Урок чтения во 2 классе — Русская сказка «Напуганные медведь и волки» (2 урока)

1
0
Материал опубликован 19 May 2016 в группе

Тема: Русская сказка «Напуганные медведь и волки» (2 урока)

Автор: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева (Школа 2100)

Класс: 2 класс 2 часть

Цели урока:

Цели образовательные:

1) Познакомить с русской сказкой «Напуганные медведь и волки»;

2) Сформировать представления о сказке как жанре устного народного творчества, об истории создания народных сказок;

3) Формирование навыка правильного и сознательного чтения;

4) Формирование основ правильной читательской деятельности.

Цели развивающие:

1)Формирование универсальных учебных действий: Личностных (самоопределение после первичного чтения при выяснении понравилось ли произведение, смыслообразование при постановке проблемы перед первичным чтением, нравственно-этическая ориентация при оценке хорошо или плохо поступил герой); Регулятивных (контроль и самоконтроль в процессе вторичного чтения и анализа каждой части, целеполагание при осознание цели чтения); Познавательных (информационные – извлечение информации при первичном и при чтении по частям, на обобщающей беседе, на этапе подготовительной беседы; символические – при сопоставлении иллюстрации и текста; постановка и решение учебной проблемы перед первичным и вторичным чтением; логические – развитие мышления на основе отработки логических операций а) анализа при анализе содержания, средств художественной выразительности, б) обобщение при формулировке вывода о поступках героев сказки); Коммуникативных (умение выразить свою точку зрения при характеристике героев сказки, умение выслушать чужую точку зрения и принять её при анализе частей, на обобщающей беседе).

2) Развитие точной, богатой и выразительной речи при ответе на вопросы.

Цели воспитательные:

1) Воспитание интереса к русскому народному творчеству, к смекалке как традиционной ценности русских людей;

2) Воспитание чувства взаимопомощи и сопереживания другим людям.

Оборудование:

А) Для учителя: Учебник, рабочая тетрадь, аудиозапись сказки, выставка книг «Русские народные сказки о животных», портрет А. Н. Афанасьева,

4 варианта сказки «Напуганные медведь и волки», презентация, название сказки, береста, карточки с д/з, иллюстрации: книги Афанасьева «Народные русские сказки», медведя, волка дола, стога, пасеки.

Б) Для учеников: Учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

Ход 1 урока:

Орг. момент:

Здравствуйте ребята!

Проверьте, готовы ли вы начать урок. У вас на столах должно лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

Поднимите руку, если у вас чего-нибудь нет.

Проверка Д/З:

Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (Мы изучали русскую сказку «Лиса и рак»)

Кто автор этой сказки? (Автор этой сказки народ)

Какое было задано д/з? (Выучить наизусть сказку Лиса и рак»)

Проверяю несколько человек.

Продолжим изучать с вами сказки.

Подготовительная беседа:

Ребята, кто главные герои сказок о животных? (Животные)

Какие русские народные сказки о животных вы знаете? (Ответы детей)

А теперь, я вам расскажу немного о сказках и о человеке который собирал эти сказки:

Александр Николаевич Афанасьев (ПОРТРЕТ) – выдающийся русский собиратель фольклора. Издатель «Народных русских сказок» (ПОКАЗЫВАЮ КАРТИНКУ). Родился в Воронежской области в семье мелкого судейского чиновника. Афанасьева с детства тянуло к знаниям. С самого детства Афанасьев начал любить книги. Он издал 8 выпусков «Народных русских сказок». В сборник «Русские детские сказки» он включил 29 сказок о животных, 16 волшебных и 16 бытовых сказок из своего основного собрания. Всего 61 текст. Иллюстрации к его сказкам относятся к лучшим произведениям многих талантливых художников.

Сказку которую мы будем сегодня изучать Афанасьев предложил в четырех вариантах.

Чем занимался Афанасьев? (Собирал произведения русского фольклора)

Где родился? (Родился в Воронежской области в семье мелкого судейского чиновника.)

Какие сборники сказок издал? (Он издал 8 выпусков «Народных русских сказок», сборник «Русские детские сказки»)

О чём - то скрипит половица, (СЛАЙД № 3)

И спице опять не спится.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица.

И к нам приходит… (Сказка)

Посмотрите на иллюстрации. Кто на них изображен? (Медведь и волк) (ПОКАЗЫВАЮ КАРТИНКИ)

Какой по характеру медведь? (Ответы детей)

Какой по характеру волк? (Ответы детей)

А как вы думаете в этой сказке наши герои будут такими же? (Да/Нет)

Прочитаем сказку и узнаем. (ОТКРЫВАЮ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ НА ДОСКЕ)

Первичное чтение:

Закройте книги и слушайте внимательно. (АУДИОЗАПИСЬ)

Пауза.

Понравилась ли сказка? (Ответы детей)

Кто из героев понравился? (Ответы детей)

Можем ли сказать какой в народных сказках медведь и волк? (Да/Нет)

Мнения у нас с вами разошлись. Чтобы решить кто прав прочитаем сказку ещё раз по частям.

Чтение по частям и анализ каждой части:

Прочитайте про себя. (СЛАЙД № 4)

Волк на лужайке –

Задрожали зайки.

Прочитаем все вместе.

Прочитайте с вопросительной / весёлой / грустной интонацией.

А сейчас скороговоркой, быстро, ещё быстрее.

Чтобы лучше понять сказку почитаем её по частям:

Читаем первую часть. Стоп:

Где жили козёл да баран? (Они жили на одном дворе)

Как жили? (Дружно). Зачитаем.

Как вы понимаете выражение «сена клок – и тот пополам»? (Ответы детей)

Зачитайте описание кота Васьки. (Ответы детей)

Как вы понимаете выражение «где плохо лежит – тут у него и брюхо болит»? (Ответы детей)

Как называют кота? (Котишко – мурлышко, серый лобишко)

О чём это говорит? (Они уважают, жалеют, сочувствуют коту)

Как относилась хозяйка к коту? (Била, уши выдирала, ноги ломала, удавку припасла)

Какой поступок совершил кот? (Кот слизал сметанку)

Хорошо он поступил? (Нет)

Почему вы считаете, что нет? (Ответы детей)

Кто придет к бабе? (Зять)

Кто такой зять? (Муж дочери)

Что же теперь угрожает козлу и барану? (Смерть. Хозяйка их заколет)

Почему бабе придется колоть их? (Потому что кот съел сметану)

Как отреагировали кот и козел? (Они заревели)

Почему используется именно такое выражение «зареветь», а не заплакать? (Ответы детей)

Как теперь называют кота козел и баран? (Серый кот, бестолковый лоб)

Почему так? (Ответы детей)

Найдите в тексте предложение «Тут мурлыко вину свою приносил и прощенья просил». Выразите эту мысль, но другими словами. (Извинился)

Что же задумали кот, баран да козёл? (Протаранить ворота)

Кто ими командовал? (Кот)

Получилось ли у них открыть ворота? (Да)

Откроем рабочую тетрадь на стр. 40 выполним №3. Как озаглавим эту часть? (Побег животных со двора)

Д/З:

Стр.58 – 62 читать, нарисовать иллюстрацию к первой части сказки.

Итоговая беседа:

1) С каким произведением познакомились? (С русской сказкой «Напуганные медведь и волки»)

2) Кто автор этой сказки? (А втор этой сказки народ)

3) Понравилась работа на уроке? Чем понравилась? ( Ребята высказывают свои мнения)

4) Какие трудности возникли? ( Ребята высказывают свои мнения)

Молодцы, вы хорошо работали.

Мне понравились ответы …

Активнее нужно работать …

Не отвлекаться …

Урок окончен!

 

Ход 2 урока:

Орг. момент:

Здравствуйте ребята!

Проверьте, готовы ли вы начать урок. У вас на столах должно лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

Поднимите руку, если у вас чего-нибудь нет.

Проверка Д/З:

Какое произведение мы начали изучать на прошлом уроке? (Мы начали изучать русскую сказку «Напуганные медведь и волки»)

Кто автор этой сказки? (Автор этой сказки народ)

Какое было задано д/з? (Прочитать стр. 58 – 62, нарисовать иллюстрацию к первой части сказки.)

Проверяю иллюстрации к первой части сказки.

Продолжим с вами изучать сказку.

Чтение по частям и анализ каждой части:

Откройте рабочую тетрадь на стр. 40 № 1. Прочитаем выразительно русские народные потешки.

Продолжаем читать нашу сказку по частям:

Читаем вторую часть. Стоп:

Посмотрите на иллюстрацию на стр.58. Зачитайте строки, которые подходят к данной иллюстрации. (Пыль столбом подымается, трава к земле приклоняется, бегут козёл да баран, а за ними скачет на трёх ногах кот, серый лоб)

Как кот обращается к козлу и барану? (Старший брат, меньший брат)

Почему именно так? (Ответы детей)

Как вы понимаете «названные братья»? (Ответы детей) На Руси называли так тех кто воевал вместе, один спас другому жизнь.

Помогли ли они коту? (Помогли)

Можно было сказать «Помчались они далеко - далеко»? (Да) А как об этом сказано в сказке? (Понеслись они опять по горам, по долам, по сыпучим пескам)

Что такое «дол»? (Ответы детей) Дол – низменность. (ПОКАЗЫВАЮ КАРТИНКУ)

Почему же так далеко и долго неслись герои сказки? (От страха)

Где остановились отдыхать герои? (В скошенном поле)

Как вы понимаете значение «скошенное поле»? (Поле которое недавно скосили)

Что такое «стог»? (Ответы детей) Стог – большая высокая и округлая или с прямыми сторонами куча сена, соломы, плотно уложенных для хранения под открытым небом. (ПОКАЗЫВАЮ КАРТИНКУ)

Какая была ночь? (Осенняя, холодная)

Что сделал кот чтобы согреться, зачитайте? (Добыл бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном стукнуться лбами)

Что такое «береста»? (Ответы детей) Береста – верхний слой коры березы. (ПОКАЗЫВАЮ БЕРЕСТУ)

Как стукнулись козел с бараном? («Искры из глаз посыпались)

Кто пожаловал к нашим героям? (К ним пожаловал незваный гость Михайло Иванович)

Куда ходил медведь? (Ходил на пасеку)

Что такое «пасека»? (Ответы детей) Пасека – специально оборудованное место, где содержаться медоносные пчелы. (ПОКАЗЫВАЮ КАРТИНКУ)

Почему медведь подрался с мужиками? (Ответы детей)

Из – за чего идет медведь к лисе лечиться? (Прикинулась хворь)

Что такое «хворь»? (Ответы детей) Хворь – болезнь.

Как стали проводить ночь наши герои? (Стали вчетвером ночь делить)

Как озаглавим эту часть? (Подготовка к холодной ночи) Записываем в рабочей тетради на второй строчке.

Читаем третью часть:

Кто идет к стогу? (Идут семь волков серых, восьмой – белый)

Как вы думаете, почему один белый? (Вожак стаи)

Что предлагает белый волк? (Он предлагает пытать силу)

Как к этим словам отнеслись козел и баран, зачитайте? (Заблеяли козёл и баран со страху)

А как мурлыка? (Начал речь вести)

С кем можно сравнить мурлыку, про кого так говорят? (Его можно сравнить с уважаемым человеком, мудрецом)

Зачитайте как кот обращается к белому волку. (Ахти, белый волк, над волками князь)

Почему именно так кот обращается к белому волку: он его боится / хочет обмануть или добивается того, чтобы ему поверили? (Ответы детей)

Что стали делать волки с Мишей? (Задирать)

Как вы понимаете значение слова «задирать»? (Ответы детей) Задирать – приставать.

Как отреагировал Миша (Схватил в каждую лапу по волку)

Что в это время сделали козел, баран и кот? (Побежали в лес)

На кого они наткнулись? (Они наткнулись на серых волков)

Что начали делать волки? ( Волки начали оскаливать зубы и выть)

Какими они были, раз так повели себя? (Они были голодными)

Когда съел кот двух волков? (Кот съел волков давеча)

Что значит «давеча»? (Ответы детей) Давеча – устаревшее слово. Оно означает недавно, на днях.

Что произошло с козлом? (Козёл сорвался и упал прямо рогами на волка)

Как повели себя волки, зачитайте? (Тут на волков такой страх нашёл, что со всех ног припустили бежать без оглядки)

Что значит «припустили»? (Ответы детей) Припустили – начали стремительно бежать.

Посмотрите на иллюстрацию стр. 61. Найдите и зачитайте фрагмент текста, к которому она подходит. (Только сказал он эти речи, как козёл сорвался и упал прямо рогами на волка. А мурлыко знай своё кричит: - Держи его, лови его! Тут на волков такой страх нашёл, что со всех ног припустили бежать без оглядки.)

Как озаглавим эту часть? (Встреча с волками) Записываем в рабочей тетради на третьей строчке.

Обобщающая беседа:

Кто главные герои сказки? (Кот и волки)

Что же помогло козлу, барану и коту выжить? (Ум, смекалка кота)

Смогли бы кот, баран, козел справиться по одиночке с волками? (Нет)

Какое качество им помогло? (Взаимопомощь)

Как начинается сказка? (Жили – были) Такое начало характерно для всех русских народных сказок.

Что вы можете сказать о языке сказки? (В сказке много устаревших слов)

Какой же совет дает читателям эта сказка? (Сказка дает такой совет – ум гораздо важнее силы)

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»

Эти слова, сказанные А.С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни.

Д/З:

Перечитать сказку стр. 58 – 62 и написать письмо от имени героя или читателя к жестокой хозяйке.

Итоговая беседа:

1) С каким произведением познакомились? (С русской сказкой «Напуганные медведь и волки»)

2) Кто автор этой сказки? (А втор этой сказки народ)

3) Понравилась работа на уроке? Чем понравилась? ( Ребята высказывают свои мнения)

4) Какие трудности возникли? ( Ребята высказывают свои мнения)

Молодцы, вы хорошо работали.

Мне понравились ответы …

Активнее нужно работать …

Не отвлекаться …

Урок окончен!

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации