12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Данильченко Ольга Васильевна730
учитель биологии МОУ "Школа №97 г.Донецка"
Материал размещён в группе «Урок биологии»
10

Урок «Животный мир как составляющая часть природы. Зоология – наука о животных. Разнообразие животных и их классификация»



Урок № 1

Тема: Животный мир как составляющая часть природы. Зоология – наука о животных. Разнообразие животных и их классификация.

Цель: познакомить учащихся с животным миром как составной частью живой природы; изучить основные таксонометрические единицы классификации животных. Развивать умения логически мыслить, формировать умения работы с дополнительной литературой, воспитывать любовь к природе. Развивать самообразовательную, коммуникативную, творческую компетентности.

Оборудование: зоогеографическая карта мира, изображения животных, таблички с таксонометрическими единицами, таблички с названиями животных, ноутбук, презентация с изображениями животных разных континентов

Понятия: зоология, фауна, систематика

Ход урока.

1. Организационная часть.

2. Мотивация учебной деятельности.

Притча о мудреце и бабочке. Как-то раз решили злые люди подловить мудреца на неверном ответе, предложив ответить ему на вопрос «Какая бабочка, мертвая или живая, в закрытых ладонях?». «Если он ответит, что мертвая, то я разожму ладони и бабочка вылетит, а если скажет, что живая, то я сильно сожму ладони и раздавлю бабочку. Так или иначе, мудрец окажется в проигрыше», - рассуждали они. Однако мудрец вышел победителем из создавшейся ситуации. Что же он ответил людям? ….(учащиеся высказывают предположения, затем учитель говорит правильный ответ - Все в твоих руках)

Ребята, как вы думаете, почему я рассказала вам эту притчу? …. Да, всё также в ваших руках. Только от вас зависит – будете ли вы знать один из интереснейших разделов биологии – зоологию, науку о …. Животных (ответ учащихся).

3. Изучение нового материала.

1. Разнообразие животных.

Слайд 2. Просмотр видеофрагмента «Разнообразие животных»

Животные, ребята, окружают нас повсюду. Это одно из интереснейших царств живой природы. И сегодня я предлагаю совершить виртуальную экскурсию в различные уголки Земного шара. Перед вами зоогеографическая карта мира, которая и поможет совершить путешествие. Разобьемся на 6 экипажей, которые через 5 минут должны будут ознакомить всех нас с типичными представителями фауны той местности, которую они будут изучать. (Экипажам раздается дополнительный материал о животных, который они должны рассказать)

Работа в группах

1 гр. изучает фауну Южной Америки

2 гр. изучает фауну Евразии

3 гр. изучает фауну Африки

4 гр. изучает фауну океанов и морей

5 гр. изучает фауну Арктики

6 гр. изучает фауну Антарктиды

2. Презентация групп (в течение 2мин.)

Я очень люблю путешествия и приключения. И совершить мне и то и другое помогают книги и кинофильмы. У польского писателя Альфреда Шклярского есть замечательная серия книг о приключениях юноши Томека и его друзей на различных континентах, в которых достаточно подробно описаны флора и фауна, обычаи местного населения. Читая эти книги, ты погружаешься в невиданных мир тайн и приключений.

Итак, наше путешествие начинается. Приключения впереди. Да, увидеть мы сможем только лишь небольшую группу обитателей тех мест, куда направляемся. А вот поближе с ними познакомиться, нам представиться случай в течение года изучения курса биологии животных.

Слайд 3. Австралия. Самый маленький материк. И здесь мы познакомимся с удивительными животными. 

Слайд 4.Кенгуру и коала имеют сумки на животе, в которых вынашивают детенышей. Коала питается только листьями эвкалипта и среди них выбирает более старые, а не молодые, т.к. в них присутствует сильный яд – синильная кислота. Воду они пьют только в периоды длительных засух и во время болезни. Чтобы восполнить дефицит минеральных веществ в организме, коалы время от времени поедают землю.

   У кенгуру очень сильные задние конечности и хвост, которые нужные ему для передвижения. А утконос и ехидна, хотя и относятся к млекопитающим, откладывают яйца.

Презентация 1 группы. Фауна Южной Америки. Анаконда, ленивец, муравьед, броненосец. Слайд 5-11.

Дополнительный материал

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Анаконды живут по берегам рек. Это одни из самых крупных на свете змей. Длина отдельных особей достигает 12м. Как и некоторые другие большие змеи, анаконды душат свою жертву. Они обвиваются вокруг нее плотными кольцами и сдавливают ее. Анаконды убивают и поедают даже кайманов.

Ленивцы. Названы так за чрезвычайную медлительность движений, напоминающих движения при замедленной киносъемке. Постоянно влажная шкура ленивцев служит питательной средой для микроскопических водорослей, из-за чего шерсть животных приобретает зеленоватый оттенок, делающий их почти незаметными среди листвы.

Броненосец млекопитающее, защищенное панцирем. Всеяден.

Муравьед имеет очень длинный язык, с помощью которого ловит муравьев и термитов.. длинными когтями на передних лапах он разрывает муравейники, чтобы потом просунуть клейкий язык, который может достигать 1м.

Водосвинка (капибара). Самый крупный грызун в мире. Ее масса достигает 50 килограммов. Живет у самого берега и при малейшей опасности бросается в воду. На суше главные враги капибар — ягуары, но и в воде кроется опасность — встреча с притаившимся аллигатором.

Презентация 2 группы. Фауна Евразии. Волк, бурый медведь, заяц, кабан. Слайд12-16

Дополнительный материал

ЕВРАЗИЯ

Дикая свинья водится в густых лесных зарослях. Зимой у нее длинная темная шерсть, летом она становится короче и светлее. Это всеядные животные, но предпочитают желуди. Свинья производит на свет от трех до двенадцати маленьких поросят. Спустя несколько месяцев самки с малышами собираются в стадо

Волчья стая, как правило, состоит из 6-8 животных, хотя встречаются и отдель­ные пары, и большие стаи — до 36 особей. Каждый член стаи знает свое место (в пря­мом и переносном смысле). Летом стая охотится по ночам (зимой, правда, и днем), а в жару отдыхает. Учуя добычу, волки начинают неторопливо и бесшумно её выслеживать, а затем друж­но атакуют бегущую жертву (ведь на ходу всегда труднее обороняться). Волк – санитар леса.

У зайца два основных способа защи­ты: маскировка и ноги. Ведь ни кусаться, им царапаться по-настоящему он не может. Интерес­но, что из-за длинных задних ног в гору зай­цу бежать легче, чем под гору; а под гору он не бежит, а катится кубарем. Однако заяц не просто удирает от опасности, он еще и хитрит при этом: пробежит какое-то рас­стояние вперед и, если преследователь далеко, вернется по своим следам, сдвоит, а то и строит их или прыгнет в сторону, сделает «сметку». Собака, волк или лисица, идущие по следу зайца, теряются, не мо­гут понять, куда же побежал он — вперед или назад.

Медведь - это умный, ловкий, быстрый, очень сильный, хитрый зверь. Когда крадется за добычей, ни одна веточка не хрустнет под его тяжелыми лапами. А убегает от кого-нибудь — не догнать. Медведь и пловец отличный, и на деревья легко взбирается —полакомиться медом диких пчел.

Презентация 3 группы. Фауна Африки. Жираф, бегемот, зебра, носорог. Слайд 17-23

  

  Дополнительный материал

АФРИКА

Вода — естественная среда обитания этого огромного млекопитающего, в ней гиппопотам проводит большую часть своего времени. Однако при такой толстой приземистой фигуре плавать нелегко, поэтому обычно гиппопотамы не заходят далеко в воду, а держатся на мелководье, где могут достать лапами дно. Органы чувств — подвижные уши, ноздри, снабженные закрывающимися мембранами, и глаза с выступающими надглазьями — расположены на верхней части морды, так что гиппопотам может почти полностью погрузиться в воду, продолжая дышать воздухом и внимательно следить за всем окружающим. В случае опасности, грозящей ему или его детенышам, он становится очень агрессивным и, безразлично где — в воде или на суше,— немедленно атакует противника.

Шкура зебры оригинальна и легко узнаваема. На первый взгляд все зебры кажутся одинаковыми, но на самом деле рисунок полос у каждого животного свой, отпечатки пальцев у человека. Были предприняты бесчисленные попытки приручить зебр, но всегда они кончались безуспешно. Зебра не переносит седоков или любой иной груз на крупе. Она очень пуглива, и к ней трудно приблизиться даже в природных заповедниках.

Жираф может питаться листьями деревьев, до которых не дотягиваются прочие травоядные: благодаря шестиметровому росту он выше всех других животных. Жираф может взять корм и с земли, а также пить воду, но для этого он должен широко расставить передние ноги, чтобы наклониться. В этом положении он очень уязвим для хищников, потому что не может тотчас же ринуться в бегство. Самая любимая пища жирафов — листья деревьев, особенно акации; ее колючки не причиняют, видимо, животному беспокойства.

У африканских носорогов два рога, и приспособлены эти животные к среде обитания, характеризующейся большим пространствами, где очень мало деревьев. Эти животные находятся на грани исчезновения, потому что на них безжалостно охотятся браконьеры, чтобы добыть рога, пользующиеся большим спросом. Носороги очень любят воду и часто подолгу купаются, а потом валяются в грязи, как и слоны, чтобы избавиться от паразитов и охладиться. Несмотря на свою массу, африканский носорог очень подвижен и может делать на бегу крутые повороты.

Презентация 4 группы. Фауна океана. Синий кит, акула, осьминог. Слайд 24-27

   

Дополнительный материал

ФАУНА ОКЕАНА

Китообразные — киты и дельфины — тоже млекопитающие. Вся их жизнь проходит в воде. Китообразных подразделяют на две основные группы: усатые киты и зубатые киты. Они питаются разной пищей. Усатые киты питаются крилем. Во рту у них вместо зубов роговые пластины, свисающие с верхней челюсти. Они называются китовым усом. С его помощью усатые киты отцеживают себе пищу.

Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов, а кожа покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы может оставить серьезные раны. Не все акулы хищни­цы, многие из 170 видов питаются планктонами, медузами, червями. Особенно причуд­лива рыба-молот. Так ее назвали за форму головы, похожую на огромный молоток. Другая — пилонос — тоже весьма необыч­ная. Костяной вырост впереди головы, усе­янный острыми шипами по краям, действи­тельно напоминает пилу. У всех акул ске­лет не костный, а из хрящей. Любопытно, что такой же скелет был у рыб, вымерших миллионы лет назад.

Этот головоногий моллюск — самый «ум­ный» среди беспозвоночных, самый крупный из головоногих (гигантские экземпляры вы­растают иногда до 17 м в длину и весят до 2 тонн). В отличие от всех своих собратьев осьминоги имеют всего 7—8 щупальцев. Они могут прекрасно хватать добычу своими восемью мускулистыми щупальцами, снабжёнными когтями и присосками. У этих беспозвоноч­ных мощный клюв и зрение даже лучше, чем у орла. При помощи своего «реак­тивного двигателя» осьминоги прекрасно двигаются под водой, всасывая и с силой пыталкивая воду, как живые ракеты. Мо­гут осьминожки часами лежать на поверх­ности и даже гулять по берегу; для этого у них есть «резервуар» для хранения воды. Есть у головоногих также средство для спасения от врагов: отрывание своих конеч­ностей. При приближении опасности они вы­деляют в воду «чернила» иногда с приме­сью наркотических веществ, одурманиваю­щих преследователей. Благодаря способнос­ти изменять окраску, осьминога очень труд­но различить на фоне дна или скалы. У осьминогов есть еще одна очень при­мечательная черта — трогательная, самоот­верженная забота о своём потомстве. Если самке, сидящей на яйцах, бросить близко к голове кусочки её любимого лакомства, то она не только не съест, а с гневом, покрас­нев, отбросит любимую еду — ведь этот «му­сор» может попасть на её драгоценные яйца.

Презентация 5 группы. Фауна Арктики. Белый медведь, морж, лемминг. Слайд 28-31

   

Дополнительный материал

АРКТИКА

Белые медведи обитают в Арктике. Это самые крупные медведи на свете. Белый медведь почти в два раза выше взрослого человека, а весит он в десять раз больше. Белые медведи не живут на одном месте. В поисках пищи они кочуют по глубокому снегу и по дрейфующим льдам. Питаются они разнообразно: тюленями, птицами, рыбой и растениями. Взрослые белые медведи предпочитают жить в одиночестве. Только детеныши-медвежата остаются с матерью, пока они еще маленькие. Белые медведи не мерзнут на холоде. Густая, мохнатая шерсть и толстый слой подкожного жира помогают им сохранить тепло. Только нос и подушечки лап у белых медведей не покрыты шерстью.

Детеныши у белого медведя рождаются совсем крошечными. Мать-медведица может спрятать новорожденного между пальцами на передних лапах. Однако медвежата быстро растут и уже через год достигают размеров взрослого человека.

Лемминги — маленькие травоядные зверюшки. Зимой, защищаясь от ветра и холода, они живут в норах, прорытых в снегу. Питаются они растениями, которые пробиваются сквозь почву под снегом. Многие арктические животные не прочь поживиться этими маленькими, безобидными существами. Лемминги прячутся от опасности у себя в норах, но некоторые хищники добираются и туда.

Моржи также живут в Арктике. Моржи — не тюлени, хотя и состоят с ними в близком родстве. И у самцов, и у самок моржей два верхних клыка очень сильно разрастаются. Самки отдают предпочтение тем самцам, у которых клыки крупнее. Моржи кормятся на мелководье, отыскивая моллюсков с помощью чувствительных волосков, вибрисс, расположенных на очень подвижном носу. Лежащие на суше моржи образуют большие и очень плотные скопления — лежбища.

Презентация 6 группы. Фауна Антарктиды. Пингвины, альбатрос, морской леопард. Слайд 32-35

   

Дополнительный материал

АНТАРКТИДА

Пингвины — морские птицы, которые не могут летать. Они водятся только в Южном полушарии. Семь видов пингвинов живут в Антарктике. Два слоя коротких, плотно прилегающих перьев и толстый слой подкожного жира не дают пингвинам замерзнуть даже в самую лютую стужу. Пингвины не могут летать, но зато они замечательно плавают и ныряют. Их плотные, узкие крылья в воде действуют как ласты. Большую часть жизни антарктические пингвины проводят в ледяной воде океана — там они ловят рыбу, кальмаров и криль. На твердую землю пингвины выходят только тогда, когда приходит пора заводить потомство. Они собираются на суше или на большой льдине и многотысячной толпой направляются к своему гнездовью — к тому месту, где они будут выводить птенцов. Год за годом пингвин возвращается в то же гнездовье, где когда-то он сам вылупился из яйца. Обычно самочка и самец, которые в прошлый брачный сезон были вместе, вновь возвращаются друг к другу.

В море пингвинам небезопасно - там их поджидают хищные тюлени, морские леопарды. Они едят всех пингвинов, основная пища пингвины Адели. Своей пятнистой окраской напоминают хищника семейства кошачьих.

Альбатросы — самые крупные в мире морские птицы. Но они еще и долгожители среди птиц. 30 лет — такова средняя продолжительность жизни альбатроса, а некоторые особи доживают до 70— 80 лет. В Антарктике гнездятся четыре вида альбатросов. Когда приходит время выводить птенцов, альбатросы собираются в большие колонии, насчитывающие тысячи гнезд. За день странствующий альбатрос пролетает до 3 750 км. Он подолгу парит в воздушных потоках, раскинув свои длинные, узкие крылья

2. Классификация животного мира.

Как вы убедились - животный мир разнообразен, огромен и образует отдельное царство живых организмов и чтобы правильно ориентироваться в нем, нам необходимо вспомнить науку систематику и ее основные систематические единицы.

Вопрос 1. Какие систематические единицы органического мира вам уже известны?

 

Рассказ о таксонах, применяемых для классификации животных.

Империя

Надцарство

Царство

Подцарство

Тип

Класс

Отряд

Семейство

Род

Вид

Задание: Представьте себе, что вы ученые и вам необходимо написать систематические категории для БЕЛОГО и БУРОГО МЕДВЕДЯ.

Учащиеся выполняют задание вместе с учителем

(учитель помогает им в названии типа и семейства)

4. Закрепление изученного материала.

1. Игровое упражнение «Найди его местообитание». На доске размещены таблички с названиями животных, о которых рассказывали ученики. Задание: необходимо разместить эти таблички на зоогеографической карте мира, т.е. найти местообитание животного.

2.Систематический диктант (устно)

    1. Систематика изучает… (классификацию организмов)

      Систематические единицы классификации предложил … (К.Линней)

      Основная систематическая единица … (вид)

      Первое слово двойного названия вида – это … (род)

      Роды объединяются в … (семейства)

      Семейства объединяются … (отряды)

      Близкие классы объединяются в … (типы)

5. Домашнее задание.

  1. проработать § 1,2; ответить на вопросы к §1,2;

    выучить понятия

    составить опорную схему-плакат «Значение животных в природе» (1,3 группа), «Значение животных для человека» (2, 4 группа)


    Разнообразие животных
    PPT / 26.03 Мб

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Чухрий Вера Васильевна, 13.07.17 в 11:22 2Ответить Пожаловаться
Мне понравился ваш вариант урока по предложенной теме.
Ольга Николаевна Голина, 04.09.17 в 14:38 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал!
Данильченко Ольга Васильевна, 04.09.17 в 19:16 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за комментарий
Буньков Андрей Владимирович, 16.02.19 в 16:00 1Ответить Пожаловаться
Такой урок не может не победить!!!!!!!!!!!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.