12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Матусеева Людмила Николаевна82
Россия, Алтайский край, п.Богатское

Богатская ООШ филиал МБОУ «Ильинская СОШ»



Разработка урока географии по теме

«Ветер».

t1607844832aa.jpg



Разработала

учитель географии

первой категории

Матусеева Людмила Николаевна





Тема

Ветер.

Педагогическая цель

Познакомить обучающихся с образованием, характеристиками видов ветра, розой ветров, значением ветра и ветряным двигателем.

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные)

Знать о ветре; уметь определять направление и скорость ветра с помощью флюгера, определять направление ветров по карте, строить розу ветров на основе имеющихся данных, объяснять различия в скорости и силе ветра, причины изменения направления ветров.

Личностные результаты

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества, формирование личностного смысла учения; осознать особенности и значение ветра.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Уметь выделять объекты по существенным признакам, проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, иллюстративной и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе результатов индивидуальной деятельности, трансформировать

информацию из одного вида в другой, использовать источники информации для её поиска и извлечения (в том числе Интернет), интерпретировать географическую информацию, проводить инструментальные измерения.

методы и формы

обучения

объяснительно-иллюстративный, исследовательский; индивидуальная, парная, фронтальная.

Основное содержание темы, понятия и термины

Ветер, дневной и ночной бриз, муссон, пассаты, ветры западного переноса, флюгер, анемометр.

Учебные пособия

Учебник Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы, тетрадь-практикум Котляр О. Г. География. Планета Земля, атлас Савельева Л. Е., Котляр О. Г., Григорьева М. А. География. Планета земля, электронное приложение к учебнику А.А. Лобжанидзе.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, рабочие листы, деревянная планка, лист картона, пластиковая трубочка, канцелярские принадлежности.



Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Приветствие учащихся.


Я очень рада.
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы  вместе сочиним урок!

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Настраивать себя на продуктивную работу.

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных знаний

Индивидуальная работа.

Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, давайте проверим, насколько вы владеете информацией по теме «Атмосфера». Предлагаю вам выполнить тест.



Приложение №1.




Самостоятельно выполняют тест по теме «Атмосфера»

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Организовать выполнение заданий учителя.

Оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Самооценка.

III.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

Фронтальная работа.










Работа групп.

Отгадайте загадку и ответьте, чему будет посвящен наш урок?

Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он – то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете? 
Догадались? Это…

Слайд №2


Запишем тему урока в рабочий лист

(Ветер).

Слайд №3


-Какие цели урока мы поставим?

Составим план урока.

Обсудите в своей группе план урока. Ваши предложения…



План урока.

1.Что такое ветер?

2.Причины образования ветра.

3.Виды ветров.

4.Измерение силы и направления ветра.

5.Построение розы ветров.

6.Значение ветров.

Слайд №4








Слушают загадку.











Записывают тему урока. Ставят цель урока, намечают план урока.











Воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя








Принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.


Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.


Осуществлять анализ объектов. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


VI.Изучение нового материала.









































































































VII.

Физминутка.


Прием «Корзина идей».

Фронтальная работа.




Групповая работа.

Логическая задача.

































































Индивидуальная работа.



Групповая работа.
















Индивидуальная работа.

Исследование.
































Групповая работа.













Групповая работа.















Индивидуальная работа.

Творческая работа.

Работа в группе.

-Какие ассоциации вызывает у вас слово ВЕТЕР?

- В чем причина образования ветра? Ответить на вопрос вы сможете, решив задачу.

В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить в нем самолет, но безуспешно, самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик, по имени Саша, очень хотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что придумал, как можно распространить листовки. И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы, которая имела высоту 30 метров. Листовки кружились в воздухе и медленно опускались на землю, их них люди узнавали правду о военных действиях Советской Армии.

У вас в рабочих листах схема заводской трубы. Определите атмосферное давление на вершине трубы.

-Объясните, какую закономерность использовал мальчик? (Движение воздуха)

-Как движется воздух? (Из области высокого давления в область низкого)

- Аналогично воздух движется и в горизонтальном направлении. Так в чем же причина образования ветра?

Предоставляю возможность каждой группе высказать свою точку зрения на решения поставленной задачи.

Слайд№5

Ветер-движение потока воздуха параллельно земной поверхности из областей с повышенным атмосферным давлением в области с более низким давлением.

Слайд №6

Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из области с высоким давлением в область с низким давлением. Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер. Слайд №7

Отчего же возникает разница в давлении? Установите причинно-следственные связи. Слайд №8

Направление ветра определяют по той стороне горизонта, откуда он дует. Для изображения ветров на карте используют стрелки. Слайд №9

Определите самостоятельно направление ветров в рабочих листах.



Работаем с синоптической картой. Откройте атлас на странице 33.



Сила ветра определяется по шкале Бофорта. Рассмотрите рисунок 6.16.

Слайд №10

Сила ветра зависит всегда от его скорости. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду и определяется с помощью прибора анемометра. Слайд № 11

Перед вами стихи поэтов. О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках? Приложение №2

На Земле дуют постоянные ветры. Это пассаты, ветры западных широт. Исследуйте рисунок 6.17 на странице 112 и определите направления этих ветров.

Проставьте стрелочками направления ветров в рабочем листе.



Физминутка.

Осторожно ветер

За калитку вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Покачал тихонько

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых.

И, расправив гордо

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперемешку с пылью.

Задания для групп:

1.Откройте электронное приложение к учебнику, найдите видеофрагменты образования дневного и ночного бриза, летнего и зимнего муссона. В рабочем листе необходимо составить схемы ветров.

2.Из печатного материала найдите информацию о других ветрах.

Слайд №12 ,13, 14,15.



Дискуссия «Ветер - друг или враг человека?

Слайд № 16,17









О направлении господствующих ветров в данной местности можно судить по графику - розе ветров. Слайд №18

Предлагаю выполнить практическую работу в тетради – практикуме.



Прибор, которым определяют направление ветра, называется флюгер. Ваша задача из предложенных материалов смастерить флюгер. Слайд №19

Подбирают слова, словосочетания. Высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.































Определяют атмосферное давление на вершине трубы.








Отчет групп.

























Устанавливают последовательность причин.








Подписывают направления ветра в рабочем листе.



Определяют направление ветра населенных пунктов.


Работают по странице учебника.

Исследуют шкалу.









Группы определяют силу ветра по шкале Бофорта.


Самостоятельное исследование рисунка. Проставьте стрелочками направления ветров в рабочем листе.






























Составляют схемы:

1 группа- дневного бриза и летнего муссона, 2 группа ночного бриза и зимнего муссона.







1 группа отстаивает мнение «Ветер- друг человека», 2- группа «Ветер – враг человека».










Слушают объяснение учителя.



Выполняют практическую работу.




Мастерят флюгер из заготовок.

Выдвигать гипотезы, предположения.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного материала.





















Использовать схемы для решения задач.


Осознанно
и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в группе.
Анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

















Осуществлять решение учебной задачи.













Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц.



























Проводить физическую разгрузку в ходе работы.




















Формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности.

Использовать информацию из разных источников. Заполнять схемы на их основе.


Высказывать свои суждения, доказывать правоту.

Аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала.

Выступать публично.





Слушать, наблюдать.



Осуществлять действие по образцу и заданному правилу.


Развивать элементарные навыки работы с приборами.

















































Взаимооценка. Отмечают лучшее объяснение.

































Самооценка.























Взаимооценка.






Самооценка.
































Взаимооценка.

VIII. Закрепление изученного.

Индивидуальная работа.

А теперь, я вам предлагаю для закрепления полученных знаний и проверки степени усвоения материала, ответить на вопросы викторины, а ответы записать в рабочий лист. Слайд №20

Отвечают на вопросы викторины.

Систематизировать, обобщить изученное.

Самооценка.

IХ. Итог урока.

Рефлексия.


Ребята, какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы цели?

А теперь оцените свою работу на уроке.

t1607844832ab.jpg

Оценивают свою деятельность.


Ориентироваться в своей системе знаний – отличать новое от уже известного.

Самооценка.

Х. Домашнее задание.


Страница учебника 111-113,

тетрадь-тренажёр с. 21 (№ 9, 10),

29 (№ 4, 5), 30 (№ 6, 8), 36 (№ 11).

Оформить на листе формата А-4 подборку пословиц, поговорок, песен, стихов, народных примет, в которых упоминается ветер.

Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы


Осуществлять поиск решения поставленных задач.






Приложение №1

Тест по теме «Атмосфера».

1. Высота атмосферы составляет

а) примерно 3000 км
б) около 20 км
в) менее 3 км
г) свыше 10 000 км

2. Озоновый слой защищает Землю от

а) космической пыли
б) бомбардировки метеоритов
в) вредной части солнечного излучения
г) потери тепла

3. Если минимальная температура воздуха в течение суток составила -3 °С, а максимальная +10 °С, то суточная амплитуда будет равна

а) 3 °С
б) 7 °С
в) 10 °С
г) 13 °С

4. Высота горы составляет 2 500 м. Если у подножия горы темпера­тура воздуха составляет +34 °С, то на ее вершине она будет равна

а) +16 °С
б) -5 °С
в) +19 °С
г) +9 °С

5. Воздух в наибольшей степени насыщен водяным паром при отно­сительной влажности

а) 40%
б) 81%
в) 98%
г) 65%

6. Наибольшее количество водяного пара может раствориться в воз­духе при температуре

а) -10 °С
б) +15 °С
в) +3 °С
г) +28 °С

7. Из облаков выпадают атмосферные осадки

а) снег и иней
б) дождь и град
в) роса и туман
г) туман и дождь

8. Для того чтобы утром выпал туман, надо чтобы за ночь воздух

а) охладился
б) нагрелся

9. Значение атмосферного давления 738 мм рт. ст. на побережье мо­ря является

а) высоким
б) низким

10. Высота небоскреба составляет 294 м. Атмосферное давление на его вершине составляет 735 мм рт. ст. Тогда атмосферное давление на его первом этаже будет равно

а) 758 мм рт. ст.
б) 767 мм рт. ст.
в) 751 мм рт. ст.
г) 763 мм рт. ст.

Приложение №2

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет сребристых тополей листва.

А.С. Пушкин.

И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище!

С. Михалков.

Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы...

М.Ю. Лермонтов.

Буря воет в саду, буря ломится в дом
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила...

Н.А. Некрасов.

Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли.

А.Н. Плещеев.



Рабочий лист.______________________________________________ (Фамилия, имя ученика)



Оценка твоей деятельности.

Тест по теме «Атмосфера»

Ключ ответов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10














Тема урока________________________________________



Условия образования ветра.

Записать решение задачи.


Направления ветров.



t1607844832ac.gif





t1607844832ad.gift1607844832ae.gift1607844832af.gift1607844832ag.gift1607844832ah.gift1607844832ai.gif


Виды ветров.

Укажите стрелками направления пассатов, полярных и западного переноса ветров.



t1607844832aj.jpg




Составьте схемы ветров.

Бриз - ______________ Муссон-_____________











Практическая работа.

Тетрадь - практикум, страница 28-29.


Викторина


1


5

2


6

3


7

4


8





Творческая работа.



Самооценка.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.