Урок физики «Равномерное движение по окружности» (10 класс)
10 класс Раздел «Кинематика»
Урок №
Тема урока: Равномерное движение по окружности
Цель урока: ознакомить учащихся с равномерным движением по окружности и физическими величинами, характеризующими это движение
Задачи урока: Образовательная - сформировать у учащихся представления о характеристиках равномерного движения по окружности.
Развивающие: формировать умение определять вид движения тела; сравнивать, анализировать, обобщать данные о движении тела; умение
развивать способность структурировать информацию в рамках поставленной задачи;
формировать умения использовать основные понятия, формулы и физические законы движения тела при движении по окружности;
развивать физическое мышление учащихся через практическую деятельность.
Воспитывающие: потребность познания окружающего мира, любознательность, внимательность и трудолюбие.
Планируемые результаты: Предметные: знать - определения и формулы периода, частоты, линейной и угловой скорости, центростремительного ускорения; уметь - применять формулы кинематики криволинейного движения при решении задач.
Личностные: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе явлений формирование мотивации постановкой познавательных задач.
Метапредметные: применять знания законов движения по окружности в повседневной жизни.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Проверка наличия домашнего задания.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ А) и Б) выполняем одновременно.
А) В начале занятия давайте проведем физическую разминку в виде физического футбола по темам: «Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение». Первый учащийся задаёт вопрос по теме и говорит кому направляет этот пас. Второй отвечает. Задает свой вопрос и т.д.
Б) написать формулы на доске по теме свободное падение. Дополнительный вопрос. С какого этажа дома упал предмет без начальной скорости, если он находился в полете 2 с?
3.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Криволинейное движение в природе и технике более распространено, чем прямолинейное. Примеры: движение лыжника с горки на горку, движение человека на карусели, движение стержня ручки во время письма, движение частей станка при обработки детали(шлифование), полет волейбольного мяча после удара и тому подобное.
Любое криволинейное движение можно представить как последовательность движений по дугам окружностей различных радиусов.
Рассмотрим частный случай криволинейного движения - движение по окружности, которое в окружающем мире распространено: движение стрелки часов, движение искусственных спутники Земли, зубчатые колесики в велосипеде; движение автомобиля и поезда на выпуклых мостах.
Движение по окружности – это вращательное движение.
Демонстрация. Шарик на нити.
Вращательным движением тела называется такое движение, при котором все точки описывают окружности, центры которых находятся на одной прямой, называемой осью вращения.
Нарисуем окружность укажем в некоторых точках направление вектора мгновенной скорости.
Мгновенная скорость тела, движущегося по окружности, направлена по касательной к ней в этой точке.
Наблюдая движение брызг грязи из-под колес автомобиля, что буксует мы в этом можем убедиться.
(см. рис учебника). По касательной также разлетаются раскаленные частицы металла отрываются от стального резца, если коснуться им поверхности вращающегося точильного камня.
Величина |
обозначение |
Единица измерения |
Формула |
Период |
Т |
с |
Т=t/n; T=2πr/v |
Частота |
υ |
Гц |
υ =n/t=1/Т |
Линейная скорость |
v |
м/с |
v=2πr/T=ωr; v=Δl/Δt |
Угловая скорость |
ω |
рад/с |
ω=v/r=2π/T= Δφ/Δt |
Ускорение |
а |
м/с2 |
a=v2/r= ω2r |
Мы будем изучать движение точки по окружности с постоянной по модулю скоростью. Его называют равномерным движением по окружности.
Составим таблицу характеристик этого движения. Учащиеся по очереди выходят заполнять таблицу, руководствуясь учебником.
Скорость точки, движущейся по окружности, называют линейной скоростью.
Линейная скорость v — это физическая величина, характеризующая криволинейное движение и равна отношению пути Δl, пройденного телом по криволинейной траектории за малый промежуток времени Δt, к величине этого промежутка
Движение тела по окружности часто характеризуют не скоростью движения, а промежутком времени, за который тело совершает один полный оборот.
Период вращения Т — это физическая величина, равная времени одного полного оборота.
Единица периода вращения в СИ — секунда ([Т] = с).
Частота вращения — это физическая величина, численно равна числу полных оборотов за единицу времени.
Угловая скорость — это физическая величина, равная отношению угла поворота радиуса, проведенного к телу от центра круга, по которому движется тело, к промежутку времени, в течение которого этот поворот осуществлялся.
Основная задача механики для равномерного движения по окружности состоит так же в определении положения тела в любой момент времени.
Поскольку движение по кругу происходит в одной плоскости, то для описания движения можно воспользоваться двухмерной системой координат. Если связать точку начала координат с центром круга, по которому движется тело, а начальное положение тела соединить с точкой пересечения окружности и оси Ох, то координаты х и можно вычислить по формулам: х=Rсоsφ; y=Rsinφ.
Поскольку угол φ меняется с течением времени по закону φ = ωt, то уравнение координаты для равномерного движения по окружности имеет следующий вид: х=Rсоs ωt;y=Rsin ωt.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ У ДОСКИ. Вызываю 3 ученика.
1. Кабинка карусели движется по окружности радиусом 24 м. Период его вращения равен 30с. Чему равна скорость движения кабинки?
Дано:
R=24м
Т=30с v=2πR/T v=2*π*24м /30с=48 π /30м/с=5 м/с
v-? Ответ: 5 м/с
Вопрос к классу
Чему равен период вращения часовой стрелки часов? минутной? секундной?
Тм=1ч=3600с;
Тс=1мин=60с;
Тч=12ч=12*3600с=43200с.
2. Во сколько раз скорость конца минутной стрелки башенных часов Биг-Бен в Лондоне больше скорости конца минутной стрелки наручных часов, если длина стрелки башенных часов — 4,2 м, а длина стрелки наручных часов — 1,5 см?
Справка. Часы на башне Биг-Бен в Лондоне до настоящего времени являются самыми большими в мире. Диаметр циферблата – 7 метров. Длина стрелок – 2,7 и 4,2 метра. Часовой механизм считается эталоном надежности, общий вес его составляет 5 тонн.
Дано:
Rб=4,2м Тмб = Тмр =1ч=3600с v=2πr/T
Rр=1,5 см = 1,5*10-2 м vб/ vб =(2*π*4,2м / 3600с/)*(3600с/2*π*1,5*10-2 м )=280 раз
vб/ vб -? Ответ: 280 раз
3.Напишите уравнение движения материальной точки, движущейся по дуге радиусом 5 м с угловой скоростью π/4 рад/с. Какими будут координаты точки через 3 с после начала отсчета времени?
Дано:
R=5м х=Rсоs ωt; y=Rsin ωt
ω= π/4 рад/с
х(t)-? х=5соs π/4t; y=5sin π/4t
y (t)-?
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. РАБОТА ПО КАРТОЧКЕ.
Детская карусель за одну минуту совершает 4 оборота. Найти период и частоту, с которой она вращается.
Дано:
N=4об
T=1мин 60с Т=t/N T=60с/4=15с υ=N/t υ=4/60=1/15=0.067Гц
T-?
υ -? Ответ: 15 с,15 Гц
РЕФЛЕКСИЯ
Что нового узнали? Сложно ли использовать формулы при решении задач?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский Физика 10 –М.: Просвещение, 2017.
§ 15,16 читать, учить определения, формулы. Выполнить с.61 А1-А4.
2.Проект в виде буклета «Равномерное движение по окружности» (по желанию)