Урок по теме "Энергия"
Конспект урока физики
Энергия
Цель: формирование представления у обучающихся об энергии как физической величине.
Образовательные задачи урока:
рассмотреть понятие энергии с разных подходов к знанию (научного, обыденного, интуитивного), выделить формы и виды существования энергии;
продолжить работу по отработке навыков работы с текстами;
продолжить работу по формированию исследовательских навыков у обучающихся.
Развивающие задачи урока:
создавать условия для развития умений и навыков анализировать информацию, обобщать изученное, делать выводы;
поддерживать интерес учащихся к изучаемой теме, к естественным наукам в целом;
способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, воображения.
Воспитательные задачи урока:
воспитывать сознательное отношение к учебной деятельности, сознательную дисциплину, бережное отношение к своему здоровью
способствовать воспитанию бережного отношения к энергетическим ресурсам;
создавать условия для воспитания чувства коммуникабельности, доброжелательности и умения слушать друг друга.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Примерные сроки проведения урока: 4 четверть
Метапредмет: «Знание»
Метапредметные категории: «Знающее незнание»
Фундаментальный образовательный объект: энергия
Личностные результаты:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Предметные результаты:
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
• физические величины и их условные обозначения: энергия; единицы этих величин.
Воспроизводить:
• определения понятий: энергия, виды и формы существования энергии.
Описывать:
наблюдаемые явления.
На уровне понимания
I уровень
Объяснять:
превращение потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой;
переход энергии из одной формы в другую.
Понимать:
энергию как характеристику способности тела совершать работу.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Применять:
• знания по механике к анализу и объяснению явлений природы.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Классифицировать:
различные виды энергии, различные формы существования энергии.
Применять:
• методы естественнонаучного познания при изучении механических явлений.
II уровень
Обобщать:
знания на теоретическом уровне.
Интерпретировать:
предполагаемые или полученные выводы.
Оборудование: компьютерная система, интерактивная доска, проектор, документкамера, разработанные рабочие тетради по теме «Энергия», цветные карандаши, презентация к уроку, оборудование для демонстрации различных форм энергий, для экспериментального задания (один комплект на стол).
Ход урока:
Этап урока | Продолжительность этапа | Формируемые компетенции |
Актуализация познавательной деятельности | До 2 минут | Информационная, коммуникативная |
Усвоение новых знаний | 18 минута | Информационная, учебно-познавательная, коммуникативная |
Закрепление | 16 минут | Информационная, учебно-познавательная, коммуникативная |
Итог урока | До 1 минут | Информационная, учебно-познавательная, коммуникативная |
Рефлексия | До 2 минут | Личностного самосовершенствования |
Домашнее задание | До 1 минуты | Информационная, учебно-познавательная, коммуникативная |
Актуализация познавательной деятельности (до 2 мин)
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые компетенции |
Сегодня в нашей школе много гостей, а присутствие гостей – это всегда повод для праздника. А какое событие отметил Сургутский район, в котором мы с вами живем, в январе 2019 года? (Включает видеозаставку «95 лет Сургутскому району»)
В своем выступлении (имя обучающегося) затронул (-а) вопрос об энергетических объектах, то есть объектах получающих, перерабатывающих и передающих энергию. Главное богатство нашего региона – это источники энергии. Поэтому важным остается ответ на вопрос «Что же такое энергия?» Какова же тема нашего урока? Обратите внимание, как правильно пишется это слово. Это словарное слово, его написание надо запомнить. Запишите тему в рабочую тетрадь (РТ), составленную специально для вас. Какова цель урока? На слайде изображены различные тела, устройства, сооружения. Что же их объединяет? А какую энергию? Ответ на это вопрос мы получим в течение урока. | Нашему Сургутскому району исполнилось 95 лет Слушают краткую информацию о Сургутском районе и его достижениях, например: Сургутский район образован 11 января 1924 года в составе Тобольского округа Уральской области. Сургутский район является самым крупным районом в Ханты-Мансийском округе - Югре по численности населения и объему промышленного производства. Основой экономического благополучия района является топливно-энергетический комплекс, который включает в себя геологоразведочные, нефтегазодобывающие, трубопроводные предприятия, нефтегазоперерабатывающие заводы. Основа экономики Сургутского района — компания ОАО «Сургутнефтегаз». Энергия.
