№
| Этап урока
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Цель | УУД | Время |
1. | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Учитель приветствует учащихся. Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет хорошая плодотворная работа, желаю вам успеха в познании нового. И мы начинаем урок русского языка. А девизом урока сегодня станут слова: «Дорогу осилит идущий, а русский язык – мыслящий». Подпишите ваши рабочие листы, запишите сегодняшнее число. | Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку, психологически настраиваются на урок. | Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоционально комфортной обстановки; включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | 2 мин. |
2. | Проверка домашнего задания
| Вначале мы отправимся «по следам изученного», и я попрошу вас напомнить мне тему изучаемого нами раздела. В этом вам поможет стихотворение, которое вы видите на экране. Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю. Чтобы вспомнить, что вы уже знаете о данной удивительной части речи, сыграем в учебную игру на внимание. Напомню вам правила игры: Я читаю утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то не хлопаете, а поднимаете руку, чтобы называть правильный ответ. Верно ли, что причастия обозначают постоянный признак предмета? (Нет). Верно ли, что причастия образуются от существительных? (Нет). Верно ли, что причастия склоняется как прилагательные? (Да). Верно ли, что причастия бывают совершенного и несовершенного вида? (Да). Верно ли, что у причастий нет формы будущего времени? (Да). Верно ли, что причастия не имеют краткой формы? (Нет). Верно ли, что действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов ИМ, ЕМ? (Нет). Верно ли, что полная форма страдательного причастия пишется с двумя Н в суффиксе, краткая – с одной Н? (Да). Верно ли, что причастный оборот всегда обособляется (Нет). Верно ли, что причастие бывает в предложении определением или сказуемым (Да). Молодцы! Спасибо вам за активную работу. Вы показали хорошее знание изученного материала. | Учащиеся называют изучаемый раздел.
Выполняют задания учебной игры, повторяют изученный материал. | Выяснить степень усвоения материала, скорректировать понятия. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Анализ, сравнение, синтез (Л) Контроль и оценка прогнозирования (Р) Умение аргументировать свое мнение (К)
| 5 мин. |
3. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Подготовка к изучению нового материала.
| А теперь продолжим наш путь «по следам изученного». Для вас сейчас будет разыграна небольшая сценка, прошу быть внимательными.
Здравствуй, причастие! Пишет тебе Котов Сергей из 7-г класса. Мне кажется, после того, как ты появилось в моей жизни, проблем у меня стало больше, а вот хороших оценок меньше. Признаться, вначале я ничего опасного в тебе не увидел: подумаешь, летящий шарик – тот, который летит. Причастие несовершенного вида, настоящего времени. Но потом появились суффиксы. Каждый раз думать над спряжением глагола, от которого ты образовалось, чтобы правильно их написать, - сущий ад. А твои одна и две буквы н? А причастный оборот? А не – то слитно, то раздельно? Мои чувствительные мозги отказывались воспринимать всё это, и, честно скажу, я тебя возненавидел. Ты стало хуже «двойки». И если бы не морфологический разбор, за который я получил «5», не знаю, как дальше сложились бы наши отношения. В общем, стал я к тебе потихонечку присматриваться, привыкать. И хотя принесло в мою жизнь ты много забот, но своего добилось: зауважал я тебя. Передавай привет папе и маме. До свидания. Понравилось письмо? Согласны вы с его автором? Почему причастие – сложная часть речи? (совмещает признаки 2-х частей речи) Какую орфограмму, связанную с причастием и описанную Сергеем в письме, мы не проходили? (учащиеся определяют тему урока) Познакомьтесь с содержанием карточки №1. Сформулируйте задание, которое вам предстоит выполнить. (Даны примеры слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи, необходимо заполнить данными примерами таблицу и объяснить выбор орфограммы). - Что для этого вам необходимо вспомнить? (Для успешного выполнения задания необходимо вспомнить, как пишется НЕ с именами существительными, прилагательными и глаголами).
Выполнение задания в парах. Проверка выполнения задания. | Работа учащихся в парах, заполнение таблицы «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
Проверка выполненной работы. | Обеспечение восприятия, осмысления новой темы. | Постановка учебной задачи, определение степени успешности своей работы и работы других (Р) Осуществление взаимоконтроля и помощи; согласование усилий по достижению общей цели; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать и понимать других (К) | 10 мин. |
4. | Подготовка к восприятию новой темы. Создание проблемной ситуации. | Ребята, обратите внимание на данные примеры. (На слайде даны примеры слитного и раздельного написания НЕ с причастиями). - Можете ли вы сейчас заполнить 4-ую колонку вашей таблицы? - Почему у вас возникла трудность? - Что необходимо для того, чтобы успешно закончить таблицу? (Необходимо знать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями)
| Учащиеся фиксируют трудность и формулируют выход из проблемной ситуации. | Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); | Формулирование проблемы (Л) Целеполагание (Р) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | 2мин |
5. | Формулировка темы и цели урока. | - Сформулируем и запишем тему нашего урока. (Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями). - Какие цели мы можем поставить? Чему нам необходимо сегодня научиться?
| Формулируют и записывают тему урока, формулируют цели урока: - выяснить условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями; - научиться правильно писать НЕ с причастиями.
| Сформулировать тему и цель урока.
| Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Самостоятельная формулировка темы и цели урока (П) | 2 мин. |
6. | Физкультминутка. | Зрительная гимнастика | Учащиеся выполняют упражнения. | Реализация здоровьесберегающей технологии |
| 1 мин. |
7. | Открытие новых знаний. Контроль первичного усвоения знания | В соответствии с поставленной целью вам необходимо самостоятельно сформулировать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Откройте учебники на стр. 67, найдите теоретический материал и выполните задание, ответив на вопросы: 1 вариант. При каких обстоятельствах Не пишется с причастиями слитно? 2 вариант. При каких обстоятельствах НЕ пишется с причастиями раздельно? Итогом вашей работы является заполнение кластера и 4-ой колонки таблицы задания №1
| Работа с материалом учебника и выполнение задания по вариантам. 1 группа: при каких обстоятельствах НЕ с причастиями пишется слитно. 2 группа: при каких обстоятельствах НЕ с причастиями пишется раздельно. 2. Ответ на вопрос по вариантам. 3. Составление кластера. 4. Заполнение 4-ой колонки таблицы. | Умение самостоятельно добыть новые знания и систематизировать новый материал. | Смыслообразование (Л) Логический анализ текста; моделирование (перевод текста на знаково-символический язык (П) Умение обосновывать и доказывать свою точку зрения (К)
| 7 мин. |
8. | Применение нового знания на практике.
| Лингвистическое лото Несжатая полоса, не нарушаемая птичьим пением тишина, земля не вспахана, незабываемое впечатление, не замерзшая, а бурлящая река, не прогретая солнцем земля, ненавидящий подлость человек, непроверенные данные, не покрытые снегом поляны, не утихающий, а усиливающийся ветер.
Цифровой диктант (самостоятельная работа по вариантам) 1 вариант (Не)прочитанная книга, посылка (не) получена, (не)завершенное в срок строительство, (не)доумевающий взгляд, никем (не)убранные вещи, (не)начатое, а законченное собрание. 2 вариант (Не)исправленные, а подчеркнутые ошибки, контрольная работа (не)сдана, (не)замерзающий пруд, (не)раскрытая учеными тайна, (не)доумевающий собеседник, (не)исследованные пространства. Взаимопроверка, оценивание. | ученики переворачивают малые карточки лото. Если выбранный вариант ответа оказался правильным, то они должны прочитать следующее предложение
Учащиеся выполняют задание «Перевертыш». Один из учащихся объясняет выполнение задания, другие контролируют и оценивают ответ одноклассника.
Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка по эталону и самостоятельное оценивание выполненного задания.
| Отработка умения применять новые знания на практике (правописание НЕ с причастиями). | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р) Умение обосновывать и доказывать свою точку зрения, умение слушать собеседника (К) | 11 мин. |
9. | Подведение итогов занятия. Рефлексия.
| Итак, мы познакомились сегодня со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями. Еще раз сформулируем правило: Причастия пишутся с НЕ слитно, если… Причастия пишутся с НЕ раздельно …
Мне было очень приятно с вами сегодня работать. Оценивание учащихся.
А теперь оцените результаты вашей учебной деятельности. Достигли ли вы поставленной цели? (Учащиеся показывают смайлик).
Я попрошу вас заполнить оценочный лист и записать домашнее задание (§24 Упр. 133, упр. 134 (1-3 пр 1 в; 4-6 -2 в.) | Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Обобщение, самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л) Умение выражать свои мысли (К) Рефлексия (П)
| 2 мин.
|
Селиванова Галина Геннадьевна