Урок по труду(технологии) на тему:"Виды и свойства конструкционных материалов. Древесина."
Урок технологии в 5 классе
Тема урока: «Виды и свойства конструкционных материалов. Древесина.»
Цели урока: ознакомиться с видами и свойствами конструкционных материалов; ознакомиться с образцами древесины различных пород; научиться распознавать породы древесины, пиломатериалы и древесные материалы по внешнему виду; выбирать материалы для изделия в соответствии с его назначением.
Планируемые результаты:
Предметные: узнают о древесине, ее характеристиках и свойствах; использовании древесины и охраны природы.
Метапредметные:
Регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; сравнивать, контролировать свою и чужую деятельность, корректировать инициативы, управлять деятельностью, взаимоконтроль и самоконтроль.
Познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, находить необходимую информацию в учебных пособий, наблюдать, делать выводы; анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.
Коммуникативные – научатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, вести познавательный диалог по теме урока.
Личностные:
Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по предмету труд «Технология».
Познавательный интерес к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний. уважение к труду и результатам труда (своего и других людей);ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Методы проведения: словесные - беседа, дискуссия; наглядные — демонстрация; игровые;
Термины: конструкционный материал, порода, текстура, пиломатериалы, шпон, фанера.
Оборудование: тетради учащихся, образцы породы деревьев, раздаточный материал, карточки.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие учителя, проверка наличия обучающихся, подготовка рабочих мест.
Приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.
2. Актуализация знаний УУД Постановка цели урока (беседа).
Давайте подумаем и вспомним, какие потребности были у древних и первобытных людей? (ответы обучающихся) (потребность в орудиях труда, оружие, жилище, одежда и предметах домашнего быта и т.д.)
Какие материалы использовал человек на раннем этапе своего развития для удовлетворения своих потребностей? (ответы обучающихся) (Шкуры животных, каменные орудия, деревянные орудия, красивые камни, ракушки, семена высушенных растений из которых делались украшения, кости убитых животных, из которых тоже делали орудия охоты и труда.)
Иначе говоря человек использовал всё что давала ему природа для того чтобы удовлетворить свои насущные потребности (древесину, камень, позже металл).
А теперь мы мысленно перенесемся в Древнюю Русь.
Звучит музыка и демонстрируется фрагмент из м/ф «Аленький цветочек».
Человек всегда стремился к прекрасному и в своей деятельности широко использовал различные материалы. Как вы думаете, какой из материалов был наиболее универсальным? (Древесина)
На разных этапах развития мы видим, что одни материалы применялись с древнейших времён до наших дней, другие материалы начинали использоваться человеком по мере их открытия и приобретения навыков их обработки и использования в своих целях. Таким образом, мы видим с ростом уровня развития науки и технологий, и растёт количество применяемых человеком материалов. А какие материалы применяются на современном этапе?(ответы)
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какая тема урока?
Запишите в тетради тему урока: «Виды и свойства конструкционных материалов. Древесина».
Человечество давно научилось использовать природные материалы, наиболее доступным и красивым из которых является древесина. Древесина прекрасна сама по себе. Ее теплый блеск, рисунок, цвет и аромат неповторимы. Она как живая. Попав в руки истинного мастера, она обретает душу, оживает.
Из древесины люди делали жилища, мосты, крепостные сооружения, орудия труда, мебель, посуду, игрушки, музыкальные инструменты, хитроумные и вполне надежные дверные замки, колокольчики и даже часы. Из дерева строилась Великая Русь.
Лес – это национальное богатство нашей родины. По размерам лесных площадей, по запасам древесины Россия занимает первое место в мире .
Но лес - это не только промышленное сырье, из которого производят мебель, бумагу, ткани, строительные материалы и многое другое. Он защищает почву от вредной ветровой эрозии, повышает плодородие полей, смягчает климат, предохраняет реки от высыхания, очищает атмосферу.
Древесина является одним из самых часто применяемых строительных материалов. Это связано с её экологичностью, прочностью и легкостью обработки. Конструкционный - это материал, из которого изготавливают детали конструкций машин, аппаратов, сооружений и множество других изделий (записать определение). Главными свойствами этих материалов являются твердость, прочность, плотность, упругость, что и отличает их от других материалов.
Древесину как строительный и конструкционный материал получают из стволов деревьев. При выборе заготовок для изготовления различных изделий необходимо учитывать породу древесины и ее строение. Из уроков окружающего мира вы знаете, что деревья, имеющие листву, называют лиственными породами, а имеющие хвою - хвойными. К лиственным породам относятся: береза, осина, липа, ольха и др. Хвойными породами являются: сосна, ель, кедр, пихта и др..
Растущее дерево состоит из кроны (сучьев, ветвей, листьев или хвои), ствола и корней.
Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую - вершинную. Поверхность ствола покрыта корой. Кора – «одежда» для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой - проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца.
Что по ним можно узнать?
Можно определить возраст дерева. Рыхлый и мягкий центр дерева - сердцевина. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи. Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева Камбий - тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. «Камбий» - от латинского «обмен» (питательными веществами).
Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола. Разрез, проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез, проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние.
Породы древесины определяют по их следующим характерным Признакам; текстуре, запаху, твердости, цвету (свойства древесины).
Текстурой древесины называют естественный рисунок на ее поверхности, образованный в результате распила годичных колец и волокон. О красивой поверхности древесины говорят, что она имеет богатую текстуру. Например, древесина грецкого или маньчжурского ореха имеет коричневые и серые цвета самых разнообразных оттенков, она высоко ценится при изготовлении из нее мебели. Особо ценную текстуру образуют непроросшие почки (глазки) на поверхности карельской березы. Красивые текстуры имеют дуб, ясень, а также растущие в Африке, Америке Австралии породы красного дерева, дающие древесину красного цвета различных оттенков. Такие ценные породы древесины строгают на тонкие листы (шпон), которые наклеивают на ценные изделия.
Опрос: объясните понятие «лиственные», «хвойные» деревья, приведите примеры.
Все породы деревьев делят на две группы: лиственные (ольха, дуб, бук, орех, вишня, акация, береза и липа) и хвойные (ель сосна, кедр, лиственница, пихта) (запись в тетради).
3. Физкультминутка.
4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий)
Задание 1. Перечисли породы древесины в соответствии с номером рисунка
№ | Хвойные породы | № | Лиственные породы |
| | | |
| | | |
| | | |
Рис. 1 Рис. 2 Рис.3 Рис.4
Задание 2. Заполни таблицу в соответствии с образцом (сосна, дуб, липа) (Раздаточный материал – образцы древесины)
№ | Порода | Текстура | Цвет | Запах + - |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
Для получения древесных материалов, древесину разрезают вдоль ствола на специальных машинах. Предприятия, производящие обработку древесины, называют деревообрабатывающими, а пиломатериалы 1 – горбыль; 2 – бруски; 3 – доска необрезная; 4 – брус; 5 – доска обрезная.
Помимо древесины, существуют древесные материалы, получаемые путем обработки ее давлением пропитки связующим веществом, к таким материалам относят ДСП, ДВП, ФАНЕРА из чего изготавливается фанера – шпон (видеофильм)
З адание 3.(карточки) Напиши название пиломатериалов, обозначенные стрелками.
Задание 4. Заполни опорную схему. По определению назови вид древесных материалов.
|
|
| |
Тонкий древесный материал |
Слоистый древесный материал |
|
Трёхслойная |
Строганный Лущёный |
Пятислойная |
| |
|
Многослойная |
5.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
Кроссворд «Породы древесины»
| | Д | | | | ||||||||||||||||||||
| | | | | Е | | | | | | |||||||||||||||
| Р | | | | | | |||||||||||||||||||
| | Е | | | | | | ||||||||||||||||||
| | В | | | |||||||||||||||||||||
О | | | | | |||||||||||||||||||||
1. Я из крошки - бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок. | 2. Вроде сосен, вроде ёлок, А зимою без иголок. | ||||||||||||||||||||||||
3.Весной зеленела, летом загорела, Осенью надела красные кораллы. | 4. Русская красавица стоит на поляне, В зелёной кофточке в белом сарафане. | ||||||||||||||||||||||||
5. Кудри в речку опустила И о чём –то загрустила, И о чём она грустит, Никому не говорит. | 6. Никто не пугает, а вся дрожит. |
6.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД. Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнения упражнений.
Мы сегодня с вами ознакомились с множеством материалов, которые используются человеком, новыми понятиями. Давайте ещё раз вспомним их.
Поиграем в игру «Верно, неверно» ( карточки с лампочками - красная-неверно, синяя -верно).
1 | Конструкционные материалы - это материал, из которого изготавливают детали конструкций машин, аппаратов, сооружений и множество других изделий | + |
2 | Дуб –это хвойная порода древесины. | - |
3 | Шпон - слоистый древесный материал | - |
4 | Фанера - тонкий древесный материал | - |
5 | Текстурой древесины называют рисунок на ее поверхности, образованный в результате распила годичных колец и волокон. | + |
7.Рефлексия деятельности. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников в виде приема «Незаконченное предложение»
Я узнал новое:….
Мне понравился урок тем, что…
Буду применять на уроках…
Использованные источники
https://multiurok.ru/files/vidy-i-svoistva-konstruktsionnykh-materialov-dreve.html
https://kopilkaurokov.ru/tehnologiya/uroki/konstruktsionnye_materialy_1