Урок русского языка в 6 классе «Не с существительными»
Тема урока: Не с существительными
Класс: 6
Тип урока: объяснение нового материала
Учебник: Русский язык 6 класс Ладыженская 1 часть. Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др.
Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.
Планируемые результаты:
Предметные: безошибочно писать существительные с НЕ, правильно пользоваться правилом, определяющим выбор слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
Метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме)
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному алгоритму, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: учебник, карточки.
I. Оргмомент (1 мин.)
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
II. Актуализация знаний (4 мин.)
Словарно-орфографическая работа (написано на доске):
По алле.., (не)вежа, врач..м, рож.., плам..нем, (много) задач.., (не)настье, об арми.., пейзаж..м, ц..ркуль.
(работают самостоятельно, далее у доски по 1 ученику объясняют орфограммы).
III. Целеполагание (2 мин.)
- Написание каких слов нам трудно объяснить? Почему? (написание НЕ с именами существительными)
- Сформулируйте тему нашего урока. Запишите ее в тетрадь.
- Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (Научиться писать НЕ с существительными)
- А что для этого надо сделать? (Выявить условия написания НЕ с именами существительными)
IV. Открытие новых знаний (10 мин.)
1. Определите по лексическому значению, о каком слове идет речь. Запишите полученные слова к себе в тетрадь.
Подсказка данные слова начинаются с НЕ.
1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)
2. Недоучившийся, мало знающий человек … (Недоучка)
3. Того, кому не сидится на месте, называют… (Непоседа)
4. Неизвестный человек. (Незнакомец)
- Как написано Не с этими словами? Подумайте почему НЕ в этих сущ. написано слитно? Какой мы сделаем вывод?
Вывод: без НЕ не употребляются
2. К данным существительным записать новые слова с приставкой НЕ, а к ним подобрать синонимы.
О б р а з е ц : Счастье – несчастье (горе.)
Внимательность – невнимательность (рассеянность).
Воля – неволя (рабство).
Друг – недруг (враг).
Правда – неправда (ложь).
- Сделайте вывод, когда ещё НЕ пишется слитно?
Вывод: Если можно подобрать синонимы, пишется слитно.
Итак, мы узнали, что НЕ с существительными пишется слитно в 2 случаях. Каких?
Что нам осталось узнать?
(Когда пишется раздельно)
3. Наблюдение с.150 (3 мин.)
- В каком слове НЕ является приставкой, а в какой – частью корня?
- В каком предложении употреблена отрицательная частица НЕ?
- Укажите однородные члены в 3-м предложении. Каким союзом они связаны?
(После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными).
- Когда НЕ с существительными будет писаться раздельно?
Вывод: Если есть противопоставление с союзом А.
V. Построение проекта выхода из затруднения (5 мин.)
Сравним наши выводы с правилом. (1 ученик читает правило всему классу)
Составление схемы на основе правила:
- Сколько условий слитного написания не с существительными? Какие? (ЗАПИСЫВАЮТ)
- Сколько – раздельного? Какие? (ЗАПИСЫВАЮТ)
- Какие из условий являются главными, определяющими? (Не употребляется без не, противопоставление.)
СЛИТНО | РАЗДЕЛЬНО |
1. Не употребляется без НЕ 3. Можно заменить синонимом | 2. Есть противопоставление с союзом А. 4. Нельзя заменить синонимом |
Орфографическая физминутка (1 мин.)
Слитно с НЕ – присесть, раздельно – хлопнуть в ладоши:
Ненависть; не добро, а зло; недочет, неуч; не правда, а ложь; не слон; нелепица; непогода; невезение.
VI. Применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений.
Комментированное письмо. (10 мин.)
(В упражнении 23 слова (по количеству детей в классе). Каждый ученик «по цепочке» комментирует написание не с существительным, пользуясь алгоритмом).
Задание: перепишите, раскрывая скобки.
(Не)настье, (не)доразумение, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)погода, (не)досол, (не)вежливость; (не)вежливость, а грубость; (не)урожай, (не)счастье; (не)счастье, а горе; (не)приятель, (не)нависть, (не)дочет, (не)развитость, (не)доумение, (не)ряха, (не)рушимость; (не)задача, а пример, (не)решительность, (не)брежность; (не)слон, (не)лесть, а правда.
VII. Самостоятельная работа с проверкой и озвучиванием результатов. (5 мин.)
Тест
1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
А) Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
Б) Полная (не)лепица.
В) Причины (не)успеваемости.
2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
А) Прилив (не)нависти.
Б) (Не)знание предмета.
В) Жизнь красна (не)днями, а делами.
3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
А) Видно (не)ряху по грязной рубахе.
Б) Говорить (не)правду некрасиво.
В) Говорить (не)правду, а ложь.
4. Не с существительными пишется раздельно.
А) (Не)везение преследовало меня.
Б) (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
В) (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
5. Не с существительными пишется раздельно.
А) Учение - красота, а (не)учение - слепота.
Б) Сила с (не)правдою не уживаются.
В) Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
Правильный ответ за доской. Взаимопроверка. (1 мин.)
VIII. Итог урока. Рефлексия. (2 мин.)
Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?
Как пишется НЕ с существительными?
От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?
Ученикам предлагается небольшая анкета:
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
IX. Домашнее задание (1 мин.)
Базовый уровень:
1.Параграф 51, выучить правило о правописании НЕ с существительными.
2.Упр. 286
Повышенный уровень*
Составить словарик существительных, которые не употребляются без НЕ.