План-конспект урока по теме «Землетрясение»
План-конспект урока по теме «Землетрясение»
Цель урока: познакомить учащихся с порядком оценки интенсивности землетрясения, рассказать о последствиях землетрясений и мерах по уменьшению потерь от землетрясений.
Задачи урока:
- расширить знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;
- сформировать у учащихся мнение об опасности землетрясения;
- продолжить работу по развитию у учащихся навыков безопасного поведения.
Методическое сопровождение урока:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н. Вангородский, В.Н. Латчук и др. – М.: Дрофа, 2005.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2008.
3. Конспект урока.
4. Презентация «Землетрясения».
5. Сообщения учащихся по теме «Природные предвестники землетрясений».
Межпредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности, география, история.
Вопросы урока:
Как оценивают землетрясения;
Последствия землетрясений;
Меры по уменьшению потерь от землетрясений.
Ход урока:
Организационный момент
- Здравствуйте ребята! У кого сегодня отличное настроение? Хорошее? Плохое? Кто готов работать и узнавать новое?
Учащиеся поднимают цветные карточки
- Сегодня мы продолжим с вами изучать землетрясения.
Скажите, а возможно ли возникновение землетрясения в нашем городе (районе, области, стране)? Почему?
Ответы учащихся
- Совершенно верно (У кого другое мнение?). В качестве повторения изученного материала на прошлом уроке составим схему. Желающие есть?
Карточки с заданием лежат на столе учащихся. Есть комплект и на магнитной доске.
Задание: соединить стрелками взаимосвязанные явления
- Молодцы! Вы уже знаете о том, что землетрясения можно научно спрогнозировать. А как еще можно узнать о предстоящем землетрясении?
Ответы учащихся и выступление с сообщениями «Предвестники землетрясений»
- На прошлом уроке вы рассказывали об исторических землетрясениях в мире. Скажите, они были сильные? А как мы можем узнать о силе
землетрясения?
Ответы учащихся.
- Запишите в тетрадь первый учебный вопрос: Как оценивают землетрясение.
Величину и мощность землетрясения характеризует магнитуда землетрясения, а его воздействие на окружающую среду – интенсивность. Первую характеристику определяют по шкале Рихтера, вторую измеряют по шкале Меркали.
При одинаковой магнитуде сила землетрясения может быть разной в зависимости от глубины очага землетрясения, и соответственно будут разными ощущения людей и разрушения на поверхности земли.
Посмотрите на карту России, на ней отмечены сейсмоопасные районы. В каких районах возможно возникновение наиболее сильных и разрушительных землетрясений?
Ответы учащихся.
- Следующий учебный вопрос – Последствия землетрясений.
Последствия землетрясений чрезвычайно неблагоприятны для людей и их хозяйства. Они вызывают:
опасные геологические явления (обвалы, трещины в поверхности земли, сход снежных лавин);
цунами и наводнения;
пожары, разрушения и повреждения зданий;
травмы и гибель людей, панику, во время которой люди в страхе совершают нелепые и опасные поступки;
аварии на промышленных предприятиях, выбросы опасных веществ, транспортные аварии.
К землетрясениям нельзя привыкнуть и полностью приготовиться. Многие люди, пережившие сильные землетрясения, испытывают стресс (сильную психологическую травму), и их работоспособность ограничена.
- Для снижения ущерба от землетрясений, уменьшения числа травм и человеческих жертв можно и нужно предпринять определенные меры.
Третий вопрос сегодняшнего урока - Меры по уменьшению потерь от землетрясений.
- Представьте, что вы проживаете в сейсмически активном районе. Обдумайте информацию, которую вы получили на наших уроках и запишите в тетрадь свой вариант мероприятий по снижению ущерба.
Самостоятельная работа учащихся.
- Давайте проверим вашу работу и сравним с рекомендациями специалистов МЧС.
Обсуждение работ учащихся.
- Молодцы!
Домашнее задание.
- Запишите в дневники домашнее задание.
Прочитайте & 2.2. – 2.4
Попросите родителей научить вас отключать электричество, газ, воду. Нарисуйте схему вашей квартиры и отметьте на ней места отключения электричества, газа и воды
Рефлексия учащихся.
- Подведем итоги урока, обсудим то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность работы.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал… Урок дал мне для жизни…
Было интересно… Я научился…
Было трудно… У меня получилось …
Я выполнял задания… Я смог…
Я понял, что… Я попробую…
Теперь я могу… Меня удивило…
Я почувствовал, что… Мне захотелось…
- Урок окончен. Все свободны.
Использованная литература:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н. Вангородский, В.Н. Латчук и др. – М.: Дрофа, 2005.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2008.
3. Подведение итогов урока. Рефлексия. Статья учителя английского языка МОУ Лицей Эжвинского района города Сыктывкара Головкиной Екатерины Вячеславовны