Сформировать представление о понятии «энергия». Предполагаемые ответы на вопрос: Они обладают энергией. С их помощью можно получить энергию…
| Информационная, коммуникативная |
Освоение новых знаний
Продол- житель- ность
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые компетенции |
1 минута | В тетради выполните задание «Я знаю, что энергия…». Используя жизненный опыт, как можно больше предложений со словом «энергия» в течение минуты. После каждого задания вы должны провести самооценку своей деятельности, поставить необходимое количество баллов по предложенным критериям. | Обучающиеся работают самостоятельно в тетради, оценивают свою деятельность. | Информационная, учебно-познавательная, коммуникативная |
1 минута | Прочитайте полученные предложения | Обучающиеся читают предложения | Информационная, учебно-познавательная, коммуникативная |
Скажите, можем ли мы, используя полученную информацию, сказать, что такое энергия?
| Обучающиеся отвечают | Информационная, учебно-познавательная, коммуникативная | |
3 минуты | К сожалению, пока нет. Те знания, которыми вы продемонстрировали, не относятся к научным, они относятся к обыденным или интуитивным. Некоторую информацию об энергии вы получили из жизненного опыта, некоторую на уроках. Что же вам уже известно? Для ответа на это вопрос, выполним задание 2. Обучающимся предлагается информация из текстов учебников по разным предметам, словарей. | Обучающиеся выполняют задание 2 в РТ. Необходимо прочитать тексты и заполнить таблицу «Что я знаю об энергии с точки зрения научных знаний», установив соответствие между предложенными научными знаниями и изучаемыми предметами. | Информационная, учебно-познавательная, коммуникативная |
1 минута | Проверяет, правильно ли учащиеся выполнили задание на соответствие. | Самопроверка, самооценка: проверяют, правильно ли установили соответствие, выставляют оценку деятельности. | Информационная, учебно-познавательная, коммуникативная, личностного самосовершенствования |
| Что же такое энергия с точки зрения научного знания? Это физическое явление, физическая величина или что-то еще? Почему вы так утверждаете?
| Энергия – это физическая величина. Мы знаем, что физические величины количественно характеризуют физические явления и свойства тел и веществ. | Информационная, учебно-познавательная |
3 минут | Итак, мы выяснили, что энергия – это…
Наша следующая задача – заполнить «паспорт» физической величины «энергия» по предложенному плану: Название величины: Что она характеризует: Определение: Обозначение: Единица измерения: Способы измерения (прямые, косвенные): С какими величинами связана и как (записать формулы): К какой теме курса физики относится (напротив выбранной темы поставить галочку). На все ли вопросы плана мы можем дать ответ? | Обучающиеся продолжают начатое предложение (устно) Выполняют задание 3 в РТ | |
4 минуты | Вы знаете, что энергия может существовать в различных формах? Название формы часто совпадает с названием соответствующего явления. А какие вы знаете явления? Значит, в каких формах может существовать энергия?
Энергия обладает особенностью: она может переходить из одной формы в другую и при этом тело, обладая энергией, способно либо само совершать работу, либо передать ее другому телу для совершения работы. Перед вами различные устройства, позволяющие получать энергию в разных формах. Необходимо получить энергию и сказать, в каких формах она может существовать. |
Учащиеся называют явления с примерами: механические, тепловые, звуковые, световые, электрические, магнитные.
Энергия может быть механической, тепловой, звуковой, световой, электрической, магнитной.
