СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Бондаренко Тамара Викторовна52
3

Урок по теме "Ручное вязание древнейший нестареющий вид рукоделия на Руси, Кузнецке. Изготовление вязаной одежды как необходимость климатических условий края"

Тема «Ручное вязание – древнейший нестареющий вид рукоделия на Руси, Кузнецке. Изготовление вязаной одежды как необходимость климатических условий края»

Цели урока:

1. Образовательная– расширить кругозор учащихся о видах рукоделия на Руси, Кузнецке;

2. Развивающая – развивать у учащихся умение пользоваться приемами

вязания на спицах;

3.Воспитательная – содействовать воспитанию эстетического вкуса и

повышать интерес к рукоделию;

4. Практическая– научить учащихся приемам вязания образцов узоров для шалей, платков.

Методы обучения: устное объяснение материала, использование наглядности, ИКТ.

Наглядный материал: различная литература по вязанию спицами, журналы для вязания, различные виды пряжи, набор спиц.

Дидактический материал:

Инструкционные карты по выполнению разных видов петель и ажурных узоров.

Оборудование, инструменты, материалы:

набор спиц разного размера, ножницы, пряжа для вязания, ИКТ.

Тип занятия:

информационная лекция.

Межпредметные связи: история.

Профориентация: знакомство с профессией вязальщицы.

Ход урока.

1. Организационный момент:

1) организация и подготовка к уроку;

2) отметка отсутствующих;

3) сообщение темы и цели урока.

2. Актуализация знаний учащихся по смежным темам.

1) Какие виды пряжи вам известны?

2) Как правильно подбирать в зависимости от толщины ниток

инструменты для вязания спицами?

3) Как правильно обращаться с изделиями, связанными спицами,

после завершения вязания?

3. Изучение новых понятий и способов действий:

1) Ручное вязание – древнейший нестареющий вид рукоделия на Руси, Кузнецке – сообщение учащегося;

2) чтение рисунка по схеме: условные обозначения петель, определение количества петель, раппорт рисунка.

Условные обозначения:

лицевая петля

три петли вместе лицевой

накид

+ кромочная

Раппорт равен 8 петлям и 6 рядам (ограничивается стрелками на схеме). Для набора: количество петель кратно 8 + 2 кромочные петли + 1 петля для симметрии рисунка.

3) правила подбора спиц и пряжи для изготовления изделия.

4. Закрепление изученного материала:

1) какие правила подбора спиц и пряжи вы знаете?

2) прочитайте схему рисунка.

5. Практическая работа:

1) вводный инструктаж (организация рабочего места, знакомство

с инструкционными картами);

2) самостоятельная работа учащихся по выполнению образца для вязания шали с использованием инструкционных карт.

4) самоконтроль и взаимопомощь учащихся во время работы.

6. Подведение итогов занятия:

1) проверка выполнения самостоятельной работы;

2) анализ допущенных ошибок в работе;

3) демонстрация лучших работ;

4) выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся.

7. Домашнее задание:

связать образец шали по схеме, повторить изученный материал

8. Уборка рабочих мест.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Из истории вязания.

Ручное вязание – древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является

Подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется.

Установить точно, когда родилось ручное вязание, трудно: ведь трикотаж не камень, нелегко ему сохраниться тысячелетиями. Однако во время раскопок древнеегипетских гробниц был обнаружен вязаный детский носок, у которого большой палец был вывязан отдельно, вероятно, для того, чтобы можно было надеть сандалию. Ученые установили, что «возраст» этого носка около 5 тысяч лет.

Самыми искусными вязальщиками в древности считались арабы.

Сложные многоцветные узоры они придумывали уже 2 тысячи лет назад. В 12 веке вязать научились испанцы и итальянцы, век спустя – французы, шотладцы и англичане. Работали в основном спицами: деревянными, костяными, металлическими. Вязали чулки, носки, перчатки. Большую известность получил национальный головной убор шотландцев – вязаный б берет. Во Франции, начиная с 13 века, стали вязать шляпки, береты, фуфайки, перчатки, а в 14-15 вв. научились вязать колпаки (капюшоны), носки и даже верхнюю одежду.

Постепенно вязание стало известно всей Европе. Начали появляться цеха по изготовлению шелковых чулок. Интересно, что занимались этим ремеслом в те времена исключительно только мужчины.

