12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сергеева Елена Васильевна66
4

ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ



Урок русского языка

МОУ «Миасская СОШ №1»

Учитель Сергеева Елена Васильевна

ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ (6-й класс)

Учебник: Русский язык: учеб. для 6кл. 2 часть общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.

Тип урока: изложение нового материала.

Планируемые результаты (т. е. что ученики должны знать, что уметь, какими способами действия овладеть):

предметные:

знать простые, сложные и составные числительные;

уметь правильно различать простые, сложные и составные числительные;

метапредметные:

регулятивные УУД: ставить учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, контролировать способ действия и его результат с заданным эталоном, оценивать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

познавательные УУД: анализировать языковой материал с целью выделения существенных и несущественных признаков, структурировать знания в виде определения понятия, сравнивать, выбирать основания и критерии для сравнения;

коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка;

личностные: расширить словарный запас.

Оборудование: учебник, доска.

ХОД УРОКА

Действия учителя

УУД

1. Оргмомент

Цель: проверить готовность класса к уроку

– Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня нам будут нужны рабочие тетради и учебники. Проверьте, все ли вы приготовили к уроку.


2. Опрос. Проверка домашнего задания

Цель: проверить усвоение знаний и умений прошлого урока

2.1. Устный фронтальный опрос:

Сегодня мы продолжаем изучение новой для вас части речи. Какую часть речи мы начали с вами изучать? (имя числительное.)

Дома вы должны были выучить правило об имени числительном.

( Спрашиваем учеников по желанию.)

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает кол-во предметов, число, порядок при счете и отвечает на вопросы сколько и какой.

По значению числительные делятся на количественные и порядковые.

Количественные числительные изменяются по падежам, а порядковые по родам, числам, падежам.

В предложении числительные могут быть подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством, дополнением.



Владеть диалогической устной речью (к)




3. Изучение нового материала

3.1.Подготовка к новой теме.

Цель: через предложенный текстовый материал выйти на тему урока.

На доске написаны предложения:

1.К двадцати прибавить тридцать– получится пятьдесят.

2.Он финишировал двадцать вторым.

3.До моего дня рождения осталось сто дней.

4.Шестой класс отправился в семидневный поход.

5.Команда решила удвоить усилия.

6.Петя получил за диктант тройку, а Маша пятёрку.

Ребята, найдите в данных предложениях числительные, назовите их.

Выпишите себе в тетрадь числительные: пятьдесят, с двумя, двадцать вторым. Выделим корни.

Восемь, с двумя, двадцать вторым. (двадцать: дв– корень, адцать– суффикс)

Скажите, чем они отличаются друг от друга? (числительные восемь и с двумя состоят из одного слова, а двадцать вторым из двух).

Какое из записанных числительных простое? (Числительные, состоящие из одного слова, называются ПРОСТЫМИ.) Приведите примеры других простых числительных. (один, два, сто и т.д)

Какое из записанных числительных составное? (Числительные, состоящие из двух и более слов, называются СОСТАВНЫМИ.) Приведите примеры других составных числительных. (пятьдесят первый, сто четвертый и т.д.)





Формирование ценностно-смысловых ориентаций обучающихся (Л)



3.2. Запись темы, формулировка цели и плана урока

Цель: учить формулировать тему урока и цель учебной деятельности;

учить планировать учебную деятельность;

объяснить лингвистический термин через этимологический анализ

–  Ребята, исходя из этого задания, какая же сегодня тема нашего урока?

Простые, сложные и составные числительные.

Пишем сегодняшнее число, классная работа, тема урока: Простые, сложные и составные числительные. (учитель на доске, дети в тетради)

Как вы думаете, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке? (научиться различать числительные по строению)

Посмотрим, как вы поняли разряды числ-х по строению. Я расскажу вам происхождение некоторых из них, а вы определите их разряд.

Числительное 40 по происхождению является существительным. В древнерусском языке оно имело значение «мешок». В него можно было поместить 40 штук соболей на одну шубу. Но впоследствии оно стало обозначать сорок любых предметов и превратилось в числительное.

Какого оно разряда по строению? (простое)

Числительные от одиннадцати до девятнадцати образовались от трех слов: один+на+десять - т.е. одиннадцать, двенадцать и подобные были какими по строению в истории языка? (были сложными, десять-корень)

В ходе исторического развития языка слово «десять» превратилось в суффикс «дцать». Значит, числ-е одиннадцать, двенадцать превратились в числ-е какого разряда? (простые)




Ставить учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (р)

3.3. Конструирование понятия

Цель: учить выделять существенные признаки понятия,

наблюдая за языковыми фактами

3.4. Формулировка определения понятия

Цель: учить обобщать признаки понятия, делать выводы из наблюдений;

учить сравнивать самостоятельно полученное определение с определением из учебника

- Давайте подведем итог. Что же мы узнали о постоянных морфологических признаках числительных?


Имена числительные, состоящие из одного слова, называются простыми, а из двух и более слов– составными, а состоящие из двух корней– сложными.

Хорошо, молодцы! Приступаем к выполнению упражнений.




Структурировать знания в виде определения понятия (п).

Владеть монологической речью (к)


Анализировать языковой материал, сравнивать языковые факты (п)

4. Закрепление нового материала

Цель: учить применять понятие на новом языковом материале

4.1. Формирование учебно-языковых опознавательных умений + формирование некоммуникативных речевых умений


Учебно-языковые упражнения:


Нахождение языкового явления


Открываем учебники на странице 47, смотрим 399 упражнение. Читаем задание. (просим ученика по желанию учителя)

t1685678174aa.png


Цель: научиться различать простые и составные числительные.

Начнем выполнение этого упражнения с первого вопроса (разбираем коллективно, вместе с учениками).

Десять дней- точное, дней десять- приблизительное, около десяти дней- приблиз.

Сто двадцать шагов- точн., шагов сто двадцать- приблиз.

Пять тысяч- точн., тысяч пять- приблиз., около пяти тысяч. (говорим о слове тысяча, какая орфограмма пропущена, буква я, словарное слово)

Шестьсот тонн- точн., тонн шестьсот- приблиз., около шестисот тонн- приблиз.

Два года- точн., года два- приблиз., около двух лет- приблиз.


Какие стили речи вы знаете? (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный). А теперь давайте ответим с вами на последний вопрос. (употребляются в официально-деловом и публицистическом)

Образец выполнения:

Десять (прост., Им.п) дней– дней десять(прост., Им.п.)–около десяти (прост., Р.п.) дней. (учитель пишет на доске)

Способ проверки:Под цифрами 1,2,3 делаем с учителем, учитель на доске, дети в тетради. Под цифрами 4,5 спросить устно по желанию.


Ответ:

Десять (прост., Им.п) дней– дней десять(прост., Им.п.)–около десяти (прост., Р.п.) дней.

Сто двадцать (состав., Им.п.) шагов– шагов сто двадцать (состав., Им.п.)

Пять тысяч (состав., Им.п.)– тысяч пять (состав., Им.п.)– около пяти тысяч. (состав., Р.п)

Шестьсот (прост., Им.п.) тонн– тонн шестьсот (прост., Им.п.)– около шестисот тонн. (прост., Р.п.)

Два (прост., Им.п.) года– года два (прост., Им.п.) около двух лет (прост., Р.п.)

Классификационное

Распределите числительные по группам: простые, сложные и составные. Составьте 3 предложения с любыми числительными.


Три, сорок восемь, тысяча девятьсот девяносто девятый, восьмидесятый, девяносто, сто тридцать, триста сорок восемь, два, двенадцать, две тысячи шесть, восемьсот пятнадцать, триста тринадцать, двести двадцать два, один миллион триста сорок пять тысяч восемьсот тридцать два.

(упражнение на распечатке)

Цель: научиться различать простые и составные числительные и употреблять их в предложениях.

Образец выполнения: три-прост., сорок восемь- состав., тысяча девятьсот девяносто девятый- состав. и т.д.

Я родился в тысяча девятьсот девяносто девятом году.

Способ проверки: ученики самостоятельно, каждый в своем листочке над числительным обозначают прост., состав., слож. Затем учитель спрашивает трех человек по группам, что получилось.

Также ученики составляют три предложения с тремя любыми числительными из списка. Спрашиваем по желанию.

Ответ:

Простые: три, два, двенадцать.

Сложные: восьмидесятый, девяносто.

Составные: сорок восемь, тысяча девятьсот девяносто девятый, сто тридцать, триста сорок восемь, две тысячи шесть, восемьсот пятнадцать, триста тринадцать, двести двадцать два, один миллион триста сорок пять тысяч восемьсот тридцать два.


Речевое

Предлагаю составить документ - автобиографию - на основе употребления чисел. На слайде представлены вопросы, отвечая на которые, напишите текст-автобиографию, прописывая числительные словами.


1. В каком году, какого числа и месяца ты родился(сь)?

2. В каком году ты поступил(а) в первый класс?

3. В каком классе и какой школы ты учишься сейчас?

4. В каком году ты планируешь закончить школу?

Цель: научиться употреблять числительные в тексте.

Образец выполнения:

Меня зовут Анастасия. Я родилась двадцатого апреля тысяча девятьсот девяносто восьмого года. В две тысячи пятом году пошла в первый класс. За свою жизнь я посетила два кружка: танцы и художественная школа. Сейчас учусь в десятом классе и закончу школу в две тысячи шестнадцатом году.

Способ проверки:слушаем 2-3 автобиографии.








Познавательное УУД- определять обобщенные морфологические понятия.
















































5. Итог урока

Цель: учить рефлексировать, осмысливать собственные мыслительные операции познания, т.е. учить формулировать новое знание (определение понятия) и способы действия (как применять новые знания)

Какая была сегодняшняя тема урока? Чему мы с вами научились?


-Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…



Домашнее задание: упражнение №398



Оценивать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению (Р.)
















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.