Обучающиеся демонстрируют работу различных устройств или моделей устройств, предлагают различные способы получения энергии Например, получение искры в электрофорной машине, включение настольной лампы, электрической плитки, электрического тока в модели генератора переменного электрического тока, бросание пластилинового мяча с высоты, шарика при движении под углом к горизонту, пуля, вылетающая из пружинного пистолета… сообщают, в каких формах может существовать энергия. | Информационная, учебно-познавательная, коммуникативная |
| Как мы с вами уже заметили, энергия объединяет все физические явления. То есть при взаимодействии тел формы энергий могут изменяться. Энергия является общей физической мерой всех видов движения и взаимодействия в природе. | Слушают учителя. Записывают вывод к себе в тетрадь: «Энергия является общей физической мерой всех видов движения и взаимодействия в природе». | |
5 минут | Но оказывается, несмотря на то, в какой форме тело обладает энергией, она может быть только двух видов: это энергия взаимодействия и энергия движения. Работа с учебником. Выполните задание 5 в РТ. Проверяет, правильно ли учащиеся выполнили задание | Обучающиеся работают с учебником, выполняют задание 5 в РТ. Проводят самооценку своей деятельности | |
1-2 минуты | Физминутка. Для снятия умственного напряжения и активизации мыслительных процессов выполним следующее упражнение: представьте, что вы обладаете особым даром, вы можете управлять внутренней энергией своего тела. Вообразите, что на кончике вашего носа, как продолжение, находится в горизонтальном положении карандаш. Ваша задача не просто удержать его в таком положении, но и написать с его помощью слово «энергия» слева направо и справа налево. | Обучающиеся выполняют физическую разминку. | Информационная, личностного самосовершенствования |
Закрепление
Продол- житель- ность | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые компетенции |
До 2 минут | Подведем промежуточный контроль полученный знаний Необходимо составить обобщающую схему на доске и в тетради | Учащиеся прикрепляют на доску с помощью магнитов опорные слова, заполняют схему в тетради (РТ) | Информационная, учебно-познавательная, коммуникативная |
8 минут | Окружающий нас мир можно познать с помощью различных методов. Какие вы знаете методы познания? Какие методы мы сегодня применяли? Какой метод мы еще не применяли? Для выполнения экспериментальной задачи создают специальные условия, подбирают необходимое оборудование. Вашему вниманию предлагаются экспериментальные задачи, для решения которых требуется понимание темы сегодняшнего урока и умение применять полученные знания. Работа по рядам. Учащиеся каждого ряда решают свою экспериментальную задачу. | Обучающиеся отвечают, предполагаемые ответы: наблюдение, эксперимент, моделирование. Наблюдение, моделирование. Эксперимент Обучающиеся выполняют экспериментальные задачи. Делают вывод по каждому заданию. Оценивают деятельность по критериям. Зачитывают результаты.
| Информационная, учебно-познавательная, коммуникативная |
| Итак, мы выяснили сегодня, что такое энергия, в каких видах и формах она может существовать | | |
| Возвращаемся к одному из первых слайдов. Что объединяет данные устройства или модели устройств? | Во всех этих устройствах происходит превращение энергии из одной формы в другую, что способствует совершению телом работы. | |
До 6 минут | Некоторые учащиеся получили индивидуальные задания | Сообщение учащихся «А знаете ли вы, что…» | Информационная, учебно-познавательная, коммуникативная |
Итог урока
Продол- житель- ность | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые компетенции |
| В течение урока каждый из вас оценивал свою деятельность, выполняя задания, посчитайте сумму баллов. Используя критерии выставления оценок, оцените работу на уроке. | Обучающиеся выставляют оценки. | |
До 2 минут | Продолжите предложение «Я узнал, что энергия….» «Я хочу узнать об энергии…»
| Обучающиеся проводят рефлексию собственной деятельности Зачитывают при желании свои ответы | Информационная, учебно-познавательная, коммуникативная |
| Запишите дом. задание Вместе с родителями выполнить эксперимент «Возвращающаяся банка» (описание приведено в рабочих тетрадях)
| | |
| Я двигаюсь в энергии любви, Я чувствую себя не одинокой. Я рада, чтобы многое смогли, И справились, с такой большой работой. Спасибо всем за совместную деятельность! | | |
Источники информации:
Браверман Э.М. Учимся и учим думать и создавать. Советы изучающим и преподающим физику… и не только. Практическое пособие для учащихся и педагогов школ, колледжей, лицеев. –М.:ИЛЕКСА, 2011. (Серия «Развивающее учение». Кн. 3)
Гальперштейн Л.Я. Занимательная физика. (Школьнику для развития интеллекта). М.:РОСМЭН, 2000.
Дмитриев А.С. Как понять сложные законы физики. 100 простых и увлекательных опытов для детей и их родителей. – М.: Этерна, 2009.
Ванглив Дж. Физика в занимательных опытах, заданиях и моделях: пер. с англ. И.Е.Сацевича. –М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010
Кирик Л.А. Физика. 7 класс. Обучающие тесты. – М.: ИЛЕКСА, 2009.
Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. (Библиотека учителя физики)
Рабиза Ф.В. Простые опыты. Забавная физика для детей. Серия «Знай и умей». - М.: Детская литература, 2002.
Я познаю мир: Дет.энцикл.: Физика/сост., худож. А.А.Леонович; Под общ. Ред.О.Г.Хинн. –М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочая тетрадь
по теме «Энергия»
ученика (цы) 7 _ класса
МБОУ «Лянторская СОШ № 3»
______________________________
______________________________
Тема: ____________________________
Задание 1. Используя жизненный опыт и знания, полученные на других уроках, продолжите предложение
Я знаю, что энергия…__________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самооценка: если вы смогли продолжить предложение, то поставьте себе 1 балл, если – 0 баллов.
Задание 2. Прочитайте отрывки из текстов. Все виды знаний можно условно разделить на обыденное, научное, религиозное, художественное. Выделите научное знание об энергии (обведите в кружок номер отрывка). Подчеркните понятие «энергия» с научной точки зрения оранжевым цветом.
Энергия таится повсюду - в солнечных лучах в виде тепловой и световой энергии, в плеере в виде звуковой энергии и даже в куске угля в виде накопленной химической энергии. Мы получаем энергию из пищи, а автомобильный двигатель извлекает ее из горючего - бензина или газа. Существуют разные формы энергии: тепловая, световая, звуковая, электрическая и др. Энергия - это нечто незримое и неосязаемое, но способное накапливаться и переходить из одной формы в другую. http://www.owoman.ru/dom/chto_takoe_jenergija.html
Эне́ргия (др.-греч., «действие, деятельность, сила, мощь») — скалярная физическая величина, являющаяся единой мерой различных форм движения и взаимодействия материи, мерой перехода движения материи из одних форм в другие. Понятие введено Аристотелем в трактате «Физика». http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%ED%E5%F0%E3%E8%FF
Бог контролирует всю энергию; он определил «путь для молнии»; он предопределил все энергетические контуры. Им предписано время и способ проявления всех видов энергии. http://www.urantia-s.com/urantia/topic/36
Первым источником служит питание. Обратите внимание: сколько времени мы можем провести без пищи? В среднем, от 40 до 60 дней. Без ущерба для здоровья (а иногда даже с пользой) до 21 дня. По этой причине этот источник энергии принято считать не главным. При условии правильного питания.
Следующий источник энергии – сон. Без сна мы можем просуществовать не более 3-4 дней. А затем сработает предохранитель, и организм отключится – вы уснете в любом месте.
Следующий источник – это дыхание. Не воздух, сам по себе, а весь процесс дыхания. Без дыхания мы можем прожить только пару минут. Для физического уровня существования это самый важный источник энергии.
И последний, самый мощный источник энергии – это позитивный настрой ума. Обратите внимание, когда мы мыслим позитивно мы наполняемся радостью, мы счастливы. Когда мы счастливы — мы полны энергии! http://yogaclub.su/?option=com_content&view=article&id=48&Itemid=67
Энергия используется как всеобъемлющий термин применительно к сферам духовного, интеллектуального и материального. Энергия не создается и не исчезает, она лишь переходит из одной формы в другую.
Задание 3. Заполните «паспорт» физической величины «энергия» по предложенному плану:
Название:___________________________________
Что она характеризует:
___________________________________________
___________________________________________
Определение:
Энергия- это ____________________________________ _____________________________________________________________________________
Обозначение: ___________________________________
Единицы измерения:______________________________
Способы измерения (подчеркните ответ): прямые, косвенные.
С какими величинами связана, как (запишите формулы):
К какой теме курса физики относится (напротив выбранной темы поставьте галочку):
« Механические явления»
« Тепловые явления»
« Звуковые явления»
« Электрические явления»
« Магнитные явления»
« Световые (оптические) явления»
При необходимости прочитайте § 35 учебника
Самооценка: если вы заполнили «паспорт» физической величины полностью, то поставьте 2 балла, если какие-то вопросы остались неразрешимыми, разберите их совместно с учителем и, заполнив «паспорт» физической величины, поставьте 2 балла.
Запомните!
Энергия является общей физической мерой всех форм и видов движения и взаимодействия.
Самооценка: за каждое верно выполненное задание поставьте по 1 баллу. Максимальное значение за тест – 5 баллов.
Задание 4. Прочитайте § 36 учебника, выполните следующие задания:
Продолжите предложения:
Кинетическая энергия – это энергия, которой обладает тело_________________________________________________
Потенциальная энергия – энергия, которая определяется ____________________________________________________________________________________________________________________________
Вставьте пропущенные слова:
Чем больше масса тела, тем_____________его кинетическая энергия.
Чем больше скорость, с которой движется тело, тем______________его _________________________энергия.
Чем больше масса поднятого тела, тем _________________его потенциальная энергия.
Чем больше высота, на которую поднято тело, тем ____________ его ________________________энергия.
Заполните схему:
Физическая величина (название)
Виды энергии
взаимное расположение следствие движения
Самооценка: если вы верно продолжили предложение, то поставьте по 1 баллу за каждое; если вы верно вставили пропущенные слова, то поставьте по 1 баллу за каждое предложение; если вы верно заполнили схему, то поставьте 2 балла. Посчитайте сумму баллов.
+ =
+ + + =
Итого за задание 4
Задание 5. Работа в группах (парах). Вашему вниманию предлагаются экспериментальные задачи, по одной на группу или пару. Группа 1
Экспериментальная задача. Исследовать зависимость кинетической энергии тела от его массы.
Оборудование: металлические цилиндры разной массы одинакового объема (масса алюминиевого цилиндра равна 27 г; масса стального цилиндра – 73 г), небольшие бруски, линейка.
Подготовительная работа:
Положить на стол один из брусков так, чтобы можно было под небольшим углом с его помощью расположить линейку.
У основания линейки положить второй брусок.
Действия выполнения задания могут быть следующими:
Опустить с верхней части наклоненной линейки алюминиевый цилиндр, измерить путь, пройденный бруском. Результаты измерений занести в таблицу 1.
Заменить алюминиевый цилиндр на стальной, опыт повторить. Результаты занести в таблицу 1.
Сделайте вывод.
Таблица 1
№ опыта | Название физического тела | Масса тела, г | Путь, пройденный бруском, см |
1 | Алюминиевый цилиндр | | |
2 | Стальной цилиндр | | |
Чем больший путь проходит брусок, тем большая работа им совершена, значит, ему передана большая энергия.
Вывод:
Самооценка: поставьте за выполнение задания от 0 до 5 баллов.
Задание 6. Выполните тест. Приведенные ниже задания имеют по четыре варианта ответов, из которых только один правильный. Обведите правильный, по-вашему мнению, ответ в кружок.
Из предложенных тел выберите то, которое обладает кинетической энергией.
А. Вертолет, находящийся на некоторой высоте на одном месте над аэродромом. Б. Парусная лодка, стоящая у причала. В. Мотоциклист, мчащийся по шоссе. Г. Воздушный шар, подготавливаемый к полету.
|
|
Из предложенных тел выберите то, которое обладает потенциальной энергией.
А. Шайба, скользящая по льду. Б. Мяч, катящийся по футбольному полю. В. Натянутая тетива спортивного лука. Г. Мячик для игры в гольф, лежащий на траве. |
|
Лыжник на большой скорости спускается с горы.
А. Потенциальная энергия лыжника зависит от скорости его движения. Б. По мере спуска потенциальная энергия лыжника увеличивается. В. При спуске потенциальная энергия лыжника переходит в кинетическую. Г. Кинетическая энергия лыжника не зависит от его массы. |
|
Спортсмен спускается на лодке по горной реке.
А. Кинетическая энергия спортсмена зависит только от его массы. Б. Кинетическая энергия спортсмена зависит только от скорости движения. В. По мере спуска кинетическая энергия спортсмена не изменяется. Г. При спуске потенциальная энергия спортсмена уменьшается. |
|
Девочка качается на качелях.
A. При движении девочки вверх потенциальная энергия переходит в кинетическую энергию. Б. В верхней точке траектории кинетическая энергия девочки максимальная. B. В нижней точке траектории потенциальная энергия девочки максимальная. Г. Во время катания полная механическая энергия девочки не изменяется. |
|
Задание 7. Продолжите предложения:
Я узнал, что энергия…..________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я хочу узнать об энергии….________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Посчитайте итоговое количество баллов за урок. Поставьте оценку соответственно критериям:
23-25 баллов – «5»
18-22 балла – «4»
13-17 баллов – «3»
менее 13 баллов – приглашаетесь на консультацию.
Домашнее задание
Порой кажется, что волшебство и наука – почти одно и то же. Есть такие трюки волшебника, которые в действительности являются научными экспериментами.
Дома вместе с родителями выполните эксперимент «Возвращающаяся банка».
При демонстрации этого трюка зрителям покажется, что к тебе по твоему приказанию возвращается жестяная банка. На самом же деле банка подчиняется не твоим приказаниям, а законам природы! Обрати внимание: Этот эксперимент требует помощи взрослых.
Реквизит
Молоток
2 гвоздя
Пустая чистая жестянка из-под кофе с пластиковой крышкой
Резинка, по длине немного превосходящая размер жестянки
Прозрачный скотч
Несколько гирек (тяжелых болтов и гаек)
Кусочек прочной нитки длиной 7,5 см
Взрослый помощник
Подготовка к выполнению домашнего задания
Попроси взрослого с помощью молотка и одного из гвоздей проделать одинаковые отверстия в дне и в крышке банки.
Продень резинку изнутри в отверстие в дне банки, чтобы снаружи оказалась небольшая петля. Просунь в эту петлю гвоздь и прикрепи его ко дну банки скотчем.
Привяжи гирьки к резинке посередине с помощью нитки.
Свободный конец резинки продень в отверстие в крышке. Резинка должна натянуться. В эту петлю просунь второй гвоздь и прикрепи его скотчем к крышке. Плотно закрой крышку.
НАЧИНАЕМ НАУЧНОЕ ВОЛШЕБСТВО!
Скажи зрителям, что твоя рука может действовать, как магнит.
Слегка подтолкните банку по твердой, гладкой, ровной поверхности, чтобы она покатилась. Перед тем как она остановится, протяни руку и волшебными словами прикажи банке вернуться.
РЕЗУЛЬТАТ
Банка немного откатится от тебя, а затем остановится и покатится обратно.
ОБЪЯСНЕНИЕ
В природе существует два основных вида энергии: кинетическая — энергия движущегося объекта; и потенциальная — энергетический запас объекта. Потенциальная энергия обладает способностью переходить в кинетическую. Энергия не может исчезнуть совсем. Энергия упругой деформации — форма потенциальной энергии, которая накапливается в объекте при его растяжении или сжатии. В этом опыте энергией упругой деформации обладает растянутая резинка. Банка переводит эту запасенную энергию в кинетическую. Если ты подтолкнешь такую «волшебную» Возвращающуюся Банку, из-за ее движения вперед резинка закручивается, и кинетическая энергия твоего толчка будет сохраняться в резинке в виде энергии упругом деформации. Когда вся кинетическая энергия иссякнет, банка перестанет катиться. После этого перекрутившаяся резинка начнет раскручиваться обратно за счет накопленной ею энергии. Энергия упругой деформации резинки станет снова переходить в кинетическую, и банка покатится к тебе. (Джим Уиз. Занимательная химия, физика, биология. - М. АСТ-Астрель, 2007)
Покутняя Роза Михайловна
Огрызко Ирина Владимировна
Спицына Любовь Ивановна