В 1589 году в ручном вязании произошел переворот: английский священник Вильям Ли придумал ручной вязальный станов с крючковыми иглами, который позволил увеличить скорость вязания по сравнению с ручным в 10 раз. Принцип работы станка и его важнейший элемент – игла с крючком на конце – сохранились в современных вязальных машинах.

В конце 18в. во Франции была изобретена круглая трикотажная машина, на которой получается полотно в виде трубки. Из него затем выкраивали детали изделий и сшивали их.

В России с давних времен крестьянки вязали чулки, носки варежки из овечьей, собачьей шерсти. Обычно они были одноцветными, но в некоторых северных губерниях, а также в Рязанской, Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались нарядными орнаментами. В городе Арзамасе Нижегородской губернии с конца 19 начала 20в. было распространено вязание сапожек, украшенных цветочными мотивами.

В сочетании оригинальных узоров и цветовых комбинаций, применяемых в вязаных изделиях, проявлялась богатая творческая фантазия русского народа.

Совершенно уникальным является ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков, возникшем в 18в.

Здесь изготавливают платки двух видов: плотные, пушистые из серого пуха и тонкие, ажурные - из белого. Последние неизменно вызывают восхищение красотой узоров, легкостью и высочайшим мастерством исполнения.

Такой платок размером 2х2м весит всего 70г. Искусство вязания оренбургских пуховых платков передается из поколения в поколение. А в Сибири это теплые, плотные шали, как правило, более темных цветов.

В настоящее время трикотажное производство в нашей стране развивается. Оно оснащается мощными высокопроизводительными машинами, позволяющими постоянно увеличивать количество и повышать качество трикотажных изделий. Они любимы всеми, так как не стесняют движений, хорошо растягиваются и вновь приобретают первоначальную форму, не мнутся, обладают способностью сохранять тепло, мягкостью и гигроскопичностью. Производственное изготовление трикотажа имеет неограниченные возможности. Несмотря на это, многие увлекаются ручным вязанием, позволяющим иметь абсолютно индивидуальные вещи. К тому же вязание – прекрасный отдых за работой.

Вязание, безусловно, один из самых древних и полезных видов рукоделия. Как и любой другой вид прикладного искусства, вязание постоянно развивается и видоизменяется. Мы знаем, что вязать можно крючком, на спицах, на машинах производственных и бытовых.

Процесс вязания.

Основной единицей вязаного изделия является петля, образуемая из нити с помощью спиц или крючка. Вязание же представляет собой процесс превращения непрерывной нити в петли, которые, соединяясь между собой

По горизонтали (ряды) и по вертикали (столбики, цепочки), образуют сплошное полотно. Чередуя в строго определенном порядке разные по виду петли (при вязании на спицах) или столбики и цепочки петель (при вязании крючком), получают требуемый узор. Уменьшая или увеличивая в процессе вязания число петель в ряду, обеспечивают конструктивные параметры полотна – его размеры и конфигурацию.

За пролетевшие века вязание перестало быть мужским ремеслом и теперь обязано своим расцветом женщинам. В наши дни ручной трикотаж можно встретить на каждом шагу: носки и следки, варежки и перчатки, шапочки и шарфы, платья и жилеты, жакеты и свитера. Это рукоделие позволяет создавать индивидуальные вещи, отвечающие требованиям самой последней моды.

Для того чтобы научиться вязать, необходимо знать ряд важных правил:

- правила подбора спиц в зависимости от длины и толщины нити;

- свойства различного вида пряж, применяемых при вязании на спицах;

- правила начала вязания и положение рук при вязании;

- условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.

Правила подбора спиц в зависимости от толщины и длины нити.

1) Для работы необходимо приобрести легкие, хорошо отполированные

спицы, концы которых не должны быть сильно острыми. Спицы круговые

(с тросиком) применяют для вязания крупных вещей.

2) Каждая спица имеет свой номер в зависимости от диаметра ее в мм.

Рекомендуется иметь набор спиц от №1 до №10.

3) Спица должна быть толще нити в два раза.

4) При вязании необходимо сделать поправку на то, как вяжет

ученица: туго или слабо.

Приобретая нити для вязания, обратите внимание на их крутку, упругусть, равномерность кручения и прочность окраски.

Слишком тугая шерстяная нить не подходит для вязания спицами,

ее лучше вязать крючком.

