собой, читал Библию.

Каждый человек - часть какого-то коллектива: он - подданный своей страны, он имеет одноклассников, он - член семьи, он, как правило, имеет компанию. И у компании есть масса средств воздействия на ее членов. Каждый подросток попадает в поток интересов своих друзей и компании. Недаром говорится: "С кем поведешься, от того и наберешься».

Животное, выросло ли оно в лесу, или в знойной пусты не, или в доме у людей, все равно остается животным. Иное дело человек Он зависит от влияния друзей и среды. Если человек с детства видит жестокость, насилие, унижение человека и подвергается насилию и унижению сам, то он начинает считать это нормой жизни. Он становится черствым и толстокожим к добру и нежности. Бывает, что человек попадает в окружение дурных людей, и, если у него нет силы воли, достаточно мужества, чтобы вырваться оттуда, он может погибнуть.

Есть пословицы: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Школьная дружба - замечательное испытание юной души на искренность, честность, верность, самоотверженность, терпимость, то есть на самые важные для хорошего человека свойства. Трудно представить себе человека, который не стремился бы обрести искреннего, идеального друга. Он, конечно, чуткий, честный, все понимающий с полуслова, безоглядный в помощи, щедрый в удаче, кому все доверишь и на кого можно во всем положиться.

Надо уметь видеть людей рядом с собой, оценивать их, разбираться, настоящие ли они друзья и не учат ли они тебя плохому.

А с чего же начинается дружба? Конечно же она начинается со знакомства,

(совместно с классом учитель вспоминает виды знакомств, при этом на доске слайд показывает все виды)

Задание 1. Рассмотрите на схемах 1-3 классификацию некоторых качеств личности (все схемы записываются учениками в тетрадь).

Потребность иметь друга заложена в человеке.

Какими качествами должен обладать человек, желающий дружить?

Какие человеческие пороки несовместимы с дружбой?

Дружба, как и любая другая форма человеческих отношений, имеет определенный набор правил, которых должен придерживаться человек, если он считает себя другом. Естественно, эти правила не являются юридическими. Они не записаны в законах, а добровольно поддерживаются людьми, которые дружат. Именно потому, что правила дружбы нигде не записаны, людям бывает трудно найти настоящего друга.

Каким должен быть настоящий друг? И как он должен себя вести?

 

III. Беседа по теме: «Как следует дружить».

Какие обязанности налагает дружба? В чем сущность Дружбы?

Может ли дружба возникнуть сразу? Что делает людей друзьями?

Можно ли дружить с человеком, которого мало знаешь?

Всегда ли нужно быть принципиальными с друзьями?

Где кончается дружба и начинается «круговая порука»?

Дружбу ищут или ждут?

Могут ли дружить несколько человек?

Может ли быть дружба с человеком старше или младше тебя по возрасту?

Задание 2. «Наш класс дружный".

Инструкция: Упражнение проводится в кругу. Ведущий дает ученикам заранее подготовленный плакат, на котором написано «Наш дружный класс», каждый из учеников наклеивает на плакат звезду, на которой написано его имя. При этом он говорит фразу словами «Мне приятно тебе сказать мой класс, что …», продолжает предложение. Затем этот участник передает плакат другому и так далее, пока добрые слова о классе не скажут все ученики.

(Звучит песня «Дружба крепкая» М. Пляцковского. В это время ученики наклеивают звезды на плакат.)

 

IV. Закрепление.

(Перед тем как начать отвечать на вопросы, необходимо записать в тетрадь новые слова с их значениями.)

Какие особенности отличают дружбу от других видов межличностных отношений?

Почему именно в юности важно понимание друга?

Почему подростки требовательны к друзьям? Ответ аргументируйте.

Чем старый друг лучше новых двух? Какая истина заложена в приведенной народной мудрости.

Написать синквейн со словом «дружба»

существительное

прилагательное приалагательное

глагол глагол глагол

фраза

существительное (вывод)

Дружба

Крепкая Верная

Дружить Помогать Ценить

Старый друг лучше новых двух

Друг

 

V. Итоги урока.

Вывод. Дружба отношение глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, взаимопонимание, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь.

Выставление оценок с комментариями.

Домашнее задание: § 14 с.79-84, вопросы с.84. Повторить § 13.
Опережающее задание: подготовить стихи, рассказы, цитаты о любви.

Стихотворение

Не всё доверить можно

Знакомым и родным,

Не всё сказать возможно

Родителям своим.

Когда устанут нервы,

Сразит отчаянья недуг,

Придет на помощь первым

Твой самый верный друг.

Твой верный друг всегда найдет

Проблем решенье суть,

Всегда с советом подойдет,

Направив в нужный путь.

С тобой он будет вместе

И в радости и в горе.

Всегда укажет он без лести

Твои ошибки в споре.

Всегда он защитит, поможет,

Сражаться будет за тебя,

И никогда предать не сможет

Твой верный друг - уверен я.

Друзей по жизни очень мало,

И в жизни надо дорожить

Своими лучшими друзьями,

Безмерно уважать, ценить.

Ведь смысл дружбы в жизни нашей

Переоценить нельзя никак,

И чем становимся мы старше,

Тем крепче дружбы наш кулак! Соколов Дмитрий.

Комментарии
Комментариев пока нет.