Урок повторения материала, пройденного в 8 классе по химии

0
0
Материал опубликован 27 October 2020

Дата __03.09_____
Класс_____9______
№ урока_____1______
Тип урока
повторение__
Провела
Учитель химии Воробьева О.В.


План-конспект

Тема: «Повторение пройденного материала по химии в 8 классе»

Атомы и молекулы. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов. Простые и сложные вещества. Относительная атомная и молекулярная масса. Типы химических связей. Типы кристаллических решеток. Валентность и степень окисления.

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по изученным в 8 классе темам. Развить у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы.

Оборудование: настенная доска, ПТХЭ, индивидуальные карточки, презентация

Ход урока.

Приветствие, обозначение темы и целей урока (1 мин).
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поднимемся еще на одну ступеньку познания химии, а именно на ступеньку обобщения и систематизации знаний по химии, пройденной в 8 классе.
Повторение материала (30 мин).
1. Давайте повторим, что же такое химия?
Химия- наука о веществах и их превращениях.
Что является предметом химии? Правильно,
предметом химии является вещество, совокупность атомов, молекул, ионов и радикалов, состоящих из одного или нескольких элементов.

2. Давайте вспомним с вами, что такое атом и повторим строение атома.
Атом- это электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов. Ядро состоит из нуклонов, то есть протонов (p) и нейтронов (n). Сумма числа протонов (Z) и нейтронов (N) в ядре называется массовым числом А. А=Z+N
Задание 1 (у доски 4 человека (3 мин)). Найти количество нейтронов, протонов и электронов в атоме Na, C, S, Fe.

Номер элемента показывает заряд ядра, число электронов, число протонов.
Строение атома, рисунок 1 (модель Резерфорда) в презентации.

3. Обратимся к ПТХЭ, вспомним, что такое период, группы, сколько их. Как называются группы и периоды, из чего состоит ПТХЭ (на какие две большие группы делится). Что такое инертные газы? Что показывает номер химического элемента? Как изменяются свойства атомов, простых и сложных вещества в периодах и группах?

Периодический закон: Свойства простых веществ, а также свойства и состав соединений элементов находятся в периодической зависимости от относительных атомных масс.
Современная формулировка: Свойства химических элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от зарядов атомных ядер.

4. Относительная атомная масса- это масса атома. Определяется как отношение массы данного атома элемента к 1/12 массе нейтрального атома изотопа углерода 12.

Молекулярная масса- сумма атомных масс в молекуле.

Молекула- это отдельная электронейтральная система, которая образуется при возникновении ковалентных связей между атомами одного или нескольких элементов, и определяющая химические свойства вещества.

5. Теперь давайте повторим, какое вещество можно назвать простым, а какое называется сложным. В простых и сложных веществах существует взаимодействие или связи. Давайте их вспомним. Какие виды связей вы знаете?

Металлическая связь- связь в металлах между атомами, обусловленная притяжением катионов металлов и свободных электронов. Так как у атомов металлов имеется избыток валентных орбиталей и недостаток электронов. Образуется в металлах и сплавах.

Ковалентная связь- связь между атомами двух неметаллов, образованная за счет формирования в межъядерном пространстве общих электронных пар.

Ионная связь- связь между атомами металла и неметалла, осуществляется электростатическим притяжением разноименно заряженных ионов.

Водородная связь- вид межмолекулярной связи, образуется между атомом водорода и фтора, кислорода, азота при непосредственном связывании.

6. Типы кристаллических решеток.

Кристаллическая решетка- это организация вещества, атома, молекулы в пространстве. В узлах кристаллической решетки могут быть иона, атомы или молекулы.

Таблица 1. Типы химических связей.

Металлическая

Ковалентная неполярная

Ковалентная полярная

Ионная

Водородная

Комплексная (несколько видов связи)

Металлы

Атомы одинаковых неметаллов

Атомы разных неметаллов

Атом металла + атом неметалла



Cu, Fe, Zn

N2, O2, H2

HCl, H2S, N2O5

CuO, Na2S, CaC2

HF, H2O

C2H2, H2S2, H2O2



Таблица 2. Типы кристаллических решеток.

Тип решетки


Молекулярная

Атомная

Ионная

Металлическая

В узлах


молекулы

атомы

катионы

Ионы металлов

Характер связи


Межмолекулярные силы (водородная)

ковалентная

ионная

металлическая

Прочность связи


слабая

Очень прочная

прочная

Разной прочности

Физические свойства

Низкие темп. плавления и кипения, хорошая растворимость в воде, небольшая твердость, имеют запах.

Высокие темп. плавления и кипения, не летучи, практически не растворимы в воде, не имеют запаха.

Высокие темп. плавления и кипения, твердые, хрупкие, не имеют запаха, многие растворимы в воде.

Хорошо проводят электрический ток и тепло, многие пластичны, металлический цвет.

Примеры веществ

Газы и жидкости

О2, СО2, Н2О

Алмаз, графит, кварц, песок, нитрид бора.

Вещества с ионным типом связи. Соли, щелочи, оксиды.

В металлах и сплавах



7. Валентность и степень окисления.
Валентность- мера способности атомов соединяться с другими атомами. Это понятие используется только для соединений с ковалентной связью. То есть валентность равна ковалентности или числу ковалентных связей. Обозначается римскими цифрами.

Степень окисления- условный заряд атома в соединении, найденный в предположении, что все образованные им связи ионные, показывает, сколько электронов идет на образование связи. Обозначается арабской цифрой.
Ребята, как вы думаете, может ли степень окисления быть нулевой, а дробной?

Постоянная степень окисления:
+1 Н ( с неметаллами), 1-ая группа
-1 Н ( с металлами),
F
+2 2-ая группа
-2 О, кроме О
F2- фторид кислорода
+3 3-яя группа
Остальные элементы имеют переменную степень окисления.
Нулевая степень окисления в атомах и молекулах простых веществ.

Задание 2. Учитель объясняет у доски.
Определить степень окисления следующих веществ CuSO4, Na3PO4, BaCl2, Ca(NO3)2.



Самостоятельная работа на листках.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 2 периода 5 группы

1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 3 периода 5 группы

1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 3 периода 4 группы

1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 2 периода 7 группы

2. Найти молекулярную массу фосфорной кислоты (Н3PO4)

2. Найти молекулярную массу сульфата меди (2) (СuSO4)

2. Найти молекулярную массу нитрата натрия (NaNO3)

2. Найти молекулярную массу гидроксида алюминия (Al(OH)3)

3. Определить тип связи в Cl2, Fe2O3

3. Определить тип связи в H2S, ZnO

3. Определить тип связи в P2O5, H2

3. Определить тип связи в Na, CaCl2

4. Определить тип кристаллической решетки в CuSO4

4. Определить тип кристаллической решетки в NaOH

4. Определить тип кристаллической решетки в Ca(OH)2

4. Определить тип кристаллической решетки в NaNO3

5. Определить степень окисления каждого элемента
H2SO4

5. Определить степень окисления каждого элемента
HNO3

5. Определить степень окисления каждого элемента
H3PO4

5. Определить степень окисления каждого элемента
H2SO3



Д/3 (1 мин).
Собираю карточки.
Домашнее задание. Повторить материал, пройденный на уроке. Определить степень окисления каждого элемента в соединении: HCl, Ba(NO3)2, K2SO4, Fe(OH)3, SO2

Спасибо, ребята, урок окончен Вы молодцы, хорошо сегодня поработали.

























Всего 22 человека, 4 варианта, по 6 шт каждого варианта, печать 3 страницы

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 2 периода 5 группы

1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 3 периода 5 группы

1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 3 периода 4 группы

1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 2 периода 7 группы

2. Найти молекулярную массу фосфорной кислоты (Н3PO4)

2. Найти молекулярную массу сульфата меди (2) (СuSO4)

2. Найти молекулярную массу нитрата натрия (NaNO3)

2. Найти молекулярную массу гидроксида алюминия (Al(OH)3)

3. Определить тип связи в Cl2, Fe2O3

3. Определить тип связи в H2S, ZnO

3. Определить тип связи в P2O5, H2

3. Определить тип связи в Na, CaCl2

4. Определить тип кристаллической решетки в CuSO4

4. Определить тип кристаллической решетки в NaOH

4. Определить тип кристаллической решетки в Ca(OH)2

4. Определить тип кристаллической решетки в NaNO3

5. Определить степень окисления каждого элемента
H2SO4

5. Определить степень окисления каждого элемента
HNO3

5. Определить степень окисления каждого элемента
H3PO4

5. Определить степень окисления каждого элемента
H2SO3





1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 2 периода 5 группы

1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 3 периода 5 группы

1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 3 периода 4 группы

1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 2 периода 7 группы

2. Найти молекулярную массу фосфорной кислоты (Н3PO4)

2. Найти молекулярную массу сульфата меди (2) (СuSO4)

2. Найти молекулярную массу нитрата натрия (NaNO3)

2. Найти молекулярную массу гидроксида алюминия (Al(OH)3)

3. Определить тип связи в Cl2, Fe2O3

3. Определить тип связи в H2S, ZnO

3. Определить тип связи в P2O5, H2

3. Определить тип связи в Na, CaCl2

4. Определить тип кристаллической решетки в CuSO4

4. Определить тип кристаллической решетки в NaOH

4. Определить тип кристаллической решетки в Ca(OH)2

4. Определить тип кристаллической решетки в NaNO3

5. Определить степень окисления каждого элемента
H2SO4

5. Определить степень окисления каждого элемента
HNO3

5. Определить степень окисления каждого элемента
H3PO4

5. Определить степень окисления каждого элемента
H2SO3











Решение.

1. Na A=23, Z=11, N=12 C A=12, Z=6, N=6 S A=32, Z=16, N=16 Fe A=56, Z=26, N=30

2. CuSO4 +2 +6 -2, Na3PO4 +1 +5 -2, BaCl2 +2 -1, Ca(NO3)2 +2 +5 -2

3. HCl +1 -1, Ba(NO3)2 +2 +5 -2, K2SO4 +1 +6 -2, Fe(OH)3 +3 -2 +1, SO2 +4 -2

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 2 периода 5 группы

Азот А=14, Z=7, N=7

1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 3 периода 5 группы
Фосфор А=31,
Z=15, N=16

1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 3 периода 4 группы
Кремний А=28,
Z=14, N=14

1. Найти число нейтронов, протонов и электронов в элементе 2 периода 7 группы
Фтор А=19,
Z=9, N=10

2. Найти молекулярную массу фосфорной кислоты (Н3PO4) 98

2. Найти молекулярную массу сульфата меди (2) (СuSO4) 160

2. Найти молекулярную массу нитрата натрия (NaNO3) 85

2. Найти молекулярную массу гидроксида алюминия (Al(OH)3) 78

3. Определить тип связи в Cl2, Fe2O3

Ковалентная неполярная, ионная

3. Определить тип связи в H2S, ZnO

Ковалентная полярная, ионная

3. Определить тип связи в P2O5, H2

Ковалентная полярная, ковалентная неполярная


3. Определить тип связи в Na, CaCl2

Металлическая, ионная


4. Определить тип кристаллической решетки в CuSO4

ионная

4. Определить тип кристаллической решетки в NaOH

ионная

4. Определить тип кристаллической решетки в Ca(OH)2

ионная

4. Определить тип кристаллической решетки в NaNO3

ионная

5. Определить степень окисления каждого элемента
H2SO4 +1 +6 -2

5. Определить степень окисления каждого элемента
HNO3 +1 +5 -2

5. Определить степень окисления каждого элемента
H3PO4 +1 +5 -2

5. Определить степень окисления каждого элемента
H2SO3 +1 +4 -2



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.