Если шерстяная нить при растяжении пружинит, то вещи, связанные из нее, не деформируются, если рвется, то при вязании ее надо соединить с нитью лучшего качества.

К пряже с утолщениями подойдет только рельефный узор, чулочная и ажурная вязка будет неаккуратной.

Начинать вязать можно из новых ниток или старых распущенных ниток от старых вещей. После роспуска вязаного изделия нить необходимо выпрямить. Для этого надо смотать в мотки диаметром 20 – 3- см, постирать, предварительно смотав в мотки и связав в нескольких местах ниткой, и при сушке повесить груз. Положение груза время от времени надо менять.

Мотки шерсти при стирке нельзя усиленно тереть и выкручивать.

При сматывании пряжи не следует делать тугих клубков, качество пряжи при этом ухудшается.

Подготовка к работе.

Прежде чем приступить к вязанию изделия, следует внимательно прочесть описание порядка исполнения, уяснить, из каких деталей состоит изделие, рассмотреть чертежи. Затем необходимо изготовить выкройку в натуральную величину в соответствии с размерами, указанными на чертеже в сантиметрах.

Связать образец основного узора и по нему определить плотность вязки, и затем число петель, необходимое для получения исходной ширины детали. В соответствии с плотностью вязки рассчитать число петель, которое необходимо убавить к талии (для приталенных изделий), прибавить к пройме, закрыть для проймы, ворота, плеча, чтобы получить указанные на чертеже размеры.

Инструкционная карта «Выполнение основных петель».

«Лицевая петля». Рабочая нить находится под левой спицей. Правую спицу вводим в провязываемую петлю слева направо под левую спицу, захватываем рабочую нить сверху и продергиваем на себя. Вновь образованная петля остается на правой спице, а провязанную петлю (петлю начального, предыдущего ряда) сбрасываем с левой спицы. Аналогично вяжем все петли ряда. (рис.А)

«Лицевая скрещенная (поворотная) петля». Рабочая нить находится под левой спицей. Правую спицу вводим в провязываемую петлю, справа налево за заднюю стенку, захватываем рабочую нить и продергиваем на себя.

Таким образом, нить петель предыдущего ряда получается скрещенными

у основания. (Рис. Б)

«Изнаночная петля». Рабочая нить находится над левой спицей. Правую спицу вводим в провязываемую петлю, справа налево над левой спицей, захватываем рабочую нить по часовой стрелке сверху справа и продергиваем ее от себя. Вновь образованная петля остается на правой спице, а провязанную петлю предыдущего ряда сбрасываем с левой спицы (рис.А)

«Изнаночная скрещенная (поворотная) петля. Рабочая нить под левой спицей. Правую спицу вводим в провязываемую петлю, слева направо за заднюю стенку под левую спицу. Захватываем рабочую нить и продергиваем ее от себя (рис.Б)

Рис.А

Рис.Б

Инструкционная карта «Виды петель».

«Накид». Рабочую нить накидываем на правую спицу движением справа налево или слева направо. Накид не провязан в петлю предыдущего ряда, поэтому под ним образуется глазок – основной элемент ажурного полотна.

«Снятая петля». Рабочая нить под вязанием. Петлю с левой спицы снимаем на правую не провязывая.

«Лицевая перемещенная петля с наклоном вправо». В работе участвуют две петли. Две петли снимаем с левой спицы, меняем местами и одеваем обратно та, чтобы вторая петля оказалась над первой. Затем обе петли вяжем лицевыми.

«Лицевая перемещенная петля с наклоном влево». В работе участвуют две

петли. С левой спицы снимаем первую и вторую петли и меняем их местами так, чтобы первая оказалась над второй. Обе петли провязываем лицевыми.

 

«Две петли в одну лицевой». Рабочая нить под вязанием. Правую спицу вводим, слева направо во 2-ю и 1-ю петли одновременно и вяжем лицевую петлю.

«Две петли в одну лицевой поворотной». Рабочая нить под вязанием.

Правую спицу вводим, справа налево в две петли одновременно и вяжем

Лицевую поворотную петлю. На правой спице получаем петлю с наклоном влево.

«Две петли в одну изнаночной». Рабочая нить над вязанием. Правую спицу вводим справа налево.

«Две петли в одну изнаночной поворотной». Вяжется аналогично лицевой поворотной, но изнаночной петлей.

Инструкционная карта «Ажурные узоры для шалей»

Условные обозначения:

лицевая петля

три петли вместе лицевой

две петли в одну лицевой

две петли в одну изнаночной поворотной

накид

+ кромочная

 изнаночная
 

 

 


 

МБОУ СОШ №26

Сообщение по теме:

"НЕТАЮЩИЙ УЗОР ПУХОВОГО ПЛАТКА"

Выполнила учащаяся 8А класса

Ососкова Мария

Удивительные люди народные мастера! Из дерева и глины, из кости и шерсти, изо льна, железа и серебра они создавали и создают настоящие чудеса. Будь то прялка или миска, туесок или ложка, ружье или сани - глядишь на них и глаз не оторвать: до чего же хороши.

Своеобразной визитной карточкой Оренбуржья стал пуховый платок. Рожденный жизненной необходимостью в одну из суровых Оренбургских зим, за два с лишним столетия он прошел путь от простого теплого платка, защищающего в непогоду, до ажурной невесомой "паутинки", согревающей душу не только пухом, но и своей неповторимой красотой.

Красив Оренбургский платок. Глянешь на него - словно покрывало снежной королевы: белый, чистый, прозрачный, узоры на нем так и играют. А уж до чего тепел да приятен - этого словами не сменишь, самой надо поносить.

Долгими зимними вечерами пуховницы садились за спицы и начинали творить это замечательное чудо, при этом пели песни.

Но прежде чем приступить к вязанию, вязальщицы берутся за пух. Выбирают из него волос, раздергивают, расчесывают на гребенке, очищая от мелкоты и перхоти - в общем, обрабатывают, пока он не превратится в длинные пушистые волокна.

Затем прядут - тоже тонкая непростая работа, особенно, если для ажурных платков, потом "ссучивают", то есть скручивают пуховую нить с основой - шелковой нитью. А уж потом садятся и вяжут. Вяжут и поют.

Какая женщина не мечтает о этой диковинке из пуха, тепле и нежности, от которой светлеет и радуется душа, охваченная трепетным удивлением и несбыточной благодарностью.

А теперь окунемся немного в историю: первый Оренбургский платок связала в 1770 году Алена Денисьевна Рычкова, жена Петра Ивановича Рычкова известного русского историка и экономиста, выдающегося исследователя Оренбургского края.

Но шарфы и поддевки из козьего пуха давно уже были в обиходе у коренный жителей здешних мест. Сделаны они были сплошной "глухой" вязкой, хорошо держали тепло пронизывающем, зимнем ветру, но вид их был грубоват и непривлекателен. С легкой и доброй руки Алены Денисьевны, реформировавшей этот народный промысел, удивительному искусству вязать ажурные шали с художественным орнаментом выучились многие казачки из окрестных станиц, а потом, переходя из двора во двор, из селения в селение, это рукоделие распространялось по всему краю, а сам платок стал неповторимой достопримечательностью Оренбуржья.

Первые исследователи промысла считают 15 век датой рождения пуховязания, к сожалению то далекое время не оставило нам каких-либо фактов и имен. Известно лишь, что первыми освоили искусство вязания из козьего пуха кочевые племена калмыков, населявших юго-восточные степи Урала.

Итак, первым исследователем зарождающегося промысла принято считать Петра Ивановича Рычкова.

Во второй половине 19 века стали появляться Оренбургские платки на международных столичных выставках. В архиве музея изобразительных искусств сохранились документы конца 19 века - каталог Всероссийской промышленно - художественной выставки, бывшей в 1882 году в Москве. В нем значатся имена оренбургских мастеров, среди которых несколько вязальщиц.

Во второй половине 19 века лучшими мастерицами считались послушницы женского монастыря в самом Оренбурге.

В промысле, уже начиная с 19 века, существовало разделение труда. Так лучшими пряхами считались татарки.

Казачки часто нанимали их и считали чрезвычайно важным, чтобы весь пух был спряден одной мастерицей. Вязали же платки искусней всего казачки. Со второй половины 19 века; кроме пряжи ручного прядения, стали использовать машинную. Платки, связанные из такой пряжи, были тяжелее и плотнее чисто ручных и пользовались особым спросом в Сибири, хотя в магазинах Петербурга и Москвы их охотно приобретали. По данным 1908 г. Только в трех отделах казачьего войска насчитывалось 12470 вязальщиц (сейчас их на всей области 10500). За один только год ими было связано 35880 платков. Лучшим считали киргизский пух, на втором месте башкирский и каргалинский. Причем серый пух дороже белого. Часто пух подкрашивали, чтобы подороже его продать. Но знатоки отличали крашеный пух от натурального серого пуха. О значении промысла казачьих семей писали: "Все женщины из дохода от платков сами себя одевают и обувают круглый год женихов".

С 1926 года производство платков организуется в артели. В 1930 году начинает работать в стране первая пуховязальная фабрика, использующая механический способ обработки пуха и изготовления платков. В 1938 г. Все артели были объединены в облтрикотажпромсоюз, который в 1960 г. переименовался в Комбинат оренбургских пуховых платков.

Нельзя не сказать об Оренбургском пуховом платке, как о произведении искусства, который поражает своей красотой и разнообразием рисунков и орнаментов. Композиционный строй узора, ассоциативные названия традиционных рисунков передают своего рода реальную картину мира. В узорах и орнаментах мастерицы отражают окружающею природу, особенности своего быта. Уже один перечень названия традиционных Оренбургских рисунков обладает своеобразным колоритом: "ягодка", "змейка", "пшенка", "горох", "мушки", "соты", "рыбки", "пилки", "косорядки", "корольки", "кошачьи лапки", "деревце" и т.д.

Огромное значение Оренбургский пуховый платок сыграл в творчестве деятелей культуры и искусства нашего края.

Оренбургский государственный академический русский народный хор является ярким исполнителем народных, казачьих песен.

Лучшими номерами хора являются старинные песни, услышанные и записанные в казачьих станицах, много раз спетыми Оренбургскими пуховницами. Песню Г.Пономаренко на слова В.Бокова "Оренбургский пуховый платок" Женская группа хора поет свободно, с трепетной нежностью, на одном дыхании. Вот что написала об этом пресса: "Чуть подвинут темп, своя, какая-то особая, будто детская манера исполнения, и песня становится картиной: представляется теплый уют избы и девушка - ласковая, хлопотливая, а тихое звучание хора - как снег и морозная россыпь на окнах, подсказавший узор белому кружеву Оренбургских платков, накинутых на плечи девушек".

Своеобразно отразила в своем творчестве Оренбургский пуховый платок художник Алла Васильченко, член Оренбургского союза художников с

1993 г.

Изучив технику платка, его узоры, орнамент, художница поняла, что - пуховый платок - и есть предмет ее исканий.

Трансформация платка в необычные ажурные картины произошла не сразу. Долгие и сосредоточенные поиски привели к созданию новой формы, получившей статус декоративного панно.

В него она перенесла основные принципы платочного вязания, справедливо полагая, что не только материал, но и технология, бережно сохраненная в произведении современного декоративного искусства, позволяет ему остаться на уровне драгоценного реликва. Орнаментика, выводимая на поля платка, приобрела ее в панно первостепенную значимость и стала главным изобразительным мотивом.

Заслуженный художник России, член оренбургского союза художников скульптор Н.Г.Петина, также не обошла стороной Оренбургский пуховый платок.

Много лет присматриваясь к мастерицам - рукодельницам, из пуховой легкой нити создающим чудо, Надежда Гавриловна отобразила их в своем творчестве. Она внимательно и точно передала в скульптуре размерный, сосредоточенный труд пуховниц, выразительность их движений.

Неторопливый, медленный ритм движений, плавный изгиб платка, складок одежд девушек, оживающем в легком, как дыхание прикосновение рук мастериц, усиливает значимость, важность происходящего.

Огромное значение нашего края сыграл Оренбургский пуховый платок. Велик его вклад в богатое наследие, традиции и обычаи нашей Родины. Приобретя известность в нашей стране, платок стал уникальным сувениром, который с огромным удовольствием приобретают туристы из многих стран, приезжая в наш край.

Многие бабушки до сих пор хранят свои секреты по вязанию шали. Ведь вязание, как почерк – у каждого свой стиль, манера, рисунок. Например, в Оренбурге это тонкие, ажурные шали и платки из белого козьего пуха. Вяжут оренбургскую шаль спицами. За свою легкость и прочность ее назвали паутинкой. По заведенному исстари стандарту, оренбургский платок должен проходить через девичье обручальное кольцо. А в Сибири это теплые, плотные шали, как правило, более темных цветов. Изделия наших мастериц пользуются огромным спросом за пределами России.

 

Прялка

Оренбургский платок

Сибирские шали

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.