Урок информатики «Правила записи формул в электронных таблицах» (9 класс)
Приложение 1
XLS / 73.5 Кб
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: Информатика
Тема урока: Правила записи формул в электронных таблицах.
Класс: 9а
Учитель: Урманова Н.М.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Продолжительность урока: 45 минут
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры.
Цели урока:
Содержательная: обобщение сведений, полученных на предыдущем уроке по теме «Электронные таблицы: структура, типы данных»; знакомство с правилами записи формул в электронных таблицах.
Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия - записи математических формул и решения задач в электронных таблицах.
Развивающая цель: развитие познавательного интереса, алгоритмического и логического мышления.
Формирование УУД:
Познавательные:
строить логическую цепь рассуждений;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Ход урока |
||
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент (2 мин) |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей. |
Приветствие учителя. |
Актуализация знаний (2 мин) |
Организует устный опрос: Давайте повторим материал. Что такое ЭТ? Какие данные можно вносить в ячейки ЭТ? Как называется адрес ячейки, используемый в формуле? Что еще, кроме ссылок, может содержать формула ЭТ? Как перейти в режим ввода формулы в ячейке? |
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. |
Пробное учебное действие. (2 мин) |
Предложение задачи: А сейчас предлагаю вам решить следующую задачу: имеется функция . Определить ее значение при x=3, z=2. |
Один учащийся садится за компьютер учителя и набирает формулу. |
Выявления затруднения. (5 мин) |
Организует обсуждение проблемы. Вариант: В формулу не подставляется переменная Z. Почему программа не подставляет в формулу значение переменной z? Возможно потому, что непонятно, что делать с этим значением, какую операцию выполнять? (скорее всего, учащиеся предложат добавить в формулу знак умножения). Вариант: Формула не работает. Как вы думаете, почему формула не работает? А вы бы смогли сами вычислить такую формулу? Как? (скорее всего, учащиеся предложат заменить переменную ссылкой). Отличается ли запись данной формулы от привычной для вас математической записи? Чем отличается? При записи формул в ЭТ необходимо соблюдать следующие правила: формула пишется в одну строку; используются специальные знаки арифметических операций отличные от математических (необходимо ставить знак умножения). |
Выявление затруднения, обдумывание причин затруднения. Коллективное обсуждение вариантов исправления формулы. Формулировка правил записи формул в ЭТ. |
Постановка цели урока. (2 мин) |
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока. Вычислите у доски значение функции y, подставив вместо переменных их числовые значения (результат 1,9). Вы видите, что формула работает, но ответ неверный. Значит, не все отличия записи формул в ЭТ от математической записи вами выявлены. Как вы думаете, какова цель нашего урока, что вы сейчас будете делать? Сегодня вам предстоит выявить отличия записи формул в ЭТ от математической и сформулировать правила записи формул в ЭТ, которые мы с вами не обсудили сейчас вместе. Запишите тему урока: Правила записи формул в ЭТ. |
Вычисляют значение функции и видят несоответствие результата правильному ответу. Формулируют цель урока. |
Формулировка задач урока (2 мин) |
Объясняет задания, которые предстоит выполнить учащимся. Вам предстоит выполнить следующую работу: Записать математические формулы в ЭТ и получить верный результат. Формулы и результат, который должен быть получен при их выполнении, даны на листе, который так и называется ФОРМУЛЫ. В верхней части листа записано задание, прочитайте его внимательно. Если у вас возникнут трудности при записи формул, и не будут получаться правильные ответы, вы можете попросить у меня подсказки, которые помогут вам при выполнении работы. Однако использование подсказок повлияет на вашу оценку. Сформулировать и записать в тетрадь правила записи формул в ЭТ, которые стали вам понятны при выполнении задания 1. Решить задачу, применив свои новые знания. После обсуждения результатов работы каждый из вас сам поставит себе оценку, используя критерии оценивания, которые я вам раздам. Я проверяю правильность вашего собственного оценивания и объявляю окончательную оценку за урок. На рабочем столе откройте файл «Правила» и приступайте к выполнению 1 и 2 заданий на листе «Формулы». Вы можете попросить подсказки при выполнении задания 1. |
При необходимости задают уточняющие вопросы, относящиеся к самостоятельной работе. |
Самостоятельная работа (этап 1) (индивидуально) |
Индивидуальная помощь ученикам, испытывающим трудности при выполнении задания. Выдача подсказки (Приложение 2) ученикам (возможна выдача подсказки без просьбы ученика, если отсутствует даже минимальный результат). Просматривает полученные учениками выводы. |
Индивидуальное выполнение заданий. (Приложение 1, Лист Формулы): учащиеся записывают математические формулы в ЭТ. Самоанализ и самоконтроль: учащиеся сверяют результат своей работы с правильными результатами и выявляют свои ошибки. При необходимости учащиеся могут попросить подсказки. Формулируют в письменной форме правила записи формул в ЭТ. |
Самостоятельная работа (этап 2) (индивидуально). |
Проверка результатов решения задач. |
Выполнение заданий, требующих применения нового способа действий (Приложение 1, Лист Города) |
Обсуждение полученных выводов. (не менее чем за 8 мин до конца урока) |
Организует обсуждение результатов работы. Сверните файл, в котором вы работали. Возьмите свои тетради. Теперь давайте обсудим правила, которые вы записали, выполняя задание 2. (Сначала спрашивать учащихся, у которых правила сформулированы некорректно). Как ты думаешь, человек, которые впервые пишет подобные математические формулы в ЭТ, поймет твое правило и справится с заданием? Попросить сформулировать то же правило другого ученика. Обсудить, какая формулировка будет понятнее? |
По просьбе учителя озвучивают сформулированные правила, обсуждают, дополняют ответы одноклассников. |
Рефлексия деятельности. |
Выставление оценок ученикам. |
Выставляют себе оценку, пользуясь критериями (Приложение 3). |
Приложение 2:
Математическая запись |
Запись в электронных таблицах |
=(12+a)/(7*b) |
|
=(12+a)/7*b |
|
=2*b^(4+a) |
Приложение 3 |
||||
Фамилия имя |
||||
Задание и критерии оценивания |
Балл |
Итого баллов |
Оценка |
|
Задание 1 Выполнено самостоятельно – 3 балла. Выполнено с использованием подсказки – 2 балла. Выполнено с использованием подсказки и помощи учителя – 1 балл. |
От 2 до 4 баллов – оценка 3 От 5 до 8 баллов – оценка 4 От 9 до 10 баллов – оценка 5 |
|||
Задание 2 Сформулировано грамотно и понятно 2 правила – 3 балла. Сформулировано грамотно и понятно 1 правило или сформулированы 2 правила, но формулировка недостаточно понятная – 2 балла. Сформулировано 1 правило, но формулировка непонятная –– 1 балл. |
||||
Задание 3 Самостоятельно выполнены 3 пункта в задании – 4 балла. Самостоятельно выполнены 2 пункта в задании – 3 балла. Самостоятельно выполнен 1 пункт в задании – 1 балл. |