Урок информатики «Правила записи формул в электронных таблицах» (9 класс)

1
0
Материал опубликован 27 January 2019

Приложение 1
XLS / 73.5 Кб

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: Информатика

Тема урока: Правила записи формул в электронных таблицах.

Класс:

Учитель: Урманова Н.М.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Продолжительность урока: 45 минут

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры.

Цели урока:

Содержательная: обобщение сведений, полученных на предыдущем уроке по теме «Электронные таблицы: структура, типы данных»; знакомство с правилами записи формул в электронных таблицах.

Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия - записи математических формул и решения задач в электронных таблицах.

Развивающая цель: развитие познавательного интереса, алгоритмического и логического мышления.

Формирование УУД:

Познавательные:

строить логическую цепь рассуждений;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (2 мин)

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей.

Приветствие учителя.

Актуализация знаний

(2 мин)

Организует устный опрос:

Давайте повторим материал.

Что такое ЭТ?

Какие данные можно вносить в ячейки ЭТ?

Как называется адрес ячейки, используемый в формуле?

Что еще, кроме ссылок, может содержать формула ЭТ?

Как перейти в режим ввода формулы в ячейке?

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Пробное учебное действие.

(2 мин)

Предложение задачи:

А сейчас предлагаю вам решить следующую задачу: имеется функция

. Определить ее значение при x=3, z=2.

Один учащийся садится за компьютер учителя и набирает формулу.

Выявления затруднения.

(5 мин)

Организует обсуждение проблемы.

Вариант: В формулу не подставляется переменная Z.

Почему программа не подставляет в формулу значение переменной z?

Возможно потому, что непонятно, что делать с этим значением, какую операцию выполнять?

(скорее всего, учащиеся предложат добавить в формулу знак умножения).

Вариант: Формула не работает.

Как вы думаете, почему формула не работает? А вы бы смогли сами вычислить такую формулу? Как?

(скорее всего, учащиеся предложат заменить переменную ссылкой).

Отличается ли запись данной формулы от привычной для вас математической записи?

Чем отличается?

При записи формул в ЭТ необходимо соблюдать следующие правила:

формула пишется в одну строку;

используются специальные знаки арифметических операций отличные от математических (необходимо ставить знак умножения).

Выявление затруднения, обдумывание причин затруднения. Коллективное обсуждение вариантов исправления формулы. Формулировка правил записи формул в ЭТ.

Постановка цели урока.

(2 мин)

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока.

Вычислите у доски значение функции y, подставив вместо переменных их числовые значения (результат 1,9).

Вы видите, что формула работает, но ответ неверный.

Значит, не все отличия записи формул в ЭТ от математической записи вами выявлены.

Как вы думаете, какова цель нашего урока, что вы сейчас будете делать?

Сегодня вам предстоит выявить отличия записи формул в ЭТ от математической и сформулировать правила записи формул в ЭТ, которые мы с вами не обсудили сейчас вместе.

Запишите тему урока: Правила записи формул в ЭТ.

Вычисляют значение функции и видят несоответствие результата правильному ответу.

Формулируют цель урока.

Формулировка задач урока

(2 мин)

Объясняет задания, которые предстоит выполнить учащимся.

Вам предстоит выполнить следующую работу:

Записать математические формулы в ЭТ и получить верный результат.

Формулы и результат, который должен быть получен при их выполнении, даны на листе, который так и называется ФОРМУЛЫ. В верхней части листа записано задание, прочитайте его внимательно. Если у вас возникнут трудности при записи формул, и не будут получаться правильные ответы, вы можете попросить у меня подсказки, которые помогут вам при выполнении работы. Однако использование подсказок повлияет на вашу оценку.

Сформулировать и записать в тетрадь правила записи формул в ЭТ, которые стали вам понятны при выполнении задания 1.

Решить задачу, применив свои новые знания.

После обсуждения результатов работы каждый из вас сам поставит себе оценку, используя критерии оценивания, которые я вам раздам.

Я проверяю правильность вашего собственного оценивания и объявляю окончательную оценку за урок.

На рабочем столе откройте файл «Правила» и приступайте к выполнению 1 и 2 заданий на листе «Формулы». Вы можете попросить подсказки при выполнении задания 1.

При необходимости задают уточняющие вопросы, относящиеся к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа (этап 1)

(индивидуально)

Индивидуальная помощь ученикам, испытывающим трудности при выполнении задания.

Выдача подсказки (Приложение 2) ученикам (возможна выдача подсказки без просьбы ученика, если отсутствует даже минимальный результат).

Просматривает полученные учениками выводы.

Индивидуальное выполнение заданий. (Приложение 1, Лист Формулы): учащиеся записывают математические формулы в ЭТ.

Самоанализ и самоконтроль: учащиеся сверяют результат своей работы с правильными результатами и выявляют свои ошибки.

При необходимости учащиеся могут попросить подсказки.

Формулируют в письменной форме правила записи формул в ЭТ.

Самостоятельная работа (этап 2) (индивидуально).

Проверка результатов решения задач.

Выполнение заданий, требующих применения нового способа действий (Приложение 1, Лист Города)

Обсуждение полученных выводов.

(не менее чем за 8 мин до конца урока)

Организует обсуждение результатов работы.

Сверните файл, в котором вы работали. Возьмите свои тетради.

Теперь давайте обсудим правила, которые вы записали, выполняя задание 2.

(Сначала спрашивать учащихся, у которых правила сформулированы некорректно).

Как ты думаешь, человек, которые впервые пишет подобные математические формулы в ЭТ, поймет твое правило и справится с заданием?

Попросить сформулировать то же правило другого ученика. Обсудить, какая формулировка будет понятнее?

По просьбе учителя озвучивают сформулированные правила, обсуждают, дополняют ответы одноклассников.

Рефлексия деятельности.

Выставление оценок ученикам.

Выставляют себе оценку, пользуясь критериями (Приложение 3).


 


 

Приложение 2:

Математическая запись

Запись в электронных таблицах

=(12+a)/(7*b)

=(12+a)/7*b

=2*b^(4+a)

Приложение 3

Фамилия имя

 

Задание и критерии оценивания

Балл

Итого баллов

Оценка

 

Задание 1

Выполнено самостоятельно – 3 балла.

Выполнено с использованием подсказки – 2 балла.

Выполнено с использованием подсказки и помощи учителя – 1 балл.

     

От 2 до 4 баллов – оценка 3

От 5 до 8 баллов – оценка 4

От 9 до 10 баллов – оценка 5

Задание 2

Сформулировано грамотно и понятно 2 правила – 3 балла.

Сформулировано грамотно и понятно 1 правило или сформулированы 2 правила, но формулировка недостаточно понятная – 2 балла.

Сформулировано 1 правило, но формулировка непонятная –– 1 балл.

 

Задание 3

Самостоятельно выполнены 3 пункта в задании – 4 балла.

Самостоятельно выполнены 2 пункта в задании – 3 балла.

Самостоятельно выполнен 1 пункт в задании – 1 балл.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации