Урок экономики по теме «Инфляция» (11 класс)
Урок по теме «Инфляция»
11 класс
Цель урока: создать условия для формирования представления об одной из проблем рыночной экономики – инфляции, её причинах и последствиях.
Задачи урока:
Обучающие: сформировать у учащихся представления о причинах, видах и последствиях инфляции, умения и навыки учебно-познавательного характера.
Развивающие: развивать умение поиска необходимой информации в различных видах источников, познавательные способности – память, внимание, восприятие, умение логически рассуждать, формулировать и аргументировать собственную позицию, продолжить формирование умения работать в группе, владение основами проектно-исследовательской деятельности.
Воспитательные: развивать кругозор учащихся, продолжить формирование экономической культуры, воспитывать чувство ответственности за собственную деятельность, стимулировать творческую активность.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование умения сотрудничать в коллективном обсуждении, формирование позиции активного и ответственного члена общества, способного к личностному и профессиональному самоопределению.
Метапредметные: осмысление экономической информации для выбора адекватных способов деятельности, построение логических рассуждений, овладение основами самооценки и самоконтроля.
Предметные: понимание проблемы рыночной экономики, формирование представлений о причинах, видах и последствии инфляции, формулирование собственного отношения учащихся к изучаемой проблеме.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование урока: Экономика (Углубленный уровень образования). 10-11 классы. Под редакцией Иванова С.И., Линькова А.Я. (часть 2), презентация; раздаточный материал; тестовые задания.
Основные понятия: инфляция, дефляция, дезинфляция, инфляция спроса, инфляция издержек, стагфляция.
План урока:
1. Понятие инфляции.
2. Измерение инфляции
2. Причины инфляции
3. Виды инфляции
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Подготовка класса к работе.
II. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
Учитель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточняет тематические рамки; организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися.
Обучающиеся записывают тему и план урока в тетради.
III. Актуализация знаний
Организация беседы по теме «Инфляция». Для актуализации имеющихся у обучающихся знаний преподаватель задаёт им следующие вопросы: Инфляция – зло или благо для рыночной экономики? Кому может быть выгодно повышение уровня цен? Способно ли государство справиться с высокой инфляцией?
IV. Изучение нового материала
1. Понятие инфляции
Изучение первого пункта плана начинается с работы над терминами «инфляция», «дефляция», «дезинфляция». Учитель предлагает учащимся, обратившись к тексту учебника (§ 15.1), дать определение вышеназванных понятий.
Инфляция – долговременное и устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги, поступающие на рынок данной страны.
Дефляция – снижение общего уровня цен, повышение покупательной способности денег.
Дезинфляция – замедление темпа прироста цен.
Характеризуя понятие «инфляция», учитель рекомендует учащимся связать его с реальными процессами в жизни нашей страны. С этой целью учитель предлагает рассмотреть графический материал «Уровень инфляции в России». Анализируя графики, учащиеся отвечают на вопросы:
В каком году был наивысший темп инфляции в стране?
В каком году был наименьший темп инфляции?
В какие периоды в стране наблюдалась дезинфляция?
2. Измерение инфляции
Учитель объясняет учащимся каким образом рассчитывается повышение общего уровня цен. Для этого им предлагается вспомнить, что такое номинальный ВВП и реальный ВВП. (ответы учеников).
Отношение номинального ВВП к реальному называют дефлятором ВВП, который показывает изменение общего уровня цен на товары и услуги. В общем виде дефлятор ВВП (индекс Пааше) определяется по формуле:
, где - количество i-того продукта в отчётном году, - цена i-того продукта в отчётном году, - цена i-того продукта в базовом году.
Учитель предлагает рассчитать дефлятор ВВП, используя данные таблицы (задача выводится на экран).
Вид продукции | 1-ый год (базовый) | 2-ой год (отчётный) | ||
Объем выпуска, Q0, шт. | Цена 1 ед. продукции, Р0, руб. | Объем выпуска, Q1, шт. | Цена 1 ед. продукции, Р1, руб. | |
парты | 100 | 900 | 120 | 1300 |
стулья | 200 | 800 | 250 | 900 |
тетради | 800 | 3 | 1000 | 5 |
Решение:
ВВП номинальный отчётного года: YN = ∑ qt × pt = 120×1300 + 250×900 + 1000×5 = 386000 руб.
ВВП реальный отчётного года: YR = ∑ qt × p0 = 120×900 + 250×800 + 1000×3 = 320000 руб.
Дефлятор ВВП (индекс Пааше) IP = YN/YR = 386000/320000 = 1,206 или 120,6%
В качестве показателя уровня цен широко применяется индекс потребительских цен (индекс Ласпейреса), который определяется по формуле:
, где - количество i-того продукта в базовом году.
Учитель предлагает рассчитать ИПЦ, используя данные таблицы.
Решение:
ИПЦ = 124,4%
Вывод: ИПЦ завышает общий уровень цен, а дефлятор ВВП занижает общий уровень цен.
В экономике используется ещё один показатель – темп инфляции (норма инфляции) – это отношение разницы уровня цен текущего и предыдущего периода к уровню цен предыдущего периода, выраженному в %.
Учитель предлагает решить задачу.
Определите темп инфляции по годам:
Год | 1 | 2 | 3 | 4 |
Индекс цен,% | 100 | 106 | 121 | 127 |
Решение:
3. Причины инфляции
При изучении причин инфляции класс делится на три группы. Группам предлагается самостоятельно работая с материалом учебника (§ 15.2) заполнить таблицу:
Причины инфляции | Характеристика | Источники возникновения | Последствия |
Инфляция спроса | | | |
Инфляция издержек | | | |
Инфляционные ожидания | | | |
1 группа анализирует инфляцию спроса, 2 группа – инфляцию издержек, 3 группа – инфляционные ожидания. Учащиеся в группах выполняют задания и представляют готовый результат анализа информации. Затем идёт обсуждение материала.
Причины инфляции | Характеристика | Источники возникновения | Последствия |
Инфляция спроса | Ситуация, при которой создаётся устойчивое и долговременное повы-шение совокупного спроса по сравнению с совокупным предложе-нием. Невозможна при неполной занятости ресурсов. | 1) дефицит госбюджета 2) резкое расширение инвестиций не только за счёт прибыли, но и банковских кредитов, сбережений 3) не соответствующий уровню национального дохода рост потреби-тельских расходов за счёт сбережений и пот-ребительских кредитов | Инфляция спроса не знает верхнего предела: избыточный спрос → рост цен → рост доходов → новое повышение совокупно-го спроса |
Инфляция издержек | Ситуация, возникающая в результате сокращения совокупного предложе-ния, вызванное ростом издержек. | 1) неоправданное повы-шени заработной платы 2) рост цен на сырьё и энергию | Ведёт к стагфляции – одновременный спад производства и рост уровня цен. |
Инфляционные ожидания | Ожидание повышения нормы инфляции. | 1) решения правитель-ства в прошлые периоды 2) изменения, происхо-дящие в экономике 3) действие внешнеэко-номических факторов | Порождают как инфляцию спроса, так и инфляцию издержек. |
4. Виды инфляции
При изучении видов инфляции учитель предлагает учащимся, опираясь на учебный материал параграфа 15.3, заполнить таблицу «Виды инфляции» (раздаточный материал).
Виды инфляции
Виды инфляции в зависимости от её уровня | Параметры повы-шения уровня цен | Характеристика, последствия |
| |
|
| |
|
| | |
| | |
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу и затем комментируют её.
Виды инфляции в зависимости от её уровня | Параметры повы-шения уровня цен | Характеристика, последствия |
Нормальная (ползучая) | Не более 5% в год | Оказывает благоприятное влияние на экономику: существенно увеличивается прибыль фирм; растут инвестиции в расширение производства и модернизацию оборудования; создание новых рабочих мест, увеличение занятости. |
Умеренная | От 5% до 10% в год | сохраняет стимулы к инвестирова-нию капитала в производство; способствует росту занятости; поддерживает высокий темп роста ВВП; повышается благосостояние людей; зарождаются негативные процессы: удорожание кредита, замедление роста реальных доходов |
Галопирующая | От 10% до 200% в год | 1) цены растут быстрее размеров номи-нальной прибыли 2) обесцениваются амортизационные отчисления 3) ускоряется рост % ставки, банки отказываются предоставлять долгосроч-ные кредиты 4) фирмы отказываются от инвестиций в новое оборудование и технологии 5) реальная зарплата работников падает, безработица растёт. Галопирующая инфляция приводит: к торможению технического прогресса; к снижению темпа роста ВВП; к обострению социальных конфликтов; к политической нестабильности |
Гиперинфляция | В среднем на 50% в месяц | 1) деньги заметно обесцениваются, возникает явление «бегства от денег» 2) зарплата расходуется сразу на предметы потребления 3) фирмы переходят к бартерным сделкам Гиперинфляция разрушающе действует на отрасли экономики: наносит тяжёлый удар по кредиту и банковской системе; фирмы сокращают или останавлива-ют производство, возникает стагфляция; денежный капитал вкладывается в иностранные активы, происходит отток национального капитала за границу; резко падает реальная зарплата; полностью обесцениваются сберега-тельные вклады, государственные ценные бумаги; обнищание низших слоёв населения, разорение среднего класса. |
Учитель предлагает ученикам обратиться вновь к графику «Уровень инфляции в России» и найти периоды, в которых проявлялись данные виды инфляции. Обсуждение с учащимися приведённых данных поможет подвести их к пониманию и правильной оценке влияния инфляционных механизмов на экономику страны.
Далее учитель дополняет материал учебника другими видами инфляции, расширяя кругозор учащихся.
В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:
1. Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.
2. Подавленная (скрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами. Этот вид инфляция имеет место в случае, когда цены устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный механизм (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения на товарном рынке). Главная форма проявления подавленной инфляции – дефицит товаров.
По степени расхождения роста цен по различным товарным группам различают следующие виды инфляции:
1. Сбалансированная – цены товаров относительно друг друга остаются неизменными;
2. Несбалансированная – цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются.
По критерию отношения экономических агентов к инфляции ее можно разделить на 2 вида:
1. Неожидаемая инфляция – инфляция с внезапными скачками цен, которые обусловлены влиянием инфляционных ожиданий спроса товаропроизводителей на средства производства и сырье, а населения – на потребительские товары.
2. Ожидаемая инфляция – постепенная, умеренная инфляция, которая подвергается прогнозу на определенный период. Нередко такая инфляция является результатом антиинфляционных действий со стороны государства.
Активизировать познавательную деятельность обучающихся, помочь им сформировать собственную позицию по рассматриваемой проблеме поможет:
– проведение мини-социологического опроса «Какие меры могут сократить уровень инфляции в стране?»;
– привлечение знаний из истории, географии, общественной жизни.
Актуализировать эти знания поможет постановка и обсуждение следующих вопросов:
1) какие факты окружающей жизни характеризуют наличие инфляции в российской экономике?; в нашем городе?
2) где можно найти информацию об уровне инфляции в стране?;
Завершая обсуждение вопросов, преподаватель предлагает учащимся познакомиться с данными Госкомстата.
V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала
Выполнение обучающимися заданий в формате ЕГЭ (раздаточный материал).
ТЕСТ
1. Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Инфляция проявляется в снижении покупательной способности денег.
2) Различают микроинфляцию и гиперинфляцию.
3) Рост цен на ресурсы порождает инфляцию предложения.
4) Одна из причин инфляции — усиление конкуренции между производителями.
5) К последствиям инфляции относится рост реальной заработной платы работников.
2. Верны ли следующие утверждения?
1) Одним из проявлений инфляции является рост цен на овощи и фрукты в зимний период.
2) Умеренная инфляция может способствовать экономическому росту.
3) Современные государства не применяют контроль над ценами как метод борьбы с инфляцией.
4) Должники могут выиграть от последствий инфляции.
5) Переход к бартеру в условиях высоких темпов инфляции – проявление неспособности денег выполнять функцию средства обращения.
6) Подавленной инфляцией называют снижение темпов роста цен вследствие антиинфляционной политики государства.
3. Какие из перечисленных причин роста цен можно отнести к инфляции спроса?
1) увеличение налога на добавленную стоимость
2) повышение цен на импортируемое сырьё
3) рост зарплат наёмных работников
4) низкие процентные ставки по кредитам
5) дополнительная эмиссия бумажных денег для покрытия дефицита бюджета
6) инфляционные ожидания потребителей
4. Что из перечисленного может стать причиной инфляции спроса?
1) монополизация рынка какого-либо товара крупной корпорацией
2) увеличение денежных доходов граждан при сохранении прежнего уровня производства в стране
3) профсоюз добился повышения зарплаты работникам предприятия
4) рост цен на нефть
5) снижение процентов на потребительские кредиты, их доступность большему количеству потенциальных покупателей товаров
5. Выберите в приведённом списке верные суждения об инфляции.
1) Позитивным последствием инфляции является рост занятости населения.
2) Инфляция предложения характеризуется увеличением издержек производства.
3) Скрытая инфляция возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.
4) Повышение номинальной заработной платы может быть источником инфляции.
5) Одной из форм борьбы с инфляцией является дополнительная эмиссия.
Ответ: 1-13 2-245 3-456 4-25 5-234
VI. Итоги урока. Рефлексия
Определение обучающимися своего эмоционального состояния на уроке, осуществление самооценки собственной деятельности, соотнесение цели и результата. Ответы на вопросы.
Анализ работы обучающихся на уроке. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание
Глава 15, вопросы к главе. Дать письменный ответ на задания:
1) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.
2) В мониторинге социально-экономического развития страны Z зафиксированы темпы инфляции и ее причины. В качестве одной из причин указан дефицит продуктов, образовавшийся из-за резкого сокращения импорта и увеличения экспорта некоторых товаров. Каковы иные возможные причины инфляции? (Укажите любые три из них.)
3) Используя данные таблицы определить ИПЦ и темп прироста.
Вид продукции | 1-ый год (базовый) | 2-ой год (отчётный) | ||
Объем выпуска, Q0, шт. | Цена 1 ед. продукции, Р0, руб. | Объем выпуска, Q1, шт. | Цена 1 ед. продукции, Р1, руб. | |
карандаши | 5000 | 6 | 6000 | 10 |
ластики | 3000 | 4 | 3500 | 8 |
линейки | 2500 | 5 | 2000 | 7 |
Уровень инфляции в России (в %)
7