Урок повторения материала, пройденного в 8 классе по химии
Дата __03.09_____
Класс_____9______
№ урока_____1______
Тип урока повторение__
Провела Учитель химии Воробьева О.В.
План-конспект
Тема: «Повторение пройденного материала по химии в 8 классе»
Атомы и молекулы. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов. Простые и сложные вещества. Относительная атомная и молекулярная масса. Типы химических связей. Типы кристаллических решеток. Валентность и степень окисления.
Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по изученным в 8 классе темам. Развить у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы.
Оборудование: настенная доска, ПТХЭ, индивидуальные карточки, презентация
Ход урока.
Приветствие, обозначение темы и целей урока (1 мин).
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поднимемся еще на одну ступеньку познания химии, а именно на ступеньку обобщения и систематизации знаний по химии, пройденной в 8 классе.
Повторение материала (30 мин).
1. Давайте повторим, что же такое химия? Химия- наука о веществах и их превращениях.
Что является предметом химии? Правильно, предметом химии является вещество, совокупность атомов, молекул, ионов и радикалов, состоящих из одного или нескольких элементов.
2. Давайте вспомним с вами, что такое атом и повторим строение атома.
Атом- это электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов. Ядро состоит из нуклонов, то есть протонов (p) и нейтронов (n). Сумма числа протонов (Z) и нейтронов (N) в ядре называется массовым числом А. А=Z+N
Задание 1 (у доски 4 человека (3 мин)). Найти количество нейтронов, протонов и электронов в атоме Na, C, S, Fe.
Номер элемента показывает заряд ядра, число электронов, число протонов.
Строение атома, рисунок 1 (модель Резерфорда) в презентации.
3. Обратимся к ПТХЭ, вспомним, что такое период, группы, сколько их. Как называются группы и периоды, из чего состоит ПТХЭ (на какие две большие группы делится). Что такое инертные газы? Что показывает номер химического элемента? Как изменяются свойства атомов, простых и сложных вещества в периодах и группах?
Периодический закон: Свойства простых веществ, а также свойства и состав соединений элементов находятся в периодической зависимости от относительных атомных масс.
Современная формулировка: Свойства химических элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от зарядов атомных ядер.
4. Относительная атомная масса- это масса атома. Определяется как отношение массы данного атома элемента к 1/12 массе нейтрального атома изотопа углерода 12.
Молекулярная масса- сумма атомных масс в молекуле.
Молекула- это отдельная электронейтральная система, которая образуется при возникновении ковалентных связей между атомами одного или нескольких элементов, и определяющая химические свойства вещества.
5. Теперь давайте повторим, какое вещество можно назвать простым, а какое называется сложным. В простых и сложных веществах существует взаимодействие или связи. Давайте их вспомним. Какие виды связей вы знаете?
Металлическая связь- связь в металлах между атомами, обусловленная притяжением катионов металлов и свободных электронов. Так как у атомов металлов имеется избыток валентных орбиталей и недостаток электронов. Образуется в металлах и сплавах.
Ковалентная связь- связь между атомами двух неметаллов, образованная за счет формирования в межъядерном пространстве общих электронных пар.
Ионная связь- связь между атомами металла и неметалла, осуществляется электростатическим притяжением разноименно заряженных ионов.
Водородная связь- вид межмолекулярной связи, образуется между атомом водорода и фтора, кислорода, азота при непосредственном связывании.
6. Типы кристаллических решеток.
Кристаллическая решетка- это организация вещества, атома, молекулы в пространстве. В узлах кристаллической решетки могут быть иона, атомы или молекулы.
Таблица 1. Типы химических связей.
Металлическая | Ковалентная неполярная | Ковалентная полярная | Ионная | Водородная | Комплексная (несколько видов связи) |
Металлы | Атомы одинаковых неметаллов | Атомы разных неметаллов | Атом металла + атом неметалла | | |
Cu, Fe, Zn | N2, O2, H2 | HCl, H2S, N2O5 | CuO, Na2S, CaC2 | HF, H2O | C2H2, H2S2, H2O2 |
Таблица 2. Типы кристаллических решеток.
Тип решетки | Молекулярная | Атомная | Ионная | Металлическая |
В узлах | молекулы | атомы | катионы | Ионы металлов |
Характер связи | Межмолекулярные силы (водородная) | ковалентная | ионная | металлическая |
Прочность связи | слабая | Очень прочная | прочная | Разной прочности |
Физические свойства | Низкие темп. плавления и кипения, хорошая растворимость в воде, небольшая твердость, имеют запах. | Высокие темп. плавления и кипения, не летучи, практически не растворимы в воде, не имеют запаха. | Высокие темп. плавления и кипения, твердые, хрупкие, не имеют запаха, многие растворимы в воде. | Хорошо проводят электрический ток и тепло, многие пластичны, металлический цвет. |
Примеры веществ | Газы и жидкости О2, СО2, Н2О | Алмаз, графит, кварц, песок, нитрид бора. | Вещества с ионным типом связи. Соли, щелочи, оксиды. | В металлах и сплавах |
7. Валентность и степень окисления.
Валентность- мера способности атомов соединяться с другими атомами. Это понятие используется только для соединений с ковалентной связью. То есть валентность равна ковалентности или числу ковалентных связей. Обозначается римскими цифрами.
Степень окисления- условный заряд атома в соединении, найденный в предположении, что все образованные им связи ионные, показывает, сколько электронов идет на образование связи. Обозначается арабской цифрой.
Ребята, как вы думаете, может ли степень окисления быть нулевой, а дробной?
Постоянная степень окисления:
+1 Н ( с неметаллами), 1-ая группа
-1 Н ( с металлами), F
+2 2-ая группа
-2 О, кроме ОF2- фторид кислорода
+3 3-яя группа
Остальные элементы имеют переменную степень окисления.
Нулевая степень окисления в атомах и молекулах простых веществ.
Задание 2. Учитель объясняет у доски.
Определить степень окисления следующих веществ CuSO4, Na3PO4, BaCl2, Ca(NO3)2.
Самостоятельная работа на листках.
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант |
1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 2 периода 5 группы | 1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 3 периода 5 группы | 1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 3 периода 4 группы | 1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 2 периода 7 группы |
2. Найти молекулярную массу фосфорной кислоты (Н3PO4) | 2. Найти молекулярную массу сульфата меди (2) (СuSO4) | 2. Найти молекулярную массу нитрата натрия (NaNO3) | 2. Найти молекулярную массу гидроксида алюминия (Al(OH)3) |
3. Определить тип связи в Cl2, Fe2O3 | 3. Определить тип связи в H2S, ZnO | 3. Определить тип связи в P2O5, H2 | 3. Определить тип связи в Na, CaCl2 |
4. Определить тип кристаллической решетки в CuSO4 | 4. Определить тип кристаллической решетки в NaOH | 4. Определить тип кристаллической решетки в Ca(OH)2 | 4. Определить тип кристаллической решетки в NaNO3 |
5. Определить степень окисления каждого элемента | 5. Определить степень окисления каждого элемента | 5. Определить степень окисления каждого элемента | 5. Определить степень окисления каждого элемента |
Д/3 (1 мин).
Собираю карточки.
Домашнее задание. Повторить материал, пройденный на уроке. Определить степень окисления каждого элемента в соединении: HCl, Ba(NO3)2, K2SO4, Fe(OH)3, SO2
Спасибо, ребята, урок окончен Вы молодцы, хорошо сегодня поработали.
Всего 22 человека, 4 варианта, по 6 шт каждого варианта, печать 3 страницы
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант |
1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 2 периода 5 группы | 1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 3 периода 5 группы | 1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 3 периода 4 группы | 1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 2 периода 7 группы |
2. Найти молекулярную массу фосфорной кислоты (Н3PO4) | 2. Найти молекулярную массу сульфата меди (2) (СuSO4) | 2. Найти молекулярную массу нитрата натрия (NaNO3) | 2. Найти молекулярную массу гидроксида алюминия (Al(OH)3) |
3. Определить тип связи в Cl2, Fe2O3 | 3. Определить тип связи в H2S, ZnO | 3. Определить тип связи в P2O5, H2 | 3. Определить тип связи в Na, CaCl2 |
4. Определить тип кристаллической решетки в CuSO4 | 4. Определить тип кристаллической решетки в NaOH | 4. Определить тип кристаллической решетки в Ca(OH)2 | 4. Определить тип кристаллической решетки в NaNO3 |
5. Определить степень окисления каждого элемента | 5. Определить степень окисления каждого элемента | 5. Определить степень окисления каждого элемента | 5. Определить степень окисления каждого элемента |
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант |
1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 2 периода 5 группы | 1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 3 периода 5 группы | 1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 3 периода 4 группы | 1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 2 периода 7 группы |
2. Найти молекулярную массу фосфорной кислоты (Н3PO4) | 2. Найти молекулярную массу сульфата меди (2) (СuSO4) | 2. Найти молекулярную массу нитрата натрия (NaNO3) | 2. Найти молекулярную массу гидроксида алюминия (Al(OH)3) |
3. Определить тип связи в Cl2, Fe2O3 | 3. Определить тип связи в H2S, ZnO | 3. Определить тип связи в P2O5, H2 | 3. Определить тип связи в Na, CaCl2 |
4. Определить тип кристаллической решетки в CuSO4 | 4. Определить тип кристаллической решетки в NaOH | 4. Определить тип кристаллической решетки в Ca(OH)2 | 4. Определить тип кристаллической решетки в NaNO3 |
5. Определить степень окисления каждого элемента | 5. Определить степень окисления каждого элемента | 5. Определить степень окисления каждого элемента | 5. Определить степень окисления каждого элемента |
Решение.
1. Na A=23, Z=11, N=12 C A=12, Z=6, N=6 S A=32, Z=16, N=16 Fe A=56, Z=26, N=30
2. CuSO4 +2 +6 -2, Na3PO4 +1 +5 -2, BaCl2 +2 -1, Ca(NO3)2 +2 +5 -2
3. HCl +1 -1, Ba(NO3)2 +2 +5 -2, K2SO4 +1 +6 -2, Fe(OH)3 +3 -2 +1, SO2 +4 -2
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант |
1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 2 периода 5 группы Азот А=14, Z=7, N=7 | 1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 3 периода 5 группы | 1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 3 периода 4 группы | 1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 2 периода 7 группы |
2. Найти молекулярную массу фосфорной кислоты (Н3PO4) 98 | 2. Найти молекулярную массу сульфата меди (2) (СuSO4) 160 | 2. Найти молекулярную массу нитрата натрия (NaNO3) 85 | 2. Найти молекулярную массу гидроксида алюминия (Al(OH)3) 78 |
3. Определить тип связи в Cl2, Fe2O3 Ковалентная неполярная, ионная | 3. Определить тип связи в H2S, ZnO Ковалентная полярная, ионная | 3. Определить тип связи в P2O5, H2 Ковалентная полярная, ковалентная неполярная | 3. Определить тип связи в Na, CaCl2 Металлическая, ионная |
4. Определить тип кристаллической решетки в CuSO4 ионная | 4. Определить тип кристаллической решетки в NaOH ионная | 4. Определить тип кристаллической решетки в Ca(OH)2 ионная | 4. Определить тип кристаллической решетки в NaNO3 ионная |
5. Определить степень окисления каждого элемента | 5. Определить степень окисления каждого элемента | 5. Определить степень окисления каждого элемента | 5. Определить степень окисления каждого элемента |