Урок по теме «Трение»
Методические рекомендации к уроку по теме «Трение»
Этап урока | Действия учителя | Действия обучающихся | УУД |
Мотивационный этап | Предлагает прочесть текст задачи, выведенный на интерактивную доску. | Читают, обсуждают прочитанное | Познавательные |
Постановка учебной задачи | Предлагает прочесть текст (приложение 1) Задает наводящие вопросы. | Выдвигают предположения о том, что будут делать на уроке. Записывают тему урока. | Регулятивные |
Изучение нового материала | Рекомендует прочесть теоретический материал в учебнике и выполнить задания из приложения 2 Руководит обсуждением. | Работа в группах Самостоятельно читают §19 учебника (О.Ф. Кабардин) и выполняют задания из приложения 2 Обсуждение результатов. Ведут записи в тетрадях. | Познавательные-общеучебные, знако-символьные Коммуникативные |
Закрепление | Предлагает выполнить задания из приложения 3 | Выполняют задания из приложения 3. Обсуждение результатов. Ведут записи в тетрадях. | Познавательные Коммуникативные |
Экспериментальная работа | Предлагает выполнить экспериментальное задание по теме «Исследование силы трения» | Выполняют 3 задания: исследование зависимости силы трения от площади поверхности соприкосновения тел; исследование зависимости силы трения от материала соприкасающихся поверхностей; исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Заполняют таблицу, строят график зависимости силы трения от силы нормального давления. Делают выводы. Задания выполняют в специальных тетрадях. | Познавательные Коммуникативные |
Подведение итогов | Задает вопрос, чему научились, что нового узнали? Предлагает выполнить задание из приложения 4 и дать оценку значимости силы трения в окружающем нас мире. | Дают ответы, чему научились, что узнали. Выполняют задания из приложения 4 и высказывают суждения. | Познавательные-логические |
Домашнее задание | Подводит итоги работы учеников на уроке, инструктирует по домашнему заданию. Д/З Придумайте эксперименты, с помощью которых можно исследовать зависимость силы трения качения от радиуса колеса или катящегося цилиндра. Подумайте, чем объясняется эта зависимость? | Записывают Д/З | |
Ситуационная задача
Тема: Сила трения.
Название задачи | И враг и союзник! | ||||||||||
Личностно – значимый познавательный вопрос | Как же нам всем надоела эта сила трения! Из-за нее нам постоянно приходится покупать новую обувь, новые колеса, бесконечное количество запчастей на автомобиль. Да и просто мешает постоянно, куда ни посмотри. Как было бы хорошо, если бы она совсем исчезла! А если подумать, на самом ли деле стало бы лучше? | ||||||||||
Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде | Представим такую картину.(Приложение 1) Без трения исчезнут привычные нам вещи. Из веревок нельзя будет вязать узлы — они будут расползаться. Все тканые материалы разойдутся на отдельные нити, а нити распадутся на составляющие их мельчайшие волокна. Такая судьба ожидает также металлические и веревочные сетки. Катастрофические изменения ждут природу — сам облик Земли изменится до неузнаваемости. Волны, возникающие в океане, никогда не утихнут, а в атмосфере будут дуть постоянные ветры страшной силы — ведь трения между отдельными слоями воды и воздуха нет, а значит, ничто не мешает им очень быстро двигаться относительно друг друга. Реки выйдут из своих берегов, и их воды понесутся с большой скоростью по равнинам. Горы и холмы начнут рассыпаться на отдельные глыбы и песок. Деревья, корни которых держатся в земле только из-за трения, сами по себе начнут выкорчевываться и поползут в поисках самой низкой точки. Да, нашему взору предстанет страшная картина: горы, деревья, огромные глыбы, да и сама почва будут ползти, перемешиваясь, до тех пор, пока не найдут точку равновесия. Если пропадет сила трения, то наша планета станет гладким шариком, на котором не будет ни гор, ни впадин, ни рек, ни океанов — все это сломается, вытечет, перемешается и свалится в одну кучу. А сильные, ни на минуту не утихающие ветры будут подхватывать пыль и носить ее над планетой. Жизнь в таких условиях вряд ли будет возможна... Поэтому нельзя говорить о трении как о вредном физическом явлении. Да, часто просто жизненно необходимо свести трение к минимуму, но нередко нужны и максимально возможные силы трения, потому что трение — одновременно и враг, и друг. | ||||||||||
Задания на работу с данной информацией | |||||||||||
Ознакомление | Прочитайте информацию об изучаемом явлении используя §32-33 и выполните задания: 1.Закончите предложение «Сила, возникающая на границе соприкосновения тел, когда они………………………………………………………………………» 2. Выпишите причины возникновения силы трения. 3. Изобразите схематично виды силы трения. | ||||||||||
Понимание | Приложение (3) Какое направление имеет сила трения при движении одного тела по поверхности другого? Изобразите это с помощью рисунка. Как можно измерить силу трения? Разрежьте и разложите картинки в разные стопки (по видам трения). (Приложение 3) Укажите причины трения для каждого случая. | ||||||||||
Применение | Проведите эксперимент по исследованию силы трения. (работа в группах) Презентация на доске. | ||||||||||
Анализ | | ||||||||||
Синтез | | ||||||||||
Оценка | Разрежьте список по номерам и наклейте в таблицу.(д.з) 1.процесс заточки инструментов, шлифовка, полировка 2.изнашивание трущихся поверхностей 3.мы можем ходить по земле 4.насыпанный на обледеневшую дорогу песок 5.трение между поршнями и стенками цилиндров в двигателях 6.наличие у растений и животных различных органов: усики, хобот слона, цепкие хвосты. 7.трение между колесами автомобиля и дорогой 8.вбитый в стену гвоздь
|
Приложение 1
Представим такую картину.
Без трения исчезнут привычные нам вещи. Из веревок нельзя будет вязать узлы — они будут расползаться. Все тканые материалы разойдутся на отдельные нити, а нити распадутся на составляющие их мельчайшие волокна. Такая судьба ожидает также металлические и веревочные сетки.
Катастрофические изменения ждут природу — сам облик Земли изменится до неузнаваемости. Волны, возникающие в океане, никогда не утихнут, а в атмосфере будут дуть постоянные ветры страшной силы — ведь трения между отдельными слоями воды и воздуха нет, а значит, ничто не мешает им очень быстро двигаться относительно друг друга. Реки выйдут из своих берегов, и их воды понесутся с большой скоростью по равнинам.
Горы и холмы начнут рассыпаться на отдельные глыбы и песок. Деревья, корни которых держатся в земле только из-за трения, сами по себе начнут выкорчевываться и поползут в поисках самой низкой точки. Да, нашему взору предстанет страшная картина: горы, деревья, огромные глыбы, да и сама почва будут ползти, перемешиваясь, до тех пор, пока не найдут точку равновесия.
Если пропадет сила трения, то наша планета станет гладким шариком, на котором не будет ни гор, ни впадин, ни рек, ни океанов — все это сломается, вытечет, перемешается и свалится в одну кучу. А сильные, ни на минуту не утихающие ветры будут подхватывать пыль и носить ее над планетой. Жизнь в таких условиях вряд ли будет возможна...
Поэтому нельзя говорить о трении как о вредном физическом явлении. Да, часто просто жизненно необходимо свести трение к минимуму, но нередко нужны и максимально возможные силы трения, потому что трение — одновременно и враг, и друг.
Приложение 2
Прочитайте информацию об изучаемом явлении используя §32-33 и выполните задания:
1.Закончите предложение «Сила, возникающая на границе соприкосновения тел, когда они…………………………………………………………………………………….»
2. Выпишите причины возникновения силы трения.
3. Изобразите схематично виды силы трения.
Приложение 2
Прочитайте информацию об изучаемом явлении используя §32-33 и выполните задания:
1.Закончите предложение «Сила, возникающая на границе соприкосновения тел, когда они…………………………………………………………………………………….»
2. Выпишите причины возникновения силы трения.
3. Изобразите схематично виды силы трения.
Приложение 2
Прочитайте информацию об изучаемом явлении используя §32-33 и выполните задания:
1.Закончите предложение «Сила, возникающая на границе соприкосновения тел, когда они…………………………………………………………………………………….»
2. Выпишите причины возникновения силы трения.
3. Изобразите схематично виды силы трения.
Приложение 2
Прочитайте информацию об изучаемом явлении используя §32-33 и выполните задания:
1.Закончите предложение «Сила, возникающая на границе соприкосновения тел, когда они…………………………………………………………………………………….»
2. Выпишите причины возникновения силы трения.
3. Изобразите схематично виды силы трения.
Приложение 2
Прочитайте информацию об изучаемом явлении используя §32-33 и выполните задания:
1.Закончите предложение «Сила, возникающая на границе соприкосновения тел, когда они…………………………………………………………………………………….»
2. Выпишите причины возникновения силы трения.
3. Изобразите схематично виды силы трения.
Приложение 3
Какое направление имеет сила трения при движении одного тела по поверхности другого? Изобразите это с помощью рисунка.
Разрежьте и разложите картинки в разные стопки (по видам трения).
Укажите причины трения для каждого случая.
Приложение 3
Какое направление имеет сила трения при движении одного тела по поверхности другого? Изобразите это с помощью рисунка.
Разрежьте и разложите картинки в разные стопки (по видам трения).
Укажите причины трения для каждого случая.
Приложение 3
Какое направление имеет сила трения при движении одного тела по поверхности другого? Изобразите это с помощью рисунка.
Разрежьте и разложите картинки в разные стопки (по видам трения).
Укажите причины трения для каждого случая.
Разрежьте список по номерам и наклейте в таблицу.
1.процесс заточки инструментов, шлифовка, полировка |
2.изнашивание трущихся поверхностей |
3.мы можем ходить по земле |
4.насыпанный на обледеневшую дорогу песок |
5.трение между поршнями и стенками цилиндров в двигателях |
6.наличие у растений и животных различных органов: усики, хобот слона, цепкие хвосты. |
7.трение между колесами автомобиля и дорогой |
8.вбитый в стену гвоздь |
Трение полезное (+) | Трение вредное (-) |
| |
| |
| |
| |
| |
Разрежьте список по номерам и наклейте в таблицу.
1.процесс заточки инструментов, шлифовка, полировка |
2.изнашивание трущихся поверхностей |
3.мы можем ходить по земле |
4.насыпанный на обледеневшую дорогу песок |
5.трение между поршнями и стенками цилиндров в двигателях |
6.наличие у растений и животных различных органов: усики, хобот слона, цепкие хвосты. |
7.трение между колесами автомобиля и дорогой |
8.вбитый в стену гвоздь |
Трение полезное (+) | Трение вредное (-) |
| |
| |
| |
| |
| |
Сила трения. Фронтальный экспериментPPTX / 149.45